Родительское собрание" Разговоры по душам о... "
материал (младшая группа)

НУРСАЛИЕВА НУРЖАНА КАДЫРБЕКОВНА
Родительское собрание " Разговоры по душам о" Собрание в виде путешествия. На различных станциях родителям даются различные ситуации, задания, игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit.sobranie_po_dusham.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Разговоры по душам ….»

Форма проведения: путешествие

Цель: педагогическое просвещение родителей в вопросах воспитания детей.

Подготовительный этап собрания.

1. Оформление плакатов для украшения зала.

2. Изготовление приглашений каждой семье и общее объявление в каждой группе.

3. Подготовка вопросов «Острого блюда».

4. Итоги выставки «Чудо-чадо»

5. Покупка  шариков.

6. Фонограммы музыкальных записей.

План проведения:

1. Вступление.

2. Упражнение «Визитки».

3. Введение в проблему (раскрытие темы).

4. «Принципы построения общения с ребёнком»

5. Упражнение “Семейные заповеди”.

6. Упражнение  «Острое блюдо».

7. Педагогические ситуации.

8. Рефлексия «Ёлочка пожеланий».

Ход мероприятия:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады Вас приветствовать у себя в гостях. Прошу родителей  места выбрать понравившуюся цифру за столами.

Вступление:

Воспитание – очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания. Начало правильного воспитания нельзя откладывать на более поздний срок, оно должно начинаться с первых дней рождения ребёнка. Думаю, что большинство родителей испытывают серьезные затруднения в процессе воспитания.

Именно для этого мы сегодня отправимся с вами в путешествие по «Стране Воспитания». И на каждой станции нас будут ждать игры ,задания и пожелания.

Теперь, прежде чем начать обсуждение нашей темы, традиционное упражнение «Визитки».

Мы с вами изготовим визитки для того, чтобы нам было проще общаться. Пусть каждый из вас напишет на визитке свое «название стола»

(На столе лежат маркеры, бумага 0

Введение в проблему

“Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети, – говорит украинская народная мудрость. Старость неотвратима, смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды”.

Вы, конечно, хотите иметь хороших детей: умных, добрых, вежливых, отзывчивых, трудолюбивых, т.е. высоконравственных. Давайте объединим наши усилия в воспитании подрастающего поколения. И отправимся на поезде в «Страну Воспитания» где узнаем, как правильно общаться с детьми в семье, чему их нужно научить в первую очередь, узнаем, умеете ли вы использовать правильно методы поощрения и наказания.

Общение играет огромную роль в жизни любого человека и тем более ребёнка. От самого процесса общения и его результатов между родителями и детьми во многом зависит психическое здоровье ребёнка – его настроение, его чувства и эмоции, а, следовательно, развитие.

Дети требуют не столько внимания-опеки, сколько внимания-интереса, который им можете дать только вы – их родители. Общение по его интересам приносит ребенку массу положительных радостных переживаний. Лишенный общения малыш впадает в тоску, личность его травмируется, и не только личность. Такие виды общения, как улыбка и взгляд, увеличивают силу взаимного притяжения малыша и его родителей. При дефиците внимания, любви, ласки, при жестком обращении у детей складывается недоверие, боязнь окружающих, формируется чувство отчужденности.

Поскольку форма нашей встречи носит информационно-просветительский характер, мы, учитывая сложность восприятия педагогической информации, приготовили несколько заданий,упражнений).

1.первая станция – станция «Принципов общения». 

Уважаемые родители, чтобы вам научиться правильно общаться со своим ребёнком, вы должны запомнить несколько принципов построения общения.

(на фоне музыки)

• Уметь выслушать своих детей – основной и наиболее важный принцип общения, но большинство родителей никогда не делают этого. Они заняты “чтением морали” своим детям и рассказами, как следует поступать в том или ином случае. Это приводит к пропасти в общении между родителями и детьми.

• Принять ребенка таким, какой он есть, без всяких условий, со всеми его индивидуальными особенностями, плюсами и минусами. В семье этому способствует безусловная любовь, которую малыш должен чувствовать всегда.

• Не переходить с оценки конкретных действий на оценку его личности. Говоря о внешнем виде ребенка, его рисунках, поделках, особенно в случае неудач, нельзя делать выводы о его низких умственных способностях или предсказывать ему в будущем плохую жизнь.

• Общение должно иметь положительный эмоциональный фон. Нужно замечать успехи ребенка, радоваться им. А также ребёнок должен чувствовать, что вы его любите. Почаще смотрите на него восхищёнными глазами и говорите ему, какой он «хороший». Но не «сюсюкайте» с ребёнком: «сюсюканье» делает ребёнка капризным нытиком.

• Ребенок не должен чувствовать отчуждения: дети, лишенные веры в любовь родителей, становятся неуверенными в себе, приобретая ряд отклонений, что и сказывается на его развитии.

• Разговаривать в семье взрослые между собой должны культурно, спокойно. Для ребенка вы являетесь образом речи, поскольку дети, как правило, всегда говорят и выражаются так, как их родители.

• Не забываете, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в игре можете передать те навыки и знания, понятия о жизненных ценностях и просто лучше понять друг друга, сблизится.

• В завершении хотелось бы сказать и о принципах единства требований в семье: это единство не следует понимать упрощенно – все требуют одно и то же. Нет! Каждый в семье ведет свою партию, важен принцип совместимости и дополнения.

2 станция.***Упражнение “Семейные заповеди”(задание родителям- записать на листочках)( озвучила заповеди. выберите подходящее и запишите на листочках)

Родители составляют небольшой список семейных заповедей, обычаев, правил, запретов, привычек, установок, взглядов, которых придерживаются все члены семьи. Каждый зачитывает этот список. Данное упражнение позволяет сравнить свои представления о семейной жизни, воспитании с представлениями других.

Вопрос для анализа: “Какие заповеди вас удовлетворяют, а какие нет?”

3 станция.***Упражнение «Острое блюдо» (закончи предложение)

Воспитатель начинает предложение и передаёт эстафету любому родителю, который его продолжает. Упражнение дает возможность поделиться друг с другом опытом воспитания ребенка.

«Общение с ребенком – это…»

«Родители через диалог с ребенком дают ему почувствовать…»

«Моя любовь к ребёнку заключается…»

«Когда моему ребёнку посторонние люди делают замечания…

«Если я вижу, что моего 4-х летнего сына «лупит» сверстник…

«Когда ребёнок выводит меня из себя, я -…»

«Когда мой ребёнок плохо ведёт себя за столом…»

«Разговор с ребенком о его плохом поступке я начинаю…»

«Я очень быстро прощаю своего ребёнка, потому что…»

«Если ребенок провинился…»

«Муж несправедливо наказал ребёнка, я -…»

***Психологическая игра-рекомендация «Рассерженные шарики».  

Я вас научу посредством этой игры формировать способы отреагирования гнева, обучу приёмам саморегуляции эмоциональных состояний, а вы обучите этому своих детей.

Родители встают в круг (они дети). Психолог – это мама – предлагает детям – родителям – научиться злиться, никого при этом не обижая. Для этого каждому ребёнку предлагает надуть воздушный шарик и удерживать его в руках, чтобы он не сдувался.

«Представьте себе, что шарик – это ваше тело, а воздух внутри шарика – это ваша злость. Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит). Попробуйте отпустить его и проследить за ним.

Вы видите, что шарики мечутся по комнате, они стали совершенно неуправляемыми. Так бывает и человеком – когда он злится, может совершать поступки, не контролируя себя.

Надуйте теперь другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями».

*Что теперь происходит с шариком? (Он понемногу сдувается).

*А что происходит с гневом внутри шарика? (Он потихоньку выходит из него).

Сравните, опять же – шарик, с нашим телом: «Правильно, этим гневом можно управлять».

На память о нашей встрече хочу предложить Вам – «Буклеты».

4 Станция «Педагогические ситуации».

Чтобы вам было интересно, предлагаю обыграть различные ситуации, вы, по желанию, сможете проанализировать ситуацию, сказать, как бы вы поступили на месте родителей.

Ситуация 1.

Гена очень не хочет ложиться спать раньше всех. С мамой говорить бесполезно: она на страже режима. Папа тоже за порядок, но в отдельных случаях он допускает отклонения: особенно в те дни, когда по телевизору показывают футбол. Папа – страстный болельщик, и сын знает, что он посочувствует тому, кто хочет разделить с ним компанию. И сын-хитрец пользуется этим.

Сын смотрим отцу в глаза и вкрадчиво говорит:

– Пап, разрешишь вместе с тобой посмотреть? (Пауза)

– Ну, папулечка –а-а, – тянет сын, – можно? 

Мальчик знает, что папа ещё помолчит немного, а потом скажет снисходительным тоном:

– Так и быть, разрешаю в виде исключения!

Гена знает, что такие исключения вполне узаконены. Вот и сегодня всё повторяется в точности, как было до сих пор: папа молчит, затем говорит:

– Так и быть, разрешаю в виде исключения!

Сын остаётся смотреть телевизор. Он знает, что на следующей недели, когда будут передавать футбол, всё будет как сегодня. Зато во всём другом папа строг, и если он сказал «нет», то просить бесполезно.

??? Вопросы для родителей: Чем можно объяснить, что некоторые дети ведут себя по-разному с каждым из членов семьи? От кого это зависит – от ребёнка или от взрослых? (Родители комментируют).

Вывод: Одним из важных условий воспитания является согласованность требований взрослых членов семьи. Недопустимо, чтобы один из взрослых в глазах ребёнка выглядел, как строгий воспитатель, а другой – как добрый заступник. Дети тонко улавливают, как вести себя с каждым из них. С трудом добивается послушания тот, кто больше уступает ребёнку.

Ситуация 2.

Вероника (6 лет) с интересом лепит, занимается даже тогда, когда мама требует оставить работу и «немедленно собираться гулять». Но девочка просит подождать ещё чуть-чуть, а потом «ещё минуточку»… Ей непременно хочется закончить начатое дело.

Возмущённая неповиновением, мать отбирает пластилин, «шлёпает» дочь и заставляет её одеваться.

– До чего же упряма! – сердится мама, насильно надевая на девочку пальто и шапку.

??? Вопросы для родителей: Упрямство ли это? Правильно ли поступила мама Вероники? Как маме следовало реагировать на поведение девочки? (Родители комментируют).

Вывод: Настойчивость нередко принимают за упрямство. И то и другое сходно по своему выражению в поведении ребёнка. Но их путать нельзя, ибо упрямство – отрицательное проявление поведения ребёнка. Стремление достичь задуманной цели – хорошая черта, и родители должны стараться укреплять её, а не разрушать. Лучше поступиться минутой времени и дать возможность ребёнку завершить начатое, чтобы не гасить в нём целеустремлённые действия.

Ситуация 3.

Галя нехотя ест апельсин. Когда остаётся две дольки, мать предлагает:

– Не ешь, если не хочешь. Лучше отдай бабушке, пусть она доест.

– А-а-а, ишь ты какая… Я лучше сама съем!

И девочка ест. Давится, морщится, но ест, лишь бы не дать другому.

– Ну вот и хорошо, что сама съела. Умница! – хвалит мама дочь.

??? Вопросы для родителей: Правильно ли поступила мать, называя дочь умницей? Что этим самым она закрепляет у ребёнка? О каких сформированных качествах свидетельствует поступок ребёнка.

Вывод: В данном случае мать невольно культивирует у дочери жадность: хвалит её за то, что она ест через силу, лишь бы не поделиться с другими. От жадности берут начало многие человеческие пороки: эгоизм, равнодушие, стяжательство. Надо учить малыша делиться всем, что у него есть, делить всё поровну между всеми членами семьи…

Ведущий: А мы снова с вами в пути…

5  Станция «Художественная».( итоги «Чудо-чадо»)

Уважаемые родители! Две недели назад был выпуск стенгазеты «Чудо-чадо».Вы уже успели полюбоваться выставкой.  В 2-3 словах расскажите, что вы отразили в своей стенгазете

Звучит музыка.

ИТОГ встречи. Рефлексия «Ёлочка пожеланий»

Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но, несмотря на различные уклады жизни, во всех семьях, где подрастают дети с уравновешенным характером, есть одна общая особенность — ровные, доброжелательные отношения взрослых и детей. В жизни много радостных переживаний. Расскажите о них ребенку, чаще приобщайте его к своим делам. Сойдите с высот своего авторитета, и вы увидите, как в равных с вами отношениях, имея возможность ощутить себя не только воспитуемым, но и защитником мамы, помощником папы, близким другом старшего брата, ваш сын или дочь станут более волевыми и отзывчивыми, самостоятельными и добрыми, умеющими уважать себя и других.

 (родители вешают снежинки на ёлочку, в которых – анализ и отзывы о мероприятии).

Приложение № 1

К родительскому собранию по теме «Путешествие по «Стране Воспитания»

просим вас заполнить предлагаемую анкету.

1. Что, по вашему мнению, вкладывается в понятие «родительский авторитет»?

2. Какими методами вы добиваетесь послушания своего ребенка?

3. Каким образом вы наказываете своего ребенка?

4. Как поощряете?

5. Какие вы испытываете трудности в воспитании своего ребенка?

6. Как вы считаете, пользуетесь ли вы авторитетом у своего ребенка?

Выберите (отметьте «галочкой» или подчеркните) правильный ответ:

1. Знаете ли вы, от чего зависит психологический настрой ребенка на весь день?

– Да

– Нет

2. Какой вопрос вы задаете ребенку по возвращении его из дошкольного учреждения?

– «Чем вас сегодня кормили?»

– «Что интересного было в детском саду?»

– «Что ты сегодня натворил?»

3. Что вы знаете о том, как следует реагировать на успехи и неудачи ребенка в детском саду?

– «Я много об этом читал, знаю многое»

– «Я мало, что знаю об этом»

– «Не знаю ничего»

4. Знаете ли вы, что создает в семье обстановку суеты, что служит перегрузкой для нервной системы ребенка?

– «Да, знаю»

– «Знаю, но хотелось бы знать больше»

– «Не знаю ничего»

5. Нужен ли вам совет по поводу контроля за работой ребенка дома и оказания ему разумной помощи?

– «Да, он необходим»

– «Нет»

6. Считаете ли вы, что агрессивные интонации являются неотъемлемой частью воспитательного процесса в семье?

– «Да, это единственный способ воздействия на ребенка»

– «Да, но я избегаю этого»

– «Нет, это неверно»

Заполните, пожалуйста, таблицу:

Варианты ответов:

А – «Да, почти всегда»

Б – «Иногда»

В – «Может быть»

Г – «Нет, почти никогда»

Все ли вам нравится в своем ребенке?

Слушаете ли вы, что ребенок говорит?

Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит?

Стараетесь ли создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?

Поправляете ли вы речь малыша?

Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?

Хвалите ли вы малыша?

Смеетесь ли вы вместе с ним?

Отводите ли вы время для чтения ребенку?

Часто ли вы обнимаете ребенка?

Играете ли вы вместе?

Есть ли у вашего ребенка собственные книги?

Есть ли у вашего ребенка в доме место, которое отведено только ему?

Знаете ли вы любимую сказку?

Ограничиваете ли возможность ребенка смотреть телевизор, играть в компьютерные игры?

Стараетесь ли вы сказать все за ребенка на приеме у врача, в магазине, прежде чем он успеет открыть рот?

Стараетесь ли ходить с ребенком на прогулку?

Есть ли у вашего ребенка возможность играть в шумные подвижные игры?

Приложение № 2.

Этот материал даётся в буклетах

Не прогоняйте ребенка из кухни. (НО, помните о технике безопасности!)

«Вкусные слова». Мама говорит: «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». По очереди называем слова и «кладем» их на ладошку. Можно точно так же поиграть в «сладкие», «горячие», «растительные», «вареные» слова.

«Охота на слова». Какие слова можно достать из борща? Кто больше назовет? (Укроп, свекла, картошка и т.д.). На слова можно «охотиться» «прицельно» (слова, которые можно «достать» из борща, винегрета, кухонного шкафа, плиты) и «охотиться» на кухне вообще. В этом случае подойдет все, что попадет в поле зрения ребенка.

«Помощники». Как можно одним словом назвать прибор, который готовит кофе (режет овощи, чистит картофель, моет посуду, выжимает сок, убирает пыль)?

«Готовим сок». Образуем слово : «Из яблок получается сок …(яблочный), из груш – … (грушевый), из слив, из свеклы, из капусты, из …». Справились? А теперь в обратном порядке: «Морковный сок получается из …(моркови), редечный – из…»

«Покупки». Выкладывая вместе принесенные из магазина покупки, предлагайте различные задания:

*В каких из этих предметов «живет» звук “Р”? Если ребенок затрудняется, можно ему подсказать: « В каРРРтошке или в капусте ? В яблоках или пеРРРсиках? В аРРРбузе или дыне? В луке или огуРРРцах ?

*В каких словах есть звук «Л» ? (тареЛка, Ложка, поЛка, виЛка, кастрю – Ля, поЛовник).

*Назови все, что НЕ надо будет готовить – варить или жарить.

*Что для тебя здесь самое вкусное?

*Что самое тяжелое (легкое), твердое (мягкое), гладкое (шероховатое)? 

«Раскладываем и пересчитываем». Здесь дело понятное и тщательное: помытые ложки и вилки требуют сортировки; накрываемый стол «ждет» нужное количество приборов. Предлагайте: «Посчитай столько-то ложек и вилок (по количеству членов семьи) и разложи их на столе с правой стороны от тарелок, а с левой клади салфетки».

«Охотимся на цифры и буквы». Мама обращается к ребенку: «Посмотри, где на кухне есть цифры. Назови их. Для чего здесь цифры? Что они обозначают? В чем помогают?

А есть ли здесь буквы? Где ты их нашел? Зачем они? Есть здесь такие же буквы, как и в твоем имени? А какие еще слова начинаются с этой буквы?

«Придумывалки». Мама говорит: «Давай придумаем сказку или историю про …старую кастрюлю (бананы, картофелину, кухонные часы)».

Если ребенку нужны подсказки, задайте ему наводящие вопросы. Например: «Вот картофелина. Как ты думаешь, откуда она взялась? А еще раньше? А когда она была в земле, кого она там могла видеть, с кем могла встретиться? Почему она выросла такая большая (коричневая, кривая)? Во что она хотела бы превратиться?»

Удачи вам в совместной работе и игре с ребенком!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Коли семья вместе, то и душа на месте".

Воспитание у ребенка чувства патриотизма начинается с отно­шения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближай­шим окружением. Очен...

Родительское собрание "Рукам работа душе праздник"

Второе родительское собрание (нетрадиционная форма )совместно с родителями в старшей логопедической группе №4 от 13.02.2013г.14.02.2013г. Тема: « Рукам работа – душе праздник» Цель:  *Оптимиз...

Презентация "Душа" для родительского собрания

Материал содержит фильм "Душа малыша" и отрывок собрания для родителей на тему "Родительская любовь"....

Доклад на родительском собрании "Воспитание души ребёнка"

В докладе содержится материал с рекомендациями по музыкальному воспитанию ребёнка в семье и в детском саду....

Родительское собрание. Тема: «Посеять в детских душах доброту».

Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим, воспитание  понимания, сопереживания, доброты....

Родительское собрание в средней группе: " Вся семья вместе, так и душа на месте"

Родительское собрание посвящено развитию познавательно-исследовательской деятельности и расширению кругозора детей, формированию чувства принадлежности и позитивного отношения к своей семье, а та...

Родительская встреча "Семья - убежище души"

Встреча с родителями«Семья -убежище души»Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.Старшая группа  МБДОУ№4 старший воспитатель Гревцева А. А.Цели и задачи1.  Укрепи...