Педагогический всеобуч "Развитие речи ребёнка 3-4 лет"
консультация по развитию речи (младшая группа)
Существуют такие понятия, как активный и пассивный словарь. Активный словарь – слова, которые ребёнок произносит в активной речи. Пассивный словарь – слова, которые ребёнок не произносит, но соотносит с предметами. В активном словаре детей 3-4 лет:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_rebyonka_3-4_let.docx | 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический всеобуч
Развитие речи ребёнка 3-4 лет
Развитие словаря. Существуют такие понятия, как активный и пассивный словарь. Активный словарь – слова, которые ребёнок произносит в активной речи. Пассивный словарь – слова, которые ребёнок не произносит, но соотносит с предметами. В активном словаре детей 3-4 лет:
- существительные, глаголы, местоимения (мой, твой, наш), наречия (тут, там, здесь), числительные (один, два), притяжательные прилагательные (дядин, мамин);
- обобщающие понятия (дикие животные, домашние животные, детёныши животных, фрукты, овощи, игрушки, посуда).
Грамматический строй.
- Усвоение морфологических элементов слова (приставки, суффиксы, окончания).
- Усвоения правил построения предложений.
- Использование разных частей речи.
Дети 3-4 лет:
- отвечают на вопросы взрослых развёрнутыми фразами, состоящими из 3-4 и более слов;
- составляют фразы из 2-3 предложений;
- используют в речи предлоги «в), «на», «под», «над».
(Игры «Где сидит собачка?», «Где спряталась игрушка?» (с использованием игрушек).)
Звуковая культура речи. «Сколько тебе повторять: надо говорить «шапка», а не «сапка». Когда наконец ты это запомнишь!» - сердится мама на трёхлетнего малыша. Так бывает часто: малыш бойко тараторит, но не выговаривает отдельные звуки, по-своему переставляет слоги в словах. Не волнуйтесь, ничего страшного! В 3 года звукоподражание у ребёнка ещё до конца не сформировано. Усвоить все звуки он должен к 5,5 -6 годам. Если и в этом возрасте в его речи останутся серьёзные дефекты, тогда действительно стоит проконсультироваться у логопеда.
Интонация – это фонетическое средство языка, позволяет выражать разные чувства.
Система фонем – усвоение и правильная передача отдельных звуков, их сочетаний.
Дети 3-4 лет произносят:
- все свистящие («с», «сь», «з», «зь», «ц»);
- все губные («п», «пь», «б», «бь»);
- все зубные («т», «ть», «д», «дь»);
- губно-зубные («Ф», «фь», «в», «вь»);
- все гласные («а», «о», «у», «ы», «и», йотированные «я», «ю», «е», «ё», «ю»);
- шипящие («ш», «ж», «ч», «щ») заменяются на свистящие: вместо «каша-касса);
- сонорные («р», «рь», «л», «ль») заменяются на «ль», реже - «й» - «йябота», «йека».
Постепенно к 4-5 годам возрастные несовершенства исчезают из детской речи. Но роль взрослых необычно велика в этом вопросе.
Речевой слух очень важен в овладении ребёнком речью. Слыша слова, малыш начинает сам произносить их. Так как речь осуществляется на выходе, то от силы и направления воздушной струи зависит правильное произношение многих звуков.
Чтение художественных произведений. Требования к литературному материалу:
- он должен затрагивать эмоциональную сферу ребёнка;
- стихи, сказки, рассказы должны быть небольшие по объему, несложные по содержанию, доступные для понимания;
- «Читать – это ещё ничего не значит, что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело». (К. Ушинский).
- одно и то же произведение дети любят слушать по несколько раз;
- спрашивайте, о чём говорится, что происходит с главными героями;
- учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;
- учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.
Советы по правильному развитию речи ребёнка:
- «Изучение должно идти рука об руку с изучением вещей. Вещь – есть сущность, а слово – нечто случайное , вещь – тело, а слово – одеяние, вещь – ядро, а слово – кора. Поэтому то и другое должно предлагаться человеческому уму одновременно; однако на первом месте вещь как предмет познания и речи» (Я.А. Коменский).
- Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонетически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: «Никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко». (Е. Тихеева).
- Обращайте внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки).
- Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал в гости?», и ребёнок даёт полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».
- Используйте игру «Чего не стало?». (В ответе используйте имя существительное в родительном падеже единственного числа.)
- Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка?», используя предлоги.)
- Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы.
- Что это? (Кто это?)
- Какого цвета?
- Что есть у зайки? (Что это у зайки?)
- Как можно назвать зайку?
- Что с ним можно делать?
- Учите детей сравнивать предметы между собой (чем отличаются, что между ними общего).
- Учите подбирать слова к определённым глаголам («Собака бежит». А кто ещё может бегать? и т. д.).
- Для совершенствования правильного звукопроизношения используйте артикуляционную гимнастику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Связная речь ребёнка. Развитие связной речи в процессе общения».
В консультации говорится о развитие речи детей в процессе общения и взаимодействия со взрослыми....
Роль семьи в развитии речи ребёнка. Как помочь своему ребёнку?
Взаимодействие психического, физичекого и интеллектуального воспитания детей для успешного освоения речи в дошкольном возрасте...
Взаимодействие специалистов детского сада, школы с семьёй ребёнка в комплексной коррекции речи ребёнка и его общем развитии
Артамонова С.Ю. учитель-логопед высшей квалификационной категории, лауреат премии мэра ГБДОУ №70 Кировского р-на, Санкт-ПетербургаСёмка Галина Юрьевна учитель-логопед высшей квалификационной кат...
Карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения инвалида (ребёнка- инвалида) в рамках реализации плана мероприятий психолого- педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА инвалида (ребёнка-инвалида)
Карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения инвалида (ребёнка- инвалида) в рамках реализации плана мероприятий психолого- педагогической реабилитации или абилитации, пред...
Педагогический всеобуч "Почему ребёнок становится несговорчивым, а порой и трудным ребёнком"
В жизни ребёнка по мере его развития неоднократно возникают периоды строптивости – своеобразные водоразделы, рубежи, ограничивающие один возрастной этап развития от другого....