Проект
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад_№2 « Рябинка»
Проект по духовно – нравственному воспитанию дошкольников:
«Фольклор для малышей»
Составили: Мирсаяпова Наталья Анатольевна
воспитатель первой квалификационной категории,
воспитатель Чудова Наталия Ивановна
Мегион 202/
Содержание
- Информационная карта проекта……………………………………………...….........3
- Введение………………………………………………………………………………..5
- Актуальность проекта………………………………….…………………..……….....5
- Новизна и педагогическая целесообразность проекта…………………………........5
- Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты……………………………………6
- Концептуальное обоснование проекта..…………………………………………..…...6
- Основные принципы работы в рамках проекта……………………………………...6-7
- Педагогические технологии…………………………………………………………..…7
- Условия реализации проекта…………………………………………………………....8
- Этапы реализации проекта………………………………….……………………….....10
- Динамика развития социально – коммуникативных способностей
воспитанников (целевые ориентиры)………………………………………...…….....10
- Основные показатели достижений детей в рамках проекта………………………...10
- Календарно-тематическое планирование……………….…………………………10-13
- Взаимодействие с родителями. Перспективный план……………………………….14
- Риски и пути преодоления рисков………………………………………………….…14
- Сравнение показателей результативности проекта в сравнении с
традиционными методиками обучения....................................................................15-16
- Вывод .. …………….…………………………………………….………….….....…15
- Литература…………………………………………………………………………..…..16
- Приложение №1 Анкета для родителей.
Приложение № 2 Картотека дидактических игр
Приложение № 3 Картотека ситуаций для обыгрывания
Приложение № 4 Игра «Злой и добрый ветер» (с использованием ТРИЗ)
Словесная игра «Хорошо - плохо» (с использованием ТРИЗ)
Приложение №5 Сценарий викторины для родителей «Если добрый ты»
Приложение №5 Праздник доброты
Информационная карта проекта
Название проекта | Проект по духовно – нравственному воспитанию дошкольников: «Фольклор для малышей» |
Тип проекта | познавательно- творческий. |
Вид проекта | Краткосрочный, практико – ориентированный |
По количеству детей, вовлечённых в проект | Групповой |
Форма проведения | Дневная (совместная образовательная деятельность) |
По уровню контактов | На уровне образовательного учреждения |
Нормативно-правовое обеспечение | Концепция дошкольного воспитания (1989 г.) Конвенция о правах ребёнка (одобрена ООН ) Федеральный закон РФ от № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"; Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ |
Цель | «Приобщение детей к истокам русской народной культуры, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей духовно-нравственных основ». |
Задачи | Для детей - Приобщать детей к иллюстрациям, картинам по духовно – нравственному воспитанию. - познакомить и закрепить знания детей о русских народных сказках, потешках. - привлечь детей к совместной театрализованной деятельности; - развивать речь, воображение, мышление; - Стимулирование активности каждого ребёнка, вызвать его желание действовать, общаться, играть в русские народные игры. - Обыгрывать потешки Для родителей: - развитие творческих способностей детей, привлечение к участию в выполнении совместных с детьми творческих работ. - Проведение бесед, устных журналов, консультаций, занятий с родителями по проблеме духовно -нравственного становления ребёнка раннего младшего возраста. - повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество. - проведение онлай мастер – класса с родителями «Роль потешек в развитии детей»». Для педагогов: -Взаимодействие с социальными партнерами: представители духовенства; - Социальная активность детей; |
Структура и срок реализации проекта | 1. Подготовительный этап. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированный материал по данной проблеме, авторские презентации по теме проекта, альбомы для рассматривания по теме проекта. #1057;оставление перспективного плана. 3. Анкетирование родителей «Фольклор в жизни детей» Цель: выявить интересы и знания родителей воспитанников по данной теме. Проведение онлайн мастер – класса с родителями «Роль потешек в развитии детей»». 2. Основной этап. Срок реализации: Выполнение и реализация перспективного плана мероприятий. 3. Обобщающий этап. Презентация проекта. Продукт проекта: Создание альбома «Русское народное творчество» - оформление сборника : "Матрёшкины потешки" |
Составитель проекта | Мирсаяпова Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории . Воспитатель: Чудова Наталия Ивановна |
Консультации для педагогов «Детский поэтический фольклор», «Фольклор и его значение в воспитание детей».
Введение
«Потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим
материалом для развития культурной речи». А.П.Усова
Актуальность
Приобщение новых поколений к народной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Русская национальная культура это наследие, которое принадлежит народу. Веками создаваемая, она сохранила свою самобытность и индивидуальность. Это ценность, которую нужно беречь и предавать их поколения в поколения.
Приобщение к традициям своего народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.П. Зиньковского, Д.С.Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и предавать культурное наследие этноса.
Именно дошкольное детство является тем периодом, в который начинает происходить социализация ребенка, то есть приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческим ценностям.
Значимость народной культуры состоит в ее способности формировать и развивать те качества личности дошкольника, которые являются основополагающими: память, речь, мышление, воображение, умственную и творческую активность, духовные и нравственно-эстетические нормы, чувство национального самосознания.
Приобщение детей к народной культуре так же является одним из средств формирования патриотических чувств и развития духовности. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью отечества.
Основным средством приобщения дошкольников к народной культуре является фольклор. Богатейшие образы, темы, мотивы, формы фольклора просто, красиво, доступно знакомит детей с богатейшим наследием своего народа.
В фольклоре отображаются и сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через народную песню, сказку, овладевая языком своего народа, знакомясь с традициями и обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о национальной культуре.
Народное искусство лежит корнями глубоко в древности. Его произведения создаются в соответствии с многовековыми традициями того или иного народа, которые в основе своей имеют единство взглядов на мир.
Д. С. Лихачев говорил: « Народное искусство создается всеми для всех и в рамках многовековых традиций. Во всем, что делает народ, единое представление о красоте создавало единство стиля, и то и другое, как броней защищало народное искусство от безвкусицы».
Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Психологические исследования (Л.В. Выготский, А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.) показывают, что приобщение личности к культуре уже в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, и осваивается в активной созидательной деятельности. В связи с этим дошкольный возраст справедливо рассматривается как период формирования личности, период ее социализации и приобщение личности к культуре.
В наше время, в эпоху нестабильности понемногу начинает возрождаться интерес к старинным праздникам, традициям, народному прикладному творчеству. Особый интерес уделяется фольклор, как средству воспитания детей дошкольного возраста. Все чаще в литературе, газетах, журналах появляются статьи о возрождении русских национальных традиций. Но типовая программа детского сада, как руководство и основной документ, не ставит конкретных задач по приобщению детей к истокам своей родной культуры. Поэтому представления детей о народной культуре поверхностны.
Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми огромную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения к высотам классической отечественной литературы, театра, музыки, так как именно в дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций.
Новизна и педагогическая целесообразность проекта заключается в том, что в процессе реализации проекта педагогическая деятельность выстроена таким образом, чтобы задачи обучения и воспитания дошкольников реализовывались при активном участии родителей (лиц, их заменяющих) воспитанников. Эффективность и результативность будет проявляться лишь в том случае, если дошкольное учреждение и семья будут сообща идти к намеченной цели. Для этого необходимо наладить такой прочный контакт с родителями воспитанников, чтобы они стали союзниками образовательного учреждения. С этой целью необходимо увлечь родителей жизнью ребенка в детском саду, его интересами, стремлениями.
Цель проекта: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей духовно-нравственных основ».
Задачи проекта:
- Приобщать детей к иллюстрациям, картинам по духовно – нравственному воспитанию.
- познакомить и закрепить знания детей о русских народных сказках, потешках.
- привлечь детей к совместной театрализованной деятельности;
- развивать речь, воображение, мышление;
- Приобщать малышей к русскому народному творчеству (играм, хороводам, потешкам, сказкам, песням) в разных видах деятельности.
- Развивать устойчивый интерес к художественным произведениям, и декоративно-прикладному искусству.
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня сформированности духовно-нравственной культуры детей раннего младшего возраста.
повышение педагогической компетентности родителей в нравственном воспитании детей.
- формирование чувства доброты, сострадания, милосердия, готовности прийти на помощь;
- внедрение наиболее эффективных методик духовно- нравственного развития и воспитания в педагогическую деятельность
- дети имеют этические представления о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости»;
- бережное отношение детей к миру природы и к окружающему миру в целом;
Концептуальное обоснование проекта
С помощью фольклора достаточно легко можно установить контакт с ребенком раннего возраста. Фольклор является незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. Чаще всего через элементы фольклора мы доносим до ребенка свою нежность, любовь, веру в него. Этот метод способствует скорейшей адаптации ребенка. Обращение к устному народному творчеству в работе с детьми раннего возраста должно быть постоянным. В нем заложены неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, пробуждения познавательной активности.
В раннем возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор.
Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в развитии. И я пришла к выводу, что детский фольклор имеет большое значение во всестороннем развитии ребенка. Эти положения стали основой нашего проекта.
Основные принципы работы в рамках проекта:
Проект ориентирован на формирование положительной социализации дошкольников, поэтому сочетает в себе дидактические принципы: наглядности, доступности, научности, индивидуального подхода, связи теории с практикой; а так же принципы социального воспитания:
принцип развивающего образования, в соответствие с которым главной целью является развитие ребенка;
- принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогике, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
- принцип концентрации состоит в направленности воспитательной работы на умение правильно себя вести в коллективе;
- принцип коллективности социального воспитания заключается в том, что коллектив выполняет воспитательную функцию, дает человеку большой жизненный опыт и учит его правильно поступать в различных жизненных ситуациях;
- Принцип активности и посильной самостоятельности. Этот принцип предполагает, что на занятии создаются условия, чтобы у малышей возникла потребность речевого взаимодействия, педагог вызывает у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа, предлагает малышам включиться в игровое взаимодействие по тексту.
- Принцип познавательной активности – один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.
- Принцип наглядности не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми младшего дошкольного возраста. Предполагает использование наглядных средств (игрушки - забавы, картинки, пособия, с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата, использование приёмов инсценирования.
- под принципом дополнительности принято понимать комплексное использование всех перечисленных принципов;
Взаимодействие педагоги – родители основывается на соблюдении всеми участниками следующих принципов:
- доступности: каждый желающий может участвовать в мероприятиях, коллективных делах;
- открытости: на сайте детского сада можно ознакомиться с уставом, договором с родителями и иными локальными актами, с исторической справкой учреждения и текущей информацией. Есть рубрика для родителей, кроме того они могут обратиться с вопросами к руководителю учреждения или специалистам по электронной почте или через сайт;
- доброжелательности всех участников содружества, соблюдения морально-этического устава, разработанного для формирования позитивных взаимоотношений родителей и педагогов;
- добровольности: в процессе реализации задач и содержания программы не допускается никакого принуждения.
Педагогические технологии
Взаимодействие всех участников проекта осуществляется на основе современных образовательных технологий:
технология проектной деятельности одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее;
здоровьесберегающие технологии (физминутки, пальчиковые гимнастики, подвижные и спортивные игры, гимнастика (для глаз, дыхательная), динамические паузы, релаксация, закаливания, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье);
личностно-ориентированная технология обучения и воспитания: обеспечение комфортных условий ребёнку в семье и дошкольном учреждении, предоставление возможности ребёнку для самореализации в игре. Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании;
индивидуального подхода - воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для деятельности. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников;
технология исследовательской деятельности: знакомство с историей своего рода; предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей;
в современном мире при всем нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры, подбирается иллюстративный материал (сканирование, интернет, принтер, презентация); дополнительный познавательный материал к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий; оформление групповой документации по проекту; создание презентации в программе РowerРoint для повышения эффективности совместной деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Условия реализации проекта
Создание условий для реализации проекта должно обеспечить развитие личности ребенка в сфере социально-коммуникативного развития на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, себе и к другим людям.
Построение предметно-развивающей среды в ДОУ основано на Методических рекомендациях для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» О.А.Карабанова, Э.Ф.Алиева, О.Р.Радионова и др.М.: ФИРО, 2014.
Психолого-педагогические условия | |
Для успешной реализации проекта обеспечены психолого-педагогические условия. Это уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности через реализацию намеченных мероприятий. Проект соответствует возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитание детей через вовлечение в совместную деятельность с детьми. | |
Материально – техническое обеспечение проекта | |
- интерактивная доска, - фортепиано; - центры детской активности группы, - мини – музей в группе «Русская изба» | |
Развивающая предметно – пространственная среда | |
Компоненты среды | Оснащение |
Функциональный модуль «Игровая»: | - куклы, кукольная мебель; - модуль – основа для игры «Кухня», «Дом»; - набор машинок; - художественная литература, сборник потешек, песен, сказок; - пальчиковый театр, - уголок ряженья, - кукольные театры русских народных сказок, - настольные игы, - игры – забавы. |
Функциональный модуль «Физкультура»: | -мячи; - ленты; - обручи - султанчики; - Картотека «Русские народные игры для раннего возраста» - атрибуты для подвижных игр, - маски сказочных героев. |
Функциональный модуль «Музыка»: | - комплект видеофильмов, сказок, потешек; - ширмы; - балалайка, дудочка |
Функциональный модуль «Творчество»: | - разрезные сюжетные картинки; - репродукции картин по теме проекта, |
Функциональный модуль «В гостях у сказки»: | - подборка художественной литературы; - Атрибуты к дыхательным упражнениям «Свечка», «Сдуй снежинку», «Попади в воротики» (Дыхательный Футбол), «Кто дальше»; «Мыльные пузыри». - набор пазлов; - набор пальчиковых кукол по сказкам; - Библиотека книг с яркими большими иллюстрациями; |
Функциональный модуль «Уличное пространство»: | - веранда - карусель |
Интеграция в образовательные области
Речевое развитие (Чтение сказок, потешек: "Колобок", "Репка", "Курочка Ряба" Потешка «Пошел котик на торжок», «Как на тоненький ледок», «Наша Маша маленька», «Петушок, петушок»; показ настольного театра по сказке «Репка»;)
Художественно-эстетическое развитие ( лепка: зернышки для курочки; рассматривание картинок из серии «Герои сказок»; закрашивание раскрасок на тему: «Сказочный герой»; хороводная игра: «Заинька попляши…».)
Социально-коммуникативное развитие (рассматривание иллюстраций к сказкам: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба»; пальчиковые игры; дидактические игры: «Чудо – дерево», «Чудесный мешочек», «Грибочки», «Домик для мышки»);
Познавательное развитие (Подражательные движения характерные животным: ходьба, бег, прыжки (заяц, волк, медведь, лиса)
Физическое развитие (подвижная игра «Зайка серый умывается»; комплекс утренней гимнастики «Заячья зарядка»;)
Этапы реализации проекта
В основе организации проектной деятельности, реализуемой на практике, лежит структура, предложенная Н.А.Рыжовой, состоящая из трёх основных этапов: подготовительного, основного и обобщающего.
#1055;одготовительный этап
Изучить педагогическую литературу по данному направлению.
Постановка проблемы и цели.
Составление перспективного плана работы по проведению проекта.
Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, разработать основные методические материалы и изготовление пособий , развивающей среды группы.
Выявление уровня знаний детей о нравственных нормах (методом беседы, наблюдения и анализа поступков)
Проявление интереса родителей и помощь в подборе тематического материала.
#1054;сновной этап
В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта: Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом по теме. Изготовление игр, наглядных пособий для детей, тематические беседы, консультации для родителей, развлечения, игры, акции, экскурсии, чтение художественной литературы, игровая и художественно-продуктивная деятельность.
#1054;бобщающий этап
Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
Подведение итогов.
Создание альбома «Русское народное творчество» - оформление сборника : "Матрёшкины потешки"
Оформление наглядной информации в родительском уголке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/26/picture-275904-1374788850.jpg)
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/12/picture-280995-1518460074.jpg)
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/09/picture-827937-1476017629.jpg)
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-285408-1411898823.jpg)
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/22/picture-1300826-1645547332.jpg)
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/24/picture-940809-1506237285.jpg)
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/06/picture-1392238-1728207347.jpg)
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...