"Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста необходимо начинать в период с 3 до 5 лет — это наиболее подходящее время. Именно на этом этапе жизни важно мотивировать малышей к развитию сразу в нескольких сферах деятельности. Живой познавательный интерес поможет ребятам в дальнейшем проявить себя успешными учениками в школе, станет залогом эффективной деятельности в любом направлении.Самый эффективный способ ускорить развитие личности — это поддержание у детей дошкольного возраста искреннего интереса к миру, который будет проявляться в познавательной активности и желании постоянно и с удовольствием чему-то учиться.
Каждый малыш, появляясь на свет, уже имеет врождённую познавательную направленность. Именно за её счёт у него получается адаптироваться в незнакомых для него условиях жизни.По мере роста и развития крохи познавательная направленность перерождается в познавательную активность, и ребёнок внутренне
готовится к ведению активной познавательной деятельности.
Эта готовность проявляется в ряде поисковых действий, большая часть которых связана с желанием получения новых эмоций и впечатлений. Чем старше становится дошкольник, тем более активной будет его познавательная деятельность, в рамках которой и будет происходить развитие познавательных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_kretinina_yu.yu_.pptm | 2.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Знакомство с темой Цель : повышение психолого-педагогической компетенции педагогов. Задачи : закрепить знания о психических процессах, расширить знания о методах и приемах, позволяющих развивать познавательную сферу детей, способствовать сплочению коллектива педагогов, желанию использовать новые формы работы с детьми. Педагогам предлагается выбрать билет настроения.
Для того, чтобы узнать о чем мы сегодня будем говорить, нужно собрать слова из букв, которые лежат у вас на столах. Педагоги собирают слова: ПАМЯТЬ, ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ, ВООБРАЖЕНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ, РЕЧЬ. Как можно назвать все эти слова? Это психические процессы, которые необходимы нам для развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.
ВНИМАНИЕ Это сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте или явлении. Уровень внимания определяется объемом, сосредоточенностью, устойчивостью , переключением и распределением. Характерной особенностью внимания детей дошкольного возраста является преобладание непроизвольности, низкой сосредоточенности и устойчивости. Развитию и укреплению внимания способствуют: осознание значения задачи; интерес к конечному результату деятельности заставляет напоминать самому себе, что надо быть внимательным; проговаривание того, что сделано и что еще нужно сделать.
ВОСПРИЯТИЕ Это познавательный процесс отражения действительности: ее предметов и явлений. Основу восприятия составляет работа наших органов чувств. В соответствии с нашими органами чувств различают пять видов восприятия: слуховое, зрительное, обонятельное, вкусовое, тактильное. Восприятие ребенка носит непроизвольный характер. Лучшие результаты развития восприятия у ребенка дошкольного возраста получаются тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются эталоны, воздействующие на органы чувств (сенсорные эталоны)
Память Это запоминание , сохранение и последующее воспроизведение того, что когда-то произвело на нас впечатление. В дошкольном возрасте развивается смысловая память в процессе активного освоения речи; возникает произвольная память.
ВООБРАЖЕНИЕ Это познавательный процесс создания образа или системы образов, в которых реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, измененном виде и содержании. Это очень важный психический процесс , присущий только человеку . С его помощью мы можем изменять окружающий мир и самого себя , совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Основное условие развития воображения у ребенка – включение его в самую разнообразную деятельность. Чем больше ребенок слышал и пережил, чем больше он знает , тем продуктивнее будет активность его воображения.
МЫШЛЕНИЕ Человек не только воспринимает окружающий мир, но хочет его понять. Понять –это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом , который называется мышлением. Выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное , словесно-логическое. Исключительно важная особенность мышления, его неразрывная связь с речью. Выделяя нечто общее в предметах и явлениях окружающего мира, человек обозначает его словами. Речь является не только формой, но и орудием мышления.
РЕЧЬ Это процесс использования языковых конструкций в целях общения. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми средствами, а с другой стороны –восприятие языковых конструкций и их понимание. Развивая мышление ,память, внимание, восприятие, воображение, мы совершенствуем и три функции речи, которые имеют важное значение в формировании интеллекта: Функции речи: коммуникативная, когнитивная, регулятивная.
КРУГЛЫЙ СТОЛ Педагоги знакомят коллег с заданиями, которые можно использовать для развития психических процессов.
ИГРЫ Игры для развития внимания: «Найди отличия», «Найди картинку, которая отличается от других», «Лабиринт». Игры для развития восприятия: «Узнай, что нарисовано», «Чудесный мешочек», «Лошадка стучит копытом. Кто позвал?» Игры для развития памяти: «Какие картинки поменялись местами?», «Кто появился во дворе», «Запомни, как двигается животное». Игры для развития воображения: «Найди спрятанные фигуры», «Что там за облаками», «Дорисуй картинку», «Продолжи историю». Игры для развития мышления: «Кто, где живет», «Что сначала, что потом?», «Четвертый лишний». Игры для развития речи: «Добавь слово», «Скажи наоборот», «Один-много», «Назови ласково», «Составь предложение по картинке».
КРОССВОРД 1)Одна из психических функций, предназначенная сохранять , накапливать и воспроизводить информацию? 2)Это психический процесс, основанный на работе органов чувств. 3)Эффективный метод обучения при формировании познавательного интереса у детей. 4)Сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте или явлении. 5)Одна из мыслительных операций. 6)Бывает словесно-логическим, наглядно-действенным и наглядно-образным. 7)Способность сознания создавать новые образы, представления, идеи. 8)Этот психический процесс выполняет коммуникативную, когнитивную и регулятивную функции.
РЕФЛЕКСИЯ Уважаемые педагоги от любования цветами поднимается настроение . Пусть они распустятся и у нас. Если информация была для вас интересной и полезной –посадите на «полянку» желтый цветок. Если информация была полезна, но в будущем вы не планируете ее применять - посадите на «полянку» красный цветок. Если информация оставила вас равнодушными, тогда посадите белый цветок. Мы рады, что на нашей поляне появилась такая замечательная клумба!!!!
Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №34» Кретинина Ю.Ю. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста с использованием палочек Д.Кюизенера
В статье описан опыт работы с палочкам Д.Кюизенера для развития внимания, памяти , мелкой моторики у детей дошкольного возраста....
Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей...
"Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»
выступление на педагогическом совете№3 2016г....
инновационные методы и технологии в развитии познавательных способностей у детей дошкольного возраста
музейная педагогика - один из инновационных методов в развитии познавательных способностей у детей дошкольного возраста....
План работы по самообразованию на тему: «Песочная терапия в развитии познавательных способностей у детей дошкольного возраста».
Пояснительная записка. Ученые доказали, что песок поглощает негативную энергию, успокаивает, наполняет гармонией. Именно поэтому так полезно малышам играть в песочн...
План самообразования по теме:«Игра, как средство развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста»
laquo;Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмо...
Тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредствам технологии интеллектуально- творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича»
Тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредствам технологии интеллектуально- творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича&raq...
- Мне нравится (3)