Парциальная программа
рабочая программа (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО УО г. Москва __________ __________ (подпись) (Ф.И.О.) «____»___________ 2024 г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий «Детский сад № ___ » __________ __________ (подпись) (Ф.И.О.) «____»___________ 2024 г. |
Парциальная программа
«Волшебница Вода»
для детей (от 6 до 7 лет)
количество часов – 7
Разработано: Орцуева М.Х.
ФИО, должность Воспитатель
г. Москва, 2024 г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы
Направленность программы:
Новизна данной образовательной программы заключается в расширении знаний детей о воде и ее свойствах, развитии познавательного интереса в экспериментировании.
Актуальность парциальной программы обусловлена необходимостью развития личности дошкольника через усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет познавательная деятельность дошкольника, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Программа реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие».
В условиях модернизации образования все большее значение приобретает познавательное развитие дошкольников, формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в гармонии с природой.
Педагогическая целесообразность программы состоит в направленности на развитие поисково-исследовательской деятельности детей 6-7 лет на основе предоставления возможности самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
1.2. Цель, задачи и сроки реализации парциальной программы
Цель: создание условий для достижения детьми на этапе завершения дошкольного образования уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования в процессе развития интереса детей к окружающим предметам и действиям с ними, вовлечения ребенка в действия с предметами и игрушками, развивать способы действий с ними, формирования интереса к объектам живой и неживой природы в процессе взаимодействия с ними, узнавания их.
Задачи программы:
- расширять самостоятельность, поощрять творчество детей в познавательно-исследовательской деятельности, избирательность познавательных интересов;
- развивать умения детей включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания;
- обогащать пространственные и временные представления, поощрять использование счета, вычислений, измерения, логических операций для познания и преобразования предметов окружающего мира;
- закреплять и расширять представления детей о способах взаимодействия со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, развивать чувство собственной компетентности в решении различных познавательных задач.
Сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы): программа рассчитана на 3 месяца, 1 занятие в неделю по 30 минут. Всего 14 занятий.
Этапы программы: подготовительный, основной, заключительный.
1.3. Возраст детей, участвующих в реализации программы
Ребенок на пороге школы (6—7 лет):
- Обладает устойчивыми социально нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения.
- Мотивационная сфера дошкольников 6—7 лет расширяется за счет развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), самореализации.
- Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо.
- Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.
- Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым.
- Большую значимость для детей 6—7 лет приобретает общение между собой.
- К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.
- К 6—7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой здоровья.
- В играх дети 6—7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др.
- Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта.
- К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей.
- Продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений.
- Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми).
- Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью.
- В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес.
1.5. Формы и режим образовательной деятельности
- эвристические беседы, дискуссии;
- наблюдения за объектом;
- просмотр адаптированных для детей научно - популярных фильмов;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- моделирование (создание моделей об изменениях в живой и неживой природе);
- проведение опытов и экспериментов;
- фиксирование результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;
- использование художественного слова;
- дидактические игры;
- ситуация выбора.
- метод игрового проблемного обучения (проигрывание проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы).
- словесный
- наглядный
- практический
- репродуктивный метод (упражнения на основе образца педагога, беседа);
- демонстрационные;
- оборудование для опытно-экспериментальной деятельности.
1.6. Ожидаемые результаты и способы их проверки
- у ребенка сформированы основные психофизические и нравственно-волевые качества;
- ребенок проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе; у ребенка выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью;
- ребенок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам; интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем мире; способен самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; строить смысловую картину окружающей реальности, использует основные культурные способы деятельности;
- ребенок имеет разнообразные познавательные умения: определяет противоречия, формулирует задачу исследования, использует разные способы и средства проверки предположений: сравнение с эталонами, классификацию, систематизацию, некоторые цифровые средства и другое;
- ребенок проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами;
- ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; демонстрирует сформированные предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к школьному обучению.
1.7. Формы подведения итогов реализации программы
- Наблюдение процесса познавательного развития
- Свободная беседа
- Специальные диагностические ситуации
- Участие в районных конкурсах творческих работ среди детских садов и дошкольных групп.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Раздел/Тема | Кол-во часов | Форма организации |
1 | Раздел 1. «Свойства воды» | 2 ч. | |
1.1. | Тема 1.1. «Узнаем, какая вода» | 30 | Беседа, наблюдение, экспериментирование |
1.2. | Тема 1.2. «У воды нет вкуса и запаха» | 30 | Беседа, наблюдение, экспериментирование |
1.3. | Тема 1.3. «Соберем водичку» | 30 | Беседа, наблюдение, решение проблемных ситуаций, экспериментирование |
1.4. | Тема 1.4. «Как вода гулять отправилась» | 30 | Беседа, наблюдение, решение проблемных ситуаций, экспериментирование |
2 | Раздел 2. «Вода, снег, лёд» | 3 ч. | |
2.1. | Тема 2.1. «Времена года» | 30 | Беседа, наблюдение, опыты |
2.2. | Тема 2.2. «Снег холодный и белый» | 30 | Беседа, наблюдение, опыты |
2.3. | Тема 2.3. «Взаимодействие воды и снега» | 30 | Беседа, наблюдение, опыты |
2.4. | Тема 2.4. «Тает льдинка» | 30 | Беседа, наблюдение, опыты |
2.5. | Тема 2.5. «Ледяная горка» | 30 | Беседа, наблюдение, решение проблемных ситуаций, экспериментирование |
2.6. | Тема 2.6. «Изготовление цветных льдинок» | 30 | Беседа, наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность |
3 | Раздел 3. «Вода и краска» | 2 ч. | |
3.1. | Тема 3.1. «Волшебная кисточка» | 30 | Беседа, наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность |
3.2. | Тема 3.2. «Сказка о том, как радуга в воде купалась» | 30 | Беседа, наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность |
3.3. | Тема 3.3. «Пейте куклы вкусный сок» | 30 | Беседа, наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность |
3.4. | Тема 3.4. «Рисовальнички» | 30 | Беседа, наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность |
ИТОГО: | 7 ч. |
Формы работы по физическому воспитанию:
- беседа.
- наблюдение,
- экспериментирование,
- решение проблемных ситуаций,
- опыты,
- исследовательская деятельность.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. «Свойства воды» - совершенствование способов познания свойств предметов и отношений между различными предметами.
Тема 1.1. «Узнаем, какая вода» - выявить свойства воды: она прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, вода имеет вес.
Тема 1.2. «У воды нет вкуса и запаха» - выяснить, что у воды нет вкуса и запаха.
Тема 1.3. «Соберем водичку» - знакомить со свойствами воды, развивать у детей мелкую и общую моторику рук, познавательные процессы.
Тема 1.4. «Как вода гулять отправилась» - дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.
Раздел 2. «Вода, снег, лёд» - закрепление и совершенствование навыка сравнения нескольких предметов по 4 - 6 основаниям с выделением сходства, отличия свойств материалов, стремления к самостоятельному выбору способов осуществления разных видов познавательной деятельности, обеспечению самоконтроля и взаимоконтроля результатов деятельности и отдельных действий во взаимодействии со сверстниками, использованию разных форм совместной познавательной деятельности.
Тема 2.1. «Времена года» - закрепление умения сравнивать, выделять свойства объектов, классифицировать их по признакам, выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять.
Тема 2.2. «Снег холодный и белый» - выявить свойства снега.
Тема 2.3. «Взаимодействие воды и снега» - знакомить детей с агрегатным состоянием воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе тает снег.
Тема 2.4. «Тает льдинка» - знакомить с тем, что замерзает на холоде и тает в тепле.
Тема 2.5. «Ледяная горка» - закрепление свойств воды, снега, развивать у детей мелкую и общую моторику рук, познавательные процессы.
Тема 2.6. «Изготовление цветных льдинок» - знакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.
Раздел 3. «Вода и краска» - развитие у детей способности к различению и называнию всех цветов спектра и ахроматических цветов, оттенков цвета, умения смешивать цвета для получения нужного тона и оттенка, умения обсуждать проблему, совместно находить способы ее решения, проявлять инициативу.
Тема 3.1. «Волшебная кисточка» - закрепление навыка получения промежуточных цветов путем смешения двух.
Тема 3.2. «Сказка о том, как радуга в воде купалась» - знакомить с получением промежуточных цветов при смешивании красной и жёлтой, синей и зелёной.
Тема 3.3. «Пейте куклы вкусный сок» - выявить свойство воды и красок, способность красок растворятся в воде и изменять её цвет.
Тема 3.4. «Рисовальнички» - вызывать желание рисовать на мокром листе, формировать навык смешивания красок без чёткой границы, получения новых цветов.
4. ПЛАНИРОВАНИЕ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ
Раздел/Тема | Половина дня | Занятие, вид деятельности | Количество занятий в неделю | Сроки |
Тема 1.1. «Узнаем, какая вода» | 2-я | Опытно-экспериментальная деятельность | 1 занятие | 01.02.24 |
Тема 1.2. «У воды нет вкуса и запаха» | 2-я | Опытно-экспериментальная деятельность | 1 занятие | 08.02.24 |
Тема 1.3. «Соберем водичку» | 2-я | Опытно-экспериментальная деятельность | 1 занятие | 15.02.24 |
Тема 1.4. «Как вода гулять отправилась» | 2-я | Опытно-экспериментальная деятельность | 1 занятие | 22.02.24 |
Тема 2.1. «Времена года» | 2-я | Опытно-экспериментальная деятельность | 1 занятие | 29.02.24 |
Тема 2.2. «Снег холодный и белый» | 2-я | Опытно-экспериментальная деятельность | 1 занятие | 01.03.24 |
Тема 2.3. «Взаимодействие воды и снега» | 2-я | Опытно-экспериментальная деятельность | 1 занятие | 07.03.24 |
Тема 2.4. «Тает льдинка» | 2-я | Опытно-экспериментальная деятельность | 1 занятие | 14.03.24 |
Тема 2.5. «Ледяная горка» | 2-я | Опытно-экспериментальная деятельность | 1 занятие | 21.03.24 |
Тема 2.6. «Изготовление цветных льдинок» | 2-я | Опытно-экспериментальная деятельность | 1 занятие | 28.03.24 |
Тема 3.1. «Волшебная кисточка» | 2-я | Опытно-экспериментальная деятельность | 1 занятие | 04.04.24 |
Тема 3.2. «Сказка о том, как радуга в воде купалась» | 2-я | Опытно-экспериментальная деятельность | 1 занятие | 11.04.24 |
Тема 3.3. «Пейте куклы вкусный сок» | 2-я | Опытно-экспериментальная деятельность | 1 занятие | 18.04.24 |
Тема 3.4. «Рисовальнички» | 2-я | Опытно-экспериментальная деятельность | 1 занятие | 25.04.24 |
5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Основное оборудование мини-лаборатории:
- приборы-«помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.;
- утилизированный материал: ткани, пробки; разные виды бумаги;
- красители: гуашь, акварельные краски;
- мерные материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши;
- прочие материалы: зеркала, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла.
6. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Карта наблюдения за эффективностью реализации программы
№ п/п | Целевые ориентиры | Критерии оценки | Качество проявляется | ||
часто | редко | Не проявляется | |||
1 | расширять самостоятельность, поощрять творчество детей в познавательно-исследовательской деятельности, избирательность познавательных интересов | сформирована самостоятельность, творчество детей в познавательно-исследовательской деятельности, избирательность познавательных интересов | + | ||
2 | развивать умения детей включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания | сформированы умения детей включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания | + | ||
3 | обогащать пространственные и временные представления, поощрять использование счета, вычислений, измерения, логических операций для познания и преобразования предметов окружающего мира | демонстрирует сформированные пространственные и временные представления, поощрять использование счета, вычислений, измерения, логических операций для познания и преобразования предметов окружающего мира | + | ||
4 | закреплять и расширять представления детей о способах взаимодействия со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, развивать чувство собственной компетентности в решении различных познавательных задач | демонстрирует сформированные представления детей о способах взаимодействия со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, развивать чувство собственной компетентности в решении различных познавательных задач | + |
Описание уровней освоения программы:
Высокий – сформированы самостоятельность, творчество детей в познавательно-исследовательской деятельности, избирательность познавательных интересов, умения детей включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания, пространственные и временные представления, поощрять использование счета, вычислений, измерения, логических операций для познания и преобразования предметов окружающего мира, представления детей о способах взаимодействия со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, развивать чувство собственной компетентности в решении различных познавательных задач;
Средний – недостаточно сформированы самостоятельность, творчество детей в познавательно-исследовательской деятельности, избирательность познавательных интересов, умения детей включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания, пространственные и временные представления, поощрять использование счета, вычислений, измерения, логических операций для познания и преобразования предметов окружающего мира, представления детей о способах взаимодействия со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, развивать чувство собственной компетентности в решении различных познавательных задач;
Низкий – не сформированы самостоятельность, творчество детей в познавательно-исследовательской деятельности, избирательность познавательных интересов, умения детей включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания, пространственные и временные представления, поощрять использование счета, вычислений, измерения, логических операций для познания и преобразования предметов окружающего мира, представления детей о способах взаимодействия со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, развивать чувство собственной компетентности в решении различных познавательных задач.
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Веракса, Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 80 с.
- Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет / Автор-составитель: Зубкова Н. М. – СПб.: Речь, 2006. – 64 с.
- Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 196 с.
- Енакай, Т.М. Программа экологического образования дошкольников. Природа и ребёнок / Т.М. Енакай, Г.Ш. Мазитова, В.З. Шигапова.. РИЦ «Школа» 2002-92 с.
- Зенина, Т. Неживая природа: конспекты занятий для подготовительной к школе группы / Т. Зенина, А. Туркина // Дошкольное воспитание. – 2005. – N 7. – С. 27-35.
- Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 56 с.
- Новиковская, О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников / О.А. Новиковская. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 66 с.
- Рыжова, Н.А. Наш дом - природа / Н.А. Рыжова. М.: Карапуз, 2005. – 106 с.
- Скоролупова, О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода» / О.А. Скоролупова. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2008.–96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ЭРУДИТ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко
Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой зан...
Рабочая программа на основе парциальной программы «Национальный календарь» для детей 4-5 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №53 «Елочка» Согласованазаместитель заведующего (старший воспитатель)____________ Принята на заседании Педагогичес...
Рабочая программа на основе парциальной программы «Поэтика народной культуры» для детей 4-5 лет
СОДЕРЖАНИЕ 1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка1.2. Цели и задачи1.3. Принципы и подходы к реализации образовательного процесса1.4. Возрастные особенности воспитанников1.5. Планируем...
Консультация для воспитателей ДОУ "Парциальная программа О.С. Ушаковой "Программа развития речи дошкольников"
Данная консультация содержит обзор парциальной программы О.С. Ушаковой "Программа развития речи дошкольников" и описывает: основные задачи программы, перечень учебно-методического комплекта программы ...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
Комплексная программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой «Физическое воспитание в детском саду» под редакцией Э.Я.Степаненковой Парциальная программа : «Основы здорового образа жизни» под редакцией Н.П. Смирновой
Пояснительная записка Рабочая программа по физическому развитию детей МБДОУ «Детский сад №15» разработана в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования...
Рабочая программа первой младшей группы (на основе ООП, разработанной по программе "Детство" Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г. и парциальной программы "Цветные ладошки" Лыковой И.А.)
Представляю проект, рабочей программы для воспитанников первой младшей группы. В программу включено описание работы по пяти образовательным областям, календарно-тематическое планирование по лексически...