Мини-музей театрального искусства "Сказкин дом" во 2 группе раннего возраста.
рабочая программа (младшая группа)
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – всё это помогает осуществить театр.Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini-muzey.docx | 158.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 г.Починка.
Мини-музей театрального искусства
“Сказкин дом”
2 группа раннего возраста
Автор: Бодунова Т.А.
Аннотация работы:
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
“Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”
Б.М.Теплов
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – всё это помогает осуществить театр.Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.Театр для ребёнка – это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Выражение «Сказочный мир детства» - не пустые слова. В жизни ребёнка присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Сказка близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на любимое занятие или на театрализацию любимого произведения. Мини-музей “Сказкин дом” как форма образовательной и воспитательной работы создан по моей личной инициативе. Он возник как результат моей поисковой и исследовательской деятельности. Поэтому я постаралась собрать в своём мини-музее различные виды театров, атрибуты и реквизиты, которые и предлагаю вашему вниманию. Социальная значимость программы мини-музея театра «Сказкин дом» заключается в создании развивающей среды - совместном участии детей, родителей и педагогов.
2. ЦЕЛЬ: создать условия для развития творческой активности и артистических способностей в театрализованной деятельности.
3. ЗАДАЧИ:
Развивающие:
- развитиеинтереса к театрально – игровой деятельности;
- развитиеартистических навыков;
- развитие воображения, фантазии, внимания.
- обогащение словарного запаса и мелкой моторики.
Обучающие:
- ознакомление с видами театра,знакомство сатрибутами,
костюмами, декорациями;
- правилами поведения в театре;
- способствование формированию эстетического вкуса.
Воспитывающие:
- воспитание гуманных чувств у детей.
4.использованная литература:
Абрамова Р.М. Система методической работы по музейной педагогике в ДОУ. Управление ДОУ. 2005. №4
Виниченко В. Ребёнок в пространстве музея. Дошкольное воспитание. 2003 №5
Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские (под ред.Н.В.Микляевой, Н.Ф.Лагутиной) М.:ТЦ Сфера, 2011
Якубенко Л.Т. Внедрение музейной педагогики в ДОУ. Управление ДОУ. 2009. №7
1. Гурович Л. М., Береговая Л. Б. Ребёнок и книга. СПб.: Детство-Пресс, 1999.
2. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
3. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб.: Детство- Пресс, 1999.
4. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. М.: Линка-Пресс, 2003.
5. Неизвестных И. Г. Настольный театр на крутящейся платформе. Музыкальный руководитель № 4, 2006, стр. 89.
6. Карачунская Т. Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия под ред. К. Ю. Белой, Т. С. Комаровой. М.: ТЦ “Сфера”, 2005.
7. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. М.: ТЦ “Сфера”, 2006.
8. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.
Паспорт мини-музея:
1.НАПРАВЛЕНИЕ МИНИ-МУЗЕЯ:
Художественно-эстетическое, познавательное
2. ПРОФИЛЬ:
Познавательный, игровой, творческий
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОМЕЩЕНИЯ:
Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются в специально отведенном месте, где на полках располагаются доступные для детей экспонаты. На каждый экспонат имеется паспарту.
4. РАЗДЕЛЫ МИНИ-МУЗЕЯ:
1.Театр начинается с вешалки
2. Раздел “Виды театра”
3. Раздел “Маска, ты кто?”
4. Раздел “Костюмерная”
5. Раздел “Гримёрная”
6. Раздел “Театральная шляпка”
7. Раздел “Театральная библиотека”
8. Раздел “Музыкальные инструменты”
9. Раздел “Декорации”
10. Раздел “Сами своими руками”
5. АДРЕСНОСТЬ:
Мини - музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников, педагогов ДОУ.
6. ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Изучение литературно-исторических источников, соответствующих профилю музея.
- Систематическое пополнение фонда музея с привлечением деятельности родителей воспитанников дошкольного учреждения.
- Обеспечение сохранности музейных предметов.
- Составление перспективных и календарных планов работы музея.
- Создание и обновление экспозиции, стационарные и передвижные выставки.
- Досуги, развлечения, театрализованные постановки с использованием кукол и различных видов театра.
- Экскурсии, проводимые воспитателями и детьми .
- Выступления перед детьми других групп и гостями музея.
- Выставки работ детей и родителей по изобразительной деятельности, ручному труду.
- ООД с использованием технологии «Сказкотерапия»: различные импровизации, этюды с куклами с целью преодоления эмоциональных трудностей у дошкольников.
- Экскурсии для родителей.
7. ПЛАН СОЗДАНИЯ И РАБОТЫ МИНИ-МУЗЕЯ
При создании мини-музея учитывались следующие принципы:
- наглядность;
- доступность;
- содержательность;
- вариативность;
- принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
- сочетание предметного мира мини-музея с образовательной программой детского сада;
-принцип сотрудничества и взаимоуважения;
- подвижность структуры;
- многофункциональность;
Работа по созданию мини-музея ведётся по трем этапам.
Первый- подготовительный.
1 - Разработка плана создания мини-музея
2 - Выбор места для размещения музея и дизайн оформления;
3- Подбор, изготовление экспонатов для музея,
Второй- практический
-Театрализованные игры: игры с театральными куклами, театром би-ба-бо, настольным театром, пальчиковым и т.д.
-Постановка сказок «Репка»,«Теремок» и др.
Третий этап- итоговый.
Заключительный этап:
1. Выставка работ родителей: «Мастерская сказки»;
2.Развлечение «Теремок»;
3.Презентация мини-музея на методическом объединении в ДОУ;
Сейчас у нас проходит практический этап. Уже в нашем мини-музее дети могут играть, драматизировать, определять любимый вид театра. Но, безусловно, большое значение уделяем совместной работе, используя разнообразные виды театров, игр и сказок.
8. ПЛАН РАБОТЫ МИНИ-МУЗЕЯ
Работа с детьми
Сентябрь
1.Тема: Рассказ и показ сказки«Курочка Ряба», беседа по содержанию сказки.
Цели: Развивать умение детей быть доброжелательным зрителем, дослушать сказку до конца.
2.Тема: Игра – драматизация ”Курочка Ряба”.
Цели: Развивать интерес к играм драматизациям, поддерживать бодрое, радостное настроение. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу. Побуждать детей активно включаться в игру.
Октябрь
1.Тема: Разыгрывание спектакля ”Репка”.
Цели: Развивать интерес и бережное отношение к игрушкам. Продолжать знакомить детей с приемами вождения настольных кукол. Формировать умение следить за развитием действия в кукольном спектакле. Побуждать малышей участвовать в танцевальных импровизациях с настольными куклами.
2.Тема: Разыгрывание русской народной сказки “Репка”. Элементы костюмов.
Цели: Развивать интерес к играм-драматизациям, поддерживать бодрое, радостное настроение. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу. Побуждать детей активно включаться в игру – драматизацию.
Ноябрь
1.Тема: Отгадывание загадки. Имитационные упражнения. Знакомство со сказкой К. Чуковского “Цыпленок”.
Цели: Развивать способность детей понимать состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое. Поощрять участие детей в театрально-игровой деятельности. Формировать положительное отношение к ней.
2.Тема: Рассказывание сказки “Почему плакал котенок?” с использованием настольного театра. Беседа по содержанию сказки.
Цели: Развивать умение детей быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо ”артистам”.
Декабрь
1.Тема: Куклы пальчикового театра, на фланелеграфе.
Цели: Побуждать детей играть куклами настольного театра, помогая им в самостоятельной игровой деятельности.
2.Тема: К. Чуковский “Цыпленок”.
Цели: Развивать умение детей быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо “артистам”.
Январь
1.Тема: У Снегурки Новый год. (Игра – драматизация).
Цели: Продолжать работу по обучению детей приемам кукловождения (настольныйтеатр). Учить детей воспроизводить отдельные черты характера (уверенность в себе). Познакомить ребят со сказкой “У Снегурки Новый год”, разыграть с ними спектакль. Побудить малышей принять участие в хороводе.
2.Тема: Волшебный сундучок.
Цели: Развивать способность детей понимать состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое. Поощрять участие детей в театрально-игровой деятельности. Формировать положительное отношение к ней. Развивать речь: обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваться правильного и четкого произношения слов. (Отгадывание загадок. Ряжение. Имитационные упражнения “Изобрази героя”.)
Февраль
1.Тема: Драматизация стихов А. Барто “Игрушки”, прибауток.
Цели: Развивать интерес и бережное отношение к игрушкам. Поддерживать желание слушать стихи, отвечать на вопросы педагога. Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции. Поощрять готовность детей участвовать в танцевальных импровизациях.
2.Тема: Основы актерского мастерства.
Цели: Развивать способность детей понимать состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое. Поощрять участие детей в театрально-игровой деятельности. Формировать положительное отношение к ней. Развивать речь: обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваться правильного и четкого произношения слов.
Март
1.Тема: Настольный театр: Русская народная сказка ”Заюшкина избушка”.
Цели: Вызвать положительный эмоциональный настрой. Воспитывать умение общаться без конфликтов.
2.Тема: Сказка А. Сутеева “Кто сказал ”мяу”?”
Цели: Формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу. Развивать фантазию, инициативу. Учить детей находить средства выражения образа в мимике, в жестах.
Апрель
1.Тема: Шутка-малютка “Уронила белка шишку”
Цели: Вызвать желание участвовать в театрализованной игре.
2.Тема: Этюд “Воробей” А. Тараскиной.
Цели: Воспитывать доброжелательные отношения между детьми. Развивать воображение и творческую инициативу. Развивать интерес к театрализованной деятельности.
Май
1.Тема: Мини-сценка “Таня и мячик” В. И. Мирясовой.
Цели: Воспитывать коммуникативные качества. Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров.
2.Тема: Мини-сценка “Хозяйка и кот”
Цели: Побуждать детей к участию в общем театральном действии. Формировать умение импровизировать. Учить сочетать движение и речь.
Работа с родителями
Сентябрь.
- Анкетирование родителей на тему “Любите ли Вы театр?”. Консультации для родителей “Это волшебное слово-театр”
Октябрь.
- Подборка вместе с родителями потешек, изготовление атрибутов к театрализованным играм.
Ноябрь.
-Разработка буклета “Виды театров”
Декабрь.
- Конкурс ”Театр своими руками”
Январь.
- Подбор сказок для выставки родителями иллюстраций с изображением известных сказок
Февраль.
- Советы родителям "Играем в домашний театр"
Март.
- Родительское собрание “Театр в жизни малышей”
Апрель.
- Консультация о пальчиковом театре “Пальчиковый театр– как средство речевого развития”
Май.
- Итоговое мероприятие
Показ сказки “Маша и медведь” родителями и воспитанниками 1 группы раннего возраста
8.Возможности интеграции образовательных областей
Персонажи мини-музея использую в разных видах деятельности:
• В режимных моментах, например, в воспитании КГН персонаж показывает, как правильно мыть руки, пользоваться полотенцем; во время еды к детям в гости приходит девочка из театра «Би-ба-бо» и показывает, как правильно держать ложку, пользоваться салфеткой.
• Во время организованной образовательной деятельности
(как сюрпризный момент, для поддержания интереса в процессе ОД)
• В свободной совместной деятельности детей и взрослого
(Обыгрывание потешек,сказок, для организации хороводных и подвижных игр).
• для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.
9. Участие в разработке мини-музея детей и родителей.
Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с родителями. В процессе работы родители постепенно становятся активными участниками создания мини-музея. Совместно с мамой и папой дети подбирают экспонаты, изготавливают их своими руками, оформляют, что способствует стимулированию познавательной активности детей, сближению родителей и детей, делает их настоящими партнерами.
9. Каталог экспонатов.
Главный герой
Кукла-клоун Прошенька
Театры:
• фартучный театр (фартуки с изображением лисы, зайца, петуха, волка, медведя)
• пальчиковый (”пляшущие пальчики”- бумажный, вязаный “Репка”)
• театр цилиндров (эмоций)
• конверточный(”Теремок”, “Курочка Ряба”)
• конусный (”Репка”,”Колобок”)
• на палочках (“Рукавичка”)
• театр ложек (Настроения)
• театр стаканчиков (”Три поросёнка”)
•би-ба-бо (”Кот,петух и лиса, “Волк и семеро козлят,”Лиса и заяц”и др.)
•театр на фланелеграфе и каврографе (картинки с изображением зверей, детей, предметов,элементов живой природы и т. д.)
•театр кукол-марионеток “Буратино”
•платковый(медведь, лиса,заяц)
• театр мягкой игрушки (зверюшки)
•настольный театр деревянной игрушки панорамный.(”Кот в сапогах”)
•Театр ножек “Топотушки”(”Живые ножки”)
•Театр рукавичек (” Заюшкина избушка”)
Реквизиты:
Ширма передвижная большая и маленькая, декорации к сказкам и этюдам, маски, шапочки, парики, веера, грим,гримёрная, костюмы, дидактические игры, книги и иллюстрации по сказкам, афиши, билеты, программки.
Литературная зона:
• Художественная литература для детей.
•Русские народные сказки
•А.Барто “Игрушки”
•Музыкальные сказки.
•Сутеев “ Кто сказал “Мяу””
•В.И. Мирсова “Таня и мячик”и др.
Дидактические игры и пособия.
•Играем в театр»
•Угадай сказочного героя
•В гостях у сказки
•Собери картинку.
•Кто как кричит
•Помоги найти домик и
•Лото ассоциаций и др.
Экспонаты, сделанные родителями:
• Клоун Клёпа из одноразовой посуды
• Избушка на курьих ножках (папье-маше, картон)
• Баба- Яга (тряпичная кукла)
• Карета Золушки (картон)
• Дерево желаний (бумага, картон, атласные ленты)
• Печка-матушка.
• Волшебный домик
•Театр рукавичек.
•Театр “Топотушки”
Особое внимание в театральном мини-музее «Сказкин дом» уделяю введению необычных экспонатов-элементов, например, клоуна, который был изготовлен на фабрике игрушек в 90-е годы и уже, практически утилизирован, оформленной в сказочной манере избушки на курьих ножках и самой Бабы Яги, печки-матушки, кареты Золушки, волшебного домика, выставки головных уборов сказочных героев, дерева желаний и др. Данные экспозиции являются неотъемлемыми атрибутами для самостоятельной игровой деятельности дошкольников. Родители и дети проявляют творческую активность, инициативность и даже азарт при собирании коллекций экспонатов.
.10. История необычного экспоната.
Клоун Прошенька.
Однажды осенним дождливым утром я отправилась на работу. Дорога пролегала мимо контейнера с мусором. И вдруг я увидела возле него, на ящике с хламом, маленького клоуна.Это была мягкая игрушка с пластмассовым лицом.Одежда на нём была мокрая и грязная, в некоторых местах немного порвана. Я приостановилась. Глаза игрушки, как мне показалось, были грустные-прегрустные.Они как-будто бы умоляли меня не бросать его в этом страшном, холодном грязном месте.
В своё время родители учили доброте, милосердию и состраданию. На миг я ощутила себя ребёнком. Понимаю, что это было не то место, где можно было брать что-то и нести в дом. Но не долго думая, я схватила клоуна, быстро положила в пакет и отправилась дальше. Придя в детский сад, поведала историю своим детям. Если бы вы только знали, с какой жалостью слушали они мой рассказ.У некоторых из них навернулись слёзы на глазах. Решение было единогласно: спасти куклу во что бы то ни стало и оставить у себя в группе. Мы взялись за дело. Вымыли его хорошенько в тёплой воде с мылом, а когда он высох, расчесали его пышные фиолетовые волосы. Вот только одежды у него не было. На помощь пришли родители и сшили ему красивый разноцвеный комбинезон. И тут наш Прошенька, так назвали его дети, преобразился. Позже мы выяснили, что он был изготовлен на заводе мягкой игрушки где-то в 90 годы и подарен девочке, которой сейчас уже 32года. Когда-то это была её любимая игрушка. Девочка выросла и уехала. Игрушка долго хранилась у её новых хозяев до нынешнего времени. Но мы с ребятами дали ей вторую жизнь.Чуть позже дети предложили сделать для нашего Прохора друзей и жильё.Так появилась у нас идея создания музея-театра ”Сказкин дом”, где главным действующим лицом выступает наш маленький клоун.
11. Карточки интересных, необычных экспонатов музея.
№1
Карточка описания музейного предмета | |
Номер 1 | Название, назначение Кукла клоун-театральная кукла |
Место и время изготовления: | г. Смоленск 1993год.Фабрика мягкой игрушки. |
Количество | 1 |
Материал | Ткань, пластмасс, синтетические волокна |
Техника | Швейная промышленность |
Размер | 30/15 |
Сохранность | Небольшие потёртости |
Описание: | Мягкая игрушка, руки и лицо изготовлены из пластмасса, волосы из синтетических волокон, костюм атласный цветной. |
Источник поступления | Находка |
Составитель | Бодунова Т.А. 21.08.2022 |
№2
Карточка описания музейного предмета | |
Номер2 | Название, назначение Куклы “Топотушки” для театра ножек |
Место и время изготовления: | г. Починок 2020год, Починковская швейная фабрика |
Количество | 8 |
Материал | Ткань, фоамиран, шерстяные нитки, декор. |
Техника | Швейная промышленность |
Размер | 50/25 |
Сохранность | Новые |
Описание: | Куклы, надевающиеся на ноги из разноцветных тканей, лицо сделано из фоамирана, волосы-из шерстяных ниток, глаза, рот, нос-пластиковый декор. |
Источник поступления | Приняты в дар. |
Составитель | Бодунова Т.А. 21.08.2022 |
12. Мероприятия, проведенные при создании и функционировании мини-музея
Мероприятие | Характер |
Развлечение“В гости к Зайке” | Соревновательный |
Игра-драматизация по сказке “Теремок” | Образовательный |
Развлечение “Весёлый теремок” | Развлекательный |
Фольклорный досуг “Вгостях у сказки” | Образовательный |
ООД “Вгостях у сказочных героев” | Образовательный |
Развлечение “Ладушки, ладушки” | Разлекательный |
Досуг “По тропинке” | Соревновательный |
ООД ”Что за чудо-рукавичка” | Образовательный |
Развлечение “Поиграем с Мишкой” | Развлекательный |
12.Перспективы развития мини-музея:
Подбор художественной литературы, пополнение альбома и каталога музея, мастер-классы для воспитателей и родителей, индивидуальная работа с детьми, использования коллекций мини-музея в организованной образовательной деятельности по разным видам деятельности
12.Ожидаемые результаты:
- Приобщение детей к театральному искусству, эстетическое развитие
- Приобщение к мировой и национальной культурам, к общечеловеческим ценностям
- Познакомить детей с разными видами театра
- Развитие эмоциональной сферы, речи, воображения
- Развитие творческих способностей
- Создание условий для игр – драматизаций
- Умение работать в коллективе (постановка спектаклей)
- Создание мотивации для конструирования, изобразительной деятельности ребёнка (изготовление декораций, костюмов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект. Мини-музей «Моя первая игрушка – погремушка». Группа раннего возраста №2 «Звездочки»
Цель проекта: обогащение предметно-развивающей среды в группе посредством создания мини-музея «Моя первая игрушка - погремушка»....
Занятие по развитию речи с применением театральной деятельности в группе раннего возраста:«Кто в теремочке живет?»
Программные задачи:Вызвать эмоциональный отклик на сюжет ситуации;Учить детей вступать в речевой контакт со взрослыми, отвечать на поставленные вопросы;Развивать добрые отношения между детьми....
Проект театральной деятельности в группе раннего возраста: "Театр в жизни малышей"
Театрализованные упражнения и игры помогают в работе по развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости, становления самостоятельности.Цель проекта:Со...
Центр театральной деятельности в группе раннего возраста
Центр театральной деятельности в группе раннего возраста...
Самообразование. «Театральная деятельность в группе раннего возраста, как средство развития речи».
Дети раннего возраста любят слушать сказки и обигрывать их. Им интересен каждый персоонаж.Не имея большого социального опыта, малышам интересно примерять на себя роли того или иного персоонажа сказки....