«Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в музыкально- игровой деятельности»
консультация (старшая группа)
Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста является одним из главных направлений в ФОП ДО. Музыкальная деятельность ребенка в ДОУ может осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности – музыкальных играх, в игре на музыкальных инструментах, в движении, пении, театрально- исполнительской деятельности. В разных видах музыкальной деятельности самостоятельность и инициативность связана с полученными навыками и умениями. Роль музыкального руководителя заключается в том, чтобы незаметно для ребенка побуждает его проявить активность в различных видах музыкальной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_samostoyatelnosti_v_muzykalno-igrovoy_deyatelnosti.docx | 32.43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов ДОУ
«Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в музыкально- игровой деятельности»
Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста является одним из главных направлений в федеральной программе ДО : «Необходимо побуждать детей к самостоятельности и инициативе».
Целевые ориентиры, определяемые ФГОС, говорят о сформированности инициативы и самостоятельности детей:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
Вопрос к педагогам: Что такое самостоятельность?
Самостоятельность в педагогике понимается как одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться ее выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.
К основным признакам самостоятельности относят:
- отсутствие руководства со стороны педагога;
- наличие конкретных умений, навыков и общих, необходимых в любой деятельности (определить цель и способы её решения, сравнить результат с целью);
- перенос известных способов деятельности в новые условия;
- внесение творчества в выполняемую работу;
- осознание детьми смысла и цели деятельности и появления на этой основе внутренних мотивов самостоятельной деятельности.
Главным принципом развития самостоятельности выступает принцип соединения руководящей роли взрослого и личной активности ребенка «Самостоятельность ребенка, – пишет психолог, доктор педагогических наук Анна Александровна ЛюблИнская, – не имеет ничего общего с неконтролируемым его поведением. За самостоятельностью ребенка всегда стоит руководящая роль и требования взрослого.
Этапы развития самостоятельности:
I этап. Формирование умений (действие в соответствии с заданным образцом и речевыми указаниями взрослого). Установление отношений ребенка со взрослыми, где взрослый является носителем нормативов и образцом для подражания. На первом этапе роль взрослого очень велика. А все задачи, которые ставятся перед ребенком, решаются только в совместной деятельности, многие вещи демонстрирует педагог сам, инициирует детей на повторение или действие по аналогии, подводит к обсуждению этого действия. В конечном счете, вся работа сводится к выработке набора умений, которыми должен владеть ребенок, чтобы решать те или иные образовательные задачи.
II этап. Применение умений (самостоятельное действие по знакомым образцам, правила, алгоритмам). Второй этап действительно серьезный этап самостоятельности. Педагог выступает как равноправный партнер по совместной деятельности и стимулирует их к самостоятельному решению той или иной задачи.
III этап. Творческое применение умений в новой ситуации (самостоятельный перенос действия в новые предметные условия и ситуации). Педагог выступает в роли наблюдателя, направляя детей в деятельности. Детям предлагается самим поставить цель, самим сформулировать задачи и выбрать необходимые средства для реализации этих задач.
Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагающие компоненты самостоятельности.
Таким образом, самостоятельная деятельность ребёнка является продуктом подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы. И чем инициативнее ребёнок, тем шире его возможности самостоятельно применять их в новых условиях.
Рекомендации педагогам по развитию самостоятельности у детей:
- Наблюдайте. Не вмешивайтесь, если не просят;
- Помогайте, если трудно;
- Увеличивайте ответственность ребенка;
- Позвольте детям допускать и совершать ошибки.
Существенное значение в формировании самостоятельности ребенка-дошкольника имеет игра. Игра позволяет каждому ребенку проявить себя. Процесс взаимодействия детей в игре является средством развития их самостоятельности.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
Подбирая игры на развитие самостоятельности, следует обращать внимание на те игры, которые совмещают в себе:
- Развитие инициативы, желание участвовать в игре;
- Развитие способности принимать самостоятельное решение;
- Развитие саморегуляции и самоконтроля;
- Творческая составляющая (возможность изменения и усложнения правил, преобразование сюжета)
- Развитие уверенности в себе, умение достойно принимать проигрыш
Классификация игр.
- Игры по инициативе взрослого с готовыми правилами (дидактические, подвижные спортивные, развивающие, словесные , игры- эксперименты)
- Игры по инициативе ребенка (творческие: сюжетно-ролевые, режиссерские, и театрализованные (игры-драматизации, строительно-конструктивные, игры- фантазирования) .
- Народные игры (игра, характерная для данного народа и считающаяся таковой национальным сознанием). Это - дворовая, подвижная, музыкальная, речевая, хороводная, ролевая игра).
Значимую роль в развитии самостоятельности старших дошкольников выполняют (1) игры с правилами. Умение выбрать определенную внутреннюю позицию, действовать соответственно игровой задаче крайне важно для развития самостоятельности. Именно в игре поведение дошкольника становится произвольным и все более самостоятельным.
Самостоятельная деятельность требует от детей не только выполнять правила игры, наличие знаний, умений и навыков, но и самоконтроля и самооценки.
Музыкально- ритмическая игра «Робин Бобин Барабек» К. И. Чуковского
Робин Бобин Барабек – дум-дум-ду-би-дум (звуч.жесты: ш-ш-гр-гр –х)
Скушал сорок человек,
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу,
Скушал церковь, скушал дом,
И кузницу с кузнецом.
А потом и говорит:
« У меня живот болит »
2.Игры по инициативе детей.
«Я научу тебя»
Цель игр:развитие воли, усидчивости, целеустремленности у старших дошкольников
Дети играют по кругу (вправо или влево, по договоренности). Первый участник обращается к соседу, говоря: «Я научу тебя ________ » и показывает действие или имитирует его через подражание. Второй участник повторяет действие первого и затем обращается к следующему соседу: «Меня научили ______, а я научу тебя _________» .
Игра продолжается аналогичным образом до тех пор, пока очередь не доходит обратно до ребенка, первым начавшим игру. Затем дети обмениваются со своими «учителями» рукопожатиями, благодарят друг друга словами: «Спасибо! Это было просто здорово!»
Например: Первый ребенок говорит второму: – Я научу тебя строить дом . Второй ребенок говорит третьему: – Меня научили строить дом, а я научу тебя прыгать на скакалке. Третий ребенок говорит четвертому: – Меня научили прыгать на скакалке, а я научу тебя играть на скрипке. Четвертый ребенок говорит пятому: – Меня научили играть на скрипке, а я научу тебя вышивать… и т.д.
Творческое применение умений, навыков в новой ситуации.
Задание: украсить хокку или музыкальными инструментами или театрализацией.
Хокку. Один из древних жанров японской поэзии, распространённой до VIII в. н. э.; стихотворная форма в виде трёхстишия.
1.Туман над травами.
Без шума и плеска вОды бегут -
Вечерняя тишина... Ёса Бусон
2.Проливной дождь!
Пустился вскачь нагишом
На голой лошадке. Кобаяси Исса
3.В такт часам
Перезвон в тишине.
Какая жарища! Ёкои Яюю
4.Над кромкой воды
Вспыхивают, как ожерелье,
Огоньки светлячков. Кавабата Бося
5. Как разлилась река!
Цапля бредет на коротких ножках
По колено в воде. Басё.
6. Солнце пригрело
Плачет сосулька дождем.
Весна уже здесь.
7. Солнце всё выше
Земля от сна отряхнулась
Новой жизни рожденье.
8.Запах весны
Мне голову вскружил
Сердце от счастья поет.
9.На закате солнца
Шумно выпорхнул фазан
В горах весенних. Ёса Бусон
10.Утренний ветерок.
Кувыркается и поёт жаворонок
Высоко в небесах. Оосима Рёота.
Народные игры. (дворовая, подвижная, музыкальная, речевая, хороводная, ролевая)
Дударь.
По считалке выбирается Дударь- ( это соломенное чучело в виде человеческой фигуры. Делали его на следующий день после Рождества и провозили по всей деревне с песнями). Остальные встают вокруг него в хоровод. Произносят слова:
«Дударь, дударь, дударище,
старый, старый старичище,
Его под колоду, его под гнилую.
Дударь, дударь, что болит?
Дударь отвечает: « нога, потому что …»
Все берутся за ноги справа и слева стоящих .и приставными шагами передвигаются по кругу.
Резюме. Музыкальная деятельность ребенка в ДОУ может осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности – музыкальных играх, в игре на музыкальных инструментах, в движении, пении, театрально- исполнительской деятельности. В разных видах музыкальной деятельности самостоятельность и инициативность связана с полученными навыками и умениями.
Только благодаря полученным навыкам и умениям дошкольники могут переносить их в новые условия, создавая другие варианты решения того или иного задания.
Роль музыкального руководителя в развитии инициативы и самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, чтобы незаметно для ребенка побуждает его проявить активность в различных видах музыкальной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности
Материалы статьи в своей работе могут использовать музыкальные руководители и воспитатели ДОУ...
Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности
В данной статье представлен мой опыт работы по данной теме.Цель работы - помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально - ритмических сп...
"Поддержка детской инициативы и самостоятельности младшего дошкольного возраста через подвижно-игровую деятельность"
Поддержка детской инициативы и самостятельности у детей младшего дошкольного возраста...
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНУЮ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Сообщение к педагогичекому совету...
«Выражение песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности. Использование в работе музыкального руководителя ДОУ вокальных импровизаций на основе игровых и творческих заданий»
Проблема процесса развития ребенка в творчестве музыкального воспитания имеет обширный спектр научно-практических решений, так как процесс творчества связан с переживания...
«Идите, дети, в мир большой дорогами добра!» (Развитие эмпатии детей дошкольного возраста через музыкально-игровую деятельность.)
На фоне прогрессивных изменений требований современного общества, где главное внимание уделяется интеллектуальному развитию ребенка, а главным критерием является объем усвоенных им знаний,...
Презентация на тему "Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности"
Данная презентация поможет педагогам в раскрытии темы по развитию самостоятельности у детей дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности. Представлена в виде тезисов для педагого...