"Познавайка"
рабочая программа

Каршкова Виктория Владимировна

Программа по развитию интеллектуальных способностей дошкольников старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_karshkova_v.v.2021.docx124.21 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Смоленской области по образованию и науке

   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

д/с «Золотая рыбка» Смоленского района Смоленской области

ПРИНЯТА                                                                              

на заседании

педагогического совета                          

протокол  №3

от 29.01.2021года                     

УТВЕРЖДЕНА

приказом №16-о

от 03.02.2021 года                          Описание: C:\Users\AMK_11_01_2013\Pictures\ControlCenter4\Scan\CCI04022019_0005.jpg

заведующий МБДОУ

 д/с «Золотая рыбка»

Митрюшина Е.Н. ____                                                                                                                                                                        

                                      м.п.

 

Программа по развитию интеллектуальных способностей дошкольников старшего возраста 

«Познавайка»

Возраст детей:  6-7 лет

Срок реализации: 1 год.

Автор-составитель:

Каршкова Виктория Владимировна,

с. Печерск, 2021г.

Пояснительная записка.

      Фундаментом всей образовательной системы является дошкольное образование. С него начинается закладка будущей личности, в последующем определяющая характер развития ребенка.

      Обучение в школе – это переломный момент в жизни ребенка. С него наступает  новый этап в развитии дошкольника. Меняются образ жизни ребенка, условия его деятельности, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.  К моменту поступления в школу для успешного усвоения учебной программы и выполнения школьных обязанностей дошкольник должен достичь определенного уровня развития, как физического, так и психического. В совокупности это обеспечивает осознанное желание учиться, умение сосредотачиваться, подчиняться правилам, выстраивать доверительные отношения с учителем и сверстниками.

      Дошкольный период самый благоприятный  для формирования учебно- значимых функций. Именно в это время идет активное развитие познавательных возможностей, закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка.

      Переход из детского сада в школу меняет картину окружающего мира ребенка, характеризуется сменой ведущего вида деятельности. Чтобы этот переход прошел без болезненно важно помочь дошкольнику принять статус ученика, объяснить смысл приобретаемых знаний понятными ему словами через игровую, экспериментальную деятельность, преобразующуюся в учебную.  

      Представленная программа  обеспечивает  развитие познавательного интереса, акцентирует на стремление к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.

      Направленность (профиль) программы. Программа по подготовке детей к школе «Познавайка» имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию мотивации ребенка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребенка.

      Актуальность представленной программы заключается в том, что готовность к обучению в школе является приоритетной  задачей для родителей на данном этапе жизни ребенка. Интеллектуальная готовность ребёнка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является важной  для успешного обучения в школе, взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Современный педагог должен «не столько научить ребёнка читать и писать, сколько «приохотить» его к учёбе на протяжении всей жизни». Поэтому формирование основ умения учиться и способности организации своей деятельности – одна из важнейших задач воспитания и обучения нынешнего дошкольника.

      Правильно организованная образовательная деятельность даёт возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребёнка. Всё это является очень важным и необходимым для успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме. Программа создает условия, которые помогут дошкольнику поверить в свои силы и быть успешным в учебной деятельности.

        Программа «Познавайка» разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:

-Конвенции о правах ребенка,

-Нормативных документов федерального и муниципального уровней:

-Декларацией прав ребенка (Провозглашена резолюцией 1386 (XIV)

Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года);  

-Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273- ФЗ;

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196;

 - В соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

      Отличительной особенностью программы является то, что в последние годы возросла потребность в эффективных методах воспитания и образования детей дошкольного возраста. Данная программа предусматривает увлекательную игровую форму занятий и обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игры, рисование, штриховка, запоминание и воспроизведения рисунков и таблиц, упражнения на развитие слуховой, зрительной и двигательной памяти, поиск закономерности и т.д. Необходимость объяснять свои действия заставляет детей строить умозаключения, что способствует развитию мышления и речи.       Занятия проводятся в виде заседаний детского  клуба «Познавайка», что обеспечивает равноправные отношения для всех детей.

Содержание образовательной программы направлено на:

 создание условий для развития личности ребенка;

 развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

  приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

 развитие универсальных учебных действий в рамках дополнительного образования;

 обеспечение преемственности содержания различных видов образования;

 целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

 обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

 укрепление психического и физического здоровья;

  положительную социализацию ребенка;

 профилактику асоциального поведения; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

      При реализации программы педагог опирается на основные принципы дидактики:

 Научность: обучающиеся  предлагаются для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знаний и используются методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки.

Учет возрастных особенностей: доступность обучения определяется возрастными особенностями учащихся и зависит от их индивидуальных особенностей, а так же от особенностей организации учебного процесса. Опора на интерес: содержание программы и формы занятий выстраиваются педагогом таким образом, чтобы развить и закрепить естественный интерес детей к загадкам и тайнам исторического прошлого.

Систематичность и последовательность: логическое построение программного материала и каждой темы в отдельности с использованием межпредметных связей, обобщения и систематизации.

 Доступность: педагог учитывает индивидуальную обучаемость каждого ребенка, организует работу учащихся по микрогруппам с более или менее одинаковой степенью обучаемости, использует арсенал наглядных пособий, ясность и эмоциональность изложения нового материала.

 Связь теории с практикой: глубокое осмысление жизненных фактов, связанных с изучаемыми явлениями и применением в личной жизни ребенка полученных навыков.

      Адресат программы. Программа по  подготовке дошкольников к обучению в школе «Познавайка» рассчитана на детей 6–7 лет.

       В дошкольном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Признаком возраста является начинающееся становление личности, овладение творческой деятельностью, познание и имитация мира человеческих взаимоотношений. Социальная ситуация развития характеризуется разделением системы отношений на две ветви: «ребенок – взрослый» и «ребенок-ребенок». Главной направленностью жизнедеятельности является игра, ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра. Кризисным моментом возраста является демонстративное поведение, отказ от правил и обязанностей. Появляется потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Для мотивационной сферы характерно соподчинение мотивов. Возраст характеризуется развитым самосознанием, наглядно-образным мышлением, непроизвольной памятью, правильной речью, целенаправленным анализирующим восприятием. Начинает появляться произвольная память и словесно-логическое мышление.

      Объем программы.  Данный курс рассчитан на 1 год обучения для детей дошкольного возраста. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения – 36 часов.

      Формы организации образовательного процесса:  очная форма.

      Виды занятий по программе определяются содержанием программы и

предусматривают следующие виды занятий:

- сюжетные занятия интегрированного характера, включающие беседы, игры, творческие задания, работу в рабочих тетрадях;

- физкультурные занятия с включением подвижных игр.

      Срок освоения программы:  один год обучения в количестве 36 часов

с учебной нагрузкой 1 час в неделю.

      Режим занятий: 1 раз в неделю во второй половине дня, продолжительностью для детей 6-7 лет – 30 минут согласно нормам СаНПина.

      Цель: успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.

Задачи:

 Обучающие:

     Формирование универсальных учебных действий по предмету;

 Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности;

  • Формирование представления  детей о финансовой грамотности;
  • Развитие видов речевой деятельности;

 Формирование личности ребенка-дошкольника: изучение потребностей и индивидуальных особенностей, поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Развивающие:

 Формирование умения познавательной деятельности;

 Формирования умения презентовать результаты познавательной деятельности;

 Формирования умения сравнивать, выделять главное, классифицировать, приводить примеры, устанавливать взаимосвязь между явлениями;

 Формирования умения синтезировать как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов;

 Формирование умения сравнивать и сопоставлять; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Воспитательные:

  • Развитие памяти, внимания, образного и логического мышления;

 Формирование устойчивой мотивации к занятиям;

  • реализовать самостоятельную творческую деятельность;
  •  формировать благоприятный психологический климат группы;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься вместе.

 Планируемые результаты освоения программы

Предметные результаты

  • Знать все звуки и буквы русского языка, осознавать их основное отличие (звуки мы произносим, а буквы пишем);
  • Уметь различать гласные и согласные звуки и буквы;
  • Отчетливо произносить слова, составлять предложения на заданную тему, пересказывать сказки, рассказы;
  • Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 20;
  • Пользоваться арифметическими знаками действия, соотносить цифру с числом, решать и составлять задачи;
  • Различать геометрические фигуры;
  • Знать что такое «Цифра», «Число», «Клетка»;
  • Умеет правильно пользоваться карандашом, ручкой и  другими графическими материалами;
  • Уметь писать графические диктанты;
  • Уметь при раскрашивании фиксировать границы рисунков;
  • Уметь ориентироваться в тетради, рисовать различные элементы и узоры;
  • Уметь показывать и называть предмет расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета; предмет, расположенный между данными предметами;
  • Выполнять на слух инструкции.

Личностные результаты

  • Иметь устойчивую мотивацию к занятиям;
  • Соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;
  •  Идентифицировать себя членом творческого объединения;
  • Уметь соотносить теоретические знания и практические

действия;

  •  Уметь адекватно оценивать результаты деятельности;
  •  Проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (игре, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании);
  • -Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Метапредметные результаты

Регулятивные

  • Умеет ставить цель и планировать свои учебные действия;
  • Умеет оценивать, корректировать, анализировать свои поступки, осуществлять контроль и самоконтроль;
  • Умеет признавать свои ошибки и исправлять их;
  • Имеет чувство ответственности.

Познавательные

  • Имеет навык познавательной деятельности;
  • Умеет различать виды учебной и игровой деятельности;
  • Умеет фиксировать результат познавательной деятельности и применять полученные знания в других областях знаний и практической деятельности;
  • Умеет сравнивать, выделять главное, классифицировать, приводить примеры, устанавливать взаимосвязь. Может осмысленно высказывать свое отношение к данным фактам и явлениям.

Коммуникативные

  • Умеет работать в группе, ожидая своей очереди;
  • Умеет общаться со взрослыми и ровесниками;
  • Имеет навык выполнения коллективных творческих и исследовательских проектов.

Для педагога

  • Повысить профессиональный рост педагога, его теоретический уровень;
  • Внедрить современные формы и методы работы по интеллектуально-познавательному развитию воспитанников.

      Условия реализации программы: Формой осуществления образовательного процесса является учебная группа, с постоянным составом.  Занятия проводятся в естественной для ребенка среде, т.е. помещение группы. Информационное обеспечение образовательной деятельности реализуется с использованием специальной образовательной, научно-популярной и художественной литературы, интернет источников, видео- и фото-материалов по темам программы.

       Формы аттестации/контроля

1. Наблюдение – на занятиях, (знания и умения; практические навыки; поведенческие моменты, умение общаться с ровесниками и людьми старшего возраста и так далее).

2.  Срезовые  задания (устный опрос, собеседование, тестовые задания,

индивидуальные карточки с заданиями различного типа) по программе для определения уровня освоения программы, осведомленности в проблемах.

3. Игры (дидактические, подвижные, интерактивные), позволяющие решать поставленные задачи с обучающими путем активизации мыслительных процессов и познания нового.

4. Демонстрационные: организация викторин.

      Оценочные материалы

      Реализация представленной программы «Познавайка»  предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Оценка проводится в рамках педагогической диагностики, т. е. оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста,  связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.

      Педагогическая диагностика проводится два раза в год. В начале года, с целью определения уровня развития детей и в конце года,  с целью определения уровня освоения  образовательной программы.

      Образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей предметным УУД, но и развитие личностных качеств, поэтому в системе диагностики учитываются три группы показателей:

  Учебные, фиксирующие предметные результаты, достигнутые в процессе освоения образовательной программы (мониторинг уровня обученности);

 Личностные, выражающие изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в объединении.

 Метапредметные результаты, раскрывающие формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.

      В ходе образовательной деятельности педагог создают диагностические ситуации, для того чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Тесты  диагностики см.  в Приложение 1.

Учебный план:

п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Формы

аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел 1.Школьный мир (4 часа)

1

День знаний. Чему учат в школе?

1

1

Наблюдение, Опрос

2

Звенит звонок, начинается урок!

1

1

Наблюдение

3

Знакомьтесь, мой друг – ПК.

1

1

Наблюдение ,Опрос

4

Виртуальная экскурсия в Печерскую СШ.

1

1

Наблюдение

Раздел2. Цифры, формы, счет (9 часов)

1

Количественный и порядковый счет в пределах 20. Знакомство с клеткой.

1

1

Наблюдение

2

Пространственные отношения, сравнение чисел. Понятия: слева, справа, вверху , внизу . Ориентировка на листе в клетку

1

1

Наблюдение

93

Геометрические фигуры.

Графический диктант

1

1

Наблюдение, Опрос

4

Решение задач, определение места числа.

1

1

Наблюдение, Опрос

5

Состав чисел 3,4. Ориентировка в пространстве.

1

1

Наблюдение, Опрос

6

Состав чисел 5.6. Знакомство с календарем.

1

1

Наблюдение, Опрос

7

Состав чисел 7,8. Алгоритм решения задач со знаками «=», «+», «-«.

1

1

Наблюдение, Опрос

8

Состав  числа 9. Сложение и вычитание по одному. Графический диктант

1

1

Наблюдение, Опрос

9

Состав числа 10. Знакомство с линейкой и циферблатом.

1

1

Наблюдение, Опрос

Раздел 3. Финансовая грамотность (5 часов)

1

Логические игры, элементарная экономика.

1

1

Наблюдение, Опрос

Игровые задания

2

Для чего нужны деньги?

1

1

Наблюдение, Опрос

3

Операции с монетами в пределах 16.

1

1

Наблюдение, Игровые задания

4

Домашняя экономика. Решение задач.

1

1

Наблюдение, Опрос

5

Викторина «Путешествие в денежную страну».

1

1

Наблюдение, Опрос

Раздел 4. Учимся читать (11 часов)

1

Чтение слогов с буквой Аа. Веселое путешествие.

1

1

Наблюдение

2

Чтение слогов с буквой Яя. В гости к друзьям.

1

1

Наблюдение

3

Чтение слогов с буквой Оо. В гостях у сказки.

1

1

Наблюдение

4

Чтение слогов с буквой Ёё. На выставке цветов.

1

1

Наблюдение

5

Чтение слогов с буквой Уу. Экскурсия в зверинец.

1

1

Наблюдение

6

Чтение слогов с буквой Юю. Экскурсия в зоопарк.

1

1

Наблюдение

7

Чтение слогов с буквой ы. Транспорт.

1

1

Наблюдение

8

Чтение слогов с буквой Ии. На выставке собак.

1

1

Наблюдение

9

Чтение слогов с буквой Ээ. Игры развлечения.

1

1

Наблюдение

10

Чтение слогов с буквой Ее. Птицы.

1

1

Наблюдение

11

Упражнение в чтении слогов. В гости к друзьям.

1

1

Наблюдение

Раздел 5. Проектирование (7 часов)

1

Учимся выявлять проблему. «Куклу поздравляем, чаем угощаем»

1

1

Наблюдение, Игровые задания

2

Учимся ставить цели.

«Чтобы в космос полететь, надо много знать, уметь».

1

1

Наблюдение, Опрос

3

Учимся планировать.

 «В школу собираемся»

1

1

Наблюдение, Опрос

4

Учимся находить информацию. «Зачем людям нужны ложки?»

1

1

Наблюдение, Опрос

5

Учимся взаимодействовать.

Проект «Не попить ли нам чайку?»

1

1

Наблюдение, Опрос

6

Учимся представлять свой проект.

Проект «Выпускник  2022г»

1

1

Наблюдение, Опрос

7

Проект «Выпускник  2022г» Заключение. Подводим итоги.

1

1

Наблюдение, Опрос

Содержание учебного плана

      Представленная программа реализуется на основе авторских разработок и материалов передового педагогического опыта, что в сочетании  способствует выстраиванию целостного педагогического процесса.

      Занятия построены для обучения навыкам учебного сотрудничества. Материал, с которым работают дошкольники направлен  на развитие  познавательных способностей. Большое внимание  уделяется  игровым  и занимательным  моментам  для  поддержания  интереса  к занятию, его можно  разделить  на два этапа: большая часть разговорная- игровая   и письменная-творческая. Также в программу включены задания для подготовки руки к письму.

      Раздел 1.Школьный мир (4 часа) 

      Теория: формирование представлений о школе, об устройстве, организации, ее значении для детей.

      Практика:  Знакомство со  школьными  принадлежностями и  предметами, облегчающими обучение в школе (портфель, ручка, карандаш, линейка, ластик, тетрадь и т.д.). Знакомство с компьютером, его составными частями (компьютер, клавиатура, сканер-принтер, системный блок). Знакомство с праздником «День знаний». Виртуальная экскурсия в Печерскую СШ (просмотр видео-экскурсии с обсуждением).

      Раздел 2. Цифры, формы, счет (9 часов) 

      Теория: систематизирование и закрепление математических представлений у детей.

      Практика: На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями («Назови число», « Сломанная машина», «Угадай какое число пропущено» и т.д.). Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, создавать геометрические фигуры с помощью линейки. Ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 20, ориентироваться в пространстве.  Изучение  состава числа. Знакомство с календарями, их видами. Закрепление знаний временных отрезков (год, время года, месяц, неделя). Знакомство с  циферблатом часов, понятиями: час, минута, сутки.

      Раздел 3. Финансовая грамотность (5 часов)

     Теория: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

      Практика: беседы с детьми о том, что такое бюджет, доходы, расходы, элементарные понятия экономии. В игровой занимательной форме закрепление у детей экономические знаний.  Раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег. Сюжетно-ролевая игра «Магазин», изготовление товара для д/и «Совместные покупки.  Просмотр презентаций.

      Раздел 4. Учимся читать (11 часов). 

      Теория: обучение детей чтению в игровой форме с учетом индивидуальных интересов ребенка.

      Практика: знакомятся со следующими техникамискладывание букв в слоги, слоговое чтение, осмысленное чтение слов в  предложении. Согласные и гласные звуки букв, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов.

   

  Раздел 5. Проектирование (7 часов)

      Теория: знакомство с основами  проектной деятельности.

      Практика: в данном разделе в ходе проектной деятельности воспитанники познакомятся со следующими  типами проектов:

- исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде  творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.)

- ролево-игровые - проект с элементами творческих игр. Используется метод вхождения в образ персонажа сказки, рассказа. Метод эмпатии. Дети по своему решают поставленные проблемы.

- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её.).

Календарный учебный график

п/п

Месяц

Число

Время

Проведе-ния

занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема

занятия

Место

проведения

Форма

контроля

1

Сентябрь

1 неделя

Беседа с включением игр и творческих заданий

1

День знаний. Чему учат в школе?

гр.

помещение

Игра,,

наблюдение

2

2 неделя

Беседа с включением

игр и творческих

заданий

1

Звенит звонок, начинается урок!

гр.

помещение

Игра,,

наблюдение

3

3 неделя

Беседа с включением игр

1

Знакомьтесь, мой друг – ПК

гр.

помещение

Игра,,

наблюдение

4

4 неделя

Игра -путешествие

1

Виртуальная экскурсия в Печерскую СШ.

гр.

помещение

Игра,,

наблюдение

5

Октябрь

1 неделя

Интегрированное

занятие

1

Количественный и порядковый счет в пределах 20.

гр.

помещение

Опрос,

наблюдение

6

2 неделя

Интегрированное

занятие

1

Пространственные отношения, сравнение чисел.

гр.

помещение

Опрос,

наблюдение

7

3 неделя

Интегрированное

занятие

1

Геометрические фигуры

гр.

помещение

Опрос,

наблюдение

8

4 неделя

Интегрированное

Занятие

1

Решение задач, определение места числа.

гр.

помещение

Опрос,

наблюдение

9

Ноябрь

1 неделя

Интегрированное

занятие

1

Состав чисел 3,4. Ориентировка в пространстве.

гр.

помещение

Опрос,

наблюдение

10

2 неделя

Интегрированное

занятие

1

Состав чисел 5.6. Знакомство с календарем.

гр.

помещение

Опрос,

наблюдение

11

3 неделя

Интегрированное

занятие

1

Состав чисел 7,8. Алгоритм решения задач со знаками «=», «+», «-«.

гр.

помещение

Опрос,

наблюдение

12

4 неделя

Интегрированное

занятие

1

Состав  числа 9. Сложение и вычитание по одному.

гр.

помещение

Опрос,

наблюдение

13

Декабрь

1 неделя

Интегрированное

занятие

1

Состав числа 10. Знакомство с линейкой и циферблатом.

гр.

помещение

Опрос,

наблюдение

14

2 неделя

Беседа с включением

игр и творческих

заданий

1

Логические игры, элементарная экономика.

гр.

помещение

Игра,,

наблюдение

15

3 неделя

Беседа с элементами

интерактивной игры

1

Для чего нужны деньги?

гр.

помещение

Игра,,

наблюдение

16

4 неделя

Беседа с включением игр

1

Операции с монетами в пределах 16.

гр.

помещение

Игра,,

наблюдение

17

Январь

1 неделя

Беседа с включением игр

1

Домашняя экономика. Решение задач.

гр.

помещение

Игра,,

наблюдение

18

2 неделя

1

Викторина «Путешествие в денежную страну».

гр.

помещение

соревнование

19

3 неделя

Интегрированное

занятие

1

Чтение слогов с буквой Аа. Веселое путешествие.

гр.

помещение

Опрос,

наблюдение

20

4 неделя

Интегрированное

занятие

1

Чтение слогов с буквой Яя. В гости к друзьям.

гр.

помещение

Опрос,

наблюдение

21

Февраль

1 неделя

Интегрированное

занятие

1

Чтение слогов с буквой Оо. В гостях у сказки.

гр.

помещение

Опрос,

наблюдение

22

2 неделя

Интегрированное

занятие

1

Чтение слогов с буквой Ёё. На выставке цветов.

гр.

помещение

Опрос,

наблюдение

23

3 неделя

Интегрированное

занятие

1

Чтение слогов с буквой Уу. Экскурсия в зверинец.

гр.

помещение

Опрос,

наблюдение

24

4 неделя

Интегрированное

занятие

1

Чтение слогов с буквой Юю. Экскурсия в зоопарк.

гр.

помещение

Опрос,

наблюдение

25

Март

1 неделя

Интегрированное

занятие

1

Чтение слогов с буквой Ы. Транспорт.

гр.

помещение

Опрос,

наблюдение

26

2 неделя

Интегрированное

занятие

1

Чтение слогов с буквой Ии. На выставке собак.

гр.

помещение

Опрос,

наблюдение

27

3 неделя

Интегрированное

занятие

1

Чтение слогов с буквой Ээ. Игры развлечения.

гр.

помещение

Опрос,

наблюдение

28

4 неделя

Интегрированное

занятие

1

Чтение слогов с буквой Ее. Птицы.

гр.

помещение

Опрос,

наблюдение

29

Апрель

1 неделя

Интегрированное

занятие

1

Упражнение в чтении слогов. В гости к друзьям.

гр.

помещение

Опрос,

наблюдение

30

2 неделя

Беседа с включением творческих заданий

1

Учимся выявлять проблему. «Куклу поздравляем, чаем угощаем»

гр.

помещение

Опрос,

творческое

задание

31

3 неделя

Интегрированное

занятие

1

Учимся ставить цели.

«Чтобы в космос полететь, надо много знать, уметь».

гр.

помещение

Опрос,

наблюдение

32

4 неделя

Беседа с включением

Творческих заданий

1

Учимся планировать.

 «В школу собираемся»

гр.

помещение

Опрос,,

творческое

задание

33

Май

1 неделя

Беседа с включением

игр и творческих

заданий

1

Учимся находить информацию. «Зачем людям нужны ложки?»

гр.

помещение

Игра,,

наблюдение

34

2 неделя

Беседа с включением

игр и творческих

заданий

1

Учимся взаимодействовать

Проект «Не попить ли нам чайку?»

гр.

помещение

Игра,

наблюдение

35

3 неделя

Беседа с включением

игр и творческих

заданий

1

Учимся представлять свой проект. Проект «Выпускник 2021»

гр.

помещение

Игра,

наблюдение

36

4 неделя

1

Проект «Выпускник 2021» Заключение. Подводим итоги.

гр.

помещение

Игра,

наблюдение

Методическое обеспечение программы 

Методические материалы:

1.  А. А. Майер, Е. Д. Файзуллаева Детско-взрослое сообщество: развитие взрослых и детей  /  ТЦ «Сфера», Москва

2.  А. Виноградова, У. П. Панкова Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Айрис-пресс, Москва, 2008Л.

3.  А. А. Сидорова  Как организовать проект с дошкольниками / издательство ТЦ  «Сфера», Москва, 2016

4.  К. Ю. Белая Инновационная деятельность в ДОУ. Москва, 2004

5.  Л. В. Минкевич Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа/ издательство «Скрипторий 2003», Москва, 2018

6.  Л. Н. Лаврова, И. В. Чеботарева Педагогическая диагностика в детском саду / ТЦ «Сфера», Москва, 2018

7.  О. М. Рыбникова  Обучение чтению и грамоте детей 6-7 лет/ издательство «Учитель»,  Волгоград

Дидактический материал: наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами, таблицы слогов, предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки, схемы для составления рассказов; тетради в клетку и в линейку.

Методы обучения:

 Информационно-рецептивный (беседы, лекции, просмотры видеофильмов, знакомство с иллюстративным материалом).

  • Репродуктивный (практическое повторение за педагогом теоретических понятий, видом деятельности: работа со схемами, таблицами, рисунками).

   Эвристический (проигрывание сказок, обсуждение, рассуждения на тему, рисунок на тему, макетирование).

Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается репродуктивный метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.д. Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и т.д. Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.

Формы организации образовательного процесса:

В соответствие с профилем программы используется групповая форма организации образовательного процесса. Занятия проводятся со всем составом объединения. В рамках групповых занятий возможно применение индивидуальных заданий и организацией работы в микро-группах.

Формы организации учебного занятия:

  • беседа
  • игра
  • конкурс
  • практическое занятие
  • презентация
  • Экскурсия

Педагогические технологии:

Технология развивающего обучения: предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективнораспределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в образовательной и учебной деятельности учащихся. Методические особенности – проблемное изложение учебного материала, использование метода учебных задач, организация коллективно-распределительной деятельности.

Личностно-ориентированное обучение: Человек – уникальная личность и именно это является одним из основных постулатов личностноориентированного обучения. Главными компонентами этого подхода являются признание уникальности каждого учащегося и его индивидуальной учебной деятельности.  Задача педагога: не передача знаний, умений и навыков, а организация такой образовательной среды, которая позволяет всем учащимся опираться на свой потенциал и соответствующую технологию обучения. В процессе занятий создается совместная образовательная деятельность, которая направлена на индивидуальную самореализацию учащихся и развитие их личностных качеств.

Проблемное обучение: имеет в своей основе личностную ориентацию. Весь образовательный процесс  строится на совместном решении проблемных задач. Изучаемый материал преподается не столько в виде готовой информации, сколько мотивирует к поиску ответов с использованием различных методов обучения.

Здоровьесберегающие технологии: правила техники безопасности выполняются всеми участниками образовательного процесса - педагогом и учащимися. В течение учебного года педагог проводит серию инструктажей по темам:

 • Правила поведения на занятиях

• Правила поведения на экскурсии

• Правила дорожного движения

• Правила поведения при проведении массовых праздников

Во время освоения этих правил и норм поведения у учащихся формируется ценностное отношение к собственному здоровью, здоровому образу жизни. Кроме инструктажей, в рамках реализации программы широко применяются специальные методы здоровьесбережения:

 беседы о ЗОЖ,

 физ.минутки,

 подвижные игры и упражнения.

Очень важным элементом каждого занятия является прием смены видов деятельности, обязательное чередование теоретической части занятия с игровыми, дискуссионными, творческими видами деятельности

Технология проектной деятельности:  направлена на развитие свободной творческой личности ребенка, с учётом его индивидуальных потребностей, желаний и интересов. Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, взрослых и педагогов. А так же участие в проектной деятельности родителей.

Информационно - компьютерные технологии обучения: позволяют

использовать специальные методы, программные и технические средства работы с информацией и предназначенные для создания новых возможностей эффективного достижения дидактических целей. Это технологии обучения, в которых основным средством подготовки и передачи информации обучающемуся является компьютер. Эта технология позволяет педагогу расширять формы, методы, приемы в обучения и воспитании детей: ауди-, видеозаписи, презентации, проводить интерактивные игры.

Доступность реализации программы для различных категорий обучающихся

      Программа дошкольного образования «Познавайка» рассчитана на детей 6–7 лет, проявивших к ней заинтересованность, и доступна для различных категорий обучающихся.

      В рамках объединения «Познавайка» представляется возможным организация образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной  программе для обучающихся с ОВЗ (речевые нарушения), которые могут заниматься согласно учебного плана без ограничений и дополнительных условий: использования специального оборудования, технологий, методик преподавания и т.п. Дополнительное образование для обучающихся с ОВЗ (речевые нарушения) наиболее приспособлено для создания доступной образовательной среды, что обусловлено самой его спецификой, создает позитивно-конструктивный стиль отношения к детям, позволяет им в смешанных группах развивать навыки коммуникативного общения, лучше адаптироваться в обществе.

       Программа  «Познавайка» предусматривает возможность организации образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной программе для обучающихся,  проявивших выдающиеся способности. Выявление одарённости обучающихся теми или иными способностями (художественные, академические, литературные, музыкальные, артистические) позволяет использовать педагогическую методику Савенковой А.И «Методика оценки общей одаренности».

            Программа направлена на создание условий для выявления, поддержки, воспитания и развития индивидуальных способностей обучающихся, создание среды, формированию и максимально полной реализации творческих способностей воспитанников в различных образовательных областях.

      Программа дошкольного образования «Познавайка» доступна для детей, проживающих в любой местности. Условия для реализации программы не нужно создавать искусственно. Она уже существует в виде естественной для ребенка среда жизнедеятельности, помещения и территория ДОУ природная сфера микрорайона.

     Использование специального оборудования, технологий, методик преподавания предусмотрено и заложено в самой программе.

        Доступность  программы для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в большей степени обусловлена различиями в культурном, образовательном и имущественном татусе семей обучающихся.

       Программа дошкольного образования «Познавайка» в определенной степени направлена на создание равных стартовых возможностей для каждого обучающегося, так как не предусматривает особых материальных вложений со стороны семей обучающихся. Реализация программы предполагает профилактическую работу с детьми асоциального поведения, отвлечение от негативного влияния улицы, приобщение через отработанные педагогические технологии к здоровому образу жизни, оздоровлению и облагораживанию круга общения, создание условий для физического, психического и социального благополучия обучающихся. Это залог для полноценного и гармоничного развития личности.

Список литературы:

1.        А. В. Боровлева Проектный метод как средство повышения качества образования / Управление ДОУ. 2006

2.        А. И. Савенков Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать  знания, Ярославль, 2002

3.        В.Л. Шарохина Психологическая подготовка детей к школе

4.        Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: упражнения, «Светлячок», Санкт-Петербург,  1999 г

5.        Е.В. Шитова Работа с родителями, практические рекомендации

6.        И. Э. Куликовская, Р. М. Чумичева Технология по формированию у дошкольников целостной картины мира, Москва, 2004

7.        Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве».3-е изд. / ТЦ «Сфера», Москва,  2013 г.

8.        Л. С. Киселева Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения, Москва, 2006

9.        Н. А. Короткова Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. Москва, 2007

10.         Н. Комратова Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников / Дошкольное воспитание, 2007

11.         Н. С. Голицына Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Подготовительная группа. Москва, 2008

12.         Степанова О. А. «Подготовка детей к школе».  «Сфера», Москва, 2012г

13.         О.С. Ушакова, Е.М. Струнина Развитие речи детей 6-7 лет

14.         Ю. Б. Гиппенрейтер  Общаться с ребенком. Как? Владимир, 2012

15.        Я. Н. Михайленко, Н. А. Короткова Как играть с ребенком, Москва, 1990г.

Интернет источники.

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/
  2. https://infourok.ru/statya-
  3. http://edu.mari.ru/
  4. file:///C:/Users/GL_24_01_2017/Downloads/gotov-li-vash-rebyonok-k-shkole_-testy_2.pdf

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

В ходе реализации программы проводится оценка индивидуального развития детей педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (мониторинга).

Педагогическая комплексная диагностика готовности ребенка к школе для детей 6-7 лет.

Оценить готовность ребенка к школе можно на основании анализа выполнения им тех или иных заданий, при этом отмечая,  какая помощь потребуется будущему первокласснику для успешного обучения в дальнейшем в школе.

При мониторинге важно определить те области знаний, умений ребенка, над которыми надо поработать. Увидеть затруднения, возникшие у ребенка при тестировании и помочь в дальнейшем их преодолении.

Мотивационный тест–опросник

психологической готовности ребенка к школе.

  1. Хочешь ли ты пойти в школу?
  2.  Зачем нужно ходить в школу?
  3.  Чем ты будешь заниматься в школе? (или Чем обычно занимаются в школе?)
  4.  Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу?
  5.  Что такое уроки? Чем на них занимаются?
  6. Как нужно вести себя на уроках в школе?
  7. Что такое домашние задания?
  8.  Зачем нужно выполнять домашние задания?
  9. Чем ты будешь заниматься, когда придешь из школы?
  10.  Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе?

На каждый вопрос дошкольник должен дать правильный и развернутый ответ. Например, на второй вопрос «Зачем нужно ходить в школу?» верным будет ответ: «Чтобы получить знания... Становиться грамотным, умным...», неполным ответ: «Учиться» и неверным – «Чтобы было весело…».

 Если дошкольник дает неполный или неверный ответ, ему  задается уточняющий вопрос.

Правильный ответ – ставится 1балл.

 Не дополненный ответ –0.5 балла.

 Неправильный ответ -  баллы не начисляются.

В итоге максимальное количество баллов – 10.

8-10 баллов –  полностью готов к школе на психологическом уровне.

5-7 баллов – ребенок не совсем готов к обучению (если были получены несколько неполных ответов).

Менее 5 баллов – готовность к школе нулевая.

В том случае, если минимум на 5 вопросов были даны развернутые ответы –дошкольник готов к обучению.

Степень психосоциальной зрелости (кругозор)

1. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.

2. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?

3. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

4. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

 5. Сейчас утро или вечер (день или утро)?

 6. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?

7. Что бывает раньше – обед или ужин?

8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес, телефон.

9. Кем работает твой папа, твоя мама?

 10. Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента ( платье, карандаш)

 11. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?

 13. Почему снег бывает зимой, а не летом?

14. Что делает почтальон, врач, учитель?

15. Зачем в школе нужна парта, звонок?

 16. Ты хочешь пойти в школу?

17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши, нос?

 18. Каких животных ты знаешь?

19. Каких птиц ты знаешь?

20. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?

21. Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.

22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Оценка и интерпретация ответов

За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных).

 На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: “Папа работает инженером”, “У собаки лап больше, чем у петуха”; неполные ответы: “Мама Таня”, “Папа работает на работе”

 К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15, 22.

 № 5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет — 1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла.

 № 8 – за полный домашний адрес с названием города — 2 балла, неполный – 1 балл.

№ 15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл.

 № 22 – за правильный ответ — 2 балла.

№ 16 оценивается совместно с №15 и № 22.

Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 – положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.

 Оценка результатов

24-29 баллов, дошкольник считается школьно-зрелым.

20-24 баллов – средне-зрелый.

15-20 баллов – низкий уровень психосоциальной зрелости.

Ориентационный тест школьной зрелости Керна — Йерасека

Тест выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, запоминать и понимать, выполнять задания по образцу.

 Тест Керна-Йерасека состоит из 4-х частей:

1.  Тест “Рисунок человека” (мужской фигуры).

 2. Копирование фразы из письменных букв.

 3. Срисовывание точек.

4. Опросник.

 Дошкольнику дается сложенный пополам лист A4 и простой карандаш. Лист должен лежать как тетрадка. На развернутой стороне (на левой половине листа) вверху заранее написано короткое предложение письменными (НЕ печатными!) буквами: Он ел суп.

Внизу нарисована  группа точек. Правая половина листа – для ребенка, который будет выполнять задание по срисовыванию. Сидеть он должен так, как ему удобно, чтобы стол и стул были с учетом его роста.

Перед дошкольником кладется сложенный лист бумаги, дается первое задание. Затем попросить его развернуть лист для второго задания и т.д.

1.Рисунок человека.

Нарисуй мужчину, так как ты умеешь (больше ничего не говорится и на все реплики ребенка повторяется инструкция без своего пояснения). Если он спрашивает, можно ли нарисовать женщину, говорится: “Нужно нарисовать мужчину”. Если ребенок уже начал рисовать женщину – дождаться, пока он закончит и повторите просьбу нарисовать мужчину. Бывает, что ребенок отказывается рисовать именно мужчину. Если ребенок наотрез отказывается рисовать мужчину, настаивать не надо – это  информация на размышление. Такой отказ может говорить о неблагополучии в семье ребенка, когда отец отсутствует вообще, от него исходит угроза или же с ним связаны психотравмирующие впечатления. Во время рисования недопустимо поправлять ребенка (“ты забыл нарисовать уши”), взрослый молча наблюдает.

2.Копирование фразы из письменных букв.

 Ребенок переворачивает лист и видит вверху в левой части предложение, заранее написанное письменными буквами. “Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть у тебя получится точно так же. Внимательно посмотри и здесь рядом на свободном месте напиши так же”. Образец фразы, написанной на листочке в качестве образца:  Он ел суп. Если ребенок уже умеет читать письменный текст, напишите любую фразу на другом, неизвестном ему, языке, например, на английском: He eats soup.

3.Срисовывание точек .

Затем группа точек. Точки заранее рисуются на листочке в клеточку. Вторая половинка листочка остаётся чистой и предназначена для работы ребёнка. “Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй здесь, рядом, нарисовать точно так же.” Можно  пальцем показать место, где он будет их рисовать.

По поводу интерпретации Я. Йерасек отмечал, что высокое качество выполнения говорит о большей вероятности, что испытуемый будет успешно справляться с школьной программой. Однако если с тестом справился плохо – это не значит, что в школе ребенок станет двоечником. Бывает, что ребенок схематично рисует человека, что сказывается на общей сумме баллов. Оценивание.

1.Рисунок человека.

 1 балл: нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища; голова меньше туловища; на голове – волосы, возможен головной убор, уши; на лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок); фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему.

2 балла: выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.

 3 балла: фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями); могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4 балла: примитивный рисунок с головой и туловищем, руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии.

 5 баллов: отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули.

2.Копирование фразы из письменных букв

1 балл: хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально (возможно небольшое отклонение от горизонтали).

 2 балла: образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное положение не учитывается (буква может быть больше, строчка может уходить вверх или вниз).

3 балла: надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы.

 4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка.

  1. баллов: неразборчивые каракули, черканье.

3.Срисовывание точек

1 балл: точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения от строчки или столбца, уменьшение рисунка, недопустимо увеличение.

 2 балла: количество и расположение точек соответствуют образцу, допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точки могут быть заменены кружками.

3 балла: рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов.

4 балла: рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу.

5 баллов: каракули, черканье.

 После оценки каждого задания все баллы суммируются.

Если ребенок набрал в сумме по всем трем заданиям:

3-6 баллов – высокий уровень готовности к школе;

7-12баллов– средний уровень;

13-15 баллов – низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития (а, может быть, просто у ребенка было плохое настроение — через день -два  можно попробовать пройти тест ещё раз)

4.Опросник.

 Последняя часть теста Керна-Йерасика выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств. Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются:

  1.  Какое животное больше – лошадь или собака? (лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = -5 баллов)
  2.  Утром мы завтракаем, а днем… (обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)
  3.  Днем светло, а ночью… (темно = 0; неправильный ответ = -4)
  4.  Небо голубое, а трава … (зеленая = 0; неправильный ответ = -4)
  5.  Черешни, груши, сливы, яблоки – это что? (фрукты = 1; неправильный ответ = -1)
  6.  Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум? (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0; неправильный ответ = -1)
  7.  Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города) (города = 1; станции = 0; неправильный ответ = -1
  8. Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных) (правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3; не знает часов = 0)
  9.  Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это…, маленькая овечка – это…? (щенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0; неправильный ответ = -1)
  10.  Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего? (на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0; на кошку без объяснения = -1, на курицу = -3)
  11. Почему во всех автомобилях тормоза? (указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и т.д. = 1; одна причина = 0; неправильный ответ = -1)
  12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)
  13.  Чем похожи друг на друга кошка и белка? (определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)
  14.  Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе? (у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3; винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2; неправильный ответ = 0)
  15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это… (спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; не знает = 0)
  16.  Какие ты знаешь транспортные средства? (три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4; только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2; неправильный ответ = 0)
  17.  Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница? (3 признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4; одно или два различия = 2; неправильный ответ (у него палка, он курит …) = 0
  18. Почему люди занимаются спортом? (по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4; одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)
  19. Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы? (остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2; неправильный ответ = 0)

Баллы суммируются:

 Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).

Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.

 Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта.

От — 1 до – 10 – ниже среднего.

От – 11 и меньше – низкий показатель.

Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего, необходимо дополнительное обследование нервнопсихического развития ребенка.

Тест «Найди отличия».

Тест выявляет уровень развития наблюдательности. Готовятся две одинаковые картинки, отличающиеся друг от друга 5-10 деталями). Дошкольник рассматривает картинки 1-2 минуты, затем рассказывает о найденных им отличиях. Ребенок с высоким уровнем наблюдательности должен найти все отличия.

Тест «Десять слов».

Изучение произвольного запоминания и слуховой памяти, а также устойчивости внимания и умения концентрироваться. Готовится набор односложных или двусложных слов, не связанных между собой по смыслу. Например: стол, калина, мел, рука, слон, парк, калитка, окно, бак, собака. Условие проведения теста – полная тишина.

В началеговорится: “Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова. Я буду говорить слова, а ты слушай внимательно и постарайся их запомнить. Когда закончу, повторишь столько слов, сколько запомнишь в любом порядке”.

Всего проводится 5 предъявлений слов, т.е. после первого перечисления и повтора ребенком запомнившихся слов, опять произносятся те же 10 слов: “Сейчас я повторю слова еще раз. Ты снова будешь запоминать их и повторять те, которые запомнил. Называй и те слова, которые говорил в прошлый раз, и новые, какие запомнишь”.

Перед пятым предъявлением говорится: “Сейчас я назову слова в последний раз, а ты постарайся запомнить побольше”. Кроме инструкции больше ничего не говорится, можно лишь мягко подбадривать. Хороший результат, когда после первого предъявления ребенок воспроизводит 5-6 слов, после пятого – 8-10 .

«Четвертый – лишний».

Выявляется умение обобщать, логическое, образное мышление. Используются и картинки, и словесный ряд. Важно не только то, что ребенок выберет лишнее, но и как он объяснит свой выбор.

Например: изображение белого гриба, подберезовика, цветка и мухомора; кастрюля, чашка, ложка, шкаф; стол, стул, кровать, кукла.

Словесные варианты: собака, ветер, смерч, ураган; смелый, храбрый, решительный, злой; смеяться, сидеть, хмуриться, плакать; молоко, сыр, сало, простокваша; мел, ручка, сад, карандаш; щенок, котенок, лошадь, поросенок; тапочки, туфли, носки, ботинки, т. д.

 Если использовать эту методику как развивающую, можно начинать с 3-5 картинок или слов, постепенно усложняя логический ряд, чтобы имелось несколько правильных вариантов ответа, например: кошка, лев, собака – лишними может быть и собака (не из семейства кошачьих), и лев (не домашнее животное).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Познавайка"

Программа кружковой работы....

Познавательное развитие детей раннего возраста средствами опытно - экспериментальной деятельности. Опыт работы по программе "Познавайка"

"Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму". Только через действие ребёнок может познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём....

Познавательное развитие детей раннего возраста средствами опытно - экспериментальной деятельности. Опыт работы по программе "Познавайка"

"Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму". Только через действие ребёнок может познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём....

Познавательное развитие детей раннего возраста средствами опытно - экспериментальной деятельности. Опыт работы по программе "Познавайка"

"Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму". Только через действие ребёнок может познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём....

план - программа кружка "познавайка"

Предлагаемый в нашем плане-программе комплект приемов, направлен на развитие творческого воображения дошкольников через технологию ТРИЗ, он поможет воспитателю стимулировать познавательные интересы де...

Методическая разработка. Путешествие в страну Познавайка

конспект НОД для детей подготовительной группы. Цель: выявить уровень сформированности учебной деятельности у детей....

дизайн -проект предметно развивающей среды "Центр Познавайка" в средней группе

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном ...