«Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования в рамках ФОП»
методическая разработка (средняя группа)

Современный ребенок очень рано начинает ощущать на себе бурный ритм окружающей жизни. Ведь даже родители гораздо раньше, чем прежде, ожидают от него формирования и проявления каких-либо навыков и умений. Это связано с их переживаниями об успешности и благополучии своего ребенка в современном мире.

Для того чтобы взрослые могли оказать детям своевременную и грамотную помощь в процессе их развития, необходимы теоретические знания и практические советы специалистов. В этом случае сотрудничество семьи и образовательного учреждения – наилучшая форма по оптимизации процесса детского развития, опирающаяся на естественные потребности и наклонности ребёнка.

Особый интерес в связи с этим вызывает проблема выявления возможностей сотрудничества педагогов и семьи, содержанием которого является организация детского исследования.

Исследование, являясь основой любого знания, предоставляет взрослым возможность воспитывать ребенка наиболее приспособленным к окружающей жизни, соответствующим ее требованиям, целеустремленным и смелым преобразователем мира, не боящимся ошибаться и пробовать все сначала.

Само слово «исследование» является многозначным. Оно может выступать как метод обучения, как форма организации педагогического процесса и, наконец, является одним из видов познавательной деятельности детей.

Первые шаги юных исследователей доставляют родителям и педагогам много хлопот и беспокойств. Но ведь дети стремятся узнать о мире как можно больше, утолив при этом свою биологически обусловленную любознательность. И взрослым необходимо помочь детям – создать благоприятную среду, в которой ребенок находил бы ответы на свои многочисленные вопросы.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство постоянно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Задача педагога - не пресекать исследовательскую поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать.

В своей работе в этом направлении, отдаём предпочтение опытам, экспериментам, исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Мы видим, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг. Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже, время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводят к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причине способов действий, проявления творчества.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решать без участия родителей, без тесного с ними контакта. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. Для ребенка важно, чтобы его папа, мама поддерживали его интересы. Никому ни секрет, что для ребенка – родители – самые главные в мире люди, и родительские слова становятся руководством к действию. Поэтому в своей группе привлекаем родителей к активной помощи в решении проблем, связанных с развитием поисково-исследовательской активности дошкольников.

Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:

во-первых, установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника и объединить условия для развития поисково-исследовательской деятельности.

Во-вторых, создать атмосферу для развития поисково-исследовательской деятельности, создать атмосферу общности интересов, направленных на развитие познавательной активности детей.

В-третьих, активизировать и обогатить воспитательные умения родителей по данной теме.

На начальном этапе привлекали родителей к поиску информации и иллюстративного материала, созданию познавательно - развивающей среды в группе. В детском саду, ребята в процессе экспериментирования имеют возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Дети изучают время и узнают предметы на вкус, исследуют звуки, неживую природу.

Дети получали задания поэкспериментировать с магнитом, зеркалом, лупой, понаблюдать за состоянием снега, если занести его в группу, наблюдали за изменением цвета воды, добавляя красители, делали умозаключения, выводы.

Чтобы исследовательская деятельность проводилась и дома, необходимо каждому родителю давать индивидуально конкретное задание: провести опыты, описать свои исследования и предоставить по возможности фотоотчеты. Это обязывает к решению поставленной задачи не только детей, но и родителей. Родителей, как и детей, необходимо не только заинтересовать, но и похвалить за проведенную работу. Несмотря на большую занятость, в выполнении конкретного задания отказа не будет.

Для родителей создали картотеку элементарных опытов и экспериментов. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике). В группе совместно с родителями и детьми собраны коллекции открыток о природе, подобраны мультимедийные обучающие презентации «Круговорот воды в природе»«Радуга»«Подводный мир»«Весенние превращения» и т. п.

Для полноценного взаимодействия с семьями воспитанников проведены следующие формы работы:

• собрана подборка консультаций для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»«Почему дошкольнику полезно быть исследователем»;

• изготовлены памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к детскому экспериментированию» «Опыты в домашних условиях»;

Возможность наблюдать и экспериментировать, нам предоставлена самой природой. Вовлекая в образовательный процесс родителей наших воспитанников, мы решили в зимнее время осуществить проекты «Поможем зимующие птицам»«Птицы нашего края». Для этого родители изготовили кормушки, скворечники и заготовили корм для зимующих птиц.

Для того чтобы обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за культурными растениями в комнатных условиях, привлечь воспитателей, детей и родителей, были созданы и разработаны такие знания как: «Огород на подоконнике»«Лук – зеленый друг» «Зима на дворе - огород на окне» в ходе которых активную помощь оказали родители. Дети принимали активное участие, в опытах, в наблюдениях, сравнивали результаты, делали выводы. Кроме этого, родители помогали в оформлении разнообразных коллекций. Они собирали экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес.

Большой популярностью и у детей, и у родителей пользовались тематические выставки фотографий «Моя семья на отдыхе»«Моя семья за здоровый образ жизни»«Наши домашние питомцы» и т. п.

Вся работа с родителями оказалась не напрасна. Большинство родителей поняли, что исследовательно- поисковая деятельность влияет на всестороннее развитие ребёнка. Они стали союзниками, помощниками всегда отзывчивы на просьбы и предложения.

Постепенно, шаг за шагом, дети учатся совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками. У родителей непременно появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели. Следовательно, в школе эти дети, при определенной помощи родителей, способны достичь высоких результатов. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.

В заключение хочется привести слова Анатолия Шапиро: «Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера».

     

Проведем проблемную ситуацию с использованием кейс-технологии

                        «Поможем Буратино»

Цель: Побудить у детей интерес к проблемной ситуации, разбору и анализу возможных решений и выбор лучшего из них.

(картинка плачущий буратино, рука, палка, удочка,магниты, стаканы с водой, магниты на ниточке)

 

 

          Показ картинки «Плачущий Буратино»

 

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Буратино», рассматривание иллюстраций с проблемными ситуациями, просмотр презентации «магнитная гора», игры с магнитами.

 

-Ой, что случилось с Буратино(он упал, потерял ключик, он плачет) – Почему он плачет сидя на листе кувшинки? (Буратино уронил ключ в воду) - Какие трудности у него возникли? 

Вывод: у Буратино возникла проблема, он уронил ключ в воду и не может достать.

Вы знаете, беззаботный Буратино бежал вдоль берега пруда, размахивая ключиком. Вдруг ключик выскользнул из рук и упал в пруд. Буратино нужно достать ключ, но он не может это сделать, потому что, прыгнув в воду, сразу же сплывает на поверхность воды».

- Как помочь Буратино? - Какие способы решения проблемы вы можете предложить? (надо помочь достать ключ из воды) – Как достать ключ из воды?

 Воспитатель: Чтобы не забыть то, что вы предлагаете, мы зафиксируем ваши предположения на доске. (Дети выдвигают свои предположения и выставляют пиктограммы на магнитную доску с предложенными вариантами: рукой, палкой, удочкой, магнитом) - Как замечательно, так много вариантов вы предложили. Давайте попробуем, по рассуждать над предложенными способами.

Воспитатель: Как достать ключ из воды рукой? - Алина, скажи, пожалуйста, как будем доставать рукой ключ из воды? - Сможем достать рукой до дна пруда, если там глубоко? - Как вы думаете, таким способом можно найти и достать ключ из воды? (Нет, будет трудно достать ключ из воды) 

Вывод: не достать до дна, и ещё Буратино сделан из дерева, он не сможет опустить руку в воду, потому что дерево не тонет в воде.

Воспитатель: Как достать ключ палкой? Матвей, как бы ты достал ключ палкой? Покажи нам, пожалуйста. (Матвей палкой пытается поднять ключ). Получается (нет).

Ребята, как вы думаете это хороший вариант поднять ключ палкой? (нет).

 Вывод: палкой ключ достать невозможно, потому что нельзя никак его зацепить.

Воспитатель: Ещё был вариант удочкой поднять ключ. Андрей, как поднимем ключ при помощи, удочки? (зацепим её на крючок). Покажи. Ребята, вспомните, в пруду вода прозрачная? (нет, в пруду вода тёмная). Значит, Андрей не может видеть, что на дне пруда? (да) Как вы думаете, удочка поможет Буратино поднять ключ со дна пруда? (нет) 

Вывод: удочкой можно, но очень сложно подцепить ключ на крючок.

 

- Ещё вариант при помощи магнита кто – то из вас предложил. Из какого материала делают ключи? (железа) Какие предметы притягивает магнит? (металлические, железные).

 Воспитатель: Вы согласны с Андреем, а как думает Арина…

 Воспитатель: Как вы думаете, в воде магнит может притягивать металлические, железные предметы? (Да, нет)

Воспитатель: Я предлагаю проверить, наши предположения. Пройдите, пожалуйста, к столику со стаканами с водой.

Перед вами лежат металлические предметы, опустите их, пожалуйста, в воду, что с ними произошло? (Они упали на дно стакана).

 Воспитатель: Поднимите салфетки, что вы там нашли (магниты на ниточке). Воспитатель: Держа за ниточку опустить магниты осторожно в воду, обратите внимание, как ведут себя металлические предметы рядом с магнитом? 

Дети: Они притягиваются к магниту. 

Воспитатель: Что притягивает металлические предметы к магниту? (магнитная сила)

Воспитатель: Какой вывод мы сможем с вами сделать. 

Вывод: магнит притягивает металлические предметы; при помощи магнита легко поднять ключ из воды.

 Воспитатель: Значит, этот способ с магнитом сможет помочь Буратино

Дети: Да.

Составим схему на доске. Воспитатель: Какой предмет мы выбрали (магнит) ещё что нужно (ниточка, палочка)(Названные картинки дети выставляют на магнитную доску)

Дети: Можно смастерить удочку, при помощи такого приспособления поднять ключ из воды. - Молодцы!

 

Воспитатель: Скажите, как правильно нужно носить ключ, чтобы не потерять его как это получилось у Буратино? (ключ нужно носить в кармане на молнии, ключ нужно носить в сумочке, ключ можно носить на верёвочке).

 

 

    

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования».

Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. По мнения ученых, ребенок дошкольного возраста более всего подвержен воздействию членов семьи. Поэтому,  улучшение ка...

Доклад «Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования в рамках ФГОС».

В предложенном докладе расскрываются проблемы, классификация  современных семей и предложена инновационная  система работы ДОУ  с ними которая направлена  повышение качества образо...

Презентация "Взаимодействие ДОУ с семьёй как фактор повышения качества образования в рамках реализации ФГОС"

Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задач...

Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования в рамках ФГОС

Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования в рамках ФГОС...

«Взаимодействие ДОУ с социумом, как фактор повышения качества образования в рамках ФГОС»

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребё...

«Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС».

Слайд№1. Тема моего выступления «Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования в рамках ФГОС».В современных условиях реформирования образования, дошкольное учр...