«Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через этнокультурное наследие»
материал (старшая группа)
Цель: Развитие и социализация ребенка-дошкольника как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.
Задачи:
1. Воспитательная: Воспитывать любовь к родному краю, к его уникальному природному богатству.
2. Образовательная: Углубить знания дошкольников с историей Родины, родного края. Учить уважительно относиться к государственной символике России и РС(Якутия). Учить уважать традиции, культуру народов страны и своего края. Формировать сопричастность к историческим событиям.
3.Развивающая: Развивать познавательный интерес к истории культуры малой родины через знакомство с играми, традициями и обычаями коренных народов. Развивать любознательность, наблюдательность, связную речь и активизировать словарный запас.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по теме самообразования
«Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через этнокультурное наследие»
Цель: Развитие и социализация ребенка-дошкольника как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.
Задачи:
1. Воспитательная: Воспитывать любовь к родному краю, к его уникальному природному богатству.
2. Образовательная: Углубить знания дошкольников с историей Родины, родного края. Учить уважительно относиться к государственной символике России и РС(Якутия). Учить уважать традиции, культуру народов страны и своего края. Формировать сопричастность к историческим событиям.
3.Развивающая: Развивать познавательный интерес к истории культуры малой родины через знакомство с играми, традициями и обычаями коренных народов. Развивать любознательность, наблюдательность, связную речь и активизировать словарный запас.
Актуальность: В настоящее время наша страна переживает непростой период, и одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире. отношении к родной природе. малой Родине. к своему Отечеству. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что Родина она одна на всех, кто родился на её просторах, полюбил её, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче и могучей. Знакомство с Родиной-Россией-является третью ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Воспитание патриотизма, нравственных качеств, всестороннее развитие ребенка начинается с привития любви к малой родине, ознакомления с культурным наследием края, в котором он живет.
Темы | месяцы | Задачи | Формы работы с детьми | Итоговые мероприятия | Взаимодействие с родителями |
1.«Моя семья» | Сентябрь 1неделя | 1.Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и уважение к членам семьи. 2.Учить определять свою социальную роль в отношении к членам семьи. | Беседа «Моя семья, моё богатство» ООД «Дружная семья» рисование ООД по развитию речи «Я расскажу вам о семье» | Родительское собрание «Семейные традиции» | Участие родителей |
2.«День города | Сентябрь 3неделя | 1Воспитывать любовь к родному городу. 2.Познакомить детей с историческим прошлым города. | Беседа «Мой родной город Якутск» ООД рисование «Огни родного города» Чтение стихов о городе Якутске Настольная игра «Прогулка по городу» | Участие в городском конкурсе рисунков «Мой любимый город» Клуб выходного дня экскурсия по площадям Ленина, Орджоникидзе (совместно с родителями) | Родители, воспитатели, дети |
3.«Наша Родина-Россия | Октябрь 1 неделя | 1.Воспитывать у детей патриотические чувства, интерес к истории своей страны. 2.Закрепить знания о государственной символике России. Познакомить детей с гимном России. | Слушание гимна России. Дидактические игры: «Собери флаг и герб России» Беседы «Моя Родина», «Государственные символы России» ООД рисование «Флаг у нас прекрасный белый, синий, красный» | Викторина «Путешествие по родной стране» | Воспитатели,, музыкальный руководитель ,дети |
4.Улицы родного города | 3 неделя | 1Познакомить детей с героем Володей Губиным , в честь которого названа улица. где находится детский сад | Экскурсия на улицу Губина. Беседы о в Губине и его героическом поступке. | Создание макета «Улицы города» Участие детей и родителей в городском семейном конкурсе видеороликов «Детские секреты столицы-3» «Любимые улицы города Якутска», посвященного 390-летию г. Якутска столицы города» | Воспитатели, родители, дети |
5.День народного единства | Ноябрь 1 неделя | 1.Воспитыать уважение к людям разных национальностей и их обычаям. 2. Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках. Дать элементарные сведения об истории России. | Беседа: «Москва героическая» (К Минин и Д Пожарский» ООД рисование на тему: «В семье единой» | Выставка рисунков « Мы-россияне» | Воспитатели дети |
6.«Исторические личности» П .Бекетов | 3 неделя | 1Воспитывать чувство гордости за свой родной город. 2. Рассказать детям о П .Бекетове, как об основателе г. Якутска. | Презентация о П. Бекетове. Экскурсия к памятнику. | Фотоматериал, иллюстрации о П. Бекетове (сбор материала для патриотического центра. | Воспитатели, родители |
7. «Музей им. Е.М. Ярославского» | Декабрь 1 неделя | 1Познакомить детей с биографией и жизнью Е.М Ярославского | ООД на тему: «Знакомство с музеем им. Е. М. Ярославского» Чтение рассказа И .Данилова «Сказ о Якутии» | Экскурсия в музей им. Е. М. Ярославского. | Воспитатели, родители |
8 «Якутск-столица Республики Саха(Якутия) | 3 неделя | 1.Воспитывать любовь к малой Родине. 2.Познакомить детей с флагом и гербом города. | ООД на тему: «Достопримечательности г. Якутска» ООД рисование: «Здравствуй, Якутск» | Викторина «Город в котором мы живем» Фотоколлаж «Интересные места Якутска» | Воспитатели, родители, дети |
9.»Зима начинается с Якутии» | Январь 2 неделя | 1.Воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной республике. 2.Формировать представление детей о красоте природы родного края | ООД на тему «Волшебная книга о зиме» ООД рисование «Зимние краски зимы» | Фотовыставка «Зима начинается с Якутии» | Воспитатели, дети, родители |
10 « Моя родословная» | 4 неделя | 1Формировать элементарные представления о родственных связях. | Презентация: «Моё генеалогическое древо» | Изготовление генеалогического древа семьи. | Воспитатели. родители дети. |
11«Москва-главный город нашей страны» | Февраль 1 неделя | 1.Воспитвать уважение к главному городу нашей страны. 2.Расширить представление о Москве, как о столице России. | ООД на тему: «Москва златоглавая» Виртуальные экскурсии «Прогулки по Москве». (презентации). ООД рисование «Московский Кремль»» | Выставка «Достопримечательности Москвы» | Воспитатели, родители, дети |
12.«Защитники Отечества» | 3 неделя | 1.Воспитывать чувство гордости за армию России, любовь и уважение к защитникам Родины. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России. 2.Уточнить и закрепить представление о родах войск, военной технике. 3.Дать представление о богатырях земли Русской. | ООД на темы: «Русские богатыри», «Наша армия родная». Презентации о родах войск Спортивно-тематический праздник с папами «Мы защитники Отечества» Продуктивная деятельность по теме. Сюжетно-ролевые игры: «Богатыри» «Танкисты» «Моряки» «Летчики» «Разведчики» | Фотовыставка «Мой папа служит в армии» Пополнение патриотического центра. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм. | Воспитатели, родители, дети |
13.«Народная культура и традиции якутского народа». | Март 1 неделя | 1Воспитывать интерес детей к искусству и традициям родного края. 2Прививать любовь и бережное отношение к произведениям искусства. | ООД По продуктивной деятельности на темы: «Якутские узоры», «Национальная посуда», «Лепим хомус» Слушание якутских песен. | Экскурсия в художественную галерею. Музей хомуса. | Воспитатели, ПДО по якутскому языку, родители, дети. |
14.«Писатели и поэты земли Олонхо» | 3 неделя | 1.Воспитывать интерес к художественной литературе. 2.Познакомить детей с якутскими писателями которые писали для детей 3.Продолжать знакомить детей с фольклором якутов-сказкой. | ООД на тему: «Писатели детям» Чтение стихов С Данилова «Круглый дом» «Ливень», «Зима Якутии моей». Рисование по мотивам якутских сказок. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» Чтение якутских сказок. | Конкурс чтецов в группе. Авторская игра «По тропинкам сказок Туймаады» Экскурсия в библиотеку Белинского | Воспитатели, родители ,дети. |
15Игры «Дети Азии» «Олимпийские чемпионы | Апрель 1 неделя | 1.Воспитывать гордость за спортсменов республики в, том числе юных спортсменов. 2.Поддерживать интерес детей к спорту. | Показ презентации эстафеты олимпийского огня» ООД на темы: «Олимпийские чемпионы республики» «Юные олимпийцы» ООД рисование «Мы за ЗОЖ» | Веселые старты «В здоровом теле, здоровый дух» Фотовыставка «Мы любим спорт» | Воспитатели, инструкторы по физической культуре, родители, дети. |
16«День республики» | 4 неделя | 1Воспитывать гордость детей за достижения своей республики. 2.Продолжать расширять знания о государственном празднике. 3.Закрепить знания о государственной символике. | ОООД на тему: «Мой любимый край-Якутия моя» Презентация на темы: «Великая река Лена» « В семье единой» | Викторина «Знатоки родного края» | Воспитатели, дети |
17. «Дети –герои в годы Великой Отечественной войны» | Май 1 неделя | 1.Воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть похожими на тех солдат, которые отстояли нашу Родину. Воспитывать уважение к ветеранам. 2.Познакомить с героями-детьми в годы ВОВ. 3.Дать первоначальное представление об обороне Москвы, блокады Ленинграда. | ООД: «Этот великий День Победы!» Беседы на темы: «О детях-героях» «Блокада Ленинграда» «Битва за Москву» «Мой прадед был солдатом» Песни и стихи о Великой Отечественной войне. | Музыкально-тематический праздник «Великий Май! Победный май!» вместе с родителями. Участие детей в окружных. городских, всероссийских конкурсах чтецов, посвященной Великой Победе. «Эстафета памяти» «Помнит сердце, не забудет никогда» «Бессмертный полк»
| Воспитатели, дети, музыкальный руководитель, родители. |
18.Герои-якутяне в годы Великой Отечественной войны и СВО | 2 неделя | 1Познакомить детей с героями земляками в годы Великой Отечественной войны Ф. Поповым, Ф.Охлопковым. 2 Вызвать чувство гордости за национальных героев сражавшихся вовремя ВОВ,СВО. | ООД: «Никто не забыт ничто не забыто» Беседы о героях-якутянинах в годы Великой Отечественной войны Ф. Попове и Ф. Охлопкове. Беседа: «Герои защитники-нашего времени» | Экскурсия на площадь Победы. Возложение цветов к Вечному огню. Сбор детьми совместно с родителями воспоминаний об участниках войны. | Воспитатели, родители, дети. . |
19. Праздник встреча лета-Ысаых» | 4 неделя | 1.Воспитывать желание совместно готовиться к самому главному празднику якутов-ысыах. 2Формировать понятие о том, что ысыах- праздник встречи лета.. | Беседа на тему: «Праздник встреча лета-Ысаых» ООД ручной труд изготовление саламы. ООД по лепке «Украшаем поляну к празднику» | Подготовка к празднику Фотовыставка «Ысыах» | Воспитатели. Преподаватель по якутскому языку, родители, дети. |
Список использованной литературы:
1.Ветохина А. Я. Дмитриенко З.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. СП-б.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013
2. Платонова Т.В. Хохолова Е.Е. «Люби и знай родной край» ГОУ ВПО Московский государственный университет им. М.А. Шолохова, ГОУ СПО Якутский педагогический колледж№2- Якутск, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через чувственное отношение к родственникам»
«Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через чувственное отношение к родственникам». Родина…, Отечество... В корня...
Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через чувственное отношение к родственникам
Родина…, Отечество... В корнях этих слов близкое каждому образы: мать, отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в де...
"Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через чувственное отношение к родственникам".
Консультация для педагогов.Описаны те позиции на которые стоит опираться при нравственно-патриотическом воспитании детей при участии их родных....
Проект рабочей программы по теме: « Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через уважительное отношение к малой Родине».
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, о...
Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края.
Нравственно-патриотическое воспитание одно из важных направлений в дошкольном образование, предлагаю перспективное планирование для старшего дошкольного возраста. План составлен с учетом того, ч...
Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через организацию проектной деятельности
Формирование у дошкольников любви к своей родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимости логической взаимосвязи разных сторон воспитательного процесса, различных средств и методов чере...
«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, через культурные наследия родного края»
Актуальность выбранной темы: Дети - будущее нашей страны. Каким оно будет, зависит от того, какими мы воспитаем наших детей, какие морально-этические нормы жизни будут заложены в них ...