Буклет "ТРИЗ для дошкольников."
материал (старшая группа)

Репис Ольга Анатольевна

ТРИЗ для дошкольников.Игры на формирование основ системного мышления детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_triz.docx40.65 КБ

Предварительный просмотр:

 ТРИЗ https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=3e2896328404a654c9cc0af1bf8aee57&n=33&h=215&w=227

для дошкольников

    

Уважаемые родители!

Каждый из вас хочет, чтобы ваш ребенок рос  добрым,  умным,   находчивым, успешными и творческим.  Для этого необходимо использовать современные  технологии и методы обучения и развития. Одной из таких технологий является ТРИЗ – творческое решение изобретательских задач.

     Что  же даёт ТРИЗ маленьким детям?

 У дошкольников

- развиваются умения классифицировать и систематизировать;

-  развиваются такие качества мышления, как гибкость, подвижность, диалектичность;

-  формируются исследовательские навыки и творческое воображение.

Формирование этих качеств  будет в дальнейшем способствовать успешному обучению в школе.

Предлагаем Вам игры на формирование основ системного мышления детей.

Игры на выявление свойств объекта и признаков времени.

Игра «Дерево, птица, насекомое, дикое животное»

Цель: развивать умение классифицировать объекты живой природы.

Правила: взрослый говорит: «Дерево» (Ребёнок называет любое дерево). «Птица. Насекомое. Дикое животное» и т. д. по кругу. Название игры можно менять. Например, «Рыбы, птицы, звери», «Деревья, цветы, насекомые»

Игра «Чем был, чем (кем) стал»

 

Цель: развивать умение определять линию развития  объекта.    

Правила: взрослый называет любой объект живой природы. Дети говорят, чем (кем) он был, чем (кем) стал. Например, цыплёнок – был яйцом, стал курицей или петухом. Капуста была семечком, стала салатом. 

Игра «Был. Есть. Будет»

 

Цель: упражнять детей в определении свойств объекта в прошлом, настоящем и будущем.

Правила: взрослый называет объект живой природы. Ребёнок перечисляет его свойства в прошлом, настоящем и будущем. Например: огурец был маленький, зелёный, колючий, горький; сейчас – большой, зелёный, сладкий, сочный; будет  - солёный, мягкий, хрустящий.

Игры на выделение надсистемных связей

Игра «Кто где живёт» 

Цель: учить детей устанавливать, частью чего является данный объект.

Правила: взрослый называет объект живой природы. Дети называют среду обитания этих объектов. Можно использовать картинки. Например, медведь. Среда обитания: лес, зоопарк, мультфильм, книга, фантик.

Игра «Я возьму тебя с собой» http://cdn.freebievectors.com/illustrations/8/i/illustrations-earth-life-beach-cloud/preview.jpg

Цель: учить детей устанавливать связь между средой обитания и объектом живой природы. 

Правила: взрослый называет место обитания и предлагает взять с собой объекты живой природы, которые там находятся.  Например, я – река и возьму с собой всё живое, что находится в реке.

Игры на выделение подсистемных связей

Игра «Ты – моя частичка»

 Цель: развивать умение классифицировать объекты живой природы.                                       Правила: взрослый называет образ, а ребёнок – его части. Например: «Я – дерево, ты – моя частичка. Кто ты?»

Игра «Кто я?»

Цель: развивать умение по одной части  называть как можно больше объектов живой природы.                                                 

Правила: взрослый называет одну часть. Дети – как можно больше объектов, у которых есть эта часть. «У меня есть листок. Кто я?» (дерево, куст, цветок)

Игры по сравнению системы

Игра «На что похоже»

Цель: развивать ассоциативность мышления, учить детей сравнивать системы.

Правила: взрослый называет объект, а дети называют объекты, похожие на него. Например, на что похож цветок? (по цвету, форме, функции, прошлому, будущему)

 

Список использованной литературы:

1.Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: 2008.

2. Гуткович И. Я, Самойлова О. Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников: пособие длявоспитателей детских садов. – Ульяновск, 1998.

МБДОУ д/с №100 «Рябинушка»

Воспитатель- Репис О.А.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"

Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...