Консультация для педагогов на тему: "Речь педагога-основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя"
консультация

В данной консультации дана её главная цель, дано понятие "Культура речи" , даны компоненты профессиональной речи воспитателят и требования к  ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_rechi_pedagoga.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему: «Речь педагога-основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя»

      Цель: актуализация знаний педагогов о культуре речи и её роли в  развитии и воспитании детей.

      По речи человека можно судить об его уровне воспитания, культурности и даже о происхождении и образовании. Это крайне важно для любого человека, но для педагога речь является основным рабочим инструментом, способом передачи информации и рычагом воздействия на детей.

     О культуре речи воспитателя сказано очень много, ведь от этого зависит результат его работы. Дети, подобно губке, впитывают любую информацию, которая поступает извне.

     М.М.Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребёнок перенимает «не только тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».

     Именно поэтому к речи педагога дошкольной организации сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

     Качество развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольной организации.

     Такие исследователи, как А.И.Максаков, Е.И. Тихеева, Е.А.Флёрина, уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей. По их мнению, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, внутри которой «речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно».

Что же такое культура речи?

     Культурой речи называют её правильность, т.е. соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, правописания, установленным традициям для литературного языка.

     Обладать культурой речи-значит не только понимать значение всех элементов языка (слов, корней, приставок, суффиксов, окончаний, различных типов предложений, интонации), но и помнить, как принято ими пользоваться в литературной речи.

     Культура речи каждого отдельного человека зависит от того, насколько развито у него чувство языка, или языковое чутьё. Высшей культурой речи называют обладание чувством стиля. Поэтому педагоги должны иметь хотя бы общее представление о стилях литературного языка, т.е. о том, что люди дифференцируют свою речь в зависимости от того, где, с кем и о чём они говорят.

    Человек общается с близкими, знакомыми людьми в быту, в частной жизни, и тогда его речь-разговорного стиля; в общественной жизни он говорит иначе, пользуясь уже речью книжного стиля, его разновидностями- научной, публицистической, поэтической, деловой речью.

   Для дошкольников представление о стиле речи соотносится, прежде всего, с представлением о речевом этикете, требующем и определённого поведения говорящих; кроме того, совершенствование стилистического чутья ребёнка является основным средством его эстетического воспитания.

  Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в повседневной, хозяйственно-бытовой и трудовой деятельности, он организует их игры, говорит с ними во время проведения образовательной деятельности, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в дошкольной организации целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя владение образцовой речью- это показатель его профессиональной подготовленности.

  Обучение стилю речи включает в себя определённые воспитательные задачи.

Воспитатель обязан не только интуитивно владеть чувством стиля, но и уметь осознанно анализировать языковые средства, с помощью которых создаётся определённый стиль, т.е. он должен иметь соответствующие знания в области лингвистики. Это поможет ему и при отборе необходимого дидактического материала, на котором он будет воспитывать чувство стиля у детей.

  Разнообразная стилистическая дифференциация речи обеспечивается синонимией языка:

-лексической (жилище-дом-квартира-приют-угол-гнездо-крыша над головой-жильё-берлога-логово-нора-гнёздышко);

-грамматической (идти полем- по полю- через поле; идущий- который идёт; красивее-более красивый);

-фонологической, одну и ту же фразу (например, «Садитесь!») можно произнести с разной интонацией, выразив эти своё отношение к собеседнику: проявить к нему уважение или, напротив, обидеть. Вспомним старую пословицу, отражающую это свойство интонации: «То же слово, да не так бы молвить!». «

  Знание синонимии родного языка поможет воспитателю не только улучшить собственную речь, но и даст ему лёгкий и очень эффективный приём обучения речи детей: если ребёнок не понимает какого-то слова или какой-то грамматической формы, достаточно бывает особенно, в средней или старших группах, предложить соответствующий синоним, чтобы он всё понял. Например, в стихотворении А.Прокофьева «На улице лужа» есть слова: « на воду спускают флот, оснащённый парусами». Встречающаяся здесь грамматическая форма причастного оборота трудна для понимания ребёнка. Вместо неё воспитатель предлагает уже знакомую форму спрягаемого глагола: снащённый парусами-значит «флот, который ребята оснастили (оборудовали) парусами».

  Воспитатель обязан быть достаточно натренирован в правильной артикуляции звуков речи и их сочетаний, что сделает более чёткой его дикцию,  а так же натренирован в модулировании своим голосом всех просодем: силы голоса, высоты тона, темпа речи, тембра голоса-для выражения различных человеческих чувств: радости, горя, страха, торжества, досады, одобрения, гнева, ласки и т.д. Это даст ему умение легко схватывать стиль произношения связной речи: будь то книжный стиль или разговорный стиль.

  Важность совершенствования произносительной культуры речи воспитателя обусловлена тем, что детям звуковая культура речи может быть привита только прямым путём, в процессе непосредственного с ними общения, поскольку одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. Дети обучаются произношению, только имитируя речь взрослых говорящих, в первую очередь речь воспитателя.

  Воспитатель должен быть приобщён и к высшей произносительной культуре родной речи, т.е. иметь навыки выразительного художественного чтения и рассказывания.

Компоненты профессиональной речи воспитателя

К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

-качество языкового оформления речи;

-ценностно-личностные установки педагога;

-коммуникативная компетентность;

-чёткий отбор информации для создания высказывания;

-ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Требования к речи воспитателя

Среди требований к речи педагога дошкольной организации выделяют:

-Правильность-соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

- Точность-соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

-Логичность- выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

-Чистота- отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики- одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

-Выразительность-особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребёнка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребёнка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать своё отношение к предмету разговора.

-Богатство-умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребёнка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребёнка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

-Уместность-употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учёт специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

  К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребёнком, но и слышать его.

  Безусловно, знание педагогом дошкольной организации названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи- это залог  успешности работы по речевому развитию детей дошкольного возраста.  

Использованная литература:

1.Введенская Л.А., Черкасова М.Н. «Русский язык и культура речи. Учебное пособие.-М.: Феникс,2020.

2.Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий/ под ред. Ганапольская Е.В.-М.: Юрайт,2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя.

М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются...

Консультация для педагогов на тему: «Коррекционно-развивающие игры в речевом развитии детей»

Игры – это любимое занятие наших детей. Трудно найти ребёнка, который не любил бы игр. Вместе с тем игра это не только детское развлечение, но и самый большой помощник родителям в воспитании детей. Во...

Консультация "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя"

Консультация "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя"...

Консультация для педагогов Тема: «Роль поисково-экспериментальной деятельности в речевом развитии детей младшего возраста

Консультация для педагогов Тема: «Роль поисково-экспериментальной деятельности в речевом развитии детей младшего возраста ...

Консультация для педагогов «Особенности взаимодействия с родителями по познавательно-речевому развитию детей»

Успех в работе по познавательно- речевому развитию детей зависит от тесной взаимосвязи педагогов, родителей и детей, цель которой:  - объединение усилий взрослых для успешного речевого развития к...

РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ - ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ. ТРЕБОВАНИЯ К КУЛЬТУРЕ РЕЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ

Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя...