«Проектирование РППС в группах раннего и дошкольного возраста с учетом требования ФГОС и ФОП ДО»
учебно-методический материал
Проектирование РППС в группах раннего и дошкольного возраста с учетом требования ФГОС и ФОП ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_rpps.docx | 28.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 6 «Василек» г. Янаул муниципального района Янаульский район
Республики Башкортостан
452800, Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Янаул, ул. Якутова, д. 6
Телефон: 7(34760) 5-39-15; Сайт: 6vasilek.edu-rb.ru
Выступление на педагогическом совете №3 по теме:
«Проектирование РППС
в группах раннего и дошкольного возраста
с учетом требования ФГОС и ФОП ДО»
Подготовила:
воспитатель Ахметшина Е.Ш.
Март, 2024г.
Внесение изменений в привычную устоявшуюся обстановку на рабочем месте педагога для многих из нас происходит болезненно, мы не все умеем принимать или не хотим нарушать то, к чему привыкли годами. Но, следует здраво рассуждать: да, работа – наш второй дом, но это не личная собственность, поэтому мы обязаны принимать поставленные перед нами современные задачи и создавать условия для развития нового поколения детей, которые диктует время. Поэтому прежде, чем загружать себя негативными эмоциями, нужно сказать себе: «Время выбрало меня, и я иду в ногу со временем, у меня много интересных идей, и детям рядом со мной интересно.
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.
Функция педагога заключается в том, чтобы, используя РППС и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется проектированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника.
Специалистами РАО разработаны рекомендации, призванные обеспечить создание образовательного пространства, которое будет гарантировать охрану и укрепление физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия воспитанников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (далее – ДОО). Разработанные с учетом требований к Федеральной образовательной программе дошкольного образования (далее – ФОП ДО) и к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, охарактеризованных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), данные рекомендации позволят создать в Российской Федерации единое образовательное пространство в соответствии с едиными стандартами качества образования. Рекомендации призваны помочь ДОО соотнести свою деятельность, ее материально-техническое оснащение с требованиями ФГОС ДО. При разработке рекомендаций было принято во внимание, что дошкольное образование (далее – ДО) является уровнем общего образования и организация инфраструктуры ДОО должна строиться на основе преемственности педагогических технологий, взаимодействия детей и взрослых, принципа сотрудничества педагогов ДО и учителей начального общего образования, обмена необходимой информацией и совместной разработки содержания образовательных программ, предоставления воспитанникам доступа ко всем образовательным пространствам образовательной организации.
Принципы формирования РППС
В системе ДО в связи с реализацией ФГОС ДО, а также изменяющимися нормативно-правовыми, административными, экономическими, социально-культурными условиями, осуществляется модернизация пространства ДОО, в том числе развивающей ребенка среды. РППС группового помещения является частью образовательной среды ДОО.
В соответствии с ФГОС ДО возможны различные варианты создания РППС при условии, что учитываются возрастная и иная специфика реализации образовательных программ ДО.
В соответствии с ФГОС ДО РППС должна обеспечивать и гарантировать:
– охрану и укрепление физического, психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству, к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
– максимальную реализацию образовательного, в том числе и воспитательного потенциала пространства ДОО, группы и прилегающей территории, предназначенных для реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции трудностей их развития;
– построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
– создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в ДОО для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
– построение образовательной деятельности на основе сотрудничества взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающей социальную ситуацию его развития, возрастные индивидуальные особенности и зону ближайшего развития (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
– создание условий для знакомства воспитанников ДОО с историей и культурой родной страны, района, населенного пункта, в том числе в формате организации образовательных событий в культурно-образовательной среде населенного пункта, в котором расположена ДОО;
– создание условий для формирования нравственных ценностей на основе культуры и традиций многонационального российского народа и расширения собственного нравственного опыта ребенка;
– создание условий для эффективной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
– открытость ДО и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплению их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи.
В каждой ДОО РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и прочие материалы) РППС необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть:
– содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможность самовыражения детей;
– трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
– полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов окружающей среды) в разных видах детской активности;
– вариативной – обеспечивать наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;
– доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ОВЗ) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
– безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, в том числе санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и правилам пожарной безопасности.
Также при организации РППС взрослым участникам образовательных отношений следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательную деятельность более интересной, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность ДО и способствовать формированию у детей новых компетенций (с учетом особенностей их развития), отвечающих современным требованиям.
Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей:
– социально-коммуникативное развитие;
– познавательное развитие;
– речевое развитие;
– художественно-эстетическое развитие;
– физическое развитие.
Принимая во внимание интегративный характер образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.), в том числе для детей с ОВЗ.
Специалисты РАО предлагают три варианта проектирования РППС: по пространствам, функциональным модулям и в виде центров детской активности.
1 вариант. Проектирование среды по пространствам.
В групповых помещениях все оборудование можно объединить по трем пространствам:
- активной деятельности,
- спокойной деятельности,
- познания и творчества.
В пространстве активной деятельности размещается оборудование, связанное с двигательной активностью, сюжетно-ролевыми играми и т.д.
В пространстве спокойной деятельности можно оформить зону релаксации, конструктивных, театрализованных и настольных игр. Можно положить книги, установить мягкую детскую мебель, организовать места приема пищи.
В пространстве познания и творчества можно установить оборудование для экспериментирования и творчества.
2 вариант. Проектирование среды по функциональным модулям. Функциональный модуль – это группа функционально связанных компонентов по видам детской деятельности: учебных пособий, игр, игрушек, материалов, оборудования, инвентаря. Можете организовать 11 функциональных модулей:
- игровой;
- физкультурно-оздоровительный;
- музыкальный;
- художественно-творческий;
- поисково-исследовательский;
- релаксации;
- логопедический;
- психологического сопровождения;
- дефектологический;
- административный;
- территории и архитектуры.
- добавьте бытовой модуль и включить в него все, что связано с приемом пищи, трудовыми поручениями, трудовой деятельностью.
3 вариант. Проектирование центров детской активности.
Центры детской активности обеспечивают все виды детской деятельности по ФОП ДО. Количество и содержание центров будет зависит от возраста воспитанников.
В группах раннего возраста достаточно шести центров детской активности:
1. двигательной активности – для развития основных движений детей;
2. сенсорики и конструирования – для организации предметной деятельности и игры с составными и динамическими игрушками, освоения сенсорных эталонов формы, цвета, размера;
3. организации предметных и предметно-манипуляторных игр – для совместных игр со сверстниками под руководством взрослого;
4. творчества и продуктивной деятельности – для развития восприятия смысла музыки, поддержки интереса к рисованию и лепке, становлению первых навыков продуктивной деятельности, освоения разнообразных изобразительных средств;
5. познания и коммуникации (книжный уголок) – для восприятия смысла сказок, стихов, рассматривания картинок;
6. экспериментирования и труда – для организации экспериментальной деятельности с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.), развития навыков самообслуживания и становления действий с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и т.д.).
В группах для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) предусматривается следующий комплекс из 12 центров детской активности:
1. Центр двигательной активности (ориентирован на организацию игр средней и малой подвижности в групповых помещениях, средней и интенсивной подвижности в физкультурном и музыкальном залах, интенсивной подвижности на групповых участках, спортивной площадке, всей территории детского сада) в интеграции с содержанием образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
2. Центр безопасности, позволяющий организовать образовательный процесс для развития у детей навыков безопасности жизнедеятельности в интеграции содержания образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
3. Центр игры, содержащий оборудование для организации сюжетно-ролевых детских игр, предметы-заместители в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие»).
4. Центр конструирования, в котором есть разнообразные виды строительного материала и детских конструкторов, бросового материала схем, рисунков, картин, демонстрационных материалов для организации конструкторской деятельности детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
5. Центр логики и математики, содержащий разнообразный дидактический материал и развивающие игрушки, а также демонстрационные материалы для формирования элементарных математических навыков и логических операций в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
6. Центр экспериментирования, организации наблюдения и труда, игровое оборудование, демонстрационные материалы и дидактические пособия которого способствуют реализации поисково-экспериментальной и трудовой деятельности детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).
7. Центр познания и коммуникации детей, оснащение которого обеспечивает расширение кругозора детей и их знаний об окружающем мире во взаимодействии детей со взрослыми и сверстниками в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
8. Книжный уголок, содержащий художественную и документальную литературу для детей, обеспечивающую их духовно-нравственное и этико-эстетическое воспитание, формирование общей культуры, освоение разных жанров художественной литературы, воспитание любви и интереса к художественному слову, удовлетворение познавательных потребностей в интеграции содержания всех образовательных областей.
9. Центр театрализации и музицирования, оборудование которого позволяет организовать музыкальную и театрализованную деятельность детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
10.Центр уединения предназначен для снятия психоэмоционального напряжения воспитанников.
11.Центр коррекции предназначен для организации совместной деятельности воспитателя и/или специалиста с детьми с ОВЗ, направленный на коррекцию имеющихся у них нарушений.
12.Центр творчества детей, предназначенный для реализации продуктивной деятельности детей (рисование, РППС в каждой возрастной группе имеет свои отличительные признаки, но об этом я расскажу в следующей консультации по зонированию групповых помещений в соответствии с возрастными особенностями детей.лепка, аппликация, художественный труд)
Советы по проектированию РППС
№1. Акустическое оформление, освещение, цветовая отделка помещения — тоже составляющие РППС группы
Выбор цвета для стен, мебели, аксессуаров оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние, а следовательно, и на интеллектуальное развитие воспитанников. Педагогу сложно изменить цвет интерьера стен. Поэтому утолить «цветовой голод» ребенка и развить цветоощущение можно, используя яркие, насыщенные цветовые пятна в интерьере группы: ковровые покрытия, игрушки, картины и постеры в рамах, передвижное оборудование.
№2. Центры детской активности можно сделать мобильными. Это позволит уместить в группе все центры, которые рекомендуют эксперты Минпросвещения и РАО. Мобильный центр — это передвижной оборудованный комплекс. Его наполнение зависит от педагогических задач.
Основа мобильного центра — передвижные модули: полки, стеллажи, контейнеры с колесиками. Такую мебель выкатывают от стен или подоконников во время использования и убирают обратно, чтобы освободить место для игр.
Когда организуете РППС в группах, учитывайте принцип интеграции образовательных областей. Цель интеграции — объединить знания из разных областей. Так воспитанники будут целостно воспринимать то, что они изучают, и сразу же проверять на практике. Интеграция делает занятия практико-ориентированными.
Передвижное оборудование наполняют развивающими игровыми материалами с учетом возраста детей группы. Наполнение мобильных центров меняют в зависимости от текущих воспитательно-образовательных задач: тематики ООД, тематики игр, мероприятий.
У детей дошкольного возраста любые виды деятельности тесно переплетены с игрой. А познание и экспериментирование легко переходят в творческую сюжетно-ролевую игру, так же, как и двигательная активность, труд или знакомство с литературным произведением. Поэтому игровой модуль будет системообразующим. Бытовой модуль может включать в себя то, что связано с приемом пищи, трудовыми поручениями, трудовой деятельностью. Модуль релаксации может состоять из зоны отдыха и релаксации, мягкой детской мебели, книжных стеллажей, столиков, за которыми детьми могут смотреть книги, играть в спокойные игры.
№3. Создайте в спокойной зоне «Уголок настроения»
Заведите правило, по которому ребенок может показать свое настроение с помощью смайликов или фигурок. Для этого ему надо выставить фигурку на установленное место или зафиксировать смайлик на доске. «Уголок настроения» поможет сформировать у дошкольников первичные навыки рефлексии, а воспитателю позволит контролировать, какие эмоции у воспитанников преобладали. Так воспитатель может оценить, насколько комфортно ребенку в детском саду.
Наполняя или дополняя РППС, помните о том, что все ее элементы должны иметь единый эстетический стиль. Так вы обеспечите комфортную и уютную обстановку для детей.
№4. Все, что обычно размещаете на стендах для родителей, дублируйте на сайте, в социальных сетях и чатах.
Родители должны узнавать о новостях и мероприятиях, которые проходят в детском саду. Поэтому наглядную информацию, которую размещаете на стендах, отправляйте родителям в чаты или размещайте на официальном сайте детского сада.
В наглядность, которая попадает в зону внимания воспитанников, включайте детские поделки и рисунки, а также образовательно-развивающие плакаты. Например, по правилам безопасного поведения. Следите, чтобы информация на плакатах для детей была в виде изображений, ведь не все воспитанники умеют читать.
№5. Организуйте «Стену творчества», где воспитанники знакомятся с работами друг друга
Меняйте наполнение «Стены творчества» так, чтобы в течение года работа каждого ребенка была размещена не менее одного раза.
Еще один вариант оформления стендовой наглядности — тематические стены. Их можно посвящать памятным датам, проектной работе. В этом случае к оформлению привлекайте воспитателей, детей и родителей.
№6. Как оформить выставки
Выставки могут быть временными и постоянно действующими. Временные выставки посвящают:
• памятным датам, юбилеям, праздникам, например, выставка ко Дню космонавтики;
• отдельным областям знаний, например, «Русские народные музыкальные инструменты», «Мастерская кукольницы: обереги Древней Руси»;
• региональной тематике, например, «Животные и природа Севера», «Дикие животные наших лесов», «Домашние животные и птицы».
Постоянно действующие выставки организуйте как мини-музеи, панорамы, центры. В этом случае лучше выделить под выставку отдельное помещение или часть помещения.
Предметный мир детства — это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности, ни одна из которых не может полноценно развиваться вне предметной организации. Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Предметно-пространственная развивающая среда » во II гр. раннего возраста с учетом требования ФГОС
Задачи развивающей средыОхрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;Эмоциональное благополучие каждого ребенка; Интеллектуальное развитие;Создание ...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГМО воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов по теме: "Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО".
В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач именно социально-коммуникативно...
Выступление на семинаре "Развитие и совершенствование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС ДО"
"Сочиняем загадки" (эффективный способ развития старших дошкольников)...
Социализация детей дошкольного возраста с учетом требований ФГОС ДО
В настоящее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, т.к. одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является со...
Социализация детей дошкольного возраста с учетом требований ФГОС ДО
В презентации выделены основные условия успешной социализации детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО...
«Предметно-пространственная развивающая среда во второй группе раннего возраста с учетом требований ФГОС ДО»
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости.В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым.По...
«Игровые педагогические технологии в образовательной деятельности детей дошкольного возраста с учетом требований ФГОС ДО»
Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога. В данном материале рассматриваются главные це...
- Мне нравится (1)