дизайн -проект предметно развивающей среды "Центр Познавайка" в средней группе
проект (средняя группа) на тему
Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.
В нашем детском саду работа по реализации образовательной области «Познание» происходит как в специально организованной деятельности, так и в свободной самостоятельной деятельности детей. Возможности повысить эффективность этой работы увеличиваются при условии создания предметно-развивающей среды в группе.
Учеными доказано, что такие факторы создания ситуации успеха и эмоционального благополучия как дизайн в образовательном пространстве группы благотворно влияют на воспитание и образование, а также на здоровье детей.
Но соответствует ли его содержание методическим и педагогическим требованиям в свете новых нормативных документов? Как сделать этот центр действительно интересным, полезным детям? Мы создали дизайн-проект центра « Познавайка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dizayn-proekt_v_gruppe.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Дизайн-проект
предметно-развивающей среды в средней группе
«Центр «Познавайка»
Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.
В нашем детском саду работа по реализации образовательной области «Познание» происходит как в специально организованной деятельности, так и в свободной самостоятельной деятельности детей. Возможности повысить эффективность этой работы увеличиваются при условии создания предметно-развивающей среды в группе.
Учеными доказано, что такие факторы создания ситуации успеха и эмоционального благополучия как дизайн в образовательном пространстве группы благотворно влияют на воспитание и образование, а также на здоровье детей.
Но соответствует ли его содержание методическим и педагогическим требованиям в свете новых нормативных документов? Как сделать этот центр действительно интересным, полезным детям? Мы создали дизайн-проект центра « Познавайка».
Вид проекта: средне-срочный (1 год), групповой, открытый.
Участники проекта: педагоги группы, дети средней группы, родители.
Цель проекта:
- развитие познавательной активности, творческих способностей детей в процессе преобразования Центра «Познавайка»
Задачи:
- создание предметно-развивающей среды в группе, способствующей воспитанию у дошкольников интереса к деятельности, развитию познавательной активности, творческих способностей детей, а также взаимодействию всех участников образовательного процесса;
- развитие творческих способностей детей и взрослых в процессе преобразования предметно-развивающей среды.
Ресурсное обеспечение проекта:
методическое –
разработка, составление планов, конспектов, презентаций, рекомендаций для родителей, памяток, статей и др.;
материально-техническое -
приобретение дидактических средств обучения соответственно возрасту: игр, пособий и т.д.
оснащение центра полками, схемами.
Предполагаемые результаты проекта:
для детей – активизация познавательной и творческой деятельности, раскрытие личностного потенциала в образовательной среде группы и в семье;
для педагогов – повышение эффективности работы по реализации образовательной области «Познание», реализация личностно-профессионального уровня педагогов, позитивные преобразования предметно-развивающей среды группы.
для родителей – повышение педагогической культуры родителей, активизация участия родителей в жизни группы и в образовательной деятельности.
Реализация проекта планируется в три этапа.
I этап – вводный этап проекта
Задачи:
- Довести до всех участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого участника (детей, родителей) темой проекта.
- Определение педагогами темы, цели и задач, содержания группового проекта, прогнозирование результата.
- Совместное составление плана работы над проектом; разработка модели взаимодействия всех участников проекта.
- Подбор, приобретение методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного, демонстративного, дидактического и др. материала по данной теме.
- Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
Разрабатывая проект, мы предусматривали модель «трех вопросов»: «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Как узнать?».
Модель «Трех вопросов» помогла составить конкретный план действий.
Дополнительно провели опрос детей. Данные опроса показали, что нашим детям нравятся и научно - познавательная деятельность и занимательная математика и конструкторская деятельность и театрализованная. Полученные в результате опроса сведения пригодились нам в создании центров, уголков, в подборке наглядного материала для родителей.
II этап – продуктивный этап реализации проекта
Проект – это продукт сотрудничества и сотворчества, поэтому, по мере возможности, мы привлекали родителей наших воспитанников .
Задачи:
- Развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.
- Формирование у детей эмоционально-эстетического и бережного отношения к пособиям. Повышение интереса детей к познанию окружающего мира, изготовлению пособий своими руками. Обновление и обогащение предметно-развивающей среды в Центре. Привлечение родителей к выполнению общего интересного дела, полноценному общению с участниками проекта.
Основные (планируемые) элементы (разделы)
Центра «Познавайка»
Настольные и д/игры, мозайки, вкладыши, шнуровки; игры с элементами моделирования и замещения, счетный материал, модели –деление на части и др. | Папки, иллюстрации по изучаемой теме в течении месяца | Схемы, алгоритмы для конструкторской деятельности |
Наборы картин на классификацию, тренажеры для дыхания | Театральные атрибуты, атрибуты для с/р игр . | Картотека игр - экспериментов, сбор соответствующего материала для опытов |
Тематические выставки (о родном крае, о Бурятии, о России, | Планируется: уголок уединения, создание мини музеев | Конспекты занятий, викторин, досугов |
Содержание образовательной работы с детьми
в процессе реализации проекта:
Познание:
Беседы с детьми, познавательные занятия с использованием мультимедийной презентации;
Занятия-путешествия;
Рассматривание разных иллюстраций по тематике, фотографий;
Социально-личностное развитие
Беседы о бережном отношении к играм, пособиям, , о правилах поведения, о правильной позе при играх за столом для правильной осанки.
Изготовление пособий совместно с детьми и родителями.
Художественно-эстетическое развитие
Театрализованное представление «путешествие в сказочную страну Математики», « В гостях у фокусника» (экспериментальная деятельность)
Сюжетно - ролевые игры: « Мы - строители», «Конструкторское бюро».
Описание «Центра Познавайка»
Для создания центра в нашей группе мы отвели хорошо освещенное естественным светом место. Центр находится в группе, он расположен далеко от игровой зоны. В Центре имеется подбор необходимых игр, материалов, атрибутов, соответствующий программе и возрастным особенностям детей, находятся настольные и дидактические игры, пособия. Есть альбом с презентацией «Я и моя семья», сделанный каждым родителем, альбом «Солнечные лучики», так же изготовленный родителями (портреты своих детей, написанные родителями), алгоритмы, схемы. Все это находится в свободном доступе для каждого ребенка. Выделено место для игр по обучению грамоте: в нем есть буквы, схемы, магнитная доска.
Имеются театральные атрибуты и атрибуты для сюжетно-ролевых игр соответствующей тематики. Как продолжение центра планируется оборудование уголка уединения, где ребенок может в соответствии со своими интересами полистать журналы, посмотреть любимые книги, а также обыграть эпизоды любимых произведений с помощью театра игрушек и др., «позвонить» родителям по телефону.
Также планируется оформление мини - музея «Часов», уголок коллекций, мини - музей «Фито - бар».
Наши воспитанники часто приносят в группу свои любимые игры и игрушки, книги в том числе, познавательного характера, ориентирующие их на изучение окружающего мира, дающие им возможность приобрести новые знания. Такие игры у нас размещены в специально отведенном месте в ярком лоточке, чтобы привлекать внимание детей.
В центре дети имеют возможность пособирать пазлы, кубики по хорошо известным и знакомым им сказкам.
Элемент дизайн - проекта
«Мини-музей часов»
В процессе реализации основного дизайн - проекта, мы организовали еще один маленький проект, включив его как составной элемент в основной проект. Назвали его «Мини-музей часов». Идею подсказали сами родители, чтобы была возможность познакомить детей с часами разных времён.
Цели и задачи организации мини-музея:
- знакомство детей с историей возникновения часов,
- воспитание интереса к данному предмету,
- расширение знаний о роли часов в жизни человека, о том, как появились, какими были изначально.
Расположение. Занимает часть полки центра, также экспонаты будут размещены на стене.
В мини-музее собраны сохранившиеся в семьях старинные часы, песочные часы, современные.
Элемент дизайн - проекта – мини - музей «Коллекции»
- Сбор совместными усилиями различных материалов (камни, открытки….)
- Создание альбома с гербариями;
- Предполагаем презентацию для детей средней группы и родителей, детей старших групп.
III этап –заключительный этап реализации проекта
Задачи:
- Анализ результатов реализации проекта в группе, корректировка содержания, подведение итогов.
- Обобщение опыта работы педагогов группы.
- Подготовка к презентации Центра «Познавайка»
- Планирование дальнейших действий на следующий период.
- Стимулирование активных участников проекта среди детей и родителей.
Формы презентации проекта:
- Презентация Центра «Познавайка» планируется в электронном варианте: на слайдах, с содержанием схем, с видеозаписью детей.
- Открытие и презентация мини музеев;
- Проведение экскурсий для детей и педагогов др. групп, родителей
/Предусмотрено заведение книги отзывов/
Работа над проектом в группе способствовала:
- развитию познавательных, творческих способностей детей и родителей в совместной деятельности;
- создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами группы
- активизации и обогащению педагогических знаний о музейной педагогике и проектной деятельности всех участников
Возможные точки роста:
- продолжение работы по привлечению родителей и воспитанников к проектной деятельности ДОО
- представление опыта работы по проектной деятельности городскому педагогическому сообществу.
Р.S: оформление нашей группы находится в динамичном состоянии, т.к. по нашему мнению идеальную предметно-развивающую среду создать невозможно, это процесс непрерывный, постоянно подвергающийся изменениям и дополнениям.
Приложение: модель образовательного пространства в группе «Незабудка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дизайн-проект предметно-развивающей среды в группе «Центр литературного чтения»
Статья из опыта работы...
Презентация к статье "Дизайн-проект предметно-развивающей среды в группе"
Организация "Центра литературного чтения" в группе...
Дизайн-проект предметно-развивающей среды в подготовительной группе «Теремок» детского сада «Сардана»
Дизайн-проект предметно-развивающей среды в подготовительной группе «Теремок» детского сада «Сардана»...
Проект создания предметно- развивающей среды в средней группе
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидакти...
Дизайн-проект предметно-развивающей среды в средней группе «Лягушка-говорушка»
Дизайн-проектпредметно-развивающей среды в средней группе«Лягушка-говорушка»...
Проект предметно-развивающей среды в средней группе «Пчелки»
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Полтавский детский сад «Березка» Полтавского района Омской области Проект предметно-развивающей среды в сред...
о смотре- конкурсе внутри ДОУ «Дизайн – проект: предметно - развивающая среда группы»
Рабочий материал по проведению смотра-конкурса предметно-пространственной среды в детском саду . Смотр-конкурс проводится в целях стимулирования творческой активности воспитателей ДОУ....