Статья "Методика работы с детьми раннего и дошкольного возраста по развитию сюжетно - ролевых игр".
статья

Пажитнева Анна Виталиевна

Статья "Методика работы с детьми  раннего и дошкольного возраста по развитию сюжетно - ролевых игр".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_syuzhetno-rolevye_igry.odt49.09 КБ

Предварительный просмотр:

Методика работы с детьми  раннего и дошкольного возраста по развитию сюжетно — ролевых игр.

.

 Данная статья посвящена развитию ролевых игр у детей младшего и дошкольного возраста. Работа ставит перед собой цели и задачи, в начале процесса и в конце работы. Учит правильно подбирать средства и методы обследования детей.

Овладение игровыми умениями в раннем возрасте (1,5-3 года)

Дети 1,5 – 3 лет овладевают азами сюжетной игры – условным игровым действием, замещающим реальное действие с «настоящими» вещами.

Условное действие всегда включает в себя два плана – это то, что делает ребенок фактически, и то, что это действие означает, какой смысл оно имеет. Одно и то же смысловое содержание может быть реализовано в разных по типу условных действиях. Например, ребенок в игре кормит куклу. Он может осуществлять условное действие кормления посредством игрушечной ложки, т. е. сюжетной игрушки – копии настоящей вещи. Ребенок может кормить куклу палочкой – действовать с предметом-заместителем, мало похожим на ложку. И, наконец, он может лишь осуществлять движения, напоминающие кормление ложкой – действовать с воображаемым предметом.

Пока ребенок играет один, для него вполне достаточно подразумевать смысл осуществляемого действия. Но если появляется партнер – взрослый или сверстник, он тоже должен понимать смысл этого действия. Для этого ребенку нужно назвать, пояснить само игровое действие или условное назначение предмета («Я кормлю», «Это у меня ложка»).

Задача педагога – сформировать у ребенка к трем годам умения развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом, связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником

Самой главной задачей для педагога – воспитателя является формирование у детей младшей группы игровых умений, которые способствуют становлению становлению сюжетной игры. Исследователи, в частности Е. В. Зворыгина, отмечают, что игра сама по себе носит развивающий характер, если организуется взрослым по принципу решения игровых задач.

При формулировке игровой задачи могут быть использованы как прямые, так и косвенные методы педагогического исследования. Игровая задача может ставиться так: «Уложи куколку спать», может быть сформулирована в косвенной форме: «Куколка хочет спать», а затем и менее конкретно: «Куколка устала», - в этом случае ребенок ищет решение самостоятельно, что именно ему нужно сделать. Воспитатель должен грамотно развивать целенаправленную игровую деятельность, учить самостоятельно, придумывать цель в игре, и подбирать под нее игровые действия.

Воспитатель должен тщательно продумать пошагово ряд усложняющих игровых задач для ребенка, которые он будет решать вместе с ним в совместной игре.

Педагог должен распределять цель и задачи данной игры. Так же переключать внимание ребенка с одного вида деятельности на другую. С помощью воспитателя дети учатся выполнять несколько игровых действий объединенных в сюжет. Воспитатель постепенно подводит детей к пониманию ролей в игре,  помогает формировать  начальные навыки ролевого поведения, учит связывать действия и сюжет с названием ролей. Детям очень нравиться, когда воспитатель не только показывает, как играть на теории,  а еще, когда сам задействован в игре вместе с детьми. Педагог с девочками играет в «дочки-матери» это учит детей навыкам материнства, с мальчиками – играть в машинки. Нужно обязательно похвалить ребенка: «Какой ты молодец»

Педагог должен проанализировать игровую деятельность детей, выявить причины затруднений и предложить свою помощь, спланировать приемы и методы руководством сюжетно - ролевой игры, как одним из самых главных условий развития.

Творческая задача воспитателя – это организация игр в детском саду так, чтобы дети развивали себя как личность, чтобы у них проявлялся интерес к жизненным условиям.

Игрушки в группе и предметы заместители подобраны в соответствии с возрастом детей и гигиеническими требованиями. Куклы (разные), машины (большие и маленькие специализированные), кухонная посуда и различная бытовая техника, (спальная, кухня и т.д.), игрушки - животные. Все это находится в свободном для детей доступе.

При развитии сюжетных игр, используют такие приемы обучения: рассматривание иллюстраций, беседа, дидактические игры и упражнения, игровые ситуации.

В заключении хочу отметить, что наблюдая за играми своих детей воспитатель должен убедиться, что он в первую очередь обучил взаимодействию в игре и правильно распланировал цели и задачи. Работа должна проводиться от простейших парных взаимодействий до взаимодействий только в рамках общего сюжета.

Список литературы:

1.Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: Уч.пособие для студ.педагог.вузов.-М.:АСТ:Астрель, 2007.-224 сю

2. Бурмистрова, Е. В. Детская возрастная психология // Вестник практической психологии образования. – 2014. - №4. – С. 41 – 44.

3. Веракса, Н.Е. Диалектика развивающегося познания: мышление и воображение ребенка дошкольника / Н.Е. Веракса, В.Т. Кудрявцев // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2014. - № 20. -С.37-62


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи младшего дошкольного возраста через формирование сюжетно – ролевой игры

Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с проявлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Кроме того, повышение речев...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

Использование сюжетно-ролевых игр в работе по развитию коммуникативной сферы дошкольников с нарушениями речи является одним из современных методов, который используют логопеды и психологи для решения ...

Практико-значимый проект «Развитие эмоций у детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры »

Практико-значимый проект«Развитие эмоций у детей среднего дошкольного возрастав процессе сюжетно-ролевой игры »...

Отчёт о проделанной работе по самообразованию: «Социализация детей младшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевой игры»

В своей работе использовала  три принципа организации игры в детском саду:Для того чтобы дети учились, овладели игровыми умениями, я сама играла с детьми.  В игре с детьми принимала позицию ...

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...