«Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Педагогический совет
«Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»
Выполнила воспитатель I-й квалификационной категории Клинова М.В
2022 г.
Цели:
- Уточнить представления педагогов о педагогических технологиях, об инновационных технологиях обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении;
- Познакомить педагогов с некоторыми современными технологиями дошкольного образования;
- Способствовать формированию мотивации к использованию инноваций в педагогической деятельности.
Предварительная работа:
1) Анкетирование педагогов ДОУ по вопросу: «Какие инновации использовали Вы за последние 5 лет? (отдельно по годам»;
2) Тестирование педагогов:
а) методика оценки уровня творческого потенциала личности (Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490 с.);
б) методики измерения ригидности (Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРА-М, 2001. – 672 с.)
План педагогического совета:
- Теоретическая справка:
а) уточнение понятий «метод», «методика», «технология», «инновация», «инновационная технология»;
б) общественные тенденции, способствующие рождению инноваций и их применению в дошкольном образовании.
2) Анализ данных, полученных в ходе анкетирования и тестирования педагогов ДОУ.
3) Теоретическая справка: «Классификация инновационных технологий».
4) Презентация педагогами ДОУ некоторых современных технологий дошкольного образования.
Ход педсовета:
I. Теоретическая справка.
1) Экспресс-опрос педагогов.
Последнее время при освещении вопросов современного дошкольного образования мы постоянно слышим термины: «педагогическая технология», «современные технологии ДО», «инновации», «инновационные технологии в ДОУ».
Прошу поднять руки тем, кто хорошо понимает и имеет четкие представления, что есть педагогическая технология и чем она отличается от метода и методики, от программы дошкольного образования, какие существуют инновационные технологии в дошкольном образовании и в чем их суть.
В зависимости от результата экспресс-опроса:
- если много рук - задача педагогического совета – актуализировать наши представления об инновационных педагогических технологиях дошкольного образования и подробно рассмотреть некоторые из них, познакомиться с опытом наших коллег по использованию некоторых инновационных технологий в практической деятельности;
- если мало рук - задача педагогического совета –сформировать представления об инновационных технологиях дошкольного образования вообще и познакомиться с некоторыми из них.
2) Работа над уточнением понятий «метод», «методика», «педагогическая технология», «инновация», «инновационная технология».
- Вопрос воспитателям: «Что такое метод?»
(метод – это совокупность приемов и операций; способ достижения какой-либо цели. Например, метод обучения – это способ совместной деятельности детей и взрослого, в результате которой происходит усвоение детьми знаний, умений и навыков. Метод воспитания - взаимосвязанная деятельность педагога и воспитанников, направленная на достижение целей воспитания).
- Вопрос воспитателям: «Что такое методика?» (методика – это совокупность методов, обеспечивающих решение определенной задачи. Например, методика обучения грамоте).
- Таким образом, схематически соотношение методов и методики можно выразить следующим образом (Приложение 1).
- Вопрос воспитателям: «А что же такое педагогическая технология?» (Педагогическая технология – это оптимально подобранный комплекс методов, приемов, средств и алгоритм их применения для решения четко сформулированной проблемы).
В чем же тогда разница между методикой и технологией, если и там, и там – это определенная совокупность методов и приемов для решения определенной задачи?
Попробуем выразить соотношения метода, методики и технологии схематически (Приложение 2).
Существенными признаками педагогической технологии являются (Приложение 3):
- Исходная детальная информация о состоянии каждого ребенка;
- Четкая логика и последовательность правил;
- Всегда представлена этапами деятельности, каждый из которых имеет свою цель. Первым этапом любой технологии всегда является диагностический этап;
- Контроль достижения результата (от этапа к этапу). Только при достижении детьми результата происходит переход к следующему этапу;
- Подробная детализация, жесткий алгоритм;
- Детальное определение конечного результата. Гарантированное получение запланированного результата.
Сущностью технологии является методика.
- Таким образом, отличиями метода, методики и технологии являются (Приложение 4):
- Метод – это совокупность приемов; методика – это совокупность методов; технология – это оптимальный комплекс методов и средств;
- Методика и технология отличаются исходным объектом: для методики – это «усредненный» ребенок, для технологии – детальная информация об исходном состоянии каждого ребенка;
- Методика и технология отличаются степенью проработки, детализации: методика – общее направление деятельности (например, методика обучения грамоте), а технология – это подробный маршрут с четко указанным инструментарием (например, технология проблемного обучения);
- Методика и технология отличаются по содержанию: методика – это ядро, сущность технологии, ее внутреннее содержание, а технология – инструментарий вокруг ядра (методики), который может изменяться, ускоряя процессы, но сущность остается прежней. (например, методика обучения грамоте – это сущность, а комплекс наиболее эффективных приемов, оптимальный алгоритм и т.п. в совокупности с методикой – это технология);
- Методика и технология отличаются результатом: исход методики трудно предугадать, т.к. он зависит от многих факторов (в том числе и от личностных качеств педагога); технология дает гарантированное получение запланированного результата, на ее применение меньшее влияние оказывают субъективные факторы по причине подробной регламентации деятельности.
- Вопрос воспитателям: «Какое место среди методики и технологии занимает образовательная программа дошкольного образования?» (Программа дошкольного образования определяет задачи и содержание обучения дошкольника, а технология – это инструментарий, при помощи которого эти задачи решаются. Технология рождается из опыта и в последующем может стать основой для создания программы).
Схематически место программы дошкольного образования можно отобразить (Приложение 5).
- Педагогические технологии классифицируются на традиционные и инновационные (Приложение 6).
Традиционная технология обучения – это объяснительно-иллюстративное обучение. Главные методы – объяснение в сочетании с наглядностью, а виды детской деятельности – слушание и запоминание. Данная технология имеет свои достоинства и недостатки.
Инновационная технология содержит компонент инновации.
Инновация (нововведение, изменение, обновление) – деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового.
Инновационная технология – новый для системы образования компонент.
Таким образом, инновация не является синонимом инновационной технологии. Мы может использовать в работе какую-то инновацию, но не обязательно инновационную технологию.
3) Общественные тенденции, способствующие внедрению инновационных технологий в дошкольное образование.
- Почему именно в последние годы мы стали часто слышать и употреблять понятие «инновационная технология»? Для этого существуют объективные обстоятельства. Сама жизнь диктует необходимость использования инноваций и инновационных технологий.
Выделяется ряд общественных тенденций, способствующих созданию и распространению инновационных технологий. Это:
- Требования гуманизации образовательного процесса;
- Высокий уровень к качеству образования в связи с внедрением ФГТ и ФГОС;
- Ориентация на культурно-нравственные ценности;
- Конкурентные отношения между образовательными учреждениями;
- Активное реагирование на многообразие интересов и потребностей детей и их родителей.
Позитивные факторы использования инновационных технологий:
- Повышение качества обученности детей;
- Рост профессионального мастерства;
- Умение осуществлять исследовательскую деятельность;
- Повышение конкурентноспособности учреждения.
Трудности реализации инновационных технологий:
- Увеличение сложности труда;
- Расширение круга должностных обязанностей;
- Недостаточное ресурсное обеспечение для внедрения инноваций;
- Учебная перегрузка.
II. Анализ данных, полученных в результате анкетирования и тестирования педагогов.
- Знакомство педагогов с данными
- Ригидность - затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной человеком программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Ригидность — тенденция к сохранению своих установок, стереотипов, способов мышления, неспособность изменить личную точку зрения
- Профессиональная мобильность - способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профориентационной деятельности.
- Вывод по данным.
III. Теоретическая справка
- Классификация инновационных технологий (Приложение 7).
- Основными инновационными технологиями, применяемыми в дошкольных образовательных учреждениях, являются (данные технологии выделены в схеме классификации другим цветом):
- Здоровьесберегающие технологии;
- Технология проектного обучения;
- Технология развивающего обучения;
- Интерактивная технология, технология ИКТ;
- Игровая технология;
- Технология проблемного обучения.
IV. Представление педагогами ДОУ некоторых инновационных технологий
- Выступления педагогов.
- Список литературы по технологиям – пустить по столу для ознакомления.
Использованная литература:
1.Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ / Ю. В. 1.Атемаскина. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 112 с.
2. Бородина О.Н. Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов дошкольного образования / О. Н. Бородина // Учитель Кузбасса. – 2014. - № 1 – С.8-11.
3.Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А. П. Панфилова. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. -192 с.
4.Пидкасистый П.И. Педагогика: учебник / П. И. Пидкасистый. – М., 2006. – 608 с.
5.Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРА-М, 2001. – 672 с.
6.Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к педагогическому совету «Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»
В презентации даны понятия что такое инновационные технологии в ДОУ, описаны методы работы с использованием инновационных технологий....
«Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»
В ежегодной августовской конференции работников образования мы выступили с методической выставкой на тему: «Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении». В методическом стенде в м...
«Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»
«Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»...
Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении (консультация для воспитателей)
Инновационные технологии в образовании - это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть новых образоват...
Консультация для педагогов «Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»
Уточнять представления педагогов о современных инновационных педагогических технологиях, применяемых в образовательном процессе, формировать мотивацию к использованию данных технологий в педагогическо...
Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении
Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении...