Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста
проект
развитие познавательный способностей у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mm_pl_sam.docx | 21.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность
Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции.
Роль логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребёнка соответствующим образом. Многие думают, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования известных психологов, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Известно, что мышление человека отличается, прежде всего способностью обобщённо мыслить о предметах, явлениях и процессах окружающего мира, т.е. мыслить определёнными понятиями. Причём познание реальной действительности реализуется путём образования понятий и оперирования ими, т.е. понятие выступает — и как исходный элемент познания — и как его результат. А для того, чтобы у ребёнка как можно раньше формировалось понятийное мышление, необходимо развивать именно его логические структуры. Основными формами абстрактного мышления как раз и являются, в первую очередь, понятия, а также – суждения и умозаключения. Для успешного формирования понятий требуется развитие таких мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Абстрактное логическое мышление предполагает развитие интеллектуальной готовности дошкольника к школьному обучению в первую очередь через формирование элементарных математических представлений.
Работа с детьми дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.
В работе с детьми я использую познавательные и развивающие игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими формами, самостоятельная детская деятельность, решение логических задач и головоломок, математические конкурсы, применение эффективных учебно-игровых пособий, работа в рабочих тетрадях "Я решаю логические задачи", "Геометрические фигуры". Дети включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать, выразить математическое отношение и зависимости любым доступным способом. Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное - освоению способов познания.
Время работы над темой: сентября – май Источники самообразования: - Интернет ресурсы; - Изучение методической литературы; - Внедрение в свою практику новых технологий таких как: метод проектов, компьютерные технологии, мультимедиа технологии.
Результат работы:
- Участие в конкурсах по данной теме;
- Использование методики на занятиях, в игре, в индивидуальной работе с детьми, в свободной деятельности;
- Прохождение курсов на тему:
- Дополнить разработанные конспекты по формирования элементарных математических представлений для старших дошкольников
- Размещение методических разработок на сайте
- Мастер-класс развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр.
Цель: формирование познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления. Задачи:
1.Способствовать развитию интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности. Способствовать развитию образного и логического мышления, умений выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале. 2.Совершенствовать произвольное внимание, память.
3. Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний.
4. Развивать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму познания, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.
Ожидаемые результаты:
1.Сформированы познавательные логические универсальные учебные действия в интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
2. Развиты интегративные качества: осведомленный, любознательный, сообразительный, умеющий анализировать, обобщать, слушать, доказывать свою точку зрения.
Перспективный план (на год)
СЕНТЯБРЬ
- Проведение первичной диагностики;
- Анализ и оформление результатов диагностики;
- Составление перспективного плана работы
- Изучение методической литературы.
- Разработка и проведения занятий с использование ИКТ.
ОКТЯБРЬ
- Посетить занятия по ФЭМП опытных педагогов.
- Математическое развлечение «В гостях у звездочёта»
- Проведение конкурса с детьми «Серебряная сова» для выявления и поддержки одарённых и талантливых детей.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (настольно-печатные игры, игра «Танграм»)
- Привлечение родителей к изготовлению пособий и игр по математике для оборудования математического уголка.
НОЯБРЬ
- Проведение НОД с использованием логических задач.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала.
- Подготовка картотеки занимательного математического материала «Работа с тетрадью»
ДЕКАБРЬ
- Пополнение предметно-развивающей среды в группе по данной теме.
- Проведение ООД с использованием развивающих упражнений.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Собери фигуру», «Какой цифры не стало?» головоломки)
ЯНВАРЬ
- Оформление выставки для родителей «Дидактические игры по математике»
- Использование логических задач, загадок на ООД и в совместной деятельности воспитателя и детей.
- Проведение игр – занятий с использованием игры «Танграм»
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного
ФЕВРАЛЬ
- Оформить в группе уголок «Математический сундучок»
- Проведение ООД с использование игры «Танграм»
- Чтение математической сказки «В стране Математике» в пластилиновом районе» анализ и обсуждение сказки с детьми.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала («Флажки и гирлянды» «Конструируем из палочек разной длины»)
МАРТ
- Изучение литературы по теме самообразования (Л. А Венгер «Больше, меньше, поровну»); (З А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»
- Разработка индивидуальных заданий для детей старшего возраста.
- Придумывание сказок с детьми про геометрические фигуры.
- Проведение развлечения «Весёлая математика»
АПРЕЛЬ - Отражение и закрепление полученных знаний в творческой деятельности (математика в рисовании, лепке, аппликации).
- Использование в индивидуальной работе с детьми игру «Рисуем по линейке»
- Игры на запоминание цифр «Сосчитай и найди цифру» «Вставь отсутствующую цифру»
МАЙ
- Оформление документации
- Проведение итоговой диагностики
- Мастер-класс: Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр. Работа с родителями.
- Информация в уголок для родителей «Математика вокруг нас» (папка-передвижка).
- Индивидуальные беседы и консультации.
- Доклад и презентация по теме: «Развитие интереса к математике у детей дошкольного возраста»
- Рекомендации для родителей «Как привить интерес к математике»
- Выставка тетрадей для ознакомления родителей с навыками детей, и составления диагностики по развитию детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста с использованием палочек Д.Кюизенера
В статье описан опыт работы с палочкам Д.Кюизенера для развития внимания, памяти , мелкой моторики у детей дошкольного возраста....
Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей...
"Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»
выступление на педагогическом совете№3 2016г....
инновационные методы и технологии в развитии познавательных способностей у детей дошкольного возраста
музейная педагогика - один из инновационных методов в развитии познавательных способностей у детей дошкольного возраста....
План работы по самообразованию на тему: «Песочная терапия в развитии познавательных способностей у детей дошкольного возраста».
Пояснительная записка. Ученые доказали, что песок поглощает негативную энергию, успокаивает, наполняет гармонией. Именно поэтому так полезно малышам играть в песочн...
План самообразования по теме:«Игра, как средство развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста»
laquo;Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмо...
"Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста"
Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста необходимо начинать в период с 3 до 5 лет — это наиболее подходящее время. Именно на этом этапе жизни важно мотивировать малышей...