Проблема цифровой социализации детей в условиях современного дошкольного образования.
статья (подготовительная группа)
В настоящее время активно идет процесс модернизации образования, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один - современным детям - современное образование. А современные дети, - какие они, знаем ли мы их? Всё чаще можно услышать, что они совершенно другие. Современных детей можно назвать цифровыми детьми или детьми будущего - это все те, кто родился и вырос в окружении компьютеров, игровых приставок, mp3плейеров, видеокамер, сотовых телефонов и других цифровых игрушек. С самого рождения сегодняшние дети сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Ребенок познает мир через экран монитора, планшета, телефона. Компьютер становится для него основным источником информации, его другом и помощником, наставником. Наши дети благодаря цифровым технологиям раньше взрослеют, умеют рассуждать на "взрослые" темы, смотрят видеоролики, разбираются в хитросплетениях сюжетный линий, хорошо запоминают все происходящее с героями видеороликов, пытаются сами их снимать. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьёз начинают думать о преждевременном взрослении современных детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.docx | 29.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Искорка»
Московская обл., г. Протвино, Северный проезд, д. 11, тел.8 (4967) 74-65-40
Сайт: www.iskorkads.caduk. ru E – mail dsiskorka2@yandex.ru
Проблема цифровой социализации детей в условиях современного дошкольного образования.
Автор: Зычкова С.А.
Воспитатель высшей категории
г.о.Протвино
2021г.
Проблема цифровой социализации детей в условиях современного дошкольного образования
В настоящее время активно идет процесс модернизации образования, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один - современным детям - современное образование. А современные дети, - какие они, знаем ли мы их? Всё чаще можно услышать, что они совершенно другие. Современных детей можно назвать цифровыми детьми или детьми будущего - это все те, кто родился и вырос в окружении компьютеров, игровых приставок, mp3плейеров, видеокамер, сотовых телефонов и других цифровых игрушек. С самого рождения сегодняшние дети сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Ребенок познает мир через экран монитора, планшета, телефона. Компьютер становится для него основным источником информации, его другом и помощником, наставником. Наши дети благодаря цифровым технологиям раньше взрослеют, умеют рассуждать на "взрослые" темы, смотрят видеоролики, разбираются в хитросплетениях сюжетный линий, хорошо запоминают все происходящее с героями видеороликов, пытаются сами их снимать. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьёз начинают думать о преждевременном взрослении современных детей. Все чаще педагоги дошкольных учреждений «рисуют» портреты современного дошкольника исходя из собственных наблюдений: развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, воспитываемый компьютером и ноутбуком ребенок. Однако у современных детей имеется достаточно большие проблемы с развитием творческой активности, у наших детей резко снижена фантазия, не развита мелкая моторика, они не умеют рисовать, вырезать, лепить. Современный ребенок нацелен на получение быстрого и готового результата путем нажатия одной кнопки. Хотя современные дошкольники технически "подкованы", легко управляются с телевизором, электронными и компьютерными играми, но строят из конструктора они так же, как их сверстники прошлых лет, ни в чем их не опережая, а иногда и гораздо хуже.
Раньше у ребенка был развит на высоком уровне рефлекс подражания, он повторял действия за взрослым, мог легко подражать животному и т.д. На сегодняшний день, у современного дошкольника практически отсутствует рефлекс подражания и преобладает рефлекс свободы, который позволяет ему выстраивать свои стратегии поведения. Если ребенок понимает и принимает смысл поступка или действия, которое должен совершить, то он будет его выполнять. Если нет, то откажется, выражая протест, вплоть до агрессии. Дети настойчивы, требовательны, имеют завышенную самооценку, не терпят насилия, иногда не слышат указаний взрослых, зачастую капризны и раздражительны. Отмечается их врожденное стремление к самореализации, к проявлению своей деятельной натуры. У них есть проблемы с эмоциональностью. Многие не понимают, что такое плохо, больно, страшно. Эти дети менее романтичны и более прагматичны. Их мир заполнен материальными ценностями, они проживают виртуальную жизнь. Современный ребенок дошкольник говорит много, но плохо, в большей степени страдает связная речь и словарный запас, присутствует жаргонная речь. Здоровье подрастающего поколения также претерпевает изменения с учетом экологической обстановки и нередко физические показатели здоровья оставляют желать лучшего. Ребенок может страдать физически и это усугубляет ситуацию, если он находится в неблагоприятном социальном окружении. Для современного ребенка, особенно жителя города, природа выступает чуждой, неизвестной средой. На сегодняшний день, все в большей степени исчезает естественное детское "дворовое" сообщество: дети теперь реже свободно играют и общаются со сверстниками, усиливается тенденция индивидуализации игры, и, как следствие, социального отчуждения детей. Дворовые игры забыты, ушли в прошлое. Причины этого явления кроются не только в изменении характера игры, но и в тех моментах развития детской индивидуальности, о которых я уже сказала выше.
Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее уязвимой является сфера социально - личностного формирования. А ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности человека будущего.
Именно поэтому основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение (и/или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности. Выступает в роли лидера и в роли ведомого. Где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других. Проявляет чувства, эмоции, не стесняясь этого. На сегодняшний день, важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье. Для этого совместными усилиями детского сада, организацией дополнительных образовательных услуг, семьи ребенка важно сформировать у малышей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтоб он смог радостно и полноценно прожить самый, пожалуй, трудный и ответственный период своей жизни - детство. Именно "здесь и сейчас" закладываются основы личности Человека будущего.
Активным и значимым субъектом процесса воспитания, осуществляемого в образовательном учреждении, является не только ребенок, но и семья в целом.
Какую бы сторону развития ребенка дошкольного возраста мы не взяли, всегда решающую роль в его эффективности играет семья. Семья дает ребенку главное - то, что не может дать никакой другой социальный институт, - интимно-личностную связь и исходное единство с родными. Но сегодня не секрет, что далеко не все родители имеют достаточный уровень как общей, так и духовной культуры и необходимые педагогические знания.
В современной педагогической науке наметилось освоение святоотеческого педагогического наследия, которое является драгоценным средством восстановления отечественной педагогической культуры самих педагогов, а через их опыт - детей и родителей.
За последние годы в различных регионах России накапливается конструктивный педагогический опыт возрождения детско-родительской общинности и семейной соборности. Этот опыт развивается на принципах духовно-нравственного воспитания. Для себя я выделила следующие:
Единство семьи на основе жертвенности и любви.
Ответственность родителей за воспитание детей перед законом и обществом.
Стремление семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям.
Преемственность разных поколений, сохранение семейных традиций и семейных династий.
Соответствие внутреннего уклада семьи духовным традициям народа.
Возрождению семейной культуры содействует создание семейных клубов, родительских общин и объединений, в которых возможно возрождение элементов традиционного уклада; организация совместных экскурсий, поездок и трудов, введение семейных традиций и праздников; привлечение в семейные объединения людей старшего поколения, составление семейных родословных и фотоальбомов, семейных журналов. В нашей группе мы стараемся проводить различные мероприятия, выставки с обязательным участием всех членов семьи (старших и младших поколений).
Мы придерживаемся следующих стратегических принципов, которые должны быть положены в основу программно-методического обеспечения духовно-нравственного воспитания:
- Принцип возрастного и индивидуального подхода в воспитании детей;
- Принцип системности, где мы опираемся на объединение традиций семейного и общественного воспитания в целостный развивающий процесс на основе единых социокультурных ценностей технологий эффективного взаимодействия, ориентации родителей на обеспечение предпосылок для психофизического развития и духовно-нравственного становления личности ребенка через создание единого воспитательно-образовательного пространства, способствующего гармонизации системы отношений «образовательное учреждение - семья - личность». Принцип интерактивности, предполагающий использование личностно-ориентированных подходов, форм воспитания и образования детей и родителей. Здесь мы учитываем реальное состояние и запросы семей.
- Принцип культуро сообразности, в котором мы содействуем обеспечению преемственности отечественных социокультурных традиций, утверждению их в качестве основной духовно-нравственной опоры и главных ценностных ориентиров в перспективе личностного и цивилизационного развития. Принцип освоения педагогами, родителями и детьми ведущих ценностных ориентации, свойственных отечественному образу жизни.
- Также нами реализуется такой принцип, как принцип социо-культурной и психологической адаптивности содержания воспитательных программ взаимодействия образовательного учреждения и семьи.
Эти принципы, с моей точки зрения, являются приоритетными в создании развивающейся системы «ребенок - воспитатель - родитель».
Я считаю, что сегодня как никогда актуально просвещение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания. Начиная с первых лет жизни, а также взаимодействие системы образования и здравоохранения по несущим проблемам молодой семьи, восстановление отечественной культуры пестование малышей, создание приближенной к традиционным устоям воспитания предметно-развивающей среды, возрождение традиций грудного вскармливания детей, использование в воспитании младенцев богатого арсенала фольклорных средств (колыбельные, потешки, пословицы, пальчиковые игры и др.)
На занятиях по духовно-нравственному воспитанию мы развиваем основные нравственные способности: различие добра и зла, эстетические (различие прекрасного и безобразного). Что является главным средством преодоления разобщенности между взрослыми и детьми в семье, между детьми в детском социуме, между семьей и образовательным учреждением, между человеком (и маленьким, и взрослым: ребенком, родителем, педагогом и традиционной культурой.
В духовно-нравственном воспитании, как и в воспитании вообще, сегодня уже не срабатывает тот стереотип, в соответствии с которым активизация позиции семьи осуществляется только за счет информирования родителей об успехах и проблемах ребенка, в лучшем случае - за счет психолого-педагогического просвещения родителей силами образовательного учреждения.
Учитывая новую педагогическую парадигму, мы перешли от модели воспитания как информационно-назидательного воздействия к модели развития активного нравственного сознания, чувств, поведения ребенка и взрослых. К модели развития коммуникативной, культурной, нравственной и духовной компетентности детей и родителей. К модели развития психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей. Оснащения их социокультурными технологиями межличностного, внутрисемейного и меж семейного взаимодействия. Позволяющими, решать актуальные задачи развития и воспитания ребенка, его обучения и социализации.
Взаимодействие образовательных учреждений и семьи нами планируется реализовывать как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в новых формах, совместных детско-родительских семинаров, общих активных занятий по развитию навыков взаимодействия, в формах проектной деятельности и иных вариантах сотрудничества в целях профилактики трудностей и разрешения конфликтов в воспитании.
Эти новые подходы к взаимодействию ДОУ с семьей раскрываются во многих программах воспитания детей и программах педагогического сопровождения семьи в контексте отечественных социокультурных традиций. Например, в программах семейного клуба «Рождество», «Школа семейной духовной культуры», «Семейная гостиная», «На пороге школы», «Учимся вместе с детьми», «Рождение и воспитание здорового ребенка», «К здоровой семье через детский сад».
Я считаю, что основы духовно-нравственного воспитания закладываются у ребенка с рождения. Если мы обратимся к тому, как воспитывали ребенка в православной России, то увидим, что все нравственное в воспитании шло от дома, от семьи. Особенно дорожили наши предки первыми годами детства. Саму «природу» детей они направляли на достижение благих целей. Ценностное измерение высших начал - добра, любви, истины, правды, красоты, жизни и других. На приоритет таких ценностей, как Родина, семья, дом, подвиг и др. При этом предполагается, что духовно-нравственное воспитание базируется на отечественных культурных традициях.
К сожалению, в ходе нашей работы мы заметили, что многие современные семьи не имеют возможности воспитывать своего ребенка, как это было в прежние времена, на основе преемственных связей с прошлыми поколениями, поскольку переживают период серьезных изменений и состоят всего из двух поколений: родителей и детей. Бабушки и дедушки, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Как много хороших традиций нами утрачено, и, по-видимому, утраченное не скоро удастся восстановить.
Работу по воспитанию духовной культуры мы строим на основе приобщения как взрослых, так и детей к доступным пониманию последних главных духовных ценностей России, подвигов героев своей Земли. Первоначальные понятия о необходимости следовать лучшим традициям своей семьи, своего народа, этическое отношение к природе, природным богатствам Родины, своим соотечественникам, уважение к другим народам. Здоровье нравственное и духовное можно воспитать лишь на основе уважения к старшим, ко всем членам своей семьи, близким, друзьям, соблюдения и следования установленному порядку в доме, в группе детского сада, бережного отношения к окружающему.
Наряду с этим многие положения мудрого педагогического руководства мы используем в своей группе не схоластически, буквально, но адекватно - с учетом особенностей современного воспитания детей и организации работы с семьей.
Мы стремимся к тому, чтобы взаимодействие образовательных учреждений и семьи носило характер воспитательного союза, в котором обе стороны уважают друг друга, осознают роль каждого и стремятся творчески соединить свои усилия в общем педагогическом процессе.
Мы постоянно помним о той личной и профессиональной ответственности, которая ложиться на нас педагогов, инициирующих процессы духовно - нравственного воспитания детей и родителей.
Ответственность эту мы сможем понести лишь при условии постоянного собственного образования в сфере культуры и духовно - нравственного воспитания, при условии собственного укоренения в традициях и непрекращающихся трудов над собой. Один из талантливых и глубоких педагогов, представителей педагогики Русского Зарубежья священник Александр Ельчанинов писал: «Нельзя врачевать чужие души («помогать людям»), не излечив себя, приводить в порядок чужое душевное хозяйство с хаосом в собственной душе, нести мир другим, не имея его в себе».
Наша помощь людям заключается не только в системе обдуманных воздействий на них, но в невидимом действии.
Человек стремиться не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное, телесное и духовное - это естественная потребность человека, пришедшего в этот мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных технологий в условиях современного дошкольного образования.
Проникновение компьютеров и информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни современного человека не могло не затронуть и дошкольное образование...
«Синквейн как дидактический и методический инструмент в условиях современного дошкольного образования»
Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, лаконичной, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом - это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого за...
Статья. Участие во Всероссийской научно-практической конференции "Социализация ребенка в условиях современной дошкольной образовательной организации" апрель 2016
Статья для участия во Всероссийской научно-практической конференции "Социализация ребенкав условиях современной дошкольной образовательной организации""Проект развитие общения и в...
Консультация для педагогов: «Роль экологического воспитания дошкольников в условиях современного дошкольного образования»
Экологическое воспитание – это процесс, цель которого увеличить во всем мире количество населения, осознающего экологические и связанные с ним проблемы, имеющего знания, положительную мотивацию,...
«Социализации дошкольников в условиях ФГОС дошкольного образования»
Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя: усвоение ребенком социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей....
Проблема цифровой социализации детей в условиях современного дошкольного образования
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2018-2025 годы включает в себя приоритетный проект "Современная цифровая образовательная среда в Российской Феде...
Презентация СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ в условиях современного дошкольного образования в соответствии с ФГОС
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯв условиях современного дошкольного образования в соответствии с ФГОС...