Мероприятие для педагогов ДОУ «Культура речи педагога дошкольного учреждения»
методическая разработка
Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_kultura_rechi_pedagoga.docx | 26.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Культура речи педагога дошкольного учреждения».
Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.
Задачи:
- Уточнить и закрепить знания воспитателей о культурных и методических требованиях к речи педагога;
- Совершенствовать качество языкового оформления высказываний с использованием основных языковых норм;
- Способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.
Структура мероприятия:
Одной из основных задач развития ребенка в дошкольном учреждении является развитие речи ребенка, т.к. именно дошкольное детство – основной период становления речи. Формирование грамотной речи возможно только при условии создания полноценной речевой среды за счет постоянного, непрерывного, мотивированного (т.е. связанного с конкретной ситуацией и разнообразной практической деятельностью) общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми. Обязательным условием при этом выступает соблюдение взрослыми при пользовании речью всех языковых норм: произносительных, орфоэпических, грамматических, стилистических. В процессе такого общения ребенок как бы «настраивается» на восприятие особенностей родного языка, ведь речь дошкольника развивается путем подражания речевым и неречевым движениям взрослого.
Основная роль при этом принадлежит родителям. Однако многие родители не всегда отдают себе отчет в возможных последствиях дефицита родительского общения с детьми. Педагогическая запущенность в последние годы наблюдается не только в неблагополучных семьях. Многие родители сегодня вынуждены значительно больше времени, чем раньше, тратить на поддержание необходимого уровня жизни, и дети остаются наедине с телевизором или на попечении бабушек и дедушек, сестер и братьев, не имеющих сил и желания уделить им достаточно времени. В таких неблагоприятных условиях основную нагрузку и ответственность за развитие, в том числе и речевое, вынуждены брать на себя педагоги ДОУ. Поэтому к речи педагога предъявляются особые требования к культуре речи.
Давайте вспомним о том, что такое КУЛЬТУРА РЕЧИ? (Ответы педагогов).
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Культурные и методические требования к речи педагога предполагают строгое соответствие содержания речи воспитателя возрасту детей, их развитию, запасу представлений, с опорой на их опыт; владение педагогами методическим мастерством, знание приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умение их применять во всех случаях общения с дошкольниками.
В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога выделяются качества его профессиональной речи и требования к ней.
Предлагаю поиграть в игру «Загадочный букет» и вспомнить определения семи качеств речи: Педагоги берут по одному определению из серединки цветка, читают и определяют , о каком качестве идёт речь. Например: 1.…………..-.соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов. И так нужно вспомнить все компоненты речи.
- Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
Игра «Знатоки русской речи»
Сейчас я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя. Я называю пару слов, в каждой паре толь один правильный вариант. Нужно выбрать правильный ответ. Например: тОрты или тортЫ?
бАнты – бантЫ
тУфля – туфлЯ
бАловаться – баловАться
звОнит – звонИт
дОсуг – досУг
жАлюзи – жалюзИ
шАрфы – шарфЫ
красИвее – красивЕе
вручИт - врУчит
- Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Примеры предметной неточности можно обнаружить в газетах, в теле- и радиопередачах.
Так, в одном из репортажей встречается фраза: Эту передачу слушали по радио на двух континентах – в Арктике и Антарктике. Слово континент здесь совершенно недопустимо, потому что Арктика таковым не является. Столь же грубую предметную неточность содержит фраза:
В течение февраля продолжительность суток возрастёт на два часа. Сутки всегда равны 24 часам, а вот световой день может менять свою продолжительность.
- Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Игра «Собери пословицу»
Участники делятся на три команды. Каждой команде выдается разрезная пословица, которую нужно собрать. В конце игры проходит обсуждение и анализ пословиц.
Кто говорит - тот сеет, кто слушает - тот пожинает.
Ласковым словом и камень растопишь.
Кто ясно мыслит, тот ясно излагает.
- Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов. Примеры этих слов проиллюстрированы веселым стихотворением Э.Мошковской:
Жил-был этот, как его,
Ну, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак-
Это, в общем, значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя
Так сказать.
А жену звали ну…
А соседа звали это…
А его родители-
Видишь ли
И видите ли…
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.
- Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Игра «Раз словечко, два словечко»
Участникам надо проявить свою артистичность и выразительность. Участники делятся на 2 команды.
Задание: назвать одну и ту же фразу «Не бойся, Маша, я Дубровский» с разной интонацией. Каждый участник команды получает задание, с какой интонацией произносить эту фразу. Важно эту фразу произнести в соответствии с образом.
1 Команде:
— шепотом;
— весело, радостно, восторженно;
— испуганно;
— как робот.
2 Команде:
— грустно, печально;
— как иностранец;
— со злобой;
— как начальник.
- Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
Игра «Словесный поезд»
«Словесный поезд» где один вагончик (слово) прикрепляется к другому одной и той же буквой. Если в конце стоит мягкий знак, он отсекается, и следующее слово называется на ту букву, которая была перед мягким знаком. Например, первый игрок называет слово «балкоН», второй – «НоЧЬ», третий (или первый) – «ЧесноК» и т.д. - Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.)
Например: "Где авоська тут лежала? Умение найти нужные слова, интонацию в той или иной ситуации общения - залог успешного взаимоотношения собеседников, возникновения обратной связи, залог морального и даже физического здоровья людей. Например, в словах "спасибо, пожалуйста, извините" скрыта власть над нашим настроением. Каждому приятно получать знаки внимания, за "спасибо" многие из нас готовы отлично работать. Нет таких знаков внимания - и настроение портится, возникает обида.
Значение культуры речи воспитателя детского сада.
Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества лишь благодаря общению ребенка со взрослыми. Взрослые – хранители опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка. Язык – важнейшее средство человеческого общения.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. В исследованиях Е.И.Тихеевой, Ф.А.Сохина и других основоположников методики развития речи детей дошкольного возраста отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых. Поэтому, большое влияние на формирование культуры речи у детей оказывает воспитатель. Семье же принадлежит начальная и первенствующая роль в формировании личности ребенка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. Ребенок учится устной речи путем подражания. Слышит ребенок правильную, отчетливо ясную речь и невольно воспринимает ее, и мало-помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какой-нибудь извращенный диалект, то или другое местное наречие, и так же незаметно последнее становится его второй натурой. С недостатками речи трудно впоследствии бороться. То, что делает семья для развития ребенка, имеет колоссальное значение для всей его последующей жизни. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей детского сада в деле развития культуры речи детей.
А сейчас мы ещё раз обобщим все знания, которые получили на мастер – классе в виде красочного шедевра. Мы будем создавать картину. Раздаю заготовки.
Солнце – это воспитатель!(Солнце)
Он творец красивой речи,
Освещая путь детишкам,(фото детей)
Лучики бегут навстречу.
Облака для нас – общение.(Облака)
В них своё хитросплетение.
Это поза, жесты, взгляд,(Капельки)
Слово, мимика, контакт
И прикосновения,
Вера, уважение!
Речь, что грамотна, чиста,
Выразительна, проста!
Солнце капелек коснулось.
Что за чудо-красота?
Засияла речь игриво.
Появилась радуга.(Радуга)
Тучки тёмные – ошибки.(Тёмные тучки)
Они есть и их немного.
Будем исправлять все дружно,
И светла будет дорога!
Чтоб гордились русской речью
От могущества и силы.
Но, а знания о речи
Только радость приносили!
Практическое упражнение «Загибание листа».
- Возьмите лист бумаги и начинайте его сгибать – как вам будет угодно. При каждом сгибании вспоминайте какие негативные, неприятные слова сказаны вами когда-либо в адрес дорогих и близких Вам людей.
- А теперь разворачиваем лист и с каждым отгибанием вспоминайте те хорошие, приятные и ласковые слова, которые вы говорите им.
Вы расправили листок, а на нем так и остались эти линии сгибов. Так же как и в душе каждого человека остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.
В завершении хочу напомнить Вам о качествах речи вот таким стихотворением:
Семь качеств нашей речи
Запомнить просто и легко!
Лишь вспомни радугу на небе,
И станет на душе светло!
Ведь радуга, как речь, игрива,
И удивительна красива
Во все былые времена!
В ней правильность, логичность, точность,
Богатство красок, чистота,
А выразительность какая?
Ведь от неё поёт душа!
Мой стих приобретёт известность,
И в этом есть свой толк, уместность!
Спасибо всем за нашу встречу,
За мастер - класс «Культура речи!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»
В консультации раскрывается основное значение звуковой культуры речи как составной части общей речевой культуры, что входит в понятие "ЗКР", описаны основные этапы усвоения ребёнком ...
СТАТЬЯ: Речь педагога – основной источник развития речи детей. Требования к культуре речи педагога.
Речь воспитателя как образец для подражания дошкольников....
Педсовет для педагогов ДОУ :"Культура речи педагога"
Педсовет на тему "Культура речи педагога"...
Деловая игра для педагогов ДОУ «Грамотная речь педагога – залог грамотной речи дошкольников»
Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников. Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятел...
Консультация для педагогов на тему: "Речь педагога-основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя"
В данной консультации дана её главная цель, дано понятие "Культура речи" , даны компоненты профессиональной речи воспитателят и требования к ней....
Консультация для педагогов ДОУ. "Роль речи педагога в развитии речи дошкольников".
Подражая окружающим, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи.К речи педагога предъ...