"Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Кретинина Юлия Юрьевна

Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста необходимо начинать в период с 3 до 5 лет — это наиболее подходящее время. Именно на этом этапе жизни важно мотивировать малышей к развитию сразу в нескольких сферах деятельности. Живой познавательный интерес поможет развитие познавательных способностей детей дошкольного возрастаребятам в дальнейшем проявить себя успешными учениками в школе, станет залогом эффективной деятельности в любом направлении.Самый эффективный способ ускорить развитие личности — это поддержание у детей дошкольного возраста искреннего интереса к миру, который будет проявляться в познавательной активности и желании постоянно и с удовольствием чему-то учиться.

Каждый малыш, появляясь на свет, уже имеет врождённую познавательную направленность. Именно за её счёт у него получается адаптироваться в незнакомых для него условиях жизни.По мере роста и развития крохи познавательная направленность перерождается в познавательную активность, и ребёнок внутренне 

развитие познавательных способностей детей дошкольного возрастаготовится к ведению активной познавательной деятельности.

Эта готовность проявляется в ряде поисковых действий, большая часть которых связана с желанием получения новых эмоций и впечатлений. Чем старше становится дошкольник, тем более активной будет его познавательная деятельность, в рамках которой и будет происходить развитие познавательных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_kretinina_yu.yu_.pptm2.09 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

Слайд 2

Знакомство с темой Цель : повышение психолого-педагогической компетенции педагогов. Задачи : закрепить знания о психических процессах, расширить знания о методах и приемах, позволяющих развивать познавательную сферу детей, способствовать сплочению коллектива педагогов, желанию использовать новые формы работы с детьми. Педагогам предлагается выбрать билет настроения.

Слайд 3

Для того, чтобы узнать о чем мы сегодня будем говорить, нужно собрать слова из букв, которые лежат у вас на столах. Педагоги собирают слова: ПАМЯТЬ, ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ, ВООБРАЖЕНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ, РЕЧЬ. Как можно назвать все эти слова? Это психические процессы, которые необходимы нам для развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.

Слайд 4

ВНИМАНИЕ Это сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте или явлении. Уровень внимания определяется объемом, сосредоточенностью, устойчивостью , переключением и распределением. Характерной особенностью внимания детей дошкольного возраста является преобладание непроизвольности, низкой сосредоточенности и устойчивости. Развитию и укреплению внимания способствуют: осознание значения задачи; интерес к конечному результату деятельности заставляет напоминать самому себе, что надо быть внимательным; проговаривание того, что сделано и что еще нужно сделать.

Слайд 5

ВОСПРИЯТИЕ Это познавательный процесс отражения действительности: ее предметов и явлений. Основу восприятия составляет работа наших органов чувств. В соответствии с нашими органами чувств различают пять видов восприятия: слуховое, зрительное, обонятельное, вкусовое, тактильное. Восприятие ребенка носит непроизвольный характер. Лучшие результаты развития восприятия у ребенка дошкольного возраста получаются тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются эталоны, воздействующие на органы чувств (сенсорные эталоны)

Слайд 6

Память Это запоминание , сохранение и последующее воспроизведение того, что когда-то произвело на нас впечатление. В дошкольном возрасте развивается смысловая память в процессе активного освоения речи; возникает произвольная память.

Слайд 7

ВООБРАЖЕНИЕ Это познавательный процесс создания образа или системы образов, в которых реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, измененном виде и содержании. Это очень важный психический процесс , присущий только человеку . С его помощью мы можем изменять окружающий мир и самого себя , совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Основное условие развития воображения у ребенка – включение его в самую разнообразную деятельность. Чем больше ребенок слышал и пережил, чем больше он знает , тем продуктивнее будет активность его воображения.

Слайд 8

МЫШЛЕНИЕ Человек не только воспринимает окружающий мир, но хочет его понять. Понять –это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом , который называется мышлением. Выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное , словесно-логическое. Исключительно важная особенность мышления, его неразрывная связь с речью. Выделяя нечто общее в предметах и явлениях окружающего мира, человек обозначает его словами. Речь является не только формой, но и орудием мышления.

Слайд 9

РЕЧЬ Это процесс использования языковых конструкций в целях общения. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми средствами, а с другой стороны –восприятие языковых конструкций и их понимание. Развивая мышление ,память, внимание, восприятие, воображение, мы совершенствуем и три функции речи, которые имеют важное значение в формировании интеллекта: Функции речи: коммуникативная, когнитивная, регулятивная.

Слайд 10

КРУГЛЫЙ СТОЛ Педагоги знакомят коллег с заданиями, которые можно использовать для развития психических процессов.

Слайд 11

ИГРЫ Игры для развития внимания: «Найди отличия», «Найди картинку, которая отличается от других», «Лабиринт». Игры для развития восприятия: «Узнай, что нарисовано», «Чудесный мешочек», «Лошадка стучит копытом. Кто позвал?» Игры для развития памяти: «Какие картинки поменялись местами?», «Кто появился во дворе», «Запомни, как двигается животное». Игры для развития воображения: «Найди спрятанные фигуры», «Что там за облаками», «Дорисуй картинку», «Продолжи историю». Игры для развития мышления: «Кто, где живет», «Что сначала, что потом?», «Четвертый лишний». Игры для развития речи: «Добавь слово», «Скажи наоборот», «Один-много», «Назови ласково», «Составь предложение по картинке».

Слайд 12

КРОССВОРД 1)Одна из психических функций, предназначенная сохранять , накапливать и воспроизводить информацию? 2)Это психический процесс, основанный на работе органов чувств. 3)Эффективный метод обучения при формировании познавательного интереса у детей. 4)Сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте или явлении. 5)Одна из мыслительных операций. 6)Бывает словесно-логическим, наглядно-действенным и наглядно-образным. 7)Способность сознания создавать новые образы, представления, идеи. 8)Этот психический процесс выполняет коммуникативную, когнитивную и регулятивную функции.

Слайд 13

РЕФЛЕКСИЯ Уважаемые педагоги от любования цветами поднимается настроение . Пусть они распустятся и у нас. Если информация была для вас интересной и полезной –посадите на «полянку» желтый цветок. Если информация была полезна, но в будущем вы не планируете ее применять - посадите на «полянку» красный цветок. Если информация оставила вас равнодушными, тогда посадите белый цветок. Мы рады, что на нашей поляне появилась такая замечательная клумба!!!!

Слайд 14

Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №34» Кретинина Ю.Ю. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста с использованием палочек Д.Кюизенера

В статье описан опыт работы с палочкам Д.Кюизенера для развития внимания, памяти , мелкой моторики у детей дошкольного возраста....

инновационные методы и технологии в развитии познавательных способностей у детей дошкольного возраста

музейная педагогика - один из инновационных методов  в развитии познавательных способностей у детей дошкольного возраста....

План работы по самообразованию на тему: «Песочная терапия в развитии познавательных способностей у детей дошкольного возраста».

Пояснительная записка.       Ученые доказали, что песок поглощает негативную энергию, успокаивает, наполняет гармонией. Именно поэтому так полезно малышам играть в песочн...

План самообразования по теме:«Игра, как средство развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста»

laquo;Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмо...

Тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредствам технологии интеллектуально- творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича»

Тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредствам технологии интеллектуально- творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича&raq...