Дискуссия "Я ВСЕ ЗНАЮ О СРЕДЕ"
материал
Доклад в рамках педагогического часа на тему: "Внедрение в практику работы ДОУ ФОП ДО:
вопросы и ответы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diskussiya.docx | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Предлагаю прослушать отрывок известной вам песни.
Слушание песни «Поворот» группа «Машина времени»
Как вы думаете, почему я предложила прослушать именно эту песню? (мы должны меняться). Действительно, время не стоит на месте и мы тоже. Поэтому девиз моего выступления сегодня: "Чтобы найти новый путь, нужно уйти со старой дороги"!
Прежде, чем мы перейдем к работе предлагаю вам синквейн - загадку, отгадав которую вы определите, о чем сегодня пойдет речь.
«Насыщенная, безопасная. Развивает, мотивирует, обновляется. Обеспечивает разнообразную деятельность ребенка».
Итак, тема моего выступления «Организация развивающей предметно-пространственной среды».
В настоящее время происходят перемены, мы находимся на переходном этапе, когда ФОП ДО вступили в силу, а ДОО в поиске примерных программ. В ДОО необходимо создать условия, которые будут отвечать требованиям ФОП ДО.
ФОП ДО подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Предлагаю разложить по «полочкам» понятие «развивающая предметно-пространственная среда». Выполним мы это задание с помощью игры, которая называется «Алгоритм Цицерона». Обратите внимание на доску: здесь написано 7 вопросов.
- Кто? (воспитанники, педагоги, сотрудники МБДОУ)
- Что? (участки, группы, игрушки)
- Где? (в помещении, на улице, в детском саду)
- Чем? (игрушками, красками, скакалками, и т.д.)
- Зачем? (развивать личность ребенка)
- Как? (создать все условия)
- Когда? (на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, в течение всей жизни и т.п.)
Одно из важных условий воспитательной работы в дошкольном учреждении — правильная организация развивающей среды. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые будут способствовать полной реализации развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда не ограничивается лишь пространством группы, а включает в себя и образовательный потенциал пространства всего детского сада, а также прилегающей территории. В группе используется пространство всех групповых помещений:
- в приемной можно расположить спортивный уголок, дидактическая кукла;
- игровая комната - образовательные центры;
- в спальне можно расположить центр уголок ряженья, уголок уединения
- входная дверь, окна, стены могут использоваться для отражения климатических условий.
Скоростной «Блиц-опрос»
За каждый правильный ответ команда получает фишку.
- система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей (предметно-развивающая среда);
- к какому уголку для сюжетно-ролевых игр принадлежат следующие атрибуты: весы, бутылочки из пластика, халат, кассовый аппарат, игрушечные деньги, весы, пластмассовые фрукты и овощи, муляжи-продукты и т. д. («магазин»);
- к какому уголку для сюжетно-ролевых игр принадлежат следующие атрибуты: конструкторы разного размера, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек, крупные и мелкие объемные формы и т. д. («строительный уголок», «Центр конструирования»);
- к какому центру предметно-развивающей среды принадлежат следующие атрибуты: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскоп, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда и т. д. («Центр экспериментирования»);
- о каком центре идет речь: удовлетворение потребностей в двигательной активности, организация самостоятельной двигательной активности, развитие представлений детей о разных видах спорта («Центр физического развития»);
- о каком центре идет речь: воспитание эстетических чувств, формирование индивидуально-коллективного творчества, формирование интереса к произведениям искусства, формирование навыков изобразительной деятельности? («Центр ИЗО»);
- какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов: кукла, коляска, машинка, солдатики, железная дорога? (игровая деятельность);
- какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов: книги, коробка форм, лото, мозаика, вкладыши, календарь погоды? (познание).
Перечислите основные требования к оборудованию предметно-развивающей среды (предметно-развивающая среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной).
Что должна обеспечивать и гарантировать предметная среда в соответствии с ФОП ДО?
В соответствии с ФОП ДО РППС должна обеспечивать и гарантировать:
- охрану и укрепление физического, психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству, к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
- максимальную реализацию образовательного, в том числе и воспитательного потенциала пространства ДОО, группы и прилегающей территории, предназначенных для реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции трудностей их развития;
- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
- создание условий для эффективной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
- открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплению их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
- построение образовательной деятельности на основе сотрудничества взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающей социальную ситуацию его развития, возрастные индивидуальные особенности и зону ближайшего развития (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в ДОО для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
Опираясь на принципы построения предметно-развивающей среды в детском саду, мы с вами сегодня выстроили оптимальную модель организации развивающей среды, адаптированную к условиям нашего детского сада, но и соответствующая требованиям ФОП ДО.
Свое выступление мне хочется завершить замечательными словами Елизаветы Ивановны Тихеевой (педагог, ученый профессор Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена): «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…».
Поэтому, уважаемые коллеги, давайте не станем останавливаться на достигнутом, а будем систематически пересматривать свою РППС и вносить в нее коррективы: обогащать ее, расширять и наполнять недостающими тематиками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание-дискуссия "Игры наших детей"
У большинства родителей сложились стереотипы, что родительское собрание - это очень скучно, неинтересно. Меня очень не устраивает такое мнение родителей. Поэтому уже второй год мы проводим такие собра...
Дискуссия на тему: Чтобы предметная среда стала развивающей
Дискуссия на тему: Чтобы предметная среда стала развивающей...
Родительское собрание Собрание в форме квест - игры "Знаю ли я своего ребенка", «Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду и в семье дошкольника ".
Цель собрания:- Развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним.- Эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их общения в ...
Педагогическое мероприятие по формированию первоначальных представлений у детей о макросоциальной среде «Что мы знаем о профессиях»
Педагогическое мероприятиепо формированию первоначальных представленийу детей о макросоциальной среде«Что мы знаем о профессиях»...
Панельная дискуссия «Моделирование образовательной среды в ДОУ в условиях достижения качества дошкольного образования»
Панельная дискуссияТема: «Моделирование образовательной среды в ДОУ в условиях достижения качества дошкольного образования»Цель: направлена на совершенствование профессиональных умений пед...
Аналитическая записка по результатам анкетирования среди педагогов по теме "Что мы знаем о профориентации дошкольников"
Анализ анкет педагогов...
Сценарий конкурса среди подготовительных групп «Люби и знай, свой край»
Сценарий конкурса среди подготовительных групп«Люби и знай, свой край» Цель:Проверка и активизация имеющихся у детей знаний, самостоятельных суждений о стране, родном крае и горо...