"Экологическое развитие через дидактические игры"
план-конспект занятия (старшая группа)

Котикова Галина Леонидовна

Экологическое развитие через дидактические игры у детей старшего дошкольного возраста

     Экологическое развитие и осознанность детей по вопросам окружающей среды являются важными аспектами в современном образовании. Дидактические игры могут стать эффективным инструментом для развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста.   Главное отличие дидактических игр от обычных игр заключается в том, что в процессе игры активно осуществляется обучение, а не просто развлечение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_razvitie_cherez_didakticheskie_igry.docx15.07 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое развитие через дидактические игры у детей старшего дошкольного возраста

     Экологическое развитие и осознанность детей по вопросам окружающей среды являются важными аспектами в современном образовании.            Дидактические игры могут стать эффективным инструментом для развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста.    Дидактическая игра – это игровая форма обучения, целью которой является систематизация, закрепление и развитие знаний, умений и навыков у детей. В таких играх используются специальные обучающие материалы, как, например, карточки, пазлы, игровые поля, кубики, кости и другие специально разработанные элементы. Эти материалы являются основой для проведения игры и могут содержать информацию, задания или вопросы, которые требуют ответа или выполнения действий.

   Главное отличие дидактических игр от обычных игр заключается в том, что в процессе игры активно осуществляется обучение, а не просто развлечение. Дидактические игры имеют конкретные цели, связанные с формированием или развитием определенных навыков или знаний у детей. Важно отметить, что дидактические игры должны быть адаптированы к возрасту и способностям детей, чтобы быть эффективными в обучении. Также игры должны быть структурированы и организованы таким образом, чтобы обеспечить максимальное использование времени и достижение поставленных образовательных целей.

    Одной из дидактических игр, способствующих экологическому развитию детей, является игра "Сортировка мусора". 

Во время игры детям предлагается различные виды мусора, которые необходимо правильно классифицировать. Они учатся отделять биологически разлагаемые от не разлагаемых отходов, а также определять, какой мусор подлежит утилизации или переработке. Такая игра помогает детям осознать различие между разными видами мусора и развивает экологическое мышление.

 

   Еще одной интересной и познавательной игрой является "Охота на загрязнение".

Во время игры дети рассматривают картинки или предметы, на которых изображены различные формы загрязнения окружающей среды – выбросы отходов, нечистоты в воде, загрязненный воздух и т.д. Детям предлагается обнаружить и зафиксировать эти загрязнения, а затем размышлять о том, как они могут быть устранены и предотвращены. С помощью такой игры дети знакомятся с проблемами загрязнения окружающей среды, развивают свое внимание и способность анализировать проблемные ситуации.

   Также, игра "Животные и их среда обитания" может помочь детям понять взаимосвязь между разными видами животных и их естественной средой обитания.

  Детям предлагается разные карточки с изображением животных и их жизненными условиями – лес, океан, поля и т.д. Дети должны связать правильные пары животных с их средой обитания. Такая игра способствует развитию знаний о биологическом разнообразии и взаимосвязи между живыми организмами и их средой обитания.

    Игра: "Экологический квест" 

Цель игры: познакомить детей с проблемами окружающей среды, развить их осознанность и важность сохранения природы.

Материалы для игры:

1. Карточки или листы бумаги с изображениями различных экологических проблем (например, выбросы отходов, загрязнение воды, вырубка леса и т.д.).

2. Карточки или листы бумаги с изображениями экологических действий и  принципов (например, утилизация мусора, энергосбережение, переработка и т.д.).

Правила игры:

1. Расположите карточки с изображениями экологических проблем перед детьми.

2. Раздайте каждому ребенку карточку или лист бумаги с изображением экологических действий и принципов.

3. Задача игроков – найти на карточках с проблемами соответствующие им карточки с экологическими действиями и принципами.

4. Дети объясняют, какие экологические проблемы решаются данными действиями и принципами.

5. Поощряйте обсуждение и обмен мнениями о том, как в повседневной жизни можно внедрить данные экологические принципы и действия.

  Пример игровой ситуации: На карточке с изображением выбросов отходов дети обнаруживают карточку с изображением утилизации мусора. Они объясняют, что утилизация мусора помогает предотвратить выбросы отходов и сохранить окружающую среду. Далее, можно обсудить с детьми, какие простые шаги они могут предпринять для утилизации мусора в своей жизни, например, путем сортировки мусора или участия в акциях по очистке природы.

   Эта игра стимулирует обсуждение и обмен мнениями, что поможет детям лучше понять важность сохранения окружающей среды и принять активное участие в ее защите.

   Игры, направленные на экологическое развитие детей, нацелены на то, чтобы помочь им понять важность сохранения окружающей среды и стимулировать их действия по ее сохранению. Дети учатся ценить природу, узнают о различных экосистемах, развивают навыки экологически ответственного поведения.

Список литературы:

     1. Апполонова Н. И. Экологическое образование детей дошкольного Книги возраста [Текст]: Методическое пособие / Н. И.Апполонова , И.Л. Румянцева. – Выпуск 1 – Ульяновск, 1998. – 115 с.

    2. Бондаренко Т.М.Экологические занятия с детьми 56 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ [Текст] / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, – 2002. – 159 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с детьми раннего возраста по сенсорному развитию через дидактические игры.Выполнила Утемишева Г.К.

Перспективный план работы с детьми раннего возраста по сенсорному развитию  через дидактические  игры Сентябрь- январь 1 этап. Накопление сенсорного опыта, развитие предметно...

Консультация для воспитателей: «Развитие мышления у дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития через дидактические игры"

В данной статье представлены материалы по развитию мышления  у дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития. Даны примеры игр и упражнений, показаны этапы формирования мышлени...

"Развитие экологического воспитания через дидактические игры"

Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологичес...

Формирование экологической культуры через дидактические игры у детей среднего дошкольного возраста

Формирование экологической культуры через дидактические игры у детей среднего дошкольного возраста...

"Развитие представлений о числе и счете у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития через дидактические игры и пособия"

Представляю вашему вниманию опыт работы по теме Развитие представлений о числе и счёте у детей 5-6 лет с задержкой психического развития через дидактические игры и пособия математического содержания. ...