ПРОЕКТ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ в ДОУ: « Создание психолого-педагогических условий в группе ДОУ для развития ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста»
проект

Скопинцева Елена Анатольевна

В современном российском обществе актуальность приобретает проблема профессионального самоопределения. Высокий темп современной жизни, развитие информационных технологий насыщает рынок труда многообразием новых профессий, в которых зачастую сложно сориентироваться и сделать осознанный выбор, в соответствии со своими способностями и возможностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx32.22 КБ
Файл proforientatsiya_detey_doshkolnogo_vozrasta.pptx650.78 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад№5 "Звездочка"

Разработал: воспитатель

МБДОУ д/с №5 "Звездочка"

Скопинцева Е.А.

1

Тема проекта

«Создание психолого-педагогических условий в группе ДОУ для развития ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста»

1.1.

Цель проекта

Создание комплекса психолого-педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда

1.2.

Задачи проекта

  • повысить профессиональную компетентность педагогических работников ДОУ по вопросам ранней профориентации детей дошкольного возраста;
  • разработать эффективные формы, методы и средства сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста;
  • создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую формированию у дошкольников первичного представления о мире профессий и интереса к профессионально - трудовой деятельности;
  • организовать сотрудничество с семьями воспитанников, социальными партнерами по вопросам формирования у детей дошкольного возраста представлений о различных профессиях, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда;
  • обеспечить обобщение, систематизацию и распространение имеющегося опыта по ранней профориентации дошкольников.

1.3.

Участники проекта

  • Воспитатели
  • Дети старшего дошкольного возраста
  • Родители
  • Социальные партнеры

1.4.

Основная идея проекта

В современном российском обществе актуальность приобретает проблема профессионального самоопределения. Высокий темп современной жизни, развитие информационных технологий насыщает рынок труда многообразием новых профессий, в которых зачастую сложно сориентироваться и сделать осознанный выбор, в соответствии со своими способностями и возможностями.

Формирование личности профессионала, способной к самоопределению и саморазвитию, является одной из важнейших задач современного образования. Поэтому, мы полагаем, что процесс раннего профессионального ориентирования необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок знакомится с огромным миром профессий, у него закладываются основы развития личностных качеств.

Это, в свою очередь, предполагает системный, комплексный подход к созданию условий развития ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста.

2.

Программа реализации проекта

2.1.

Теоретические и методологические основания проекта

Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.

Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. Основными задачами воспитания в труде и для труда К.Д. Ушинский считал привитие детям уважения и любви к труду вместе с привычкой трудиться. Для воспитания уважительного отношения к труду необходимо вырабатывать у детей серьёзный взгляд на жизнь и на труд как на основу. В истории развития педагогической мысли подходы к решению проблемы приобщения дошкольников к труду менялись с развитием взглядов на личность ребенка – дошкольника. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. В современной педагогической науке проблема ознакомления дошкольников с трудом взрослых изучали многие ученые: Крулехт М.В., Логинова В.И. Мегедь, В.В. Мишарина, Л.А., Овчаров А.А. Шахманова А.Ш. В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С.А. Козлова и А.Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед). М.В. Крулехт и В.И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду. Многие педагоги, такие как Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Т.И. Бабаева и А.Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией но и с личностными качествами представителей этих профессий. Постепенно вводить детей в мир экономических отношений, формировать у детей разумные потребности на основе соотношения желаний и возможностей семьи. Развивать ценностное отношение к труду. Эти задачи отражены в образовательной области «Социально- коммуникативное развитие». На сегодняшний день выделены основные направления развития ребёнка, в которых определены образовательные области.

Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий — это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.

Изучение особенностей различных профессий будет через прием «погружение в профессию», посещение рабочих мест, рассматривания наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами. Вполне логично, что в основу этой системы необходимо положить игровую деятельность как ведущую на этом возрастном этапе, и создать определенные условия для развития игровой деятельности.

2.2.

Описание реализации проекта

(этапы, содержание и методы

деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу)

1 этап – информационно-аналитический

Цель: разработать организационно-содержательную базу реализации проекта.

  • На данном этапе будет осуществляться анализ психолого-педагогических условий в ДОУ, группе, способствующих профессиональному самоопределению воспитанников ДОУ, научно-методических исследований по проблеме профессионального самоопределения детей дошкольного возраста, выявление проблем.
  • составление планов совместной деятельности с социальными партнерами.

Методы: анализ документов, опрос, педагогическое проектирование, оценка инновационного образовательного продукта.

Прогнозируемый результат этапа: намечены этапы и содержание реализации проекта; разработана программа мероприятий;

2 этап – Основной

Цель: Основное внимание направлено на реализацию поставленных задач, мероприятий по проекту, которое предполагает активное взаимодействие участников посредством онлайн общения, консультаций, электронной почты, встреч и т.д.

  • На втором этапе предполагается создание комплекса психолого-педагогических условий профессионального самоопределения воспитанников ДОУ, поиск наиболее эффективных методов и форм ознакомления дошкольников с профессиональным трудом взрослых
  • Сформировать систему работы по ранней профориентации дошкольников
  • Воспитывать уважение к людям разных профессий, интерес к профессиям взрослых
  • Создать банк педагогических идей (материалы методических мероприятий, консультаций; конспекты, сценарии, презентации и др.) по ранней профориентации дошкольников.
  • Внедрить в образовательный процесс современные инновационные подходы, формы организации совместной деятельности, обеспечивающие реализацию проекта.

Прогнозируемый результат этапа:

создан банк педагогических идей;

разработаны и апробированы современные подходы и формы совместной образовательной деятельности.

3. этап – итоговый

Анализ результатов проведенной работы, оформление итоговой документации.

Цель: анализ эффективности проделанной деятельности над проектом.

  • Создать методическое пособие по ранней профориентации дошкольников « Интересные профессии»
  • Провести анализ выявленных результатов реализации данного проекта.

Прогнозируемый результат этапа:

  • Выставка практического материала изготовленного в ходе реализации проекта.
  • создан банк педагогических идей
  • Обобщение опыта работы педагогов по использованию в профессиональной деятельности направлений, связанных с формированием у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых.
  • выявить уровень сформированости представлений дошкольников о профессиях

2.3.

Условия реализации проекта

Трудовые ресурсы В образовательном учреждении работаю с высоким творческим потенциалом, умею разрабатывать необходимый методический материал и готова работать в режиме инновационной деятельности,  активно транслирую свой опыт работы и участвую в различных мероприятиях, конкурсах.

Материально-техническое обеспечение. В группе имеется современное цифровое оборудование:

  • Интерактивная доска
  • Цифровой фотоаппарат
  • Проектор
  • Ноутбук
  • принтер
  • Магнитофон

Информационные ресурсы (имеется выход в Интернет, стационарная и сотовая телефонная связь, электронная почта, официальный сайт ДОУ.).

Все вышесказанное является показателем готовности группы к реализации проекта. Материально-техническая база группы позволяет широко применять инновационные образовательные технологии, разнообразить формы и методы.

«ДОРОЖНАЯ КАРТА»

проекта по профессиональному самоопределению и профориентации детей дошкольного возраста

Цель:

Содействовать допрофессиональному самоопределению и профориентации дошкольников.

Задачи:

- дать ребѐнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

- сформировать у ребѐнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;

- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Задачи работы с детьми

- расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);

- расширять и систематизировать представления о современных профессиях;

- расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;

- расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;

- формировать представление о видах производственного труда (шитьѐ, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.

Профориентационная деятельность с дошкольниками

1.

Проведение бесед, непосредственно образовательной деятельности, досугов, конкурсно-познавательных развлечений, организационно-деятельностных игр по профессиональному самоопределению «Мир профессий»

2.

Фотоконкурс «Профессии родителей»

3.

Онлайн - Экскурсии в библиотеку, на почту, пожарную часть.

4.

Использование в работе с детьми мультимедийных презентаций, видеороликов о профессиях

5.

Проведение сюжетно-ролевых игр «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион», «В доме», «Больница», «Пожарная станция», «В полицейском участке» и т.п.

6.

Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы» и др.), настольных игр экономической тематики («Денежный поток», «Монополия», «Лунапарк» и др.);

7.

Чтение художественной литературы: сказки экономического содержания (например, И. В. Липсиц «Удивительные приключения в стране «Экономика», Э. Успенский «Бизнес Крокодила Гены», И. М. Котюсова, Р. С. Лукьянова «Экономика в сказках и играх» и др.), загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются профессии и орудия труда и пр.).

8.

Экспериментирование с разными материалами, исследовательская деятельность, опыт хозяйственно-бытового труда

9.

Конкурс рисунков «Я мечтаю стать…»;

10.

Организация трудового воспитания (дежурство в групповых); уход за комнатными растениями, уход за групповыми участками.

11.

Организация работы по благоустройству (выращивание рассады цветов, их последующая посадка, уход за ними)

12.

Выставки детского творчества (“Мастерство тому даётся, кто весь делу отдаётся”, “Наши руки не знают скуки” )

13.

Тематические экскурсии (в медицинский кабинет, в прачечную, и на пищеблок)

Работа с родителями

1.

Родительское собрание по профориентационной тематике: «Труд в семье»

2.

Групповые и индивидуальные консультации по вопросам трудового воспитания дошкольников

Консультации:

  • «Формирование отношения к профессии у дошкольников в процессе социализации»
  • «Трудовое воспитание дошкольников»
  • «Все профессии нужны, все профессии важны»
  • «Ранняя профориентация для дошкольников - начало успеха».

3.

Конкурсы семейных презентации «Профессии нашей семьи».

Работа с социальными партнерами

1.

Встречи с представителями разных профессий «Важные встречи»

Вывод:

  • создана развивающая предметно-пространственная среда, способствующая формированию у дошкольников первичного представления о мире профессий и интереса к профессионально - трудовой деятельности;
  • организовано сотрудничество с семьями воспитанников, социальными партнерами по вопросам формирования у детей дошкольного возраста представлений о различных профессиях, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда;
  • обеспечено обобщение, систематизация и распространение имеющегося опыта по ранней профориентации дошкольников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТ «Создание психолого-педагогических условий в группе ДОУ для развития ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 5 «Звездочка» Воспитатель МБДОУ д /с №5 «Звездочка» : Скопинцева Е. А. п.Бурмакино .

Слайд 2

Цель проекта: Создание комплекса психолого-педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда Задачи проекта: повысить профессиональную компетентность педагогических работников ДОУ по вопросам ранней профориентации детей дошкольного возраста; разработать эффективные формы, методы и средства сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста; создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую формированию у дошкольников первичного представления о мире профессий и интереса к профессионально - трудовой деятельности; организовать сотрудничество с семьями воспитанников, социальными партнерами по вопросам формирования у детей дошкольного возраста представлений о различных профессиях, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда; обеспечить обобщение, систематизацию и распространение имеющегося опыта по ранней профориентации дошкольников.

Слайд 3

Реализация проекта: 1 этап – информационно-аналитический Цель: разработать организационно-содержательную базу реализации проекта. Методы: анализ документов, опрос, педагогическое проектирование, оценка инновационного образовательного продукта. Прогнозируемый результат этапа: намечены этапы и содержание реализации проекта; разработана программа мероприятий;

Слайд 4

2 этап – Основной Цель: Основное внимание направлено на реализацию поставленных задач, мероприятий по проекту, которое предполагает активное взаимодействие участников посредством онлайн общения, консультаций, электронной почты, встреч и т.д . Прогнозируемый результат этапа: создан банк педагогических идей; разработаны и апробированы современные подходы и формы совместной образовательной деятельности .

Слайд 5

3. этап – Итоговый Цель: анализ эффективности проделанной деятельности над проектом. Создать методическое пособие по ранней профориентации дошкольников « Интересные профессии» Провести анализ выявленных результатов реализации данного проекта. Прогнозируемый результат этапа: Выставка практического материала изготовленного в ходе реализации проекта. создан банк педагогических идей Обобщение опыта работы педагогов по использованию в профессиональной деятельности направлений, связанных с формированием у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых. выявить уровень сформированости представлений дошкольников о профессиях

Слайд 6

«ДОРОЖНАЯ КАРТА» проекта по профессиональному самоопределению и профориентации детей дошкольного возраста Цель: Содействовать допрофессиональному самоопределению и профориентации дошкольников. Задачи: - дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях; - сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру; - воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам; - предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Слайд 7

Задачи работы с детьми - расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории); - расширять и систематизировать представления о современных профессиях; - расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий; - расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека; - формировать представление о видах производственного труда ( шитьѐ , производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.

Слайд 8

Профориентационная деятельность с дошкольниками Проведение бесед, непосредственно образовательной деятельности, досугов, конкурсно-познавательных развлечений, организационно-деятельностных игр по профессиональному самоопределению «Мир профессий»

Слайд 9

Онлайн - Экскурсии в библиотеку, на почту, пожарную часть.

Слайд 10

Использование в работе с детьми мультимедийных презентаций, видеороликов о профессиях.

Слайд 11

Проведение сюжетно-ролевых игр «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион», «В доме», «Больница», «Пожарная станция», «В полицейском участке» и т.п.

Слайд 12

Конкурс рисунков среди воспитанников «Я мечтаю стать…»

Слайд 13

Организация трудового воспитания (дежурство в групповых); уход за комнатными растениями, уход за групповыми участками

Слайд 14

Организация работы по благоустройству (выращивание рассады цветов, их последующая посадка, уход за ними)

Слайд 15

Тематические экскурсии (в медицинский кабинет, в прачечную, и на пищеблок)

Слайд 16

Работа с родителями Родительское собрание по профориентационной тематике: «Труд в семье» Групповые и индивидуальные консультации по вопросам трудового воспитания дошкольников Консультации: «Формирование отношения к профессии у дошкольников в процессе социализации» «Трудовое воспитание дошкольников» «Все профессии нужны, все профессии важны» «Ранняя профориентация для дошкольников - начало успеха ». Конкурсы семейных презентации «Профессии нашей семьи». Участие в смотре-конкурсе «Огород на окне»

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНЖЕНЕРНЫХ ПРОФЕССИЯХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С 2015 года в Свердловской области стартовала программа, разработанная и одобренная всем профессиональным сообществом, Советом главных конструктов, Союзом промышленников и предпринимателей. Это програ...

Презентация: Игра: формирование представлений дошкольников в мире профессий. Психолого-педагогические условия развития ранних представлений ребенка о профессиях

Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем.  Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей ...

Психолого-педагогические условия развития памяти, внимания, зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста посредством настольной игры

Во все времена ведущей деятельностью в развитии ребенка является игра, организованная игра представляет собой многословное, сложное, психолого-педагогическое явление: она является и игровым методом об...

Картотека развивающих, сюжетно-ролевых игр, профессий для детей дошкольного возраста по ранней профориентации.

Сборник  составлен при реализации проекта «Ранняя профориентация дошкольников с использованием игровых технологий».В настоящий сборник включён практический систематизированный материа...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОВРЕМЕННЫХ ПРОФЕССИЯХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В ДОУ

В статье раскрывается актуальность проблемы организации ранней профориентации в дошкольных образовательных учреждениях. Авторы рассматривают ключевые аспекты работы по формированию у дошкольников пред...

Эффективные приемы формирования представлений о мире профессией у детей дошкольного возраста

Эффективные приемы формирования представлений о мире профессией у детей дошкольного возрастаИстоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые начинает испытывать потребнос...