ПРОЕКТ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ в ДОУ: « Создание психолого-педагогических условий в группе ДОУ для развития ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста»
проект
В современном российском обществе актуальность приобретает проблема профессионального самоопределения. Высокий темп современной жизни, развитие информационных технологий насыщает рынок труда многообразием новых профессий, в которых зачастую сложно сориентироваться и сделать осознанный выбор, в соответствии со своими способностями и возможностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 32.22 КБ |
proforientatsiya_detey_doshkolnogo_vozrasta.pptx | 650.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад№5 "Звездочка"
Разработал: воспитатель
МБДОУ д/с №5 "Звездочка"
Скопинцева Е.А.
1 | Тема проекта | «Создание психолого-педагогических условий в группе ДОУ для развития ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста» | |
1.1. | Цель проекта | Создание комплекса психолого-педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда | |
1.2. | Задачи проекта |
| |
1.3. | Участники проекта |
| |
1.4. | Основная идея проекта | В современном российском обществе актуальность приобретает проблема профессионального самоопределения. Высокий темп современной жизни, развитие информационных технологий насыщает рынок труда многообразием новых профессий, в которых зачастую сложно сориентироваться и сделать осознанный выбор, в соответствии со своими способностями и возможностями. Формирование личности профессионала, способной к самоопределению и саморазвитию, является одной из важнейших задач современного образования. Поэтому, мы полагаем, что процесс раннего профессионального ориентирования необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок знакомится с огромным миром профессий, у него закладываются основы развития личностных качеств. Это, в свою очередь, предполагает системный, комплексный подход к созданию условий развития ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста. | |
2. | Программа реализации проекта | ||
2.1. | Теоретические и методологические основания проекта | Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации. Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. Основными задачами воспитания в труде и для труда К.Д. Ушинский считал привитие детям уважения и любви к труду вместе с привычкой трудиться. Для воспитания уважительного отношения к труду необходимо вырабатывать у детей серьёзный взгляд на жизнь и на труд как на основу. В истории развития педагогической мысли подходы к решению проблемы приобщения дошкольников к труду менялись с развитием взглядов на личность ребенка – дошкольника. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. В современной педагогической науке проблема ознакомления дошкольников с трудом взрослых изучали многие ученые: Крулехт М.В., Логинова В.И. Мегедь, В.В. Мишарина, Л.А., Овчаров А.А. Шахманова А.Ш. В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С.А. Козлова и А.Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед). М.В. Крулехт и В.И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду. Многие педагоги, такие как Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Т.И. Бабаева и А.Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией но и с личностными качествами представителей этих профессий. Постепенно вводить детей в мир экономических отношений, формировать у детей разумные потребности на основе соотношения желаний и возможностей семьи. Развивать ценностное отношение к труду. Эти задачи отражены в образовательной области «Социально- коммуникативное развитие». На сегодняшний день выделены основные направления развития ребёнка, в которых определены образовательные области. Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы). Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий — это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий. Изучение особенностей различных профессий будет через прием «погружение в профессию», посещение рабочих мест, рассматривания наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами. Вполне логично, что в основу этой системы необходимо положить игровую деятельность как ведущую на этом возрастном этапе, и создать определенные условия для развития игровой деятельности. | |
2.2. | Описание реализации проекта (этапы, содержание и методы деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу) | 1 этап – информационно-аналитический | |
Цель: разработать организационно-содержательную базу реализации проекта.
Методы: анализ документов, опрос, педагогическое проектирование, оценка инновационного образовательного продукта. Прогнозируемый результат этапа: намечены этапы и содержание реализации проекта; разработана программа мероприятий; | |||
2 этап – Основной | |||
Цель: Основное внимание направлено на реализацию поставленных задач, мероприятий по проекту, которое предполагает активное взаимодействие участников посредством онлайн общения, консультаций, электронной почты, встреч и т.д.
Прогнозируемый результат этапа: создан банк педагогических идей; разработаны и апробированы современные подходы и формы совместной образовательной деятельности. | |||
3. этап – итоговый | |||
Анализ результатов проведенной работы, оформление итоговой документации. Цель: анализ эффективности проделанной деятельности над проектом.
Прогнозируемый результат этапа:
| |||
2.3. | Условия реализации проекта | Трудовые ресурсы В образовательном учреждении работаю с высоким творческим потенциалом, умею разрабатывать необходимый методический материал и готова работать в режиме инновационной деятельности, активно транслирую свой опыт работы и участвую в различных мероприятиях, конкурсах. Материально-техническое обеспечение. В группе имеется современное цифровое оборудование:
Информационные ресурсы (имеется выход в Интернет, стационарная и сотовая телефонная связь, электронная почта, официальный сайт ДОУ.). Все вышесказанное является показателем готовности группы к реализации проекта. Материально-техническая база группы позволяет широко применять инновационные образовательные технологии, разнообразить формы и методы. |
«ДОРОЖНАЯ КАРТА»
проекта по профессиональному самоопределению и профориентации детей дошкольного возраста
Цель:
Содействовать допрофессиональному самоопределению и профориентации дошкольников.
Задачи:
- дать ребѐнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
- сформировать у ребѐнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Задачи работы с детьми
- расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);
- расширять и систематизировать представления о современных профессиях;
- расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;
- расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;
- формировать представление о видах производственного труда (шитьѐ, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.
Профориентационная деятельность с дошкольниками | |
1. | Проведение бесед, непосредственно образовательной деятельности, досугов, конкурсно-познавательных развлечений, организационно-деятельностных игр по профессиональному самоопределению «Мир профессий» |
2. | Фотоконкурс «Профессии родителей» |
3. | Онлайн - Экскурсии в библиотеку, на почту, пожарную часть. |
4. | Использование в работе с детьми мультимедийных презентаций, видеороликов о профессиях |
5. | Проведение сюжетно-ролевых игр «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион», «В доме», «Больница», «Пожарная станция», «В полицейском участке» и т.п. |
6. | Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы» и др.), настольных игр экономической тематики («Денежный поток», «Монополия», «Лунапарк» и др.); |
7. | Чтение художественной литературы: сказки экономического содержания (например, И. В. Липсиц «Удивительные приключения в стране «Экономика», Э. Успенский «Бизнес Крокодила Гены», И. М. Котюсова, Р. С. Лукьянова «Экономика в сказках и играх» и др.), загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются профессии и орудия труда и пр.). |
8. | Экспериментирование с разными материалами, исследовательская деятельность, опыт хозяйственно-бытового труда |
9. | Конкурс рисунков «Я мечтаю стать…»; |
10. | Организация трудового воспитания (дежурство в групповых); уход за комнатными растениями, уход за групповыми участками. |
11. | Организация работы по благоустройству (выращивание рассады цветов, их последующая посадка, уход за ними) |
12. | Выставки детского творчества (“Мастерство тому даётся, кто весь делу отдаётся”, “Наши руки не знают скуки” ) |
13. | Тематические экскурсии (в медицинский кабинет, в прачечную, и на пищеблок) |
Работа с родителями | |
1. | Родительское собрание по профориентационной тематике: «Труд в семье» |
2. | Групповые и индивидуальные консультации по вопросам трудового воспитания дошкольников Консультации:
|
3. | Конкурсы семейных презентации «Профессии нашей семьи». |
Работа с социальными партнерами | |
1. | Встречи с представителями разных профессий «Важные встречи» |
Вывод:
- создана развивающая предметно-пространственная среда, способствующая формированию у дошкольников первичного представления о мире профессий и интереса к профессионально - трудовой деятельности;
- организовано сотрудничество с семьями воспитанников, социальными партнерами по вопросам формирования у детей дошкольного возраста представлений о различных профессиях, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда;
- обеспечено обобщение, систематизация и распространение имеющегося опыта по ранней профориентации дошкольников.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта: Создание комплекса психолого-педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда Задачи проекта: повысить профессиональную компетентность педагогических работников ДОУ по вопросам ранней профориентации детей дошкольного возраста; разработать эффективные формы, методы и средства сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста; создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую формированию у дошкольников первичного представления о мире профессий и интереса к профессионально - трудовой деятельности; организовать сотрудничество с семьями воспитанников, социальными партнерами по вопросам формирования у детей дошкольного возраста представлений о различных профессиях, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда; обеспечить обобщение, систематизацию и распространение имеющегося опыта по ранней профориентации дошкольников.
Реализация проекта: 1 этап – информационно-аналитический Цель: разработать организационно-содержательную базу реализации проекта. Методы: анализ документов, опрос, педагогическое проектирование, оценка инновационного образовательного продукта. Прогнозируемый результат этапа: намечены этапы и содержание реализации проекта; разработана программа мероприятий;
2 этап – Основной Цель: Основное внимание направлено на реализацию поставленных задач, мероприятий по проекту, которое предполагает активное взаимодействие участников посредством онлайн общения, консультаций, электронной почты, встреч и т.д . Прогнозируемый результат этапа: создан банк педагогических идей; разработаны и апробированы современные подходы и формы совместной образовательной деятельности .
3. этап – Итоговый Цель: анализ эффективности проделанной деятельности над проектом. Создать методическое пособие по ранней профориентации дошкольников « Интересные профессии» Провести анализ выявленных результатов реализации данного проекта. Прогнозируемый результат этапа: Выставка практического материала изготовленного в ходе реализации проекта. создан банк педагогических идей Обобщение опыта работы педагогов по использованию в профессиональной деятельности направлений, связанных с формированием у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых. выявить уровень сформированости представлений дошкольников о профессиях
«ДОРОЖНАЯ КАРТА» проекта по профессиональному самоопределению и профориентации детей дошкольного возраста Цель: Содействовать допрофессиональному самоопределению и профориентации дошкольников. Задачи: - дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях; - сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру; - воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам; - предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Задачи работы с детьми - расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории); - расширять и систематизировать представления о современных профессиях; - расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий; - расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека; - формировать представление о видах производственного труда ( шитьѐ , производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.
Профориентационная деятельность с дошкольниками Проведение бесед, непосредственно образовательной деятельности, досугов, конкурсно-познавательных развлечений, организационно-деятельностных игр по профессиональному самоопределению «Мир профессий»
Онлайн - Экскурсии в библиотеку, на почту, пожарную часть.
Использование в работе с детьми мультимедийных презентаций, видеороликов о профессиях.
Проведение сюжетно-ролевых игр «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион», «В доме», «Больница», «Пожарная станция», «В полицейском участке» и т.п.
Конкурс рисунков среди воспитанников «Я мечтаю стать…»
Организация трудового воспитания (дежурство в групповых); уход за комнатными растениями, уход за групповыми участками
Организация работы по благоустройству (выращивание рассады цветов, их последующая посадка, уход за ними)
Тематические экскурсии (в медицинский кабинет, в прачечную, и на пищеблок)
Работа с родителями Родительское собрание по профориентационной тематике: «Труд в семье» Групповые и индивидуальные консультации по вопросам трудового воспитания дошкольников Консультации: «Формирование отношения к профессии у дошкольников в процессе социализации» «Трудовое воспитание дошкольников» «Все профессии нужны, все профессии важны» «Ранняя профориентация для дошкольников - начало успеха ». Конкурсы семейных презентации «Профессии нашей семьи». Участие в смотре-конкурсе «Огород на окне»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНЖЕНЕРНЫХ ПРОФЕССИЯХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С 2015 года в Свердловской области стартовала программа, разработанная и одобренная всем профессиональным сообществом, Советом главных конструктов, Союзом промышленников и предпринимателей. Это програ...
Презентация: Игра: формирование представлений дошкольников в мире профессий. Психолого-педагогические условия развития ранних представлений ребенка о профессиях
Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем. Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей ...
Психолого-педагогические условия развития памяти, внимания, зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста посредством настольной игры
Во все времена ведущей деятельностью в развитии ребенка является игра, организованная игра представляет собой многословное, сложное, психолого-педагогическое явление: она является и игровым методом об...
Картотека развивающих, сюжетно-ролевых игр, профессий для детей дошкольного возраста по ранней профориентации.
Сборник составлен при реализации проекта «Ранняя профориентация дошкольников с использованием игровых технологий».В настоящий сборник включён практический систематизированный материа...
Выступление на педагогическом совете. Тема педсовета: "Формирование представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста"
Тема выступления "Как знакомить детей с профессиями в первой младшей группе"...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОВРЕМЕННЫХ ПРОФЕССИЯХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В ДОУ
В статье раскрывается актуальность проблемы организации ранней профориентации в дошкольных образовательных учреждениях. Авторы рассматривают ключевые аспекты работы по формированию у дошкольников пред...
Эффективные приемы формирования представлений о мире профессией у детей дошкольного возраста
Эффективные приемы формирования представлений о мире профессией у детей дошкольного возрастаИстоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые начинает испытывать потребнос...