Консультация для педагогов «Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»
консультация

Косарева Татьяна Сергеевна

Уточнять представления педагогов о современных инновационных педагогических технологиях, применяемых в образовательном процессе, формировать мотивацию к использованию данных технологий в педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.innovatsionnye_tehnologii.docx30.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»

Цели:

Уточнить представления педагогов о педагогических технологиях, об инновационных технологиях обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении;

Познакомить педагогов с некоторыми современными технологиями дошкольного образования;

Способствовать формированию мотивации к использованию инноваций в педагогической деятельности.

Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. 

Работа над уточнением понятий «метод», «педагогическая технология», «инновация», «инновационная технология».

-  На вопрос : «Что такое метод?» Мы ответим, что метод – это способ достижения какой-либо цели.

Т.Е.  метод обучения – это способ совместной деятельности детей и взрослого, в результате которой происходит усвоение детьми знаний, умений и навыков.

Или  метод воспитания - взаимосвязанная деятельность педагога и воспитанников, направленная на достижение целей воспитания.

Тогда попробуем ответить на другой вопрос:  «А что же такое педагогическая технология?» 

(Педагогическая технология – это оптимально подобранный комплекс методов, приемов, средств и алгоритм их применения для решения четко сформулированной проблемы).

В чем же тогда разница между методикой и технологией, если и там, и там – это определенная совокупность методов и приемов для решения определенной задачи?

Существенными признаками педагогической технологии являются

  • Исходная детальная информация о состоянии каждого ребенка;
  • Четкая логика и последовательность правил;
  • Всегда представлена этапами деятельности, каждый из которых имеет свою цель. Первым этапом любой технологии всегда является диагностический этап;
  • Контроль достижения результата (от этапа к этапу). Только при достижении детьми результата происходит переход к следующему этапу;
  • Подробная детализация, жесткий алгоритм;
  • Детальное определение конечного результата. Гарантированное получение запланированного результата.

- Вопрос воспитателям: «Какое место среди методики и технологии занимает образовательная программа дошкольного образования?» Программа дошкольного образования определяет задачи и содержание обучения дошкольника, а технология – это инструментарий, при помощи которого эти задачи решаются.

- Педагогические технологии классифицируются на традиционные и инновационные.

Традиционная технология обучения – это объяснительно-иллюстративное обучение. Главные методы – объяснение в сочетании с наглядностью, а виды детской деятельности – слушание и запоминание. Данная технология имеет свои достоинства и недостатки.

Инновационная технология содержит компонент инновации.

Инновация (нововведение, изменение, обновление) – деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового.

Инновационная технология – новый для системы образования компонент.

Таким образом, инновация не является синонимом инновационной технологии. Мы может использовать в работе какую-то инновацию, но не обязательно инновационную технологию.

Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.

При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:

- развитие индивидуальности воспитанников;

- развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;

- повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;

стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);

- повышение интеллектуального уровня детей;

- развитие креативности и нестандартности мышления.

Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ

К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:

- здоровьесберегающие;

- технологии проектной и исследовательской деятельности;

- информационно-коммуникационные;

- технологии «лэпбук»;

- личностно-ориентированные;

- игровые технологии;

- технологии проблемного обучения и др.

Информационно-коммуникационные технологии

Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:

- компьютеры;

- интерактивные доски;

- магнитофоны;

- телевизоры;

- фотоаппаратура и т. п.

Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание дошкольников, помогает решать образовательные задачи педагогу. Новые информационные технологии позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия. Так, для младших дошкольников на занятии «Мои любимые животные» полезно использовать презентацию с изображениями изучаемых животных в начале урока, а затем продолжить его рисованием, играми. В средней группе можно немного усложнить подачу материала: в занятие «Зимние чудеса» включить презентацию «Признаки зимы», а также добавить видеоматериалы «Уроки тётушки Совы» и видеозагадки. В старших группах на занятии по изучению правил дорожного движения можно показать ребятам обучающий мультфильм, а затем провести беседу на эту тему.

Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе вместе с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала. 

Работа с интерактивной доской включает в себя:

- проведение различных развивающих игр;

- просмотр иллюстраций и видеоматериалов;

- разбор проблемных ситуаций;

- совместное творчество и др.

Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы с дошкольниками, которые педагог может планировать и реализовать самостоятельно, используя творческий потенциал.

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения строится на постановке определённой проблемы и предполагает её решение самостоятельно ребятами. Такой приём помогает творчески подходить к решению задач, а также развивает мышление.

Проектные технологии

Проектная деятельность в детском саду предполагает ведение совместных групповых проектов. В процессе их реализации у дошкольников активно развиваются познавательные и исследовательские способности. Это помогает развитию самостоятельной творческой личности, способной решать сложные задачи. Если в традиционной образовательной деятельности процесс обучения предполагает предоставление учащимся уже готовой информации, то проектная деятельность позволяет детям самим прийти к результату.

Практика современной работы дошкольного учреждения выделяет следующие виды проектной деятельности:

Исследовательская — дети проводят эксперименты, а затем оформляют результаты, например, в форме газеты, рисунка.

Игровая — предполагает вхождение в роль какого-либо персонажа рассказа, сказки.

Информационная — сбор детьми информации по определённой тематике, а потом реализация проделанной работы в виде рисунков, выставок, коллажа, рассказа.

Творческая — обычно не имеет чётко проработанной структуры, предполагает совместную работу детей и воспитателя. Результатом её могут стать выставки, альбомы, газеты и т. п.

Для каждого дошкольного возраста в ходе проекта решаются разные задачи в зависимости от умений и интересов детей. Начиная с младшего дошкольного возраста, используются творческие и игровые проекты («Любимые игрушки», «Школа здоровья»). Полезными для дошкольников любого возраста будут социально-семейные («Древо семьи») и познавательные проекты («Животные и птицы», «Мои друзья», «Растения вокруг нас»).

Предлагаю примерные проекты  для разных возрастных групп

Ранний возраст

«Моя любимая игрушка»

Научить детей играть дружно, бережно относиться к играм и игрушкам.

«Водичка, водичка…»

Способствовать формированию экологической культуры детей.

«Наши любимые сказки»

Приобщить детей к богатствам русской художественной литературы через знакомство со сказкой.

«Безопасность и дорога»

Сформировать элементарные представления о правилах дорожного движения и безопасном поведении.

«Огород на окошке»

Развивать познавательный интерес детей в процессе выращивания и наблюдений за растениями.

Вторая младшая

«Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»

Расширить представления детей о творчестве А. С. Пушкина.

«Во лесочек мы пойдём»

Создать основу для самостоятельной игровой деятельности детей через полученные знания и умения в ходе совместной деятельности.

«Малыши-крепыши»

Дать детям первоначальные представления о здоровом образе жизни.

«Мойдодыр»

Формировать культурно-гигиенические навыки и начальные представления о ценности здоровья.

«В гости к нам пришла весна»

Формировать элементарные представления о весне, сезонных изменениях в природе.

«День рождения куклы Маши»

Развивать познавательно-игровую деятельность.

Средняя

«Зимние фантазии»

Создать совместно с родителями развивающую среду на участке детского сада для активной деятельности дошкольников зимой.

«Зубные помощники»

Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.

«Моя семья»

Формировать у детей понятие семьи.

«Веселые загадки»

Развивать речь в занимательной для детей форме.

«Все профессии нужны, все профессии важны»

Познакомить детей с разнообразием профессий и важностью труда.

«Защитники Отечества»

Содействовать формированию у детей представлений о Российской Армии.

Старшая

«Читай-ка!»

Способствовать формированию устойчивого интереса дошкольников к книге.

«Моя  безопасность»

Создать условия для обогащения детей знаниями обязательного поведения на дороге в различных дорожно-транспортных ситуациях.

«Моя семья»

Содействовать возрождению традиций семейного воспитания.

«Каждый имеет право!»

Способствовать формированию у детей основ правовых знаний.

«Мой город»

Создать условия для развития интереса дошкольников к родному городу.

«Чудесные средства общения» 

Оптимизировать коммуникативные умения и навыки, развивать активную социальную позицию дошкольников.

«Хлеб — всему голова»

Формировать у детей представления о том, что хлеб — это ценный продукт, производство которого требует большого труда.

Подготовительная

«Азбука здоровья»

Пропагандировать здоровый образ жизни.

«Транспорт»

Расширить представления детей о видах транспорта как о средствах передвижения.

«По ступенькам к школе»

Формировать представления о школе и положительное отношение к школьной жизни у дошкольников.

«Осень — чудная пора»

Обогатить и систематизировать представления детей об осени, её дарах.

«Микробы в жизни человека»

Сформировать представления детей о вреде и пользе микроорганизмов для здоровья человека.

Здоровьесберегающая технология имеет оздоровительную направленность, формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни

 (Динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, утренние гимнастки, самомассаж, активный отдых :физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья», открытые занятия с детьми для родителей;

педагогические беседы с родителями

общие и групповые родительские собрания;

консультации;

занятия с участием родителей;

выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

Дни открытых дверей;

участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов;

совместное создание предметно – развивающей среды;

работа с родительским комитетом группы, анкетирование.

наглядные стенды)

Личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

«Технология сотрудничества с применением лэпбука»

В условиях реализации ФГОС ДО каждый педагог ищет новые средства и методы, которые соответствуют целям и требованиям дошкольного образования. Одной из новых форм организации образовательной деятельности, которая охватывает все образовательные области в соответствии с ФГОС ДО и способствует достижению поставленных целей путем объединения совместных усилий, является лэпбук.

В своей работе мы стали использовать в работе с детьми данную технологию.

Так что же такое лэпбук?

Она представляет собой тематическую папку с кармашками, блокнотами и окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.

- В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

Тематика может быть разнообразной и делиться по видам деятельности:

(ознакомление с окружающим миром, изобразительная деятельность, театрализованная, физическое развитие….).

Зачем нужен лэпбук?

1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал).

2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную совместно со взрослыми книжку.

3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию. (взаимодействие с родителями).

Общественные тенденции, способствующие внедрению инновационных технологий в дошкольное образование.

- Почему именно в последние годы мы стали часто слышать и употреблять понятие «инновационная технология»? Для этого существуют объективные обстоятельства. Сама жизнь диктует необходимость использования инноваций и инновационных технологий.

Выделяется ряд общественных тенденций, способствующих созданию и распространению инновационных технологий. Это:

  • Требования гуманизации образовательного процесса;
  • Высокий уровень к качеству образования в связи с внедрением ФГОС;
  • Ориентация на культурно-нравственные ценности;
  • Конкурентные отношения между образовательными учреждениями;
  • Активное реагирование на многообразие интересов и потребностей детей и их родителей.

Позитивные факторы использования инновационных технологий:

  • Повышение качества обученности детей;
  • Рост профессионального мастерства;
  • Умение осуществлять исследовательскую деятельность;
  • Повышение конкурентноспособности учреждения.

Трудности реализации инновационных технологий:

  • Увеличение сложности труда;
  • Расширение круга должностных обязанностей;
  • Недостаточное ресурсное обеспечение для внедрения инноваций;
  • Учебная перегрузка.

Использованная литература:

1.Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ / Ю. В. 1.Атемаскина. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 112 с.

2. Бородина О.Н. Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов дошкольного образования / О. Н. Бородина // Учитель Кузбасса. – 2014. - № 1 – С.8-11.

3.Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А. П. Панфилова. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. -192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к педагогическому совету «Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»

В презентации даны понятия что такое инновационные технологии в ДОУ, описаны методы работы с использованием инновационных технологий....

«Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»

В ежегодной августовской конференции работников образования мы выступили с методической выставкой на тему: «Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении». В методическом стенде в м...

«Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»

«Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»...

Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении (консультация для воспитателей)

Инновационные технологии в образовании - это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть новых образоват...

Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении

Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении...

консультация для педагогов "Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении"

Педагоги ДОУ всегда отличаются восприимчимостью ко всему новому. Развитие общеобрзовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного...