Художественное слово, как средство патриотического воспитания в ДОУ
методическая разработка

Новопашина Марина Станиславовна

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через литературу

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». В.Г.Белинский

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что ребенок видит и слышит вокруг себя, чему он радуется и что вызывает отклик в его душе. Хотя многие впечатления ещё не осознанны, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

В своей работе по нравственно-патриотическому воспитанию я использую  разные формы:

-целевые прогулки к памятникам, Дом природы, в краеведческий музей, парк Победы;

- беседы с детьми о славной истории родного города родной страны ;

-наблюдения;

-демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций;

-знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми;

-знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников.

Задачи патриотического воспитания решаются комплексно, но художественная литература занимает главное место в формировании личности юного гражданина нашей Родины.

Сила художественной литературы, сила слова направлена на воспитание, формирование у дошкольников образа героя-защитника своего отечества, воспитание чувства гордости за свою страну и потребности защищать Родину.

Художественная литература формирует желание быть защитником земли, на которой ребёнок родился и вырос, которую для него сберегли предки и которую он обязан сберечь для своих потомков.

Мы с удовольствием слушаем того, кто читает стихотворение с живой выразительностью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.

Но, именно стихи о России, родном крае, доме и членах семьи учат детей видеть красоту вокруг себя, воспитывают любовь к Родине, к природе, неравнодушию к людям и животным, заставляют задуматься о жизни. В целом, поэзия оказывает положительное влияние на каждого ребенка, развивая его речь и расширяя кругозор. Благодаря стихотворениям ребенок становится духовно богаче, развивается как личность.

        Любовь к Родине как важная духовная ценность начинает формироваться в сознании ребенка именно в период дошкольного детства.

      Особое место в нравственном воспитании детей к Родине отводится произведениям художественной литературы о Великой Отечественной войне.

Чтение вслух может сопровождаться мимикой и жестами. Они сделают выступление более интересным и эмоциональным.

       Сильным средством воспитания у ребенка любви к Родине, так же как и воспитания гуманных чувств, являются русские народные сказки.

        При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности.

  Практически каждая русская народная сказка отражает жизнь людей в старину, дети знакомятся с  предметами быта (сусек, короб, лучина, печка, колода)

 Можно ли научить ребенка читать стихи выразительно? Да, можно.

Вот несколько этапов, которые помогут ребенку читать стихи с выражением.

Выбрать отрывок для выразительного чтения.

-Стихотворение должно быть доступным, близким и понятным детям по содержанию.

 Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение.

- Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек,

-3-4 лет – одно-два четверостишия,

-5-7лет – до пяти четверостиший, в зависимости от уровня развития памяти.

 Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия, без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом.

Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна.

Стишок должен соответствовать характеру ребенка. Поэтому нужно постараться подобрать то стихотворение, которое будет ему интересно.

 Прочитать стихотворение выразительно самим взрослым.

Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, нужно просмотреть его заранее, выбрать нужное настроение, интонацию, расставить акценты, выделяя главное слово. А затем прочитать стихотворение самим медленно и с выражением

 Выяснить, всё ли понятно ребёнку в этом тексте.

 При необходимости нужно разобрать каждую строчку, каждое слово. На этом этапе главное, чтобы малыш понимал, о чем стихотворение и для него не было бы непонятных слов.

 Определить настроение стихотворения.

Определите вместе с ребёнком, как, с каким настроением нужно читать текст, с грустным или весёлым.

 Расставить логическое ударение.

Важно, научится определять главные по смыслу слова текста и выделять их голосом при чтении.

 Выбрать нужный темп чтения, соблюдая паузы.

         Все мы знаем, что дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь то, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир, Отечество. Воспитанный на любви к Родине, на русских народных сказках и литературе человек всегда будет принадлежать русской культуре, где бы он не родился.



Предварительный просмотр:

«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». В.Г.Белинский

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что ребенок видит и слышит вокруг себя, чему он радуется и что вызывает отклик в его душе. Хотя многие впечатления ещё не осознанны, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

В своей работе по нравственно-патриотическому воспитанию я использую  разные формы:

-целевые прогулки к памятникам, Дом природы, в краеведческий музей, парк Победы;

- беседы с детьми о славной истории родного города родной страны ;

-наблюдения;

-демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций;

-знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми;

-знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников.

Задачи патриотического воспитания решаются комплексно, но художественная литература занимает главное место в формировании личности юного гражданина нашей Родины.

Сила художественной литературы, сила слова направлена на воспитание, формирование у дошкольников образа героя-защитника своего отечества, воспитание чувства гордости за свою страну и потребности защищать Родину.

Художественная литература формирует желание быть защитником земли, на которой ребёнок родился и вырос, которую для него сберегли предки и которую он обязан сберечь для своих потомков.

Мы с удовольствием слушаем того, кто читает стихотворение с живой выразительностью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.

Но, именно стихи о России, родном крае, доме и членах семьи учат детей видеть красоту вокруг себя, воспитывают любовь к Родине, к природе, неравнодушию к людям и животным, заставляют задуматься о жизни. В целом, поэзия оказывает положительное влияние на каждого ребенка, развивая его речь и расширяя кругозор. Благодаря стихотворениям ребенок становится духовно богаче, развивается как личность.

        Любовь к Родине как важная духовная ценность начинает формироваться в сознании ребенка именно в период дошкольного детства.

      Особое место в нравственном воспитании детей к Родине отводится произведениям художественной литературы о Великой Отечественной войне.

Чтение вслух может сопровождаться мимикой и жестами. Они сделают выступление более интересным и эмоциональным.

       Сильным средством воспитания у ребенка любви к Родине, так же как и воспитания гуманных чувств, являются русские народные сказки.

        При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности.

  Практически каждая русская народная сказка отражает жизнь людей в старину, дети знакомятся с  предметами быта (сусек, короб, лучина, печка, колода)

 Можно ли научить ребенка читать стихи выразительно? Да, можно.

Вот несколько этапов, которые помогут ребенку читать стихи с выражением.

Выбрать отрывок для выразительного чтения.

-Стихотворение должно быть доступным, близким и понятным детям по содержанию.

 Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение.

- Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек,

-3-4 лет – одно-два четверостишия,

-5-7лет – до пяти четверостиший, в зависимости от уровня развития памяти.

 Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия, без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом.

Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна.

Стишок должен соответствовать характеру ребенка. Поэтому нужно постараться подобрать то стихотворение, которое будет ему интересно.

 Прочитать стихотворение выразительно самим взрослым.

Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, нужно просмотреть его заранее, выбрать нужное настроение, интонацию, расставить акценты, выделяя главное слово. А затем прочитать стихотворение самим медленно и с выражением

 Выяснить, всё ли понятно ребёнку в этом тексте.

 При необходимости нужно разобрать каждую строчку, каждое слово. На этом этапе главное, чтобы малыш понимал, о чем стихотворение и для него не было бы непонятных слов.

 Определить настроение стихотворения.

Определите вместе с ребёнком, как, с каким настроением нужно читать текст, с грустным или весёлым.

 Расставить логическое ударение.

Важно, научится определять главные по смыслу слова текста и выделять их голосом при чтении.

 Выбрать нужный темп чтения, соблюдая паузы.

         Все мы знаем, что дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь то, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир, Отечество. Воспитанный на любви к Родине, на русских народных сказках и литературе человек всегда будет принадлежать русской культуре, где бы он не родился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература как средство патриотического воспитания старших дошкольников

В данной статье описаны способы использования удоественной литературы с детьми дошкольного возраста в целях патриотического воспитания. Представлен перечень проанализированных и подобранных в соответс...

Художественное слово как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать челове...

Художественное слово – как средство воспитания любви к природе.

Художественное слово - как средство воспитания любви к природе...

" Художественное слово как средство воспитания патриотизма у дошкольников"

Консультация срекомендованной литературой для воспитателей....

Методические рекомендации Художественная литература, как средство патриотического воспитания у дошкольников любви к родному краю"

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение к культур...

"Художественное творчество как средство патриотического воспитания детей"

Патриотическое воспитание подрастающего поколения во все времена не теряло своей актуальности. Любому обществу нужны не просто грамотные, интеллигентные, образованные люди, но и обладающие в...

Статья "Художественное творчество как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Дошкольные образовательные учреждения призваны форм...