Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста
проект

развитие познавательный способностей у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mm_pl_sam.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность

      Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета.     Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.

       В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции.

        Роль логики при этом невозможно переоценить.    Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребёнка соответствующим образом. Многие думают, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться.    Однако, существуют исследования известных психологов, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).      Известно, что мышление человека отличается, прежде всего способностью обобщённо мыслить о предметах, явлениях и процессах окружающего мира, т.е. мыслить определёнными понятиями. Причём познание реальной действительности реализуется путём образования понятий и оперирования ими, т.е. понятие выступает — и как исходный элемент познания — и как его результат. А для того, чтобы у ребёнка как можно раньше формировалось понятийное мышление, необходимо развивать именно его логические структуры. Основными формами абстрактного мышления как раз и являются, в первую очередь, понятия, а также – суждения и умозаключения.  Для успешного формирования понятий требуется развитие таких мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. 

         Абстрактное логическое мышление предполагает развитие интеллектуальной готовности дошкольника к школьному обучению в первую очередь через формирование элементарных  математических представлений.

        Работа с детьми дает возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать  логическое мышление.

       В работе с детьми я использую познавательные и развивающие игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими формами, самостоятельная детская деятельность, решение логических задач и головоломок, математические конкурсы, применение эффективных учебно-игровых пособий, работа в рабочих тетрадях "Я решаю логические задачи", "Геометрические фигуры". Дети включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать, выразить математическое отношение и зависимости любым доступным способом. Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное - освоению способов познания.  

Время работы над темой: сентября  – май  Источники самообразования: - Интернет ресурсы; - Изучение методической литературы; - Внедрение в свою практику новых технологий таких как: метод проектов, компьютерные технологии, мультимедиа технологии.

     Результат работы: 

- Участие в конкурсах по данной теме;

- Использование методики на занятиях, в игре, в индивидуальной работе с детьми, в свободной деятельности;

 - Прохождение курсов на тему:

- Дополнить разработанные конспекты по формирования элементарных математических представлений  для старших дошкольников

 - Размещение методических разработок на сайте

- Мастер-класс развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр.

 Цель: формирование  познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления. Задачи: 

 1.Способствовать развитию интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности. Способствовать развитию образного и логического мышления, умений выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале. 2.Совершенствовать произвольное внимание, память.

3.  Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний. 

 4. Развивать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму познания, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.    

Ожидаемые результаты: 

1.Сформированы познавательные логические универсальные учебные действия в интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

2. Развиты интегративные качества: осведомленный, любознательный, сообразительный, умеющий анализировать, обобщать, слушать, доказывать свою точку зрения.               

Перспективный план (на год)  

СЕНТЯБРЬ

 - Проведение первичной диагностики;

- Анализ и оформление результатов диагностики;

 - Составление перспективного плана работы

 - Изучение методической литературы.

- Разработка и проведения занятий с использование ИКТ.    

 ОКТЯБРЬ

 - Посетить занятия по ФЭМП опытных педагогов.

 - Математическое развлечение «В гостях у звездочёта»

 - Проведение конкурса с детьми  «Серебряная сова» для выявления и поддержки одарённых и талантливых детей.

 - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (настольно-печатные игры, игра «Танграм»)

- Привлечение родителей к изготовлению пособий и игр по математике для оборудования математического уголка.

  НОЯБРЬ 

- Проведение НОД с использованием логических задач.

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала.

- Подготовка картотеки занимательного математического материала «Работа с тетрадью»

ДЕКАБРЬ

 - Пополнение предметно-развивающей среды в группе по данной теме.

 - Проведение ООД  с использованием развивающих упражнений.

 - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Собери фигуру», «Какой цифры не стало?» головоломки)  

ЯНВАРЬ

 - Оформление выставки для родителей «Дидактические игры по математике»

 - Использование логических задач, загадок на ООД и в совместной деятельности воспитателя и детей.

- Проведение игр – занятий с использованием игры «Танграм»

 - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного

 

ФЕВРАЛЬ

 - Оформить в группе уголок «Математический сундучок»

 - Проведение ООД с использование игры «Танграм»

 - Чтение математической сказки «В стране Математике» в пластилиновом районе» анализ и обсуждение сказки с детьми.

 - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала («Флажки и гирлянды» «Конструируем из палочек  разной длины»)  

 МАРТ

 - Изучение литературы по теме самообразования (Л. А Венгер «Больше, меньше, поровну»); (З А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

- Разработка индивидуальных заданий для детей старшего возраста.

 - Придумывание сказок с детьми  про геометрические фигуры.

 - Проведение развлечения «Весёлая математика»  

АПРЕЛЬ - Отражение и закрепление полученных знаний в творческой деятельности (математика в рисовании, лепке, аппликации).

- Использование в индивидуальной работе с детьми игру «Рисуем по линейке»

- Игры на запоминание цифр «Сосчитай и найди цифру» «Вставь отсутствующую цифру»  

МАЙ

- Оформление документации

- Проведение итоговой диагностики

- Мастер-класс: Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр.     Работа с родителями.

 - Информация в уголок для родителей «Математика вокруг нас» (папка-передвижка).

- Индивидуальные беседы и консультации.

 - Доклад и презентация по теме: «Развитие интереса к математике у детей дошкольного возраста»

 - Рекомендации для родителей «Как привить интерес к математике»  

 - Выставка тетрадей для ознакомления родителей с навыками детей, и составления диагностики по развитию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста с использованием палочек Д.Кюизенера

В статье описан опыт работы с палочкам Д.Кюизенера для развития внимания, памяти , мелкой моторики у детей дошкольного возраста....

инновационные методы и технологии в развитии познавательных способностей у детей дошкольного возраста

музейная педагогика - один из инновационных методов  в развитии познавательных способностей у детей дошкольного возраста....

План работы по самообразованию на тему: «Песочная терапия в развитии познавательных способностей у детей дошкольного возраста».

Пояснительная записка.       Ученые доказали, что песок поглощает негативную энергию, успокаивает, наполняет гармонией. Именно поэтому так полезно малышам играть в песочн...

План самообразования по теме:«Игра, как средство развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста»

laquo;Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмо...

"Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста"

Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста необходимо начинать в период с 3 до 5 лет — это наиболее подходящее время. Именно на этом этапе жизни важно мотивировать малышей...