Проект
проект (младшая группа)

Мирсаяпова Наталья Анатольевна

Раннний 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ranniy_vozrast.docx379.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад_№2 « Рябинка»

Проект по духовно – нравственному воспитанию дошкольников:

«Фольклор для малышей»

Составили: Мирсаяпова Наталья Анатольевна

воспитатель первой квалификационной категории,

воспитатель Чудова Наталия Ивановна

Мегион 202/

Содержание

  1. Информационная карта проекта……………………………………………...….........3
  2. Введение………………………………………………………………………………..5
  3. Актуальность проекта………………………………….…………………..……….....5
  4. Новизна и педагогическая целесообразность проекта…………………………........5
  5. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты……………………………………6
  6. Концептуальное обоснование проекта..…………………………………………..…...6
  7. Основные принципы работы в рамках проекта……………………………………...6-7
  8. Педагогические технологии…………………………………………………………..…7
  9. Условия реализации проекта…………………………………………………………....8
  10. Этапы реализации проекта………………………………….……………………….....10
  11. Динамика развития социально – коммуникативных способностей

воспитанников (целевые ориентиры)………………………………………...…….....10

  1. Основные показатели достижений детей в рамках проекта………………………...10
  2. Календарно-тематическое планирование……………….…………………………10-13
  3. Взаимодействие с родителями. Перспективный план……………………………….14
  4. Риски и пути преодоления рисков………………………………………………….…14
  5. Сравнение показателей результативности проекта в сравнении с

традиционными методиками обучения....................................................................15-16

  1. Вывод .. …………….…………………………………………….………….….....…15
  2. Литература…………………………………………………………………………..…..16
  3. Приложение №1 Анкета для родителей.

Приложение № 2 Картотека дидактических игр

Приложение № 3 Картотека ситуаций для обыгрывания

Приложение № 4 Игра «Злой и добрый ветер» (с использованием ТРИЗ)

Словесная игра «Хорошо - плохо» (с использованием ТРИЗ)

Приложение №5 Сценарий викторины для родителей «Если добрый ты»

Приложение №5 Праздник доброты

Информационная карта проекта

Название проекта

Проект по духовно – нравственному воспитанию дошкольников: «Фольклор для малышей»

Тип проекта

познавательно- творческий.

Вид проекта

Краткосрочный, практико – ориентированный

По количеству детей, вовлечённых в проект

Групповой

Форма проведения

Дневная (совместная образовательная деятельность)

По уровню контактов

На уровне образовательного учреждения

Нормативно-правовое обеспечение

Концепция дошкольного воспитания (1989 г.)

Конвенция о правах ребёнка (одобрена ООН )

Федеральный закон РФ от № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";

Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ

Цель

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей духовно-нравственных основ».

Задачи

Для детей

- Приобщать детей к иллюстрациям, картинам по духовно – нравственному воспитанию.

- познакомить и закрепить знания детей о русских народных сказках, потешках.

- привлечь детей к совместной театрализованной деятельности;

- развивать речь, воображение, мышление;

- Стимулирование активности каждого ребёнка, вызвать его желание действовать, общаться, играть в русские народные игры.

- Обыгрывать потешки

Для родителей:

- развитие творческих способностей детей, привлечение к участию в выполнении совместных с детьми творческих работ.

- Проведение бесед, устных журналов, консультаций, занятий с родителями по проблеме духовно -нравственного становления ребёнка раннего младшего возраста.

- повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество.

- проведение онлай мастер – класса с родителями «Роль потешек в развитии детей»».

Для педагогов:

-Взаимодействие с социальными партнерами: представители духовенства;

- Социальная активность детей;

Структура и срок реализации проекта

1. Подготовительный этап.

Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированный материал по данной проблеме,

авторские презентации по теме проекта, альбомы для рассматривания по теме проекта.

#1057;оставление перспективного плана.

3. Анкетирование родителей «Фольклор в жизни детей»

Цель: выявить интересы и знания родителей воспитанников по данной теме.

Проведение онлайн мастер – класса с родителями «Роль потешек в развитии детей»».

2. Основной этап.

Срок реализации: Выполнение и реализация перспективного плана мероприятий.

3. Обобщающий этап.

Презентация проекта.

Продукт проекта: Создание альбома «Русское народное творчество»

- оформление сборника : "Матрёшкины потешки"

Составитель проекта

Мирсаяпова Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории .

Воспитатель: Чудова Наталия Ивановна

Консультации для педагогов «Детский поэтический фольклор», «Фольклор и его значение в воспитание детей».

Введение

«Потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим

материалом для развития культурной речи». А.П.Усова

Актуальность

Приобщение новых поколений к народной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Русская национальная культура это наследие, которое принадлежит народу. Веками создаваемая, она сохранила свою самобытность и индивидуальность. Это ценность, которую нужно беречь и предавать их поколения в поколения.

Приобщение к традициям своего народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.П. Зиньковского, Д.С.Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и предавать культурное наследие этноса.

Именно дошкольное детство является тем периодом, в который начинает происходить социализация ребенка, то есть приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческим ценностям.

Значимость народной культуры состоит в ее способности формировать и развивать те качества личности дошкольника, которые являются основополагающими: память, речь, мышление, воображение, умственную и творческую активность, духовные и нравственно-эстетические нормы, чувство национального самосознания.

Приобщение детей к народной культуре так же является одним из средств формирования патриотических чувств и развития духовности. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью отечества.

Основным средством приобщения дошкольников к народной культуре является фольклор. Богатейшие образы, темы, мотивы, формы фольклора просто, красиво, доступно знакомит детей с богатейшим наследием своего народа.

В фольклоре отображаются и сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через народную песню, сказку, овладевая языком своего народа, знакомясь с традициями и обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о национальной культуре.

Народное искусство лежит корнями глубоко в древности. Его произведения создаются в соответствии с многовековыми традициями того или иного народа, которые в основе своей имеют единство взглядов на мир.

Д. С. Лихачев говорил: « Народное искусство создается всеми для всех и в рамках многовековых традиций. Во всем, что делает народ, единое представление о красоте создавало единство стиля, и то и другое, как броней защищало народное искусство от безвкусицы».

Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Психологические исследования (Л.В. Выготский, А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.) показывают, что приобщение личности к культуре уже в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, и осваивается в активной созидательной деятельности. В связи с этим дошкольный возраст справедливо рассматривается как период формирования личности, период ее социализации и приобщение личности к культуре.

В наше время, в эпоху нестабильности понемногу начинает возрождаться интерес к старинным праздникам, традициям, народному прикладному творчеству. Особый интерес уделяется фольклор, как средству воспитания детей дошкольного возраста. Все чаще в литературе, газетах, журналах появляются статьи о возрождении русских национальных традиций. Но типовая программа детского сада, как руководство и основной документ, не ставит конкретных задач по приобщению детей к истокам своей родной культуры. Поэтому представления детей о народной культуре поверхностны.

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми огромную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения к высотам классической отечественной литературы, театра, музыки, так как именно в дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций.

Новизна и педагогическая целесообразность проекта заключается в том, что в процессе реализации проекта педагогическая деятельность выстроена таким образом, чтобы задачи обучения и воспитания дошкольников реализовывались при активном участии родителей (лиц, их заменяющих) воспитанников. Эффективность и результативность будет проявляться лишь в том случае, если дошкольное учреждение и семья будут сообща идти к намеченной цели. Для этого необходимо наладить такой прочный контакт с родителями воспитанников, чтобы они стали союзниками образовательного учреждения. С этой целью необходимо увлечь родителей жизнью ребенка в детском саду, его интересами, стремлениями.

Цель проекта: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей духовно-нравственных основ».

Задачи проекта:

- Приобщать детей к иллюстрациям, картинам по духовно – нравственному воспитанию.

- познакомить и закрепить знания детей о русских народных сказках, потешках.

- привлечь детей к совместной театрализованной деятельности;

- развивать речь, воображение, мышление;

- Приобщать малышей к русскому народному творчеству (играм, хороводам, потешкам, сказкам, песням) в разных видах деятельности.

- Развивать устойчивый интерес к художественным произведениям, и декоративно-прикладному искусству.

Ожидаемые результаты:

- Повышение уровня сформированности духовно-нравственной культуры детей раннего младшего возраста.

повышение педагогической компетентности родителей в нравственном воспитании детей.

- формирование чувства доброты, сострадания, милосердия, готовности прийти на помощь;

- внедрение наиболее эффективных методик духовно- нравственного развития и воспитания в педагогическую деятельность

- дети имеют этические представления о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости»;

- бережное отношение детей к миру природы и к окружающему миру в целом;

Концептуальное обоснование проекта

С помощью фольклора достаточно легко можно установить контакт с ребенком раннего возраста. Фольклор является незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. Чаще всего через элементы фольклора мы доносим до ребенка свою нежность, любовь, веру в него. Этот метод способствует скорейшей адаптации ребенка. Обращение к устному народному творчеству в работе с детьми раннего возраста должно быть постоянным. В нем заложены неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, пробуждения познавательной активности.

В раннем возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор.

Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в развитии. И я пришла к выводу, что детский фольклор имеет большое значение во всестороннем развитии ребенка. Эти положения стали основой нашего проекта.

Основные принципы работы в рамках проекта:

Проект ориентирован на формирование положительной социализации дошкольников, поэтому сочетает в себе дидактические принципы: наглядности, доступности, научности, индивидуального подхода, связи теории с практикой; а так же принципы социального воспитания:

принцип развивающего образования, в соответствие с которым главной целью является развитие ребенка;

- принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогике, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

- принцип концентрации состоит в направленности воспитательной работы на умение правильно себя вести в коллективе;

- принцип коллективности социального воспитания заключается в том, что коллектив выполняет воспитательную функцию, дает человеку большой жизненный опыт и учит его правильно поступать в различных жизненных ситуациях;

- Принцип активности и посильной самостоятельности. Этот принцип предполагает, что на занятии создаются условия, чтобы у малышей возникла потребность речевого взаимодействия, педагог вызывает у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа, предлагает малышам включиться в игровое взаимодействие по тексту.

- Принцип познавательной активности – один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.

- Принцип наглядности не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми младшего дошкольного возраста. Предполагает использование наглядных средств (игрушки - забавы, картинки, пособия, с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата, использование приёмов инсценирования.

- под принципом дополнительности принято понимать комплексное использование всех перечисленных принципов;

Взаимодействие педагоги – родители основывается на соблюдении всеми участниками следующих принципов:

  • доступности: каждый желающий может участвовать в мероприятиях, коллективных делах;
  • открытости: на сайте детского сада можно ознакомиться с уставом, договором с родителями и иными локальными актами, с исторической справкой учреждения и текущей информацией. Есть рубрика для родителей, кроме того они могут обратиться с вопросами к руководителю учреждения или специалистам по электронной почте или через сайт;
  • доброжелательности всех участников содружества, соблюдения морально-этического устава, разработанного для формирования позитивных взаимоотношений родителей и педагогов;
  • добровольности: в процессе реализации задач и содержания программы не допускается никакого принуждения.

Педагогические технологии

Взаимодействие всех участников проекта осуществляется на основе современных образовательных технологий:

технология проектной деятельности одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее;

здоровьесберегающие технологии (физминутки, пальчиковые гимнастики, подвижные и спортивные игры, гимнастика (для глаз, дыхательная), динамические паузы, релаксация, закаливания, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье);

личностно-ориентированная технология обучения и воспитания: обеспечение комфортных условий ребёнку в семье и дошкольном учреждении, предоставление возможности ребёнку для самореализации в игре. Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании;

индивидуального подхода - воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для деятельности. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников;

технология исследовательской деятельности: знакомство с историей своего рода; предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей;

в современном мире при всем нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры, подбирается иллюстративный материал (сканирование, интернет, принтер, презентация); дополнительный познавательный материал к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий; оформление групповой документации по проекту; создание презентации в программе РowerРoint для повышения эффективности совместной деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Условия реализации проекта

Создание условий для реализации проекта должно обеспечить развитие личности ребенка в сфере социально-коммуникативного развития на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, себе и к другим людям.

Построение предметно-развивающей среды в ДОУ основано на Методических рекомендациях для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» О.А.Карабанова, Э.Ф.Алиева, О.Р.Радионова и др.М.: ФИРО, 2014.

Психолого-педагогические условия

Для успешной реализации проекта обеспечены психолого-педагогические условия. Это уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности через реализацию намеченных мероприятий.

Проект соответствует возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитание детей через вовлечение в совместную деятельность с детьми.

Материально – техническое обеспечение проекта

- интерактивная доска, - фортепиано;

- центры детской активности группы,

- мини – музей в группе «Русская изба»

Развивающая предметно – пространственная среда

Компоненты среды

Оснащение

Функциональный модуль «Игровая»:

- куклы, кукольная мебель; - модуль – основа для игры «Кухня», «Дом»; - набор машинок; - художественная литература, сборник потешек, песен, сказок;

- пальчиковый театр,

- уголок ряженья,

- кукольные театры русских народных сказок,

- настольные игы,

- игры – забавы.

Функциональный модуль «Физкультура»:

-мячи; - ленты; - обручи - султанчики;

- Картотека «Русские народные игры для раннего возраста»

- атрибуты для подвижных игр,

- маски сказочных героев.

Функциональный модуль

«Музыка»:

- комплект видеофильмов, сказок, потешек; - ширмы;

- балалайка, дудочка

Функциональный модуль «Творчество»:

- разрезные сюжетные картинки;

- репродукции картин по теме проекта,

Функциональный модуль «В гостях у сказки»:

- подборка художественной литературы; - Атрибуты к дыхательным упражнениям «Свечка», «Сдуй снежинку», «Попади в воротики» (Дыхательный Футбол), «Кто дальше»; «Мыльные пузыри».

- набор пазлов; - набор пальчиковых кукол по сказкам; - Библиотека книг с яркими большими иллюстрациями;

Функциональный модуль «Уличное пространство»:

- веранда - карусель

Интеграция в образовательные области

Речевое развитие (Чтение сказок, потешек: "Колобок", "Репка", "Курочка Ряба" Потешка «Пошел котик на торжок», «Как на тоненький ледок», «Наша Маша маленька», «Петушок, петушок»; показ настольного театра по сказке «Репка»;)

Художественно-эстетическое развитие ( лепка: зернышки для курочки; рассматривание картинок из серии «Герои сказок»; закрашивание раскрасок на тему: «Сказочный герой»; хороводная игра: «Заинька попляши…».)

Социально-коммуникативное развитие (рассматривание иллюстраций к сказкам: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба»; пальчиковые игры; дидактические игры: «Чудо – дерево», «Чудесный мешочек», «Грибочки», «Домик для мышки»);

Познавательное развитие (Подражательные движения характерные животным: ходьба, бег, прыжки (заяц, волк, медведь, лиса)

Физическое развитие (подвижная игра «Зайка серый умывается»; комплекс утренней гимнастики «Заячья зарядка»;)

Этапы реализации проекта

В основе организации проектной деятельности, реализуемой на практике, лежит структура, предложенная Н.А.Рыжовой, состоящая из трёх основных этапов: подготовительного, основного и обобщающего.

#1055;одготовительный этап

Изучить педагогическую литературу по данному направлению.

Постановка проблемы и цели.

Составление перспективного плана работы по проведению проекта.

Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, разработать основные методические материалы и изготовление пособий , развивающей среды группы.

Выявление уровня знаний детей о нравственных нормах (методом беседы, наблюдения и анализа поступков)

Проявление интереса родителей и помощь в подборе тематического материала.

#1054;сновной этап

В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта: Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом по теме. Изготовление игр, наглядных пособий для детей, тематические беседы, консультации для родителей, развлечения, игры, акции, экскурсии, чтение художественной литературы, игровая и художественно-продуктивная деятельность.

#1054;бобщающий этап

Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.

Подведение итогов.

Создание альбома «Русское народное творчество» - оформление сборника : "Матрёшкины потешки"

Оформление наглядной информации в родительском уголке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...