Выступление на Круглом столе в Управлении образования администрации городского округа Троицк в городе Москве. "Духовно- нравственное воспитание в условиях глобальных вызовов 21 века"
методическая разработка
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года говорится: Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.pptx | 1.78 МБ |
duhovno.docx | 21.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Приоритетная задача Российской Федерации
Духовно-нравственное воспитание современного общества
Духовно-нравственное воспитание современного общества
Духовно-нравственное воспитание современного общества
Основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Проблемы реализации духовно-нравственного воспитания в современных условиях
Проблемы реализации духовно-нравственного воспитания в современных условиях
Проблемы реализации духовно-нравственного воспитания в современных условиях
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей
Социальный способ закрепления норм поведения
Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле…
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание в условиях глобальных вызовов 21 века.
«Глубоко убежден, что национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности»
Святейший Патриарх Кирилл
“Вопрос воспитания детей всегда актуален, ибо без этого невозможна преемственность поколений, передача базовых знаний и духовно- нравственных норм, сохранение религиозных и культурных традиций. В конечном итоге будущее человеческой цивилизации напрямую зависит от того, кого и как мы воспитаем сегодня…»
В.В. Путин
“Улучшить условия общественной жизни может только нравственное совершенствование людей»
Л.Н. Толстой
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года говорится: Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.
В настоящее время наша страна переживает духовно-нравственный упадок. В системе образования идет целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников. Чтобы произошло формирование гармоничной личности, развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством закрепления в детях духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье, к педагогу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.
Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в дошкольных организациях с учетом национальных и региональных особенностей. Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет огромное значение; ее необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.
В последние десятилетия всему мировому сообществу, включая Россию, в качестве универсального образца устроения государства и человека предлагается либеральный стандарт, сущность которого заключается в приоритете земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также над суверенитетом государств и патриотическими чувствами. Этот стандарт во многом определяет сегодня российскую образовательную политику.
Основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:
1.Формирование патриотизма и гражданственности;
2.Формирование доброго отношения к окружающей природе и к друг другу;
3.Формирование духовно-нравственного отношения к культурному наследию своего народа;
4.Уважение к своей нации;
5.Знание и почитание своих национальных ценностей;
6.Формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
7.Уважение к людям других национальностей;
8.Формирование доброжелательных взаимоотношений внутри коллектива;
9.Воспитание уважительного отношения к трудовой деятельности;
Проблемы реализации духовно-нравственного воспитания в условиях глобальных вызовов: на сегодняшний день можно назвать немало препятствий в реализации духовно-нравственного воспитания на традиционной православной основе. Главными являются:
1. Крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, кризис семьи, ее разрушение. Неосведомленность семьи в вопросах духовного воспитания ребенка, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и духовных ценностей. Как следствие – необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
2. Отсутствие согласованности влияния на духовно-нравственное воспитание детей различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, Православной Церкви, государственных и общественных структур.
3. Проблема, связанная с отсутствием цельной программы по духовно-нравственному воспитанию в масштабах страны или региона, не сформулированы четкие цели и задачи.
4. Проблема ограниченной представленности национальной культуры в современном обществе: его идеологической, научной, художественной, бытовой сферах.
5. Нарушение традиционного уклада жизни: православное мировосприятии обычаев, традиций, отношений , правил честной и доброй жизни, традиционного распорядка дня, недели, года.
6. Проблема неготовности основной части населения современной России к восприятию духовного содержания традиционной культуры. Как следствие – необходимость осуществления системы просветительских мер по подготовке общества к реализации православно-ориентированных педагогических программ.
7.Низкий уровень профессиональной компетентности педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания на традиционной основе. Как следствие – необходимость организации специальной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
8. Проблема очень малого числа подлинных носителей традиционной православной культуры, что связано с недостаточностью живого духовного опыта, отсутствием культурологического и богословского образования даже в православной среде.
В ситуации острого духовно-нравственного кризиса в стране не может быть эффективно последовательное решение обозначенных проблем. Разовые и локальные меры не приведут к особо значимому изменению ситуации. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей.
Невозможно переоценить особую значимость ценностей духовно-нравственного воспитания в формировании личности человека, его отношения к окружающему миру и людям, поведения в повседневной жизни. Педагогами и психологами дошкольного образования доказано, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, культуры, традиций, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства и вызывают интерес.
Поэтому, одной из важнейших задач современности становится повышение уровня духовно-нравственного воспитания дошкольников. Духовно-нравственное воспитание должно включать не только гармоничное развитие чувств и эмоций ребенка, но и формирование поведенческих реакций, направленных на реализацию гуманистически-ориентированной нравственной позиции личности.
Источники нравственного опыта детей:
Одним из эффективных средств духовно-нравственного воспитания является развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации.
Нравственное развитие воспитанников на занятиях осуществляется через содержание программного и дидактического материала, личностью педагога.
Сильное влияние на нравственное развитие детей в процессе обучения оказывает личность педагога. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к себе, своей работе, к учащимся и другим людям. Эти отношения представляют для ребенка стимулом к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения. Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя. Духовная близость и уважение к педагогу, побуждающие ему подражать, формируются из многих слагаемых и зависят от его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми.
Для становления качеств человека, таких как мужество, честность, открытость, ответственность необходимы жизненные ситуации. Важнейшем источником жизненного опыта детей являются отношения внутри семьи, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей. Возможности воспитателя в перестройке неблагоприятных внутрисемейных отношений ограничены. Однако воспитатель может восполнить таким детям недостаток эмоциональной близости особой теплотой, вниманием, заботой в образовательном учреждении.
Формирование психологии дошкольника складывается из трех основных составляющих:
1.Моральное сознание
2.Моральные отношения
3.Гумманистические чувства.
Особенностью духовно- нравственного развития личности является социальный способ закрепления некоторых элементов норм поведения.
В заключение нужно заметить, что человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, ему нужно внешнее воздействие воспитателей, родителей, священнослужителей, всей образовательной среды учебного заведения и единство религиозного и рационального факторов духовно-нравственного воспитания.
Наши дети- это наша старость. Правильное воспитание- это наша счастливая старость . плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. А.С. Макаренко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЦЕНАРИЙ Круглого стола с участием педагогов Багратионовского городского округа, с применением психолого – педагогических и информационно - коммуникативных технологий.
laquo;Создание условий для развития и воспитания дошкольников. Опыт внедрения ФГОС»...
Выставка педагогических достижений "Город мастеров" в рамках муниципального методического объединения воспитателей городского округа Троицк
Игра-викторина «В мире животных» В ходе игры - викторины дети в игровой форме закрепляют знания по изученной теме. Её можно проводить со всей группой детей, по подгруппам ...
Выступление на практическом семинаре в управление образования администрации городского округа Троицк в городе Москве: «Сопровождение детей с аутизмом и другими психическими расстройствами»
Выступление на практическом семинаре в управление образования администрации городского округа Троицк в городе Москве: «Сопровождение детей с аутизмом и другими психическими расстройствами»...
Ценность нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях глобальных вызовов XXI ВЕКА.
Проблема нравственно - патриотического воспитания подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени....
Почетная Грамота Управление образования Администрации Одинцовского городского округа за успешную профессиональную деятельность
представлен скан почетная грамота...
Распоряжение МКУ «Управление образования» муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области об утверждении руководителей районных методических объединений
Распоряжение об утверждении районных методических объединений...