Цель: создать благоприятные условия для развития познавательного интереса к учебно - исследовательской деятельности.
Задачи: 1) формировать представление о науке, ученых опытах и экспериментах.
2) способствовать развитию речи и логического мышления.
3) воспитывать интерес к познавательной и исследовательской деятельности.
Материалы и оборудование: 2 банки поллитровые и одна литровая, соль, 2 сырых яйца, спички, виноград, пипетка, линейка, веревка, гуашь, активированный уголь, 2 шарика.
Ход: Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку- Весь наукой увлеченный, ставит опыты...ответы детей( ученый).
8 февраля отмечается День российской науки.. Что значит слово "наука"? (ответы детей)
Чем занимаются ученые? ( ответы д.) Ученый - это тот, который занимается наукой, проводит исследования, пишет научные работы. Наука - система знаний о природе, обществе и человеке
Благодаря науке, человек способен лучше понимать мир, в котором живет. Он может обьяснить сложные загадочные явления происходящие в окружающем мире. Предлагаю вам на время стать учеными - исследователями и провести несколько опытов.
1опыт: " Сколько весит воздух?
Для начала надо сделать весы. Берем линйку, завязываем в середине веревочкой. Надуваем 2 шарика одинакового размера, горлышки шариков завязываем одинаковой длины. Привязываем шарики по краям линейки, линейка уравновешивается. Затем прокалываем один шарик булавкой, он лопается. Второй шарик, надутый, опускается вниз. Значит он тяжелее, чем лопнутый. Затем прокалываем второй шарик" бах" и лопнутые шарики опять уравновесятся.
2 опыт: "Подводная лодка"
Для этого нам понадобятся три банки и 2 сырых яйца, вода. Одну банку наполняем водой и опускаем в нее сырое яйцо. Оно утонет. Во вторую банку наливаем крепкий раствор поваренной соли ( 2 ст.ложки на 0,5л воды) Опускаем туда второе яйцо и оно не тонет. Остается на поверхности воды. Это обьясняется тем, что соленая вода тяжелее, большая плотность. А теперь мы доливаем в банку с плавающим яйцом, чистую воду. Концентрация раствора станет меньше и яйцо постепенно поднимается, но всплывать не будет, а будет держаться в подвешенном состоянии посреди раствора.
3 опыт: "Подводная лодка из винограда"
Берем стакан, наливаем в него газированную воду и бросаем туда виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опускается на дно. На нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Их становиться больше и виноградинка всплывает. На поверхности пузырьки лопаются, газ улетает и виноградинка снова тонет. На дне она снова покрывается пузырьками и всплывает на поверхность. По этому принципу всплывает иподнимается подводная лодка.
4 опыт: " Чудесные спички"
Нам понадобится 5 спичек. Вместе с детьми надламываем спички посередине, согинаем их под прямым углом и укладываем на блюдце.. Затем капаем капельки воды на сгибы спичек и наблюдаем за тем, что будет с ними. Постепенно спички начинают расправляться и образуют "звезду".
Причина этого явления называется " капиллярность", волокна дерева впитывают влагу, дерево набухает, его волокна "толстеют" и начинают расправляться.
Вот и закончились наши опыты, ребята. Вам понравились они? ( ответы). Какой опыт вам больше всего понравился? Какие выводы мы с вами сделаем?
Занятие наше закончилось, всем спасибо за работу.