Народное творчество в духовно-нравственном воспитании
проект
Из поколения в поколение передается багаж народной мудрости русского народа. Интерес и внимание к народному творчеству, русскому искусству, в том числе музыкальному, в последнее время все более возрастает в нашей стране. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnoe_tvorchestvo_v_duhovno-nravstvennom.vospit.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект на тему: «Использование народного творчества
в духовно-нравственном воспитании дошкольников»
Актуальность
Из поколения в поколение передается багаж народной мудрости русского народа. Интерес и внимание к народному творчеству, русскому искусству, в том числе музыкальному, в последнее время все более возрастает в нашей стране. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.
Поэтому, основная задача нам видится в том, чтобы, как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским народным творчеством, привить им любовь к русской народной культуре и русским традициям. Сделать так, чтобы и они, в свою очередь, передали эту любовь своим детям.
Именно поэтому стала актуальным разработка проекта «Использование народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников».
Проблема
Проанализировав результаты работы с воспитанниками, мы пришли к выводу, что у детей недостаточный багаж знаний народного творчества. Для решения этой задачи и будет продолжаться работа с ребятами, педагогами и родителями по «вплетению» народного творчества, фольклора в жизнь ребенка.
Предметом данной проектной деятельности является путь приобщения дошкольников к народной культуре.
Цель проекта: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народным фольклором.
Задачи проекта:
- Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству посредством прикладного искусства, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
- Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
- Формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования.
- Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора.
- Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
- Развивать воображение, творческие и актерские способности.
- Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности; создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знакомство с истоками народного творчества.
Тип проекта:
По продолжительности: длительный.
По доминирующей линии: практико–ориентированный.
По содержанию: социально-педагогический.
Участники проекта: дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, логопед, воспитатели
Этапы реализации проекта
I. Организационно-подготовительный
- Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
- Определение цели и задач проекта;
- Подбор литературы, пособий, атрибутов;
- Обсуждение с педагогами вопросов, связанных с реализацией проекта.
II. Основной
- Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.
- Совместная деятельность
- Самостоятельная деятельность детей.
III. Заключительный
- Обобщение результатов работы;
- Анализ деятельности.
Материально- технические ресурсы:
- Музыкальный зал для занятий с детьми, русская изба, группа для прикладного творчества
- музыкальные инструменты: бубен, трещотка и.т.д.;
- проектор
- экран
- технические средства обучения: ноутбук, видео- и аудиоаппаратура,
- наборы СD - дисков, микрофоны и др.;
- зал для проведения праздников, детская спортивная площадка на улице
- национальные костюмы.
3. Методическое обеспечение:
- дидактический и раздаточный материал;
- пособия по народному творчеству;
- комплект методической и теоретической литературы;
- Разработанные сценарии игр и праздников.
- Картотека игр
- Литература
- Интернет ресурсы
Ожидаемые результаты:
Интерес и желание детей заниматься народным прикладным творчеством, музыкальным фольклором:
У детей будут сформированы навыки актёрского мастерства, коммуникативные способности;
Педагоги получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Сделают вхождение в мир фольклора для ребёнка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми.
План мероприятий
Этап | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Организационно подготовительный | Беседа, анкетирование детей Мониторинг творческих способностей Наблюдения | Сентябрь | Музыкальный Руководитель,логопед, воспитатели |
Основной | Консультация для воспитателей «Фольклор в жизни детей дошкольного возраста» | Октябрь | Музыкальный руководитель |
Конкурс знатоков народной музыки | Ноябрь | Музыкальный руководитель | |
Народная мозаика. Лоскутковое одеяло- мастеркласс | Декабрь | Воспитатели | |
Культурно-досуговое мероприятие Рождество | Январь | Музыкальный руководитель,логопед, воспитатели | |
Семинар- практикум для родителей «Знакомство с детским фольклором». | Февраль | Музыкальный руководитель | |
Круглый стол с участием родителей «Идет матушка Весна.Сороки» | Март | Музыкальный Руководитель,логопед, воспитатели | |
«Мастер-класс» для родителей «По изготовлению кукол оберегов» | Апрель | Воспитатель | |
«Красная горка» Развлечение. Мониторинг творческих способностей детей | Май | Музыкальный руководитель,логопед, воспитатель | |
Культурно- досуговое мероприятие «Троица», «День семьи» | Июнь | Музыкальный руководитель воспитатель |
План мероприятий с детьми
Название мероприятия | Форма проведения | Предварительная работа | Материал | Направление |
«Зимние святки» | Развлечение | Беседа с детьми о святочных праздниках, обычаях. Знакомить детей с Рождественскими песнями и колядками. | Музыкальные инструменты | Социально-личностное развитие |
«Рождество» | Праздник | 1 занятие: Рассказ музыкального руководителя о рождественских песнях и колядках. 2 занятие: Рассказ об обычаях на святки рядиться, чтобы изменить свою внешность. Пение колядок Проведение русских народных игр. 3 занятие Рассказ о новогодних песнях «Овсенях», о гаданиях под новый год с пением. | Презентация Иллюстрации с изображением ряженных | Художественно-эстетическое развитие |
«Пришла Коляда-отворяй ворота!» | Развлечение | Беседа о празднике Масленице, о традициях, обрядах, обычаях. Разучивание поговорок, прибауток, закличек, песен-потешек. Разыгрывание сценок колядования. Загадки. Проведение русских народных игр «Прялица» Рассказ о святочных гаданиях | Костюмы ряженых Шумовые и музыкальные инструменты. | Позновательно-речевое развитие. |
Масленица | Русский праздник. | Рассказ музыкального руководителя о Масленице. Проведение русских народных игр. «Горшки» и «Гори, гори ясно» | Костюмы ряженых Шумовые и музыкальные инструменты. | Физическое развитие. |
Знакомство детей с масленичными песнями. | «Посиделки» | Знакомство с песнями, которые пели в эти дни. Проведение русской народной игры « Горелки» | Костюмы ряженых Шумовые и музыкальные инструменты. | Позновательно-речевое развитие. |
«Алексей- потоки с гор» | Развлечение | Рассказ о народном празднике. Проведение русских народных игр «Кораблики», «Родничок» | Иллюстрации Обручи. Ленточки голубые | Физическое развитие. |
Вербное воскресенье. | Развлечение | Посещение «избы» ,рассказ Хозяюшки о празднике Вербного воскресенья и вербе, обычаях, приметах. Проведение русских народных игр: Верба -вербочка, «Заря –заряница» Исполнение русских народных песен. | Веточки вербы Народные костюмы. | Художественно-эстетическое развитие |
Пасха. | Праздник. | 1 занятие: Рассказ музыкального руководителя о праздновании Пасхи, Проведении русских народных игр: «Верба-вербочка», «Солнышко-вёдрышко», «Салочки»,»Займи место» Знакомство с пасхальными песнями. 2 занятие: Рассказ об обычае на Пасху обмениваться яйцами, о значении этого действия о праздновании последнего дня пасхальной недели-Красной горки. 3 занятие: Разучивание пасхальных песен, поговорок, Раскрашивание Пасхальных яиц. Проведение русских народных игр с яйцами | Костюмы Музыкальные инструменты Макет горки Пасхальные яйца. | Социально-личностное развитие |
Троица. День семьи. | Летний праздник. | Рассказ педагога о праздновании Троицы, об обрядах «Завивания» берёзки, «кумлениях» Проведение русских народных игр «Венок» , «В кресты» и др., хоровода «Во поле берёза стояла» и др. Рассказ о семье в древнерусские времена. Исполнение песен о семье, игры- заигрыши, «Рисуем свою буду щую семью» | Демонстрацион ный материал. Изготовление детьми ромашек (апликация) | Позновательно-речевое развитие. Социально-личностное развитие Художественно-эстетическое развитие |
Ресурсное обеспечение проекта
1.Нормативно – правовой ресурс
- согласование проекта с администрацией детского сада;
- утверждение проекта с администрацией детского сада;
- утверждение проекта на заседании творческой группы педагогов
2. Материально- технический ресурс
- приобретение инвентаря, расходного материала для изготовления пособий и создания специальной среды в музыкальном зале, в группе, на участке для прогулок
3. Информационный ресурс:
- подбор методической и познавательной литературы по теме;
«Календарные обрядовые праздники для дошкольников» Н.В.Пугачева,Н.А.Есаулова, Н.Н.Потапова .Учебное пособие. Москва 2007.
Программа « Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д Маханёва.
Программа « Школа этнической социализации» Л.В Суровяк, Новосибирск 2014.
Система работы по формированию культуры здорового образа жизни
«Наша традиция -Быть здоровыми!» Жуковин И.Ю.,Карепова Т.Г.
Сбор информации по теме проекта из интернета и периодических изданий.
Список литературы
1. Бундарина Т.А Знакомство детей с русским народным творчеством С.Петербург,1998\
2. Боронина,Е.Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду.‒ М.:, ‒Владос,1999
3.Ветлугина Н.А.Музыкальное развитие ребёнка М.Просвещение,1988
4.Дзержинская,И.Л.,Музыкальное воспитание старших дошкольников: Пособие для воспитателя и музыкальных руководителей детского сада(из опыта работы)-М.:Просвещение,1985-160с.,нот
5.Дошкольная педагогика,5 - издание, С. Л. Козлова, Т. А. Куликова, Москва, Академия 2004
6.Закон РФ Об образовании
7.Картушина М.Ю.Русские народные праздники в детском саду. М.,2006
8.Картушина.М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников.
9.Калинина Р.Р.Программа творческо-эстетического развития ребёнка. С.-Петербург, 2002
10.Калинина Т.В.Новые информационные технологии в дошкольном детстве .Журнал Управление ДОУ. 2008
11 .Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание.
12.Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
13.Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. Новосибирск. Просвещение.
14.Остроух Г.А. Музыкальный фольклор как средство музыкальных способностей детей. Дошкольное воспитание .
15. Старикова К.Л.У истоков народной мудрости. Екатеренбург. Отделение педагогического общества .
16.Старикова К.Л.Народные обряды и обрядовая поэзия.Екатеренбург. Отделение педагогического общества .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние народного творчества на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста.
Влияние народного творчества на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста....
Влияние устного народного творчества на духовно-нравственное развитие дошкольников
Презентация предназначена для педаогов дошкольных образовательных учреждений, работающих по проблеме духовно-нравственного воспитания. Обоснованы актуальность проблемы, обусловленная требованиями ФГОС...
Проект по духовно-нравственному воспитанию " Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольниов...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию "Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному восптанию....
Педагогический проект «Устное народное творчество в духовно-нравственном воспитании детей младшего и среднего дошкольного возраста»
В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствует духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается во...
Сообщение по самообразованию на тему " «Влияние устного народного творчества на духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста »
Способствовать формированию духовно – нравственных качеств личности дошкольника посредством приобщения к народным культурам через устное народное творчество, фольклор. Освоить методику использов...