Дополнительная образовательная программа для работы с детьми по познавательному развитию «Занимательный эксперимент» для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа
В основе программы лежит метод обучения дошкольников – экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zanimatelnyy_eskperiment.docx | 51.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа для работы с детьми по познавательному развитию «Занимательный эксперимент»
для детей старшего дошкольного возраста
Разработала:
Артемьева А.М.
2023 г.
Актуальность программы в том, в основе ее лежит метод обучения дошкольников – экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива их проведения распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Роль педагога возрастает, он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов, направлять рассуждения в правильное русло.
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Дети по своей природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать. Исследовательское поведение дошкольника – главный источник для получения представлений о мире. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становиться преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания.
Метод детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Проблема заключается в том, что, мы торопимся научить ребёнка тому, что считаем главным, часто не уделяя должного внимания его собственным исследовательским порывам, пытаясь направить его познавательную деятельность в русло, которое сами считаем наиболее важным. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий». При правильной организации работы, когда взрослый – не учитель и наставник, а равноправный партнер, у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей, они сами задумывают опыт, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.
Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.
Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.
Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.
Программа направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Принципы программы:
- Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
- Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
- Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач , развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
- Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
- Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
- Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
- Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Основная цель программы:
Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
- Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
- Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
- Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
- Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
- Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
- Развивать коммуникативные навыки.
Условия реализации:
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.
Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.
Оборудование детской лаборатории:
- Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
- разные виды бумаги, ткани;
- медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр мерные ложки;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей.
Срок реализации программы – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.
Режим занятий: 2 раза в месяц; продолжительность – 25минут.
Форма проведения занятий - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).
Игровые приёмы:
- моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя-куклы;
- повтор инструкций;
- выполнение действий по указанию детей;
- «намеренная ошибка»;
- проговаривание хода предстоящих действий;
- предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
- фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.
Ожидаемые результаты:
- Проявление интереса к исследовательской деятельности;
- Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
- Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
- Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
- Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
- Развитие коммуникативных навыков.
Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.
Учебно-тематический план работы
программы «Мы исследователи»
№ п/п | Наименование раздела | Количество занятий | Форма проведения |
1. | Экспериментирование с песком, глиной | 1 | Обследование, практическая деятельность |
2. | Экспериментирование с водой | 1 | Практическая деятельность |
3. | Экспериментирование с воздухом | 1 | Практическая деятельность |
4. | Наблюдение за жизнью растений | 1 | Практическая деятельность |
5. | Человек | 2 | Практическая деятельность |
6. | Экспериментирование с предметами | 12 | Обследование, практическая деятельность, наблюдение за опытом взрослого |
Итого | 18 |
Перспективный план работы кружка
«Мы - исследователи»
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия | Количество занятий |
1. | Сентябрь | Песок и глина – наши помощники | 1 |
2. | Удивительные свойства воды | 1 | |
3. | Октябрь | Удивительные свойства воздуха | 1 |
4. | Почва живая земля | 1 | |
5. | Ноябрь | Как устроена дыхательная система человека | 1 |
6. | Что умеют наши глаза и уши | 1 | |
7. | Декабрь | Испытание магнита | 1 |
8. | Мир бумаги | 1 | |
9. | Январь | Как принцесса Ниточка всю семью одевала | 1 |
10. | Сами монтеры | 1 | |
11. | Февраль | Свойства дерева и металла | 1 |
12. | Мир камней | 1 | |
13. | Март | В мире стекла | 1 |
14. | Волшебное зеркало | 1 | |
15. | Апрель | Волшебное электричество | 1 |
16. | Как работает термометр | 1 | |
17. | Май | Извержение вулкана | 1 |
18. | Катапульта | 1 | |
Итого | 18 |
Тематический план занятий
Тема: «Песок и глина — наши помощники»
Задачи:
- Дать представление о свойствах песка и глины.
- Формировать умение делать простейшие умозаключения, доказывать свою правоту; понятие о том, что песок и глина полезные ископаемые.
- Воспитывать любознательность.
- Активизация словаря: сыпучий, твердая.
Тема: «Удивительные свойства воды»
Задачи:
- Познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.
- Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
- Воспитывать бережное отношение к воде.
Тема: «Удивительные свойства воздуха»
Задачи:
- Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.
- Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
- Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.
- Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
Тема: «Почва – живая земля»
Задачи:
- Вызвать у детей познавательный интерес к почве и ее значение в жизни растений и человека.
- Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.
- Развивать у детей умение с помощью воспитателя оценивать свои ответы и ответы своих товарищей по последовательности, точности описания свойств почвы и ее значения в жизни растений и человека
Тема: «Как устроена дыхательная система»
Задачи:
- Дать детям представления об органах дыхания, отметить их важное значение для человека.
- Расширять кругозор детей, их словарный запас (ноздри, дыхательная трубка, грудная клетка, ребра, легкие).
- Познакомить детей с новым комплексом дыхательной гимнастики для укрепления носоглотки, верхних дыхательных путей и легких.
- Подвести к пониманию значения бережного отношения к органам дыхания и правильного ухода за ними.
Тема: «Что умеют наши глаза и уши»
Задачи:
- Обобщать и расширять знания детей о функциях органов слуха и зрения, на основе опытов;
- Тренировать способность приобретать знания, путем экспериментирования, формировать умение объяснять результаты опытнической деятельности;
- Развивать логическое мышление, разговорную речь, обогащать словарный запас, расширять кругозор;
- Закреплять гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам чувств.
Тема: «Испытание магнита»
Задачи:
- Формировать представление детей о свойствах магнита и их использовании человеком.
- Развивать у детей мышление, сообразительность.
- Воспитывать самостоятельность, инициативность, активность, чувство коллективизма, взаимопонимание.
Тема: «Мир бумаги»
Цель: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.
Задачи:
- Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
- Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.
- Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов.
- Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни. Научить определять свойства бумаги разных видов (гигиеническая, писчая, картон).
Тема: «Как принцесса Ниточка семью одевала»
Задачи:
- Помочь детям самостоятельно определить некоторые свойства ткани.
- Учить подбирать ткань для одежды разных видов.
- Познакомить с понятием «ателье и заказ».
- Закрепить знания детей о свойствах знакомых материалов – бумага, целлофан, их прочности и использовании в быту.
- Развивать мыслительную деятельность в ходе экспериментов.
- Активизировать словарь детей соответствующими тем словами.
- Воспитывать желание помогать другим в трудных ситуациях, доброжелательность и интерес к экспериментированию.
Тема: «Сами монтёры»
Задачи:
- Познакомить детей со свойством натяжной нити; проводимостью звука по нитке в различных предметах: пластиковых стаканчиков, спичечных коробках.
- Познакомить с работой простого телефона; развивать навыки проведения лабораторных работ; закрепить умение работать с прозрачной посудой; закрепить умение работать с предметами, соблюдая меры безопасности.
- Развивать социальные навыки, умение работать с партнёром, отстаивать собственное мнение.
- Активизировать словарь детей глаголами и существительными по теме.
Тема: «Свойства дерева и металла»
Задачи:
- Уточнить и обобщить представления детей о свойствах дерева и металла.
- Развивать умение изучать свойства материалов опытным путём.
- Развивать гибкость и логичность мышления, умение доказывать правильность обобщений.
Тема: «Мир камней»
Задачи:
- Закреплять знания детей об окружающем мире, о камнях.
- Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.
- Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.
- Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
Тема: «В мире стекла»
Задачи:
- Помочь детям выявить свойства стекла (прочность, прозрачность, цветное, гладкое).
- Развивать любознательность.
- Воспитывать бережное отношение к вещам.
Тема: « Волшебное зеркало»
Задачи:
- Через практическую деятельность и экспериментирование познакомить детей с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами.
- Развивать познавательные способности детей.
- Совершенствовать речь детей, умение высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Поощрять самостоятельность суждений.
- Закрепить правила безопасного обращения с хрупкими предметами.
Тема: «Волшебное электричество»
Задачи:
- Обобщать знания детей об электричестве;
- Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества;
- Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
- Вызвать радость от открытий, полученных из опытов;
- Воспитывать умение работать в коллективе.
Тема: «Как работает термометр»
Задачи:
- Познакомить с работой термометра;
- Учить выдвигать предположения, формулировать проблему, делать выводы, анализировать;
- Формировать знания правил безопасного поведения при проведении опытов;
- Развивать мелкую моторику рук, мышление, память, воображение, любознательность, наблюдательность, активизировать словарь.
Воспитывать аккуратность при проведении опытов.
Тема: «Извержение вулкана»
Задачи:
- Познакомить детей с природным явлением - вулканом.
- Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.
- Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные раннее знания.
- Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность
Тема: «Катапульта»
Задачи:
- Продолжать приобщать к навыкам элементарной экспериментальной деятельности;
- Путем несложных исследовательских действий подвести к выводу о зависимости высоты подъема предметов на катапульте от их форм;
- Содействовать развитию дивергентного мышления, способности к умозаключениям;
- Воспитывать уверенность в своих силах через создание ситуации успеха.
Инструментарий для мониторинга результатов опыта работы.
Вводная диагностика проводится по методике
«Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова)
Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.
На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:
- Игровая;
- Чтение книг;
- Изобразительная;
- Детское экспериментирование;
- Труд в уголке природы;
- Конструирование из разных материалов.
Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1,2,3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй 2-балла, за – 1 балл.
Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.
Результаты оформляются в таблицу:
№ | Шифр ребенка | Выбор деятельности | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Итоговая диагностика проводится по методике
«Маленькие исследователи» (Л.Н.Прохорова)
Методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка.
Детям предлагается схематическое изображение уголка экспериментирования с различными материалами и предметами.
Ребенку предлагается осуществить последовательно три выбора:
«К тебе пришел в гости маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь».
После этого ребенку предлагают повторить выбор второй и третий раз.
Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1,2,3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.
Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.
Результаты оформляют в таблицу:
№ | Шифр ребенка | Выбор деятельности | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью
уровни | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Высокий | Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. | Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. | Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. | Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит начатое дело до конца. | Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последователь-ные, причинные связи. Делает выводы. |
Средний | В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес | Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого) | Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым | Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. | Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. |
Показатели уровня развития любознательности как основы поисково- исследовательской деятельности. (По Поздняк Л.В)
Группа_________________Дата_______________Воспитатель____________________
Фамилия, имя, ребенка | Показатели и уровня развития | |||||||||
Интеллектуальная инициативность | Настойчивость | Познавательный интерес | Итого | |||||||
Проявляет инициативу в формировании вопроса | Не испытывает затруднений в формировании вопроса | Часто задает вопросы | Спрашивает о непонятном | Способность доводить начатое дело до конца . | С интересом воспринимает новую информацию | Проявляет самостоятельность в решении задач | Умеет рассказывать, обсуждать | |||
Высокий уровень-
Средний уровень-
Низкий уровень-
Литература
- Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. Михайлова З. А Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2011
- Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.
- Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек: Сфера, 2010
- Мартынова Е.А.Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Учитель, 2011
- Машкова С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Учитель, 2011
- Михайлова З. А., Полякова М. Н., Ивченко Т.А. Образовательная область "Познание". Методический комплект программы "Детство" СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013 г.
- Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2009.
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 3 2007 – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 3 2003г. - Т.А.Короткова «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду».
- Интернет – ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию и музыке для детей старшего дошкольного возраста "Обитатели морей"
Задачами данной интегрированной НОД являются: активизация познавательной деятельности; совершенствование естественно-научных представлений детей старшего дошкольного возраста; развитие творческих спос...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «Профилактика плоскостопия» для детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка направлена на профилактику плоскостопия, физическое развитие, привычку здорового образа жизни. Пробудить интерес к гимнастике для стоп и выучить как можно больше элементов, что...
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию (окружающий мир) Для детей старшего дошкольного возраста старшая группа Тема: «Розыск Невидимки».
Цель: Формирование у детей первичных представлений о свойствах воздуха. Задачи.Обучающие:1.Закреплять умения получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.2. Совершенствовать ум...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Мир насекомых» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Мир насекомых» для детей старшего дошкольного возраста...
Проект по познавательному развитию «Занимательная математика» для детей среднего дошкольного возраста
Актуальность проектаКонцепция по дошкольному образованию, ориентиры и требование к обновлению, содержание дошкольного образования очерчивает ряд достаточно серьезных требований к познавательному разви...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию "Зеленые паруса» для детей старшего дошкольного возраста.
Образовательная область: познавательное развитие НОД: формирование целостной картины мира Возрастная группа 5-6 лет (старшая группа)Оформление зала.Зал оформлен празднично: в углу- макет корабля с под...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Город мастеров», для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Цель: продолжать формировать интерес к окружающему миру, расширять знания о профессиях. Показать значимость каждой профессии....