Мастер – класс для педагогов «Игровые технологии. Проблемное обучение.»
опыты и эксперименты (средняя группа)

Филиппова Тамара Владимировна

Мастер – класс для педагогов «Игровые технологии. Проблемное обучение.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_igrovye_tehnologii._problemnoe_obuchenie.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

 Тема мастер – класса: «Игровые технологии. Проблемное обучение.»

              В работе с дошкольниками любая обучающая технология, в том числе и технология проблемного обучения, всегда будет рассматриваться через призму игровой деятельности. Игры и игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием. Технология помогает сконцентрировать внимание детей на учебной задаче. Игра позволяет сделать более доступными сложные задания и вопросы в обучении и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников. Поэтому, технология проблемного обучения в игровой деятельности ребенка позволяет решить задачи воспитательно-образовательного процесса, такие как:


-дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

-развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

-воспитательные (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды).

            Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях мною проходит по следующим основным направлениям: 

- Ставлю дидактическую цель перед детьми в форме игровой задачи; 

- учебную деятельность подчиняю правилам игры; 

- учебный материал использую в качестве ее средства;

-в учебную деятельность ввожу элементы соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; 

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

                Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с различными средствами передвижения. Специфика проблемного обучения имеет место для применения в любой игровой среде. Проблемное обучение дошкольников- это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. Суть проблемного обучения заключается в том, что я - воспитатель создаю познавательную задачу, ситуацию и предоставляю детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе игровой деятельности. Чтобы эффективно использовать приемы проблемного обучения необходимо хорошо изучить компоненты, составляющие основу проблемного обучения.

Основными компонентами проблемного обучения являются:

1)Противоречие – основное звено проблемной ситуации. Наличие в проблемной ситуации противоречивых данных с необходимостью порождает процесс мышления, направленной на их «снятие».  Чем ярче  в проблемной ситуации выражено противоречие, тем более острую проблемность она приобретает.

2) Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Я  увлекают воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается  беседой. Ставлю вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать.

3) Познавательная деятельность.

Ребенку легче взаимодействовать со сверстником, чем с воспитателем. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролироватьоценивать, не соглашаться, спорить.Для достижения более конкретных целей в той или иной игровой деятельности или ситуации важно правильно создать проблемную ситуацию для ребенка.

Существуют разные способы создания проблемных ситуаций:

Проблемная ситуация возникает, когда я преднамеренно сталкиваю жизненные представления детей с научными фактами, объясняю которые они не могут – не хватает знаний, жизненного опыта.

проблемная ситуация возникает при преднамеренном побуждении детей к решению новых задач старыми способами.

проблемную ситуацию могу создавать, побуждая детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения. Противоречие в данном случае возникает в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предположения и результатов его опытной проверки.

               В процессе решения проблемной ситуации, помогаю ребёнку использовать известные способы действия, перенеся их в незнакомые условия. Нередко для получения ответа требуется открытие нового способа; в этом случае ребёнок может идти путём опытных проб. Считаю очень важным правильно оценивать как верные, так и неверные решения, направляя поисковую деятельность детей. Особое внимание нужно уделять неправильным ответам. Анализировать их вместе с детьми, помогать понять им свою ошибку, подвести к поиску нового способа решения задания. Поощрять познавательную активность ребёнка, поддерживать его эмоциональный настрой, интерес к знаниям, что позволяет ребёнку правильно реагировать на неудачу, не бояться высказывать своё мнение. Такая атмосфера эмоционального творческого подъёма на занятии создаёт ощущение победы при решении той или иной задачи, радость познания. Технологию проблемного обучения в игровой деятельности дошкольника следует применять на практике при полном осознании задач, компонентов и принципов данной технологии.

                 Так же хочу добавить, что я проблемную ситуацию использую в работе с родителями, например, на родительских собраниях.

                 Таким образом, применение технологии проблемного обучения развивает мотивацию детей к обучению и приводит к видимым результатам работы детей и воспитателя. Когда найден ответ, выход из проблемной ситуации, педагог-воспитатель всегда должен сделать вывод, обобщить высказывания детей и подвести их к правильному решению. В выводе ребёнок услышит свою гипотезу и предложения по решению проблемы.

              А так же, проблемное обучение способствует созданию положительного эмоционального тонуса на занятиях: дети всегда испытывают радость познания, напряжённость поиска, радость первых самостоятельных находок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов «Игровые технологии в формировании безопасного поведения у младших дошкольников».

Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Малыш ещё не может самостоятельно определить всю меру опасно...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Игровые технологии в обучении детей дошкольного возрастаправилам дорожного движения»...

Мастер-класс для педагогов: «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения».

Мастер-класс  для педагогов «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»....

Мастер-класс для педагогов "Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения"

Мастер-класс для педагогов "Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения" направлен на то, чтобы показать возможность формирования навыков безопасного...

Мастер- класс по ПДД:«Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения».

Цель обучения детей ПДД состоит не только в том, чтобы они получили знания в  области дорожного движения, но и в том, чтобы на базе этих знаний они выработали устойчивые практические ...

Мастер-класс для педагогов «Игровые технологии в работе социального педагога в работе ДОУ с семьей»

Дошкольник – не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов.  Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.Семья и детский...