Консультация для педагогов «Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»
консультация
Уточнять представления педагогов о современных инновационных педагогических технологиях, применяемых в образовательном процессе, формировать мотивацию к использованию данных технологий в педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.innovatsionnye_tehnologii.docx | 30.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»
Цели:
Уточнить представления педагогов о педагогических технологиях, об инновационных технологиях обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении;
Познакомить педагогов с некоторыми современными технологиями дошкольного образования;
Способствовать формированию мотивации к использованию инноваций в педагогической деятельности.
Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении
Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя.
Работа над уточнением понятий «метод», «педагогическая технология», «инновация», «инновационная технология».
- На вопрос : «Что такое метод?» Мы ответим, что метод – это способ достижения какой-либо цели.
Т.Е. метод обучения – это способ совместной деятельности детей и взрослого, в результате которой происходит усвоение детьми знаний, умений и навыков.
Или метод воспитания - взаимосвязанная деятельность педагога и воспитанников, направленная на достижение целей воспитания.
Тогда попробуем ответить на другой вопрос: «А что же такое педагогическая технология?»
(Педагогическая технология – это оптимально подобранный комплекс методов, приемов, средств и алгоритм их применения для решения четко сформулированной проблемы).
В чем же тогда разница между методикой и технологией, если и там, и там – это определенная совокупность методов и приемов для решения определенной задачи?
Существенными признаками педагогической технологии являются
- Исходная детальная информация о состоянии каждого ребенка;
- Четкая логика и последовательность правил;
- Всегда представлена этапами деятельности, каждый из которых имеет свою цель. Первым этапом любой технологии всегда является диагностический этап;
- Контроль достижения результата (от этапа к этапу). Только при достижении детьми результата происходит переход к следующему этапу;
- Подробная детализация, жесткий алгоритм;
- Детальное определение конечного результата. Гарантированное получение запланированного результата.
- Вопрос воспитателям: «Какое место среди методики и технологии занимает образовательная программа дошкольного образования?» Программа дошкольного образования определяет задачи и содержание обучения дошкольника, а технология – это инструментарий, при помощи которого эти задачи решаются.
- Педагогические технологии классифицируются на традиционные и инновационные.
Традиционная технология обучения – это объяснительно-иллюстративное обучение. Главные методы – объяснение в сочетании с наглядностью, а виды детской деятельности – слушание и запоминание. Данная технология имеет свои достоинства и недостатки.
Инновационная технология содержит компонент инновации.
Инновация (нововведение, изменение, обновление) – деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового.
Инновационная технология – новый для системы образования компонент.
Таким образом, инновация не является синонимом инновационной технологии. Мы может использовать в работе какую-то инновацию, но не обязательно инновационную технологию.
Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:
- развитие индивидуальности воспитанников;
- развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
- повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
- повышение интеллектуального уровня детей;
- развитие креативности и нестандартности мышления.
Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ
К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:
- здоровьесберегающие;
- технологии проектной и исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные;
- технологии «лэпбук»;
- личностно-ориентированные;
- игровые технологии;
- технологии проблемного обучения и др.
Информационно-коммуникационные технологии
Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:
- компьютеры;
- интерактивные доски;
- магнитофоны;
- телевизоры;
- фотоаппаратура и т. п.
Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание дошкольников, помогает решать образовательные задачи педагогу. Новые информационные технологии позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия. Так, для младших дошкольников на занятии «Мои любимые животные» полезно использовать презентацию с изображениями изучаемых животных в начале урока, а затем продолжить его рисованием, играми. В средней группе можно немного усложнить подачу материала: в занятие «Зимние чудеса» включить презентацию «Признаки зимы», а также добавить видеоматериалы «Уроки тётушки Совы» и видеозагадки. В старших группах на занятии по изучению правил дорожного движения можно показать ребятам обучающий мультфильм, а затем провести беседу на эту тему.
Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе вместе с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала.
Работа с интерактивной доской включает в себя:
- проведение различных развивающих игр;
- просмотр иллюстраций и видеоматериалов;
- разбор проблемных ситуаций;
- совместное творчество и др.
Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы с дошкольниками, которые педагог может планировать и реализовать самостоятельно, используя творческий потенциал.
Технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения строится на постановке определённой проблемы и предполагает её решение самостоятельно ребятами. Такой приём помогает творчески подходить к решению задач, а также развивает мышление.
Проектные технологии
Проектная деятельность в детском саду предполагает ведение совместных групповых проектов. В процессе их реализации у дошкольников активно развиваются познавательные и исследовательские способности. Это помогает развитию самостоятельной творческой личности, способной решать сложные задачи. Если в традиционной образовательной деятельности процесс обучения предполагает предоставление учащимся уже готовой информации, то проектная деятельность позволяет детям самим прийти к результату.
Практика современной работы дошкольного учреждения выделяет следующие виды проектной деятельности:
Исследовательская — дети проводят эксперименты, а затем оформляют результаты, например, в форме газеты, рисунка.
Игровая — предполагает вхождение в роль какого-либо персонажа рассказа, сказки.
Информационная — сбор детьми информации по определённой тематике, а потом реализация проделанной работы в виде рисунков, выставок, коллажа, рассказа.
Творческая — обычно не имеет чётко проработанной структуры, предполагает совместную работу детей и воспитателя. Результатом её могут стать выставки, альбомы, газеты и т. п.
Для каждого дошкольного возраста в ходе проекта решаются разные задачи в зависимости от умений и интересов детей. Начиная с младшего дошкольного возраста, используются творческие и игровые проекты («Любимые игрушки», «Школа здоровья»). Полезными для дошкольников любого возраста будут социально-семейные («Древо семьи») и познавательные проекты («Животные и птицы», «Мои друзья», «Растения вокруг нас»).
Предлагаю примерные проекты для разных возрастных групп
Ранний возраст
«Моя любимая игрушка»
Научить детей играть дружно, бережно относиться к играм и игрушкам.
Способствовать формированию экологической культуры детей.
Приобщить детей к богатствам русской художественной литературы через знакомство со сказкой.
Сформировать элементарные представления о правилах дорожного движения и безопасном поведении.
Развивать познавательный интерес детей в процессе выращивания и наблюдений за растениями.
Вторая младшая
«Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»
Расширить представления детей о творчестве А. С. Пушкина.
Создать основу для самостоятельной игровой деятельности детей через полученные знания и умения в ходе совместной деятельности.
Дать детям первоначальные представления о здоровом образе жизни.
Формировать культурно-гигиенические навыки и начальные представления о ценности здоровья.
Формировать элементарные представления о весне, сезонных изменениях в природе.
«День рождения куклы Маши»
Развивать познавательно-игровую деятельность.
Средняя
Создать совместно с родителями развивающую среду на участке детского сада для активной деятельности дошкольников зимой.
Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.
Формировать у детей понятие семьи.
Развивать речь в занимательной для детей форме.
«Все профессии нужны, все профессии важны»
Познакомить детей с разнообразием профессий и важностью труда.
Содействовать формированию у детей представлений о Российской Армии.
Старшая
Способствовать формированию устойчивого интереса дошкольников к книге.
Создать условия для обогащения детей знаниями обязательного поведения на дороге в различных дорожно-транспортных ситуациях.
Содействовать возрождению традиций семейного воспитания.
Способствовать формированию у детей основ правовых знаний.
Создать условия для развития интереса дошкольников к родному городу.
Оптимизировать коммуникативные умения и навыки, развивать активную социальную позицию дошкольников.
Формировать у детей представления о том, что хлеб — это ценный продукт, производство которого требует большого труда.
Подготовительная
Пропагандировать здоровый образ жизни.
Расширить представления детей о видах транспорта как о средствах передвижения.
«По ступенькам к школе»
Формировать представления о школе и положительное отношение к школьной жизни у дошкольников.
Обогатить и систематизировать представления детей об осени, её дарах.
Сформировать представления детей о вреде и пользе микроорганизмов для здоровья человека.
Здоровьесберегающая технология имеет оздоровительную направленность, формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни
(Динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, утренние гимнастки, самомассаж, активный отдых :физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья», открытые занятия с детьми для родителей;
педагогические беседы с родителями
общие и групповые родительские собрания;
консультации;
занятия с участием родителей;
выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
Дни открытых дверей;
участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов;
совместное создание предметно – развивающей среды;
работа с родительским комитетом группы, анкетирование.
наглядные стенды)
Личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
«Технология сотрудничества с применением лэпбука»
В условиях реализации ФГОС ДО каждый педагог ищет новые средства и методы, которые соответствуют целям и требованиям дошкольного образования. Одной из новых форм организации образовательной деятельности, которая охватывает все образовательные области в соответствии с ФГОС ДО и способствует достижению поставленных целей путем объединения совместных усилий, является лэпбук.
В своей работе мы стали использовать в работе с детьми данную технологию.
Так что же такое лэпбук?
Она представляет собой тематическую папку с кармашками, блокнотами и окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.
- В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
Тематика может быть разнообразной и делиться по видам деятельности:
(ознакомление с окружающим миром, изобразительная деятельность, театрализованная, физическое развитие….).
Зачем нужен лэпбук?
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал).
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную совместно со взрослыми книжку.
3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию. (взаимодействие с родителями).
Общественные тенденции, способствующие внедрению инновационных технологий в дошкольное образование.
- Почему именно в последние годы мы стали часто слышать и употреблять понятие «инновационная технология»? Для этого существуют объективные обстоятельства. Сама жизнь диктует необходимость использования инноваций и инновационных технологий.
Выделяется ряд общественных тенденций, способствующих созданию и распространению инновационных технологий. Это:
- Требования гуманизации образовательного процесса;
- Высокий уровень к качеству образования в связи с внедрением ФГОС;
- Ориентация на культурно-нравственные ценности;
- Конкурентные отношения между образовательными учреждениями;
- Активное реагирование на многообразие интересов и потребностей детей и их родителей.
Позитивные факторы использования инновационных технологий:
- Повышение качества обученности детей;
- Рост профессионального мастерства;
- Умение осуществлять исследовательскую деятельность;
- Повышение конкурентноспособности учреждения.
Трудности реализации инновационных технологий:
- Увеличение сложности труда;
- Расширение круга должностных обязанностей;
- Недостаточное ресурсное обеспечение для внедрения инноваций;
- Учебная перегрузка.
Использованная литература:
1.Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ / Ю. В. 1.Атемаскина. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 112 с.
2. Бородина О.Н. Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов дошкольного образования / О. Н. Бородина // Учитель Кузбасса. – 2014. - № 1 – С.8-11.
3.Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А. П. Панфилова. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. -192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к педагогическому совету «Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»
В презентации даны понятия что такое инновационные технологии в ДОУ, описаны методы работы с использованием инновационных технологий....
«Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»
В ежегодной августовской конференции работников образования мы выступили с методической выставкой на тему: «Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении». В методическом стенде в м...
«Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»
«Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»...
Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении (консультация для воспитателей)
Инновационные технологии в образовании - это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть новых образоват...
Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении
Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении...
консультация для педагогов "Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении"
Педагоги ДОУ всегда отличаются восприимчимостью ко всему новому. Развитие общеобрзовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного...