Выступление на Круглом столе в Управлении образования администрации городского округа Троицк в городе Москве. "Духовно- нравственное воспитание в условиях глобальных вызовов 21 века"
методическая разработка
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года говорится: Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.pptx | 1.78 МБ |
duhovno.docx | 21.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Приоритетная задача Российской Федерации
Духовно-нравственное воспитание современного общества
Духовно-нравственное воспитание современного общества
Духовно-нравственное воспитание современного общества
Основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Проблемы реализации духовно-нравственного воспитания в современных условиях
Проблемы реализации духовно-нравственного воспитания в современных условиях
Проблемы реализации духовно-нравственного воспитания в современных условиях
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей
Социальный способ закрепления норм поведения
Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле…
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание в условиях глобальных вызовов 21 века.
«Глубоко убежден, что национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности»
Святейший Патриарх Кирилл
“Вопрос воспитания детей всегда актуален, ибо без этого невозможна преемственность поколений, передача базовых знаний и духовно- нравственных норм, сохранение религиозных и культурных традиций. В конечном итоге будущее человеческой цивилизации напрямую зависит от того, кого и как мы воспитаем сегодня…»
В.В. Путин
“Улучшить условия общественной жизни может только нравственное совершенствование людей»
Л.Н. Толстой
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года говорится: Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.
В настоящее время наша страна переживает духовно-нравственный упадок. В системе образования идет целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников. Чтобы произошло формирование гармоничной личности, развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством закрепления в детях духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье, к педагогу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.
Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в дошкольных организациях с учетом национальных и региональных особенностей. Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет огромное значение; ее необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.
В последние десятилетия всему мировому сообществу, включая Россию, в качестве универсального образца устроения государства и человека предлагается либеральный стандарт, сущность которого заключается в приоритете земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также над суверенитетом государств и патриотическими чувствами. Этот стандарт во многом определяет сегодня российскую образовательную политику.
Основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:
1.Формирование патриотизма и гражданственности;
2.Формирование доброго отношения к окружающей природе и к друг другу;
3.Формирование духовно-нравственного отношения к культурному наследию своего народа;
4.Уважение к своей нации;
5.Знание и почитание своих национальных ценностей;
6.Формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
7.Уважение к людям других национальностей;
8.Формирование доброжелательных взаимоотношений внутри коллектива;
9.Воспитание уважительного отношения к трудовой деятельности;
Проблемы реализации духовно-нравственного воспитания в условиях глобальных вызовов: на сегодняшний день можно назвать немало препятствий в реализации духовно-нравственного воспитания на традиционной православной основе. Главными являются:
1. Крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, кризис семьи, ее разрушение. Неосведомленность семьи в вопросах духовного воспитания ребенка, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и духовных ценностей. Как следствие – необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
2. Отсутствие согласованности влияния на духовно-нравственное воспитание детей различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, Православной Церкви, государственных и общественных структур.
3. Проблема, связанная с отсутствием цельной программы по духовно-нравственному воспитанию в масштабах страны или региона, не сформулированы четкие цели и задачи.
4. Проблема ограниченной представленности национальной культуры в современном обществе: его идеологической, научной, художественной, бытовой сферах.
5. Нарушение традиционного уклада жизни: православное мировосприятии обычаев, традиций, отношений , правил честной и доброй жизни, традиционного распорядка дня, недели, года.
6. Проблема неготовности основной части населения современной России к восприятию духовного содержания традиционной культуры. Как следствие – необходимость осуществления системы просветительских мер по подготовке общества к реализации православно-ориентированных педагогических программ.
7.Низкий уровень профессиональной компетентности педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания на традиционной основе. Как следствие – необходимость организации специальной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
8. Проблема очень малого числа подлинных носителей традиционной православной культуры, что связано с недостаточностью живого духовного опыта, отсутствием культурологического и богословского образования даже в православной среде.
В ситуации острого духовно-нравственного кризиса в стране не может быть эффективно последовательное решение обозначенных проблем. Разовые и локальные меры не приведут к особо значимому изменению ситуации. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей.
Невозможно переоценить особую значимость ценностей духовно-нравственного воспитания в формировании личности человека, его отношения к окружающему миру и людям, поведения в повседневной жизни. Педагогами и психологами дошкольного образования доказано, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, культуры, традиций, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства и вызывают интерес.
Поэтому, одной из важнейших задач современности становится повышение уровня духовно-нравственного воспитания дошкольников. Духовно-нравственное воспитание должно включать не только гармоничное развитие чувств и эмоций ребенка, но и формирование поведенческих реакций, направленных на реализацию гуманистически-ориентированной нравственной позиции личности.
Источники нравственного опыта детей:
Одним из эффективных средств духовно-нравственного воспитания является развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации.
Нравственное развитие воспитанников на занятиях осуществляется через содержание программного и дидактического материала, личностью педагога.
Сильное влияние на нравственное развитие детей в процессе обучения оказывает личность педагога. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к себе, своей работе, к учащимся и другим людям. Эти отношения представляют для ребенка стимулом к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения. Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя. Духовная близость и уважение к педагогу, побуждающие ему подражать, формируются из многих слагаемых и зависят от его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми.
Для становления качеств человека, таких как мужество, честность, открытость, ответственность необходимы жизненные ситуации. Важнейшем источником жизненного опыта детей являются отношения внутри семьи, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей. Возможности воспитателя в перестройке неблагоприятных внутрисемейных отношений ограничены. Однако воспитатель может восполнить таким детям недостаток эмоциональной близости особой теплотой, вниманием, заботой в образовательном учреждении.
Формирование психологии дошкольника складывается из трех основных составляющих:
1.Моральное сознание
2.Моральные отношения
3.Гумманистические чувства.
Особенностью духовно- нравственного развития личности является социальный способ закрепления некоторых элементов норм поведения.
В заключение нужно заметить, что человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, ему нужно внешнее воздействие воспитателей, родителей, священнослужителей, всей образовательной среды учебного заведения и единство религиозного и рационального факторов духовно-нравственного воспитания.
Наши дети- это наша старость. Правильное воспитание- это наша счастливая старость . плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. А.С. Макаренко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЦЕНАРИЙ Круглого стола с участием педагогов Багратионовского городского округа, с применением психолого – педагогических и информационно - коммуникативных технологий.
laquo;Создание условий для развития и воспитания дошкольников. Опыт внедрения ФГОС»...
Выставка педагогических достижений "Город мастеров" в рамках муниципального методического объединения воспитателей городского округа Троицк
Игра-викторина «В мире животных» В ходе игры - викторины дети в игровой форме закрепляют знания по изученной теме. Её можно проводить со всей группой детей, по подгруппам ...
Выступление на практическом семинаре в управление образования администрации городского округа Троицк в городе Москве: «Сопровождение детей с аутизмом и другими психическими расстройствами»
Выступление на практическом семинаре в управление образования администрации городского округа Троицк в городе Москве: «Сопровождение детей с аутизмом и другими психическими расстройствами»...
Ценность нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях глобальных вызовов XXI ВЕКА.
Проблема нравственно - патриотического воспитания подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени....
Почетная Грамота Управление образования Администрации Одинцовского городского округа за успешную профессиональную деятельность
представлен скан почетная грамота...
2022 год. Награждение сотрудников МАДОУ № 33 Почетными грамотами Управления образования Администрации Североуральского городского округа
29 августа 2022 года на Августовском педагогическом совещании работников образования сотрудники МАДОУ № 33 г. Североуральска были награждены Почетными грамотами Управления образования Администрации Се...