Отчет о работе в уголке природы
статья
Отчет о работе в уголке природы воспитателя Кондрашкиной Натальи Александровны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_o_rabote_v_ugolke_prirody_vospitatelya_mbdou.docx | 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет о работе в уголке природы воспитателя МБДОУ №2 комбинированного вида г. Новозыбкова
Кондрашкиной Натальи Александровны.
В настоящее время появилась еще большая необходимость в создании уголков живой природы. Вызвано это тем, что значительно ограничен и регламентирован сбор живых объектов для создания гербариев, коллекций и других наглядных пособий. В образовательных учреждениях утрачены ранее организованные уголки живой природы в связи с нехваткой средств на приобретение, содержание и кормление животных, несоответствием условий содержания животных в образовательных учреждениях, нехваткой специалистов-биологов. По сути, организация уголка живой природы сегодня в образовательном учреждении - это “хорошо забытое старое” на “новый лад”.
Уголки живой природы служат:
· наглядным и разносторонним собранием животных и растений. Они дают возможность детям взаимодействовать с миром природы, повысить уровень образования, культуры, расширить кругозор;
· звеном воспитательного характера в части развития у детей чувство глубокого уважения к живой природе, гуманного отношения ко всем представителям флоры и фауны, бережного отношения к ним, что является необходимым при формировании высокой нравственности;
· базой для развития творческих способностей детей, приобщению талантливых и способных ребят к научно – исследовательской деятельности, разработке проектов, выполнению творческих работ;
· объектом для выполнения трудовых процессов и приемов: уборка помещения, обслуживание животных, приготовление для них кормов, изготовление садков, зарядка аквариумов и т. д.
Уголок природы находится в хорошо освещенном месте около окна. В нем размещены природные объекты для ухода и наблюдений.
В уголке природы находятся: комнатные растения, инвентарь для ухода за растениями в осенне-зимний период на окошке располагается мини огород «Витамины на окошке». Так же календарь природы, энциклопедии, художественная литература, альбомы с иллюстрациями, дидактические игры, различный природный материал.
На протяжении всего учебного года, мы проводили с детьми ежедневный уход за комнатными растениями в уголке природы. Дети ежедневно учились дежурить в уголке природы по два человека. Дети учились ухаживать за комнатными растениями: поливать цветы и протирать пыль губкой, рыхлить землю. Чтобы ребенок понимал свою неотрывность от природы, важно окружить его ею.
В прошедшем учебном году мы знакомились с природой и происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формировались такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства. Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней помогает уголок природы детского сада. Уголок природы предоставляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений и животных.
В уголке природы дошкольники в течение всего дня знакомились с животными и растениями в соответствии с образовательной программой средней группы, рассматривали их, вели за ними длительное наблюдение. У детей расширились конкретные знания о природе.
В прошлом году во время работы в уголке природы у детей продолжали развиваться следующие познавательные процессы: восприятие, мышление, воображение, а также внимание и память. Дети запомнили названия обитателей уголка природы (черепаха, попугай, хомяк, рыбки), придумывали игры с использованием объектов уголка природы. Сформировались навыки ухода за обитателями природы, трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.
Растения и животные уголка природы, их подбор для уголка соответствует требованиям программы «От рождения до школы» средней группы по которой работает коллектив нашего детского сада. Только при этом условии можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений. При пополнении уголка природы, мы привлекали внимание всех детей к новым растениям и животным, называли их, рассматривали вместе с детьми, рассказывали, где произрастает растение постоянно, определяли ему место в уголке природы и беседовали с детьми о том, как за ним нужно ухаживать.
Вносили в уголок природы временных обитателей: карась, вьюн, морская свинка. Временные обитатели — это растения и животные местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или другие сезоны: первоцветы весной (гиацинты, крокусы, нарциссы), яркие растения цветника (астры, петуньи).
Постоянные обитатели нашего уголка природы в детском саду — комнатные растения. Они издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны (прямостоячие, лежачие, восходящие, вьющиеся и т. д.). Большинство комнатных растений — выходцы из тропических и субтропических стран: жарких пустынь и саванн, тропических, влажных лесов и болот, горных склонов и долин.
Изучали особенности комнатных растений. В зависимости от места произрастания в природе комнатные растения требуют различного ухода
(разной почвы, поливки, степени освещенности и т. д.). Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет свои сроки и периоды активной вегетации. Комнатные растения — ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.
Традиционно для уголка содержали рыб в аквариуме. В аквариуме жили как рыбы местных водоемов (малый прудовой карась, красноперка, вьюн, верхоплавка), так и неприхотливые виды экзотических, теплолюбивых рыбок (гуппи, меченосцы, скалярии). Дети моей группы самостоятельно кормят рыбок.
Наблюдения за рыбами были разнообразны, и труд по уходу за ними был организован доступным для дошкольников (кормление, уборка аквариума, частичная смена воды).
Основным содержанием наблюдений было наблюдение за ростом и развитием растений и животных, изменениями их по сезонам. Дети узнали, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги.
Мы продолжали ознакомление детей с растениями, с особенностями их внешнего строения: не только с разнообразием листьев, но и стеблей, цветков. Закрепляли умения, определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля (способ поддержания растения в чистоте).
В содержание познавательных задач о растениях я включала знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности стеблевыми черенками (фикус, зигокактус, хлорофитум).
Все это потребовало пополнения нашего уголка природы новыми растениями с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей). Это два вида традесканции, плющ обыкновенный, восковой плющ, а также растения, имеющие луковицы, клубнелуковицы, клубни (амариллис, кливия, бегония). Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы, у них разные потребности в свете и влаге.
Из птиц отдаю предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство, — канарейка, волнистые попугайчики. Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве — ценнейший материал для наблюдения. Не следует при этом забывать о том, что детям присуще чувство особо бережного и покровительственного отношения к детенышам, и забота о беспомощных, растущих птенчиках — источник добрых и гуманных чувств, бережного, и заботливого отношения ко всему живому.
Уход за живыми объектами в уголке природы осуществляли дежурные под руководством воспитателя. Эта работа приучает ребенка к ответственности и аккуратному выполнению своих обязанностей и вместе с тем дает возможность накапливать знания и трудовые навыки.
В процессе различных видов деятельности знакомились со свойствами песка, воды, камней и глины. Наблюдения, эксперименты, дидактические игры были продуманы и интегрированы в проект «Из чего нас мир состоит». Итогом проекта стала выставка детских работ.
Систематические наблюдения за состоянием погоды дети фиксировали в календаре природы. Вместе с воспитателем дети ежедневно беседовали об изменениях погоды, выясняли, почему они происходят. В подготовительной группе дети отмечают особенности погоды условными знаками. Работа с календарём развивает наглядно-образное и схематическое мышление дошкольников.
Имеющаяся в уголке литература помогает закрепить у детей те знания, которые они получают на занятиях по ФЦКМ и то, что они не могут увидеть сами. В таких случаях на помощь приходит детская литература, в которой поэтапно показано в красочных иллюстрациях. Так же в уголке имеется художественная литература с красочными иллюстрациями. В свободное время дети рассматривают данную литературу. У них обязательно возникают вопросы, на которые я даю им ответ.
В группе мы с детьми сажали мини - огород. Зелень лука срезали и во время обеда дети с удовольствием ее ели. А также зелень петрушки, укропа. Работу систематизировали и оформили в виде проектной деятельности «Огород на окне».
В группе оборудована полочка, где размещены различные поделки детей и их родителей из природного материала. А также собран разнообразный природный материал для самостоятельной деятельности детей и НОД.
Для родителей подготовили и провели консультации на тему: «Как научить детей любить природу», «Рекомендации по организации уголка природы дома». Родители изготовили для нашего уголка подиум для комнатных растений, помогли в подготовке картотеки комнатных растений, пополнении уголка природы дидактическими играми. Вместе с родителями провели акцию по сбору и заготовке природного материала.
В результате проведенной за год работы повысился уровень овладения необходимыми навыками и умениями детей образовательной области «Познавательное развитие» в разделе «Ознакомление с природой» с 73 % в начале года до 80 % в конце года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание и организация воспитательно-образовательной работы в уголке природы подготовительной к школе группе
сообщение для методического объединения 2008 г....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ТРУД".
В процессе работы в уголке природы ребёнок моделирует способы поведения. Следовательно ,выполняя работу ,ребёнок учится действовать в соответствии с общепринятыми нормами....
Методическая разработка НОД "Опытно-экпериментальная работа в уголке природы"
Методическая разработка НОД "Опытно-экпериментальная работа в уголке природы" в старшем дошкольном возрасте...
организация работы в уголке природы
В уголке природы дети сосредотачивают свое внимание на большом количестве объектов, что обеспечивает более глубокое их познание....
Перспективный план работы в уголке природы.
В плане представлены темы детской деятельности в уголке природы....
Презентация "Работа в уголке природы"
Хочу с вами поделиться материалом, как мы, совместно с детьми средней группы создавали свой огород на подокойнике и как дети ухаживали за растениями.Тем самым у детей формируется уважение и бережное о...
Организация работы в уголке природы (старшая группа).
Консультация для воспитателей...