РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по конструированию, ручному труду (средняя группа)
Как сделать процесс обучения и воспитания детей увлекательным и разнообразным? Одним из путей решения проблемы, на наш взгляд, может быть включение в образовательный процесс нетрадиционных техник изобразительной деятельности. Искусство рисования - это удивительный процесс. С одной стороны- творческий, а с другой - познавательный. Применение нетрадиционных техник рисования помогает развивать у детей творчество и воображение, а также, в процессе творчества ребёнок приобретает опыт взаимодействия со сверстниками, совершенствует навыки работы с необычными инструментами и подсобными материалами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_tehnologii_v_pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx | 37.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей № 62» Асбестовского городского округа
Конкурсные материалы соискателей на участие
в муниципальных педагогических чтениях руководящих и
педагогических работников образовательных организаций,
подведомственных Управлению образованием
Асбестовского городского округа, в 2022 /2023 учебном году
«Традиции и инновации в педагогической деятельности»
Тематическое направление:
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема работы:
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Авторы:
Соколова И.Б.
педагог-психолог ВКК
Тел. 8 902 873 60 85
Лихачева А.А
воспитатель ВКК
Тел. 8 952 738 06 01
Асбест
2023
Содержание
Введение | 4 | |||
1. | Основная часть | |||
Организационно-педагогические условия и механизм реализации опыта работы | 5 | |||
Сущность практического опыта | 6 | |||
2. | Результативность педагогической деятельности. | 7 | ||
Литература | 9 | |||
Приложения | ||||
Приложение № 1 | Проект «ИЗОбразим-ка» | |||
Приложение № 2 | Результаты диагностики образовательных достижений детей | |||
Приложение № 3 | Анкета для родителей по теме "Нетрадиционные техники рисования" | |||
Приложение № 4 | Фотоматериалы. | |||
Приложение № 5 | Презентационные материалы | |||
Приложение № 6 | Речевой материал к проекту | |||
ВВЕДЕНИЕ
Главный принцип Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в развитии человека. Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка дошкольника играет сформированная мелкая моторика. Ведь именно она закладывает много аспектов для дальнейшего формирования ребёнка. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика показывает, как развивается ребёнок, а также его интеллектуальные способности.
По данным исследований, проведенных Л.В. Антаковой-Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинским, была подтверждена связь интеллектуального развития и зрительно-моторной координации. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Развитие мелкой моторики имеет большое значение и расценивается как один из показателей психологической готовности ребенка к школьному обучению. «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» — писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребёнок стремиться делать что-то руками, тем он умнее и изобретательней.
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Развитие тонких движений кистей и пальцев рук имеет большое значение для общего психического развития ребёнка. Уровень развития мелкой моторики у ребенка определяет важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение, поэтому, работу по развитию координации движений руки необходимо проводить с самого раннего возраста.
Актуальность данной проблемы определяется тем, что образовательный процесс становится эффективным тогда, когда ребенок сам проявляет активность и творчество.
Как сделать процесс обучения и воспитания детей увлекательным и разнообразным?
Одним из путей решения проблемы, на наш взгляд, может быть включение в образовательный процесс нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Искусство рисования - это удивительный процесс. С одной стороны- творческий, а с другой - познавательный. Применение нетрадиционных техник рисования помогает развивать у детей творчество и воображение, а также, в процессе творчества ребёнок приобретает опыт взаимодействия со сверстниками, совершенствует навыки работы с необычными инструментами и подсобными материалами. Используя нетрадиционную технику рисования, дети не боятся сделать ошибку, потому что из неё (ошибки) легко можно придумать что-то новое, поэтому ребенок начинает чувствовать себя маленьким художником. Ребенку нужен тот результат, который вызывает у него восторг от собственных результатов. В связи с этим, возникла необходимость облегчить процесс рисования ребенка с целью создания ситуации успеха, формирования устойчивой мотивации к рисованию. Результат рисования нетрадиционными техниками обычно очень эффективный и не зависит от умелости и способностей.
Перспективными направлениями дальнейшего развития работы по использованию нетрадиционных техник изобразительной деятельности можно считать следующее:
- обеспечение реализации ФГОС ДО по созданию условий для выполнения целевых ориентиров дошкольного образования;
- повышение собственного уровня профессиональной компетентности поиспользованию нетрадиционных техник изобразительной деятельности, изучение опыта коллег, представление собственного опыта работы;
- повышение педагогической компетенции родителей воспитанников;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы.
Практическая значимость работы состоит в том, что она способствует эффективному развитию зрительно-моторной координации и необходимых в будущем школьно-значимых качеств личности ребенка, таких как уверенность, высокая самооценка.
Задачи:
1. Оптимизировать формы, методы и приемы организации образовательного процесса, стимулирующие использование детьми нетрадиционных техник изобразительной деятельности
2. Формировать мелкую моторику и зрительно моторную координацию детей, развивая их творческие способности, поощряя и стимулируя самостоятельность, вариативность и нестандартность мышления
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Организационно-педагогические условия и механизмы реализации
Чтобы вызвать у младших дошкольников интерес к рисованию, мы решили включить в совместную деятельность нетрадиционные способы изобразительной деятельности. Они позволяют ребёнку получить максимально эффектный результат при минимальных изобразительных навыках, а это играет огромную роль для маленьких детей, когда им не хватает усидчивости и терпения, чтобы завершить свою работу.
Все выбранные техники мы объединили в познавательно-творческий, практико-ориентированный проект «Изобразим-ка» (Приложение № 1), который с успехом реализовали осенью 2022 года. Опыт работы по реализации данного проекта мы представляем на педагогических чтениях в 2023 году.
Цель:
Создание оптимальных условий для развития и совершенствования мелкой моторики рук младших дошкольников путем использования в совместной деятельности нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- Формировать мелкую моторику и координацию движений детей дошкольного возраста;
- Расширять представление детей о разнообразии нетрадиционных техник рисования;
- Учить использовать в рисовании различные виды материала (губка, штампы, ватные палочки и т.д.) и сочетатьразличные техники в одной работе;
- Развивать внимание, творческие способности, наблюдательность и воображение, художественно-эстетическийвкус, фантазию;
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
- Приобщать родителей к совместной работе по развитию мелкой моторики у детей.
Предполагаемый результат
Для детей:
- Дети могут внимательно слушать, проявляют активность, любознательность;
- Дети проявляют эмоциональную отзывчивость, сопереживание;
- Дети проявляют творчество, могут выполнять творческие работы, используя нетрадиционные техники рисования, у них сформирована готовность к совместной деятельности со сверстниками»
- Дети умеют прибирать свое рабочее пространство, работать аккуратно, доводить начатое дело до конца;
- Дети умеют выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.
- У детей развито творческие способности, внимание, наблюдательность, воображение, художественно-эстетический вкус, фантазия. Воспитанники группы, участвуют в творческих конкурсах.
Для родителей:
- У родителей сформированы представления по использованию нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие мелкой моторики рук;
- Родители осознанно включаются в процесс, таким образом, обеспечивается возможность преемственного продолжения работы с ребёнком в домашних условиях;
- Повышается интерес родителей к ценностям личностно-ориентированного образования;
- Оптимизация детско-родительских отношений;
- Создание атмосферы доверия и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;
- Повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
Для педагогов:
- Самореализация, повышение творческого потенциала;
- Участие в педагогических чтениях по теме «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования». Публикации результатов работы по теме самообразования в интернет ресурсах.
- Пополнение предметно развивающей среды группы новым материалом и инструментарием, для применения их в творческой совместной и самостоятельной деятельности.
- Повышение компетентности по использованию в образовательном процессе современных педагогическихтехнологий.
Определили содержание проекта, программно-методическое обеспечение, информационные ресурсы, материально-техническое оснащение проекта, подобрали методики и провели диагностику, позволяющую определить уровень развития речи и познавательной сферы детей (Приложение № 2).
#1057;ущность практического опыта
(система конкретных педагогических действий, организация,
содержание, формы, методы и приемы работы)
Содержание деятельности:
I этап: Подготовительный | ||||
№ | Мероприятие | Задачи | Содержание деятельности | |
1 | Диагностика | Выявить уровень: мелкой моторики младших дошкольников | Констатирующая диагностика детей | |
2 | Анкета для родителей по теме «Нетрадиционные техники рисования | Содействовать воспитанию интереса и любви к изобразительной деятельности и помочь родителям понять значимость развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, | Вопросы анкеты (Приложение № 3) | |
4 | Подбор наглядного презентационного материала | Обеспечение наглядности | Презентация (Приложение № 5) | |
5 | Выставка работ выполненных детьми старших групп с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности | Знакомство с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности | Организация групповой выставки | |
6 | Подбор речевого материала к занятиям | Прививать интерес к речевому творчеству, развивать речь детей | Речевой материал (Приложение № 6) | |
7 | Картотека «Нетрадиционные техники рисования» . | Отбор наиболее выигрышных, с точки зрения занимательности, и, в большей степени, обеспечивающих развитие мелкой моторики, технологий нетрадиционной изодеятельности | ||
8 | Консультации для родителей «Развитие творческих способностей ребенка»; | В данной консультации даются рекомендации родителям, как развить творческие способности у их ребёнка.... | ||
8 | Видео-презентации «Нетрадиционные техники рисования»; | ознакомление родителей с методами и приемами, развивающими творческое воображение. | ||
II этап Практический | ||||
Техника | Алгоритм работы | Инструментарийматериалы | ||
1 | Рисование ватными палочками «Яркое солнышко» | Сделать предварительный рисунок. Начинать наносить точки с самого светлого цвета. Между точками необходимо оставлять просветы для нанесения следующего цвета, а не заполнять его сразу весь. | Ватные палочки Жидкая гуашевая краска | |
2 | Печать листьями «Красивый осенний букет | Лист дерева раскрашивается красками, затем прикладывается к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Сверху лист дерева прикрыть чистой бумагой, прогладить ладонью. Снять бумагу и лист. Отпечаток готов. | Свежие листья деревьев Кисть широкая Бумага | |
3 | Печать овощами «Загадки» | Срез овоща раскрашивается красками, затем прикладыва-ется к бумаге окрашенной стороной для получения отпе-чатка. | Сырые овощи Гуашевая краска | |
4 | Рисование пальчиками, ладонью | Ладонь с широко расставленными пальцами опустить в краску и оставить отпечаток на чистом листе. | Жидкая гуашевая краска Блюдца. | |
5 | Рисование цветной солью «Репка» | Нанести набросок рисунка на картон, затем на предварительно покрытый клеем фрагмент рисунка насыпать соль нужного цвета Начинать наносить соль с самого светлого цвета. | Крашенная соль Клей пва Картон | |
6 | Рисование втулками от туалетной бумаги «Салют» | Втулку от туалетной бумаги разрезать по высоте, развернуть и нижний край разрезать на полоски 3-5 мм. Свернуть в трубочку и зафиксировать резинкой. Нарезанные полоски отогнуть как лепестки цветка. Опустить в краску и нанести рисунок на лист несколько раз, прокручивая втулку | Втулки от туалетной бумаги Жидкая гуашевая краска Резинка для волос | |
7 | Рисование сухой кистью «Усатый полосатый» | На чистом листе рисуется контур какого – либо предмета. Сухую кисть (кисть для клея) при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна получиться «пушистый» рисунок. | Сухая кисть | |
8 | Рисование поролоновым тычком «Осеннее дерево» | На чистом листе рисуется контур, какого – либо предмета.. Поролоновый тычок при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна получиться большая «пушистая» точка | Поролоновые тычки | |
9 | Восковые карандаши + акварель «Аквариум» | На поверхность листа нанести рисунок восковыми карандашами. Затем раскрасить рисунок акварелью. | Восковые мелки Акварельные краски | |
10 | Рисование воздушным шариком «Гусеница» | Небольшой надутый воздушный шарик опустить в блюдце с красками (можно насколько цветов одновременно) и сделать оттиск на бумаге | Воздушный шарик Жидкая гуашевая краска | |
11 | Рисование пластилином Пластилинография «Листопад» | На вырезанный контур предмета нанести пластилин нескольких цветов и равномерно растереть по поверхности | Пластилин | |
12 | Скатывание газетной бумаги «Ежик» | Нарезанную газету скатать в шарики и равномерно распределить на намазанную клеем поверхность | Газеты | |
13 | Скатывание салфеток «Овощи для супа» | Нарезанную на несколько частей салфетку скатать в шарики и равномерно распределить на намазанную клеем поверхность | Салфетки | |
III этап заключительный | ||||
1 | Итоговая диагностика | Выявить уровень развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста | Комплексная итоговая диагностика | |
2 | Выставка работ детей «Отражение мира глазами и руками ребенка», сделанных совместно с родителями дома | Укрепление детско-родительских отношений, обогащение опытом совместной деятельности через совместное творчество. | Работы детей | |
3 | Представление опыта работы над проектом для педагогической общественности | Поделиться опытом работы по данному направлению деятельности | Материалы педагогических чтений |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа способствовала эффективному развитию зрительно-моторной координации и необходимых в будущем школьно-значимых качеств личности ребенка, таких как уверенность, высокая самооценка.Творческий подход к организации образовательного процесса способствовал созданию неординарных, красочных детских работ, которые присутствуют в интерьере группы, детского сада. Родители активные участники образовательного процесса, вместе с детьми участвуют в творческих конкурсах на уровне ДОУ и города.
Позитивными результатами деятельности является то, что:
- дети могут внимательно слушать, проявляют активность, любознательность;
- дети проявляют эмоциональную отзывчивость, сопереживание;
- дети проявляют творчество, могут выполнять творческие работы, используя нетрадиционные техники изобразительной деятельности, у них сформирована готовность к совместной деятельности со сверстниками»
- дети умеют прибирать свое рабочее пространство, работать аккуратно, доводить начатое дело до конца;
- дети умеют выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.
Таким образом, использование в образовательном процессе нетрадиционных техник изобразительной деятельности является одним из эффективных путей развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
Проанализированный практический опыт организации данной деятельности позволяет убедиться в ее большом педагогическом потенциале и, соответственно, в высокой степени эффективности использования.
Задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель достигнута.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ
- Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
- Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.
- Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок./Под.ред. Н.А.Ветлугиной, М., Просвящение, 1972г.
- Водинская, М. В. Развитие творческих способностей ребёнка на занятиях изобразительной деятельностью. – Москва: «Теревинф», 2006.
- Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1997
- Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники. – М.: Сфера, 2006.
- Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с ЗПР.-М.,2004.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «Карапуз-дидактика», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Развитие тонкой моторики у дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности
Консультация для воспитателей и родителей...
Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников посредствам использования нетрадиционных видов изобразительной деятельности.
Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников с использованием нетрадиционной изодеятельности....
Проект "Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности"
Проектная деятельность, направленная на развитие творческих способностей дошкольников....
Индивидуальная тема самообразования "Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности».
quot;Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»....
ПРОЕКТ "Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности"
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно...
анкетирование родителей по проекту «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»,
Анкетный опрос родителей по проекту, которй мы реализуем в том году....
Опыт работы «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»
Известно, что творчество способствует развитию фантазии, образного мышления и мелкой моторики, воспитывает художественный вкус и чувство цвета, обогащает внутренний мир и помогает раскрыть таланты, за...