СЦЕНАРИЙ Круглого стола с участием педагогов Багратионовского городского округа, с применением психолого – педагогических и информационно - коммуникативных технологий.
материал на тему
«Создание условий для развития и воспитания дошкольников. Опыт внедрения ФГОС»
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад г. Багратионовска» и
МБДОУ «Детский сад поселка Долгоруково»
СЦЕНАРИЙ
Круглого стола с участием педагогов Багратионовского городского округа, с применением психолого – педагогических и информационно - коммуникативных технологий.
Тема: «Создание условий для развития и воспитания дошкольников. Опыт внедрения ФГОС»
Цель: Раскрыть широкий спектр мнений педагогов ДОУ по выбранной для обсуждения теме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с проблемами по внедрению ФГОС ДО.
Задачи: - выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов в работе по ФГОС ДО;
- активизировать интеллектуальную, творческую, культурологическую и профессиональную компетенцию педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО:
- развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения;
- развивать личностные качества педагогов, такие как мобильность (способность к изменениям, креативность);
- углубить знания педагогов об основных принципах и положениях ФГОС ДО.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, экран, столы, стулья для участников, листы бумаги с заданием, свеча, спички, презентация.
Ход мероприятия:
(слайд 1).
Ведущий. Добрый день, уважаемые коллеги и гости! Сегодня тема нашего методического мероприятия «Создание условий для развития и воспитания дошкольников. Опыт внедрения ФГОС»
Мероприятие будет проходить в форме круглого стола. Надеюсь, наша встреча будет эффективной, информационной и пожалуйста, ознакомьтесь с правилами:
(слайд2)
- Выслушивать друг друга.
- Соблюдать временной регламент.
- Не перебивать друг друга.
- Будьте внимательны и активны.
(слайд 3)
Но, прежде, давайте немного с вами познакомимся. Я прошу Вас, уважаемые педагоги, встать и ответить коротко в произвольной форме, можно даже стихами, на вопрос: «Кто здесь собрался?». Можно представить себя, начиная со следующей фразы: «Меня зовут Ольга Ивановна, я – воспитатель «детского сада посёлка Долгоруково». Я всегда мечтала о том, чтобы как можно дольше оставаться ребенком и не взрослеть, поэтому стала педагогом»…
(представление участников)
Спасибо большое, я вижу, что здесь собрались творческие, активные и просто интересные люди – настоящие профессионалы.
Уважаемые коллеги, а начать мне хотелось с притчи.
(слайд 4)
«Давным – давно, в старинном городе жил Учитель, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Учитель не смог бы дать ответа?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Учителю и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или нет?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Учитель ответил:
- Всё в твоих руках. (пауза)
Уважаемые коллеги, а как вы думаете, притча связана с современностью и изменениями, которые проходят в дошкольном образовании? (высказывания)
(слайд 5)
Пожалуй, сегодня, в связи с современными изменениями в дошкольном образовании, каждому из нас, педагогов, стоящих у истоков детства, необходимо четко понимать, что в наших руках находится самое ценное в жизни человека – это ребенок, и от того как мы сможем сохранить его уникальность, зависит его будущее. До некоторого времени наши детские сады строили работу в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы. С 1 января 2014 года, когда в силу вступили ФГОС дошкольного образования, работа наших дошкольных учреждений также поменялась. Давайте обсудим, что изменилось в организации образовательного процесса в детском саду с внедрением ФГОС? И так:
- Какие образовательные области предлагает ФГОС?
( ответы воспитателей)
(социально – коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое; Физическое развитие)(слайд 6)
- На решение каких задач направлено социально – коммуникативное развитие?(Слайд7)
(ответы педагогов).
(слайд8)
Социально-коммуникативное развитие направлено на :
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
(слайд 9)
- Какие задачи стоят перед образовательной областью познавательное развитие?
(после ответов воспитателей, слайд10)
(Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ преследует следующие задачи:
- Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.
- Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.
- Развитие творческих задатков и воображения.
- Формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов.
- Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество. Начинают осознавать время и пространство, причины и следствие.
- Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности. Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях.
- Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего.
- Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают с местными экземплярами.) (слайд 10)
Проще говоря – это занятия по экологии,математике,предметное окружение.
- Что включает в себя речевое развитие?(слайд 11)(после ответов педагогов, слайд 12)
(Задачи речевого развития в ФГОС ДО
- овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим),
- обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы)
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей- диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения)
- развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия)
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, (Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей)
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
- развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи).
Ведущий. Давайте отдохнем и пошалим, как дети. (слайд 13)
Упражнение «Произнесите текст:
«Зайку бросила хозяйка-
Под дождём остался зайка
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.»
1.Шепотом.
2. С максимальной громкостью.
3. Волнообразно.
4. Как будто вы страшно замерзли.
5. Как будто у вас во рту горячая картошка.
6. Как маленькая девочка.
Ведущий: Продолжим работу.
- Развитие, каких качеств в ребенке предполагает художественно – эстетическое развитие?(слайд 14)
(после ответов воспитателей),
( слайд 15)
(Художественно-эстетическое развитие согласно ФГОС ДО предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Т.Е. – ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ, ЛЕПКЕ, АППЛИКАЦИЯ, КОНСТРУИРОВАНИЕ, МУЗЫКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТ-РА.
- Физическое развитие предполагает приобретение опыта, в каких видах деятельности?(слайд16)
( после ответов педагогов),
(слайд 17)
(«Физическое развитие» включает:
* приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
* формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
* овладение подвижными играми с правилами;
* становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
* становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
И ОПЯТЬ ЖЕ ЭТО ЗАНЯТИЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ, ЗАРЯДКА, ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ, ОЧЕНЬ ПОПУЛЯРНА СЕЙЧАС РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА И Т.Д.
(слайд 18, музыка)
Ведущий: «Не дай Вам Бог жить во время перемен» - гласит китайская мудрость. Современный мир меняется с невероятной скоростью. Но, может, стоит не согласиться с китайской мудростью? Трудное время – это время величайших возможностей! Важно видеть эти перемены, войти в них, а это значит быть современным, быть со временем, «оказаться во времени». Выявляя пользу внедрения ФГОС ДО и говоря о положительных сторонах, невозможно обойтись и без критического взгляда. Мы видим проблему, возникающую у многих педагогов при проектировании педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей, в рамках реализации ФГОС, которую можно сформулировать в главный поисковый вопрос «Как осуществить интеграцию образовательных областей в отсутствии готовых методических разработок, что для этого нужно сделать?». Думаю, самое время проявить креативность.
(слайд19)
Сейчас мы с вами проведем Мозговой штурм, который позволит решить проблему «Как заставить человека есть зеленый салат». Задача этого тренинга – найти решение проблемы, используя средства, формы и методы. Мы составим некий алгоритм действий по решению нашей проблемы, «уговорить человека есть зеленый салат».
(после ответов педагогов,
слайд 20)
(слайд 21) Тщательно очистить ингредиенты салата | (слайд 21) Тщательно готовиться к осуществлению образовательной деятельности в режимные моменты |
Украсить салат | Использовать наглядность, в том числе современные средства (ИКТ, мультимедиа) |
Подать в необычной сервировке | Проводить образовательную деятельность в нестандартной форме |
Добавить в салат необычные продукты, например трюфели | Интегрировать с другой деятельностью |
Придумать интригующее название | Превратить скучные темы организованной деятельности в увлекательные, «вкусные» для детей |
Убедить в простоте приготовления в домашних условиях | Давать интересные и увлекательные самостоятельные задания, которые ребенок сможет выполнить |
Убедить в полезности состава ингредиентов | Сделать приобретаемые знания актуальными и полезными в жизни |
Ведущий: оказалось, как легко приготовить салат и так же легко осуществить интеграцию образовательных областей в отсутствии готовых методических разработок. А если забудете, то вспомните наш зеленый салат, и сразу станет легко и понятно.
Упражнение «О чем печалитесь?» ( слайд 22)
Цель: выявление проблем связанных с внедрением ФГОС ДО.
Педагоги по кругу обращаются друг другу со словами «О чем печалитесь?» в ответ педагог должен ответить «А печалюсь я том, что.» назвать проблему, связанную с внедрением ФГОС ДО, которая его особенно волнует.
(слайд24)
В Каждой образовательной организации решаются ряд конкретных задач:
* проанализировать и уяснить суть целевых основ современного дошкольного образования;
* сопоставить представленные в ФГТ и ФГОС ДО задачи и принципы дошкольного образования;
*определить направления повышения профессиональной компетентности педагогов, составить план работы методической службы дошкольной организации по внедрению ФГОС ДО;
* проанализировать условия, имеющиеся в каждом детском саду, в каждой дошкольной образовательной группе;
* выявить и постараться устранить имеющиеся проблемы, находящиеся в ведении дошкольной организации.
Сейчас педагоги ДОО работают над рабочими программами по всем направлениям, по всем возрастным группам. Работа над образовательной программой ведется, и она по силам каждой образовательной организации. Большой проблемой является создание условий для реализации программы: приведение материально-технической базы детского сада в соответствие ФГОС ДО. Материально-техническая база дошкольных образовательных организаций – основной столп, на котором держится вся их деятельность. Она включает в себя состояние зданий и коммуникаций, оснащенность мебелью и оборудованием в соответствии с ФГОС, создание развивающей предметно - пространственной среды, безопасной для жизни и здоровья воспитанников.
Ведущий: Следующей из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников. Почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, «горы свернуть», а другие, как ни бьются, не могут дозваться родителей ни на одно мероприятие?
(после ответов педагогов.
слайд24)
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
- Изучение и внедрение новых форм взаимодействия с родителями.
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Как же этого добиться?! Педагоги нашего детского сада используют «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса. (слайд 25)
Самые универсальные – это:
- Улыбка,
- имя собеседника
- комплимент.
Можно использовать различные игры и упражнения.
Упражнение «Огонек добра»
(Слайд26, музыка)
Все начинается с установления контакта. Давайте попробуем.
Педагоги (родители) передают друг другу «Огонек добра» со словами комплиментами. А теперь поиграем.
Упражнение «Энергизатор»
«Постройтесь по росту»(слайд 27,музыка)
«Постройтесь по размеру обуви» » (слайд28) Музыка.
«Постройтесь по цвету глаз, начиная со светлого». » (слайд30) Музыка.
(слайд 29)
слайд 30
Ведущий: Мы все разные, но нам весело и интересно вместе. Педагог должен стать независимым образованным профессионалом, берущем на себя полную ответственность за все, что он делает, стать центром прогресса повышения качества дошкольного образования. Давайте, попробуем подобрать определения – характеристики для творческого воспитателя.
Упражнение «Воспитатель»
Цель: определить основные компетенции педагога в соответствии с ФГОС ДО. ( после ответов слайд31)
в | Внимательный, выразительный, всесторонне развитый, волевой, вариативный, выдающийся, всезнайка, |
о | Образованный, общительный, одаренный, ответственный, открытый, обучаемый, оптимист, обаятельный, |
с | Справедливый, самостоятельный, свободный, самокритичный, счастливый, симпатичный, стильный, стратег, специалист, |
п | Познавательный, понимающий, понятливый, практичный, психолог, прогрессивный, профессионал, прогнозист, патриот, |
и | Индивидуальный, интеллигентный, интересный, инновационный, игривый, исследователь, |
т | Темпераментный, терпеливый, толерантный, |
а | Активный, адекватный, авторитетный, азартный, артистичный, аналитик, |
т | Естественный, единомышленник, |
е | Темпераментный, терпеливый, толерантный, |
л | Ласковый, любящий, |
ь | Добрый, мягкий, светлый, нежный, |
Ведущий: вот мы подошли к портрету нашего современного педагога. (слайд 32)
В конце нашего круглого стола я попросила бы Вас продемонстрировать свое отношение и поделиться впечатлениями – если вам было интересно, похлопайте в ладоши и улыбнитесь, если, на ваш взгляд, что – то не удалось – потопайте и посоветуйте, как можно было сделать лучше. Спасибо, за ваше активное участие в работе круглого стола.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей с элементами круглого стола: «Значение информационно-коммуникативных технологий для развития детей»
Приоритетной задачей национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства, которое включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализ...
Сценарий круглого стола с участием педагогов
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС ДО...
Круглый стол с участием педагогов: «Формирование безопасного поведения дошкольников в семье»
Круглый стол с участием педагогов «Формирование безопасного поведения дошкольников в семье»Цель: создание обстановки психологического комфорта; развитие знаний, нацеливание на практические действия в ...
Сценарий круглого стола (с элементами тренинга) «Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников»
Цель данного мероприятия: обсудить проблемы и опыт организации психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников, итоги адаптации....
Использование современных оценочных средств, в том числе с применением информационно-коммуникативных технологий. Электронные шаблоны таблиц к мониторингу "Диагностика педагогического процесса индивидуального развития детей старшего дошкольного возраста"
Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта ...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ городского округа Клин "Распространение передового педагогического опыта по реализации современных образовательных технологий в ДОУ" . Тренинг "Гиперактивный ребенок - как помочь?" 30.10.2018г.
В последнее время родители и воспитатели все чаще обращаются с проблемой гиперактивности детей. Действительно, распространённость синдрома дефицита внимания с гиперактивностью очень актуальна и являет...
Выступление на Круглом столе в Управлении образования администрации городского округа Троицк в городе Москве. "Духовно- нравственное воспитание в условиях глобальных вызовов 21 века"
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года говорится: Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, ...