Педагогический всеобуч «Развитие детей в игровой деятельности»
учебно-методический материал (средняя группа)

Гольбек Татьяна Александровна

Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем учиться сами и учить наших детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_igrovoy_deyatelnosti.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический всеобуч

«Развитие детей в игровой деятельности»

Родителям необходимо участвовать в детских играх. Наблюдая за поведением ребенка в игре, взрослый учится понимать его проблемы, невысказанные переживания, признавая право ребенка на выражение своих чувств и эмоций.

Взяв на себя роль в игре, взрослый показывает образец общения между людьми в разных социальных ситуациях, демонстрирует примеры творчества в ходе придумывания новых сюжетов.

Задачи социального и нравственного развития детей в игре

(в семье)

1. Знакомить ребенка с основными областями социальной жизни и интересными событиями, поступками людей:

  • рассказывать ребенку о семейных обязанностях и гуманных отношениях между членами семьи, о своем детстве (игры, друзья, интересные события), о своей профессии и работе родственников;
  • беседовать о деятельности людей, работающих в хорошо знакомых детям организациях (магазин, больница, общественный транспорт), раскрывать круг их профессиональных обязанностей, особенности отношений между людьми на производстве;
  • наблюдать за общением людей при посещении магазинов, театров, поликлиник и других общественных мест.

2. Организовывать совместную игру с детьми:

  • принимать участие в игре по желанию ребенка и с его согласия, предварительно в общих чертах обговорить сюжет игры, назвать свою роль, согласовать совместные действия, установить ролевые отношения;
  • позволяя ребенку исполнять в игре главные роли, преодолевать устоявшийся стереотип общения взрослый  ребенок;
  • избегать авторитарной позиции, подавляющей инициативу ребенка (ребенок  равный партнер);
  • поддерживать стремление ребенка действовать сообща;
  • отказаться от критики в адрес ребенка, позволяя ему свободно погрузиться в мир своих переживаний, реализовать собственные замыслы.

3. Создавать условия для самостоятельной игровой деятельности:

  • знать любимые игры своих детей, поощрять их, создавать для них необходимые условия: выделить место для игры, приобрести игрушки по теме (например, «Семья», «Магазин», «Больница», «Транспорт» и т. д.);
  • поощрять стремление ребенка использовать в игре предметы-заместители: колесики, бруски, кубики, палочки, куски материи, платки и т. д.;
  • предоставить ребенку возможность наряжаться в соответствии с придуманной им ролью;
  • организовать хранение игрушек в легкодоступных для ребенка местах, по возможности следует избегать беспорядочного хранения игрушек в больших коробках;
  • с уважением относиться к детской игре, поддерживать инициативу, проявлять искренний интерес к игре;
  • понимать и признавать желания, эмоции в самостоятельных играх детей, быть терпеливыми и избегать оценок чувств, проявляемых дошкольниками;
  • позволять ребенку выбирать игрушки, роли, сюжет, не вмешиваясь в игру, но поддерживая ее извне;
  • создавать у ребенка уверенность в том, что никто не прервет игру и не вмешается в нее без его ведома;
  • использовать игру как средство диагностики эмоционального благополучия ребенка;
  • внимательно относиться к детским потребностям и интересам, так как их игнорирование приводит к тому, что дети перестают выражать их;
  • поощрять самостоятельность и инициативу, дружеские контакты;
  • уделять пристальное внимание конфликтам в игре, ориентировать детей на самостоятельное решение возникших в игре проблем, вмешиваясь только в крайних случаях, некоторые конфликты обсуждать с детьми после игры;
  • позволять детям самим выбирать себе товарищей по игре.

4. Развивать у детей творческие навыки и воображение:

  • вместе с детьми придумывать и разыгрывать ситуации, когда вымышленные герои действуют в реальных условиях (например, зайчонок пришел с мамой в парикмахерскую);
  • широко применять прием замещения (например, заменять градусник палочкой, а затем словом и соответствующим действием без предмета);
  • поощрять игровые действия с воображаемыми предметами (например, изображать катание коляски, купание малыша);
  • поддерживать стремление ребенка к перевоплощению, подражанию звукам, имитации движений;
  • вместе с ребенком в пределах одного сюжета придумывать несколько взаимосвязанных ролей и событий (например, мама варит дочке кашу, уговаривает дочку есть, гуляет с ней, встречает с работы папу, общается с ним, рассказывает, как прошел день, как вела себя дочка);
  • вместе с ребенком вводить в игру воображаемых персонажей (например, в семье ребенка поселился гномик), устанавливать с ними ролевые отношения, обращаться к ним с речью, совершать игровые действия;
  • сочинять смешные истории, «небывальщину»;
  • поощрять стремление детей действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми героями (например, представить жизнь человечков-сосулек в холодильнике);
  • применять в игре разнообразные приемы для развития творчества:
  • оживление неживого и овеществление живого (например, по-
  • душка заговорила, а черепаха превратилась в камень); наделение вещей и животных человеческими качествами и по-
  • ступками (например, упрямый башмачок).

Игровое взаимодействие с детьми в семье

Основные направления деятельности взрослых в семье

1. И сходя из материальных возможностей семьи, приобретать или мастерить самим для ребенка разнообразные игры и игрушки, из которых можно выбрать нужное в данный момент. Но не накапливать их в доме без разбора.

2. Заранее согласовывать с ребенком требования к хранению и уборке игрушек.

3. Продумать возможность временного сохранения детских построек, конструкций. За неимением места для длительной демонстрации – «праздновать результат» (награждать автора аплодисментами, зарисовывать его постройку и т. п.) и только после этого убирать игрушки и детали на место.

4. Вспоминать свое детство и рассказывать ребенку о том, как вы играли сами.

5. Наблюдать за играми ребенка дома и по желанию рассказать о них воспитателям.

6. Проявлять уважение к личности ребенка, считаться с постепенностью становления игровой деятельности и не пытаться искусственно ее ускорить.

7. Тактично, ненавязчиво предлагать помощь в создании игровой среды («Может быть, тебе при приготовлении обеда понадобится моя кастрюля?», «А хочешь, я помогу тебе сделать гараж для твоей машины?» и т. п.). Отказ ребенка от предложенной помощи воспринимать как должное («Конечно, тебе виднее, но если тебе что-то понадобится, то я буду рада тебе помочь»). Все последующие обращения ребенка расценивать как выражение доверия и уважения за проявленные взрослым деликатность и такт.

8. Проявлять инициативу и выражать искреннее желание участвовать в игре. Получив согласие ребенка, поинтересоваться своей ролью («А кем я буду?») и безоговорочно с благодарностью принять ее. В случае непонимания ситуации и желаний ребенка уточнить у него важные для развертывания сюжета обстоятельства, связанные с характеристикой героя, его поведением и т. п. («А какой я буду лисой  доброй или злой?»). Играя свою роль, проявлять инициативу и самостоятельность, стараться мотивировать поступки того героя, чью роль вы исполняете. В случае затруднений не теряться, не прекращать игру, а спрашивать у ребенка, как вам следует поступить («Что мне дальше делать?»). Всегда в игре соглашаться со своим малышом! Это вселяет в него уверенность в своих силах и порождает инициативу и творчество.

9. По окончании игры выразить свое удовлетворение и высказать надежду на то, что и в следующий раз ребенок пригласит вас для участия в ней.

Правила игры для детей и родителей

Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем учиться сами и учить наших детей.

Игра учит нас:

  • говорить с ребенком на его языке;
  • преодолевать чувство превосходства над ребенком, свою авторитарную позицию (а значит, и эгоцентризм);
  • оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;
  • открывать для себя способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;
  • любить детей такими, какие они есть.

Играя, мы можем учить детей:

  • смотреть на себя со стороны, глазами других людей;
  • предвидеть стратегию ролевого поведения;
  • делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для играющих;
  • стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре;
  • доверять друг другу.

Все игры требуют индивидуального подхода, но существуют общие правила:

  • игра не должна включать даже малейшую возможность риска, не должна угрожать здоровью детей;
  • игра требует чувства меры и осторожности, не должна быть излишне азартной, унижать достоинство играющих; иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре  это недопустимо;
  • не будьте занудами! Ваше внедрение в мир детской игры  введение туда новых, развивающих и обучающих элементов  должно быть естественным и желанным. Не критикуйте ребят, не прерывайте их игру или учитесь играть вместе с ними, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела; добровольность  основа игры;
  • не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов, важнее другое  те мгновения, что Вы проводите со своим ребенком;
  • поддерживайте активный творческий подход к игре; дети – большие фантазеры и выдумщики. Творческая игра так захватывает ребенка, что он испытывает наслаждение от новой фантазии;
  • заканчивайте игру ярко, эмоционально, помните, что состязательность в игре  это не цель, а средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему "Влияние игровой деятельности на коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста"

Выступление на педагогическом совете на тему: "Влияние игровой деятельности на коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста"...

Педагогический совет по проблеме развития игровой деятельности детей дошкольного возраста

1.     Педагогический совет по проблеме развития игровой деятельности детей дошкольного возраста2.     Презентация к педагогическому совету по проблеме развития...

Педагогический всеобуч "Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений"

К 4 годам ребёнок должен воспринимать и различать пять и более форм предметов, дифференцировать их по величине, знать и называть семь и более цветов. Рекомендуем использовать такие игры, как «По...

Педагогический всеобуч "Развитие речи ребёнка 3-4 лет"

Существуют такие понятия, как активный и пассивный словарь. Активный словарь – слова, которые ребёнок произносит в активной речи. Пассивный словарь – слова, которые ребёнок не произносит, ...

Педагогический всеобуч "Развитие речи ребенка 3-4 лет"

Презентация для родителей об особенностях речи ребенка 3-4 лет...

Педагогический всеобуч "Развитие речи ребенка 3-4 лет"

Презентация о развитии речи ребенка 3-4 лет...

Педагогический всеобуч «Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений»

Ребенок  к 4 годам воспринимает и различает пять и более форм предметов, может дифференцировать их по величине, знать и называть семь и более цветов....