Виртуальные экскурсии как средство познавательного развития и нравственно - патриотического воспитания дошкольников в рамках долгосрочного педагогического проекта "Любовь к Родине начинается с семьи"
проект (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы воспитателя муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Беловский детский сад №1»Беловского района Курской области
Раздольевой Ольги Владимировны
Раздольева Ольга Владимировна – воспитатель старшей группы «Беловского ДС 1». Стаж работы – 24 года; Образование – среднее – специальное; Первая квалификационная категория.
Моё педагогическое кредо – создать ребёнку условия для полного овладения его собственными способностями!
Девиз моей работы: «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра» философ и педагог Джон Дьюи.
Тема: «Виртуальные экскурсии как средство познавательного развития и нравственно – патриотического воспитания дошкольников в рамках долгосрочного проекта »Любовь к Родине начинается с семьи»
Почему я выбрала именно эту тему для своей работы с детьми?!
В 2023 году за основу своей деятельности с детьми я взяла проект под названием «Любовь к Родине начинается с семьи».
Т. К. тема нравственно – патриотического воспитания сегодня особенно актуальна, и тема семьи нашла поддержку на самом высоком, федеральном, уровне, я решила продолжить работу над проектом, сделав его долгосрочным. А чтобы упрочить интерес моих воспитанников к данной теме и сделать проект еще более интересным, в качестве инновации, я решила использовать виртуальные экскурсии, благодаря которым, на мой взгляд, образовательный процесс стал более разнообразным и эффективным.
Виртуальная экскурсия – это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.
Актуальность
Конечно, в своей работе с детьми я использую обычные экскурсии: в музей, в библиотеку, в Дом Культуры, в парк, на спортивную площадку, к проезжей части, но Федеральный государственный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей. Одним из таких подходов является информатизация дошкольного образования.
Актуальность использования виртуальных экскурсий обусловлена, на мой взгляд тем, что они позволяют реализовать главный принцип современной системы дошкольного образования – принцип развивающего образования, а также получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, а педагогу – существенно повысить уровень информационно ‐ коммуникационной компетентности.
Виртуальные экскурсии помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.
Достоинства данных экскурсий в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей.
Цель виртуальных экскурсий –
- Мотивирование детей дошкольного возраста к познанию нового, используя современные средства в образовательном процессе.
Задачи:
- Повышение интереса детей к образовательной деятельности в детском саду;
- Обогащение социального опыта дошкольников и развитие умения использовать полученные знания в практической деятельности;
- Уточнение и обогащение активного и пассивного словарного запаса детей;
- Развитие содержательности и связности монологической речи, ее лексической стороны, при составлении высказываний детьми;
- Создание доброжелательной обстановки, которая способствует снижению стеснительности, зажатости и напряженности у малоактивных детей (они могут выступать в роли ведущего (экскурсовода) и даже с нетерпением ждут этого), и в которой дети выражают свои эмоции от увиденного своими словами, с помощью взрослого или товарищей;
- Укрепление тесной взаимосвязи между педагогом, детьми и их родителями. Родители становятся частью общеобразовательного процесса.
Тематика экскурсий была подобрана мной с учетом возрастных особенностей, интересов детей, календарно-тематического планирования.
Согласно федеральной образовательной программе основного общего образования, родители воспитанников являются полноправными участниками педагогического процесса. А тема моей работы без сотрудничества с родителями вообще была бы невозможна. И поэтому, подготовку к виртуальным экскурсиям я всегда начинала с работы с родителями. Совместно обсуждалась тема экскурсии, в результате чего родители делились своими семейными видеозаписями и фотографиями, которые были необходимы для организации экскурсии. На основе собранного материала я составляла маршрут и текст экскурсии. Он должен был быть кратким, доступным детям и соответствовать видео, или фотоматериалу.
Какие виды виртуальных экскурсий я использовала в работе с детьми:
Биографическая – это экскурсия, связанная с биографией и творчеством писателей, учёных, спортсменов.
Мы с ребятами знакомились с творчеством сказительницы Дарьи Струковой, с чьих слов были записаны «Бобравские сказки», а также с биографией и творчеством великого русского поэта А.С. Пушкина.
Краеведческая – это один из основных способов изучения природы, истории, экономики и культуры своего родного края.
Здесь, как пример, из проведённых мной, виртуальная экскурсия по окрестностям села Бобрава, откуда берут свои корни сказки Дарьи Струковой, а также видео – экскурсия воспитанницы Дарьи Ломакиной по окрестностям урочища «Галаково», с целью показать красоту осеннего пейзажа, которая была использована мной при проведении осеннего праздника «Проказы рыжей плутовки». С помощью видео Даша с легкостью доказала лисе, что за окном осень, а не лето, как утверждала хитрая героиня праздника.
В празднуемый в России День хлеба мы с ребятами побывали на виртуальной экскурсии в Беловскую пекарню, а также познакомились с традицией семьи воспитанников Акиньшиных Ярослава и Алисы печь домашний хлеб. А Даша Ломакина с мамой Ириной Борисовной испекли для папы шарлотку с черникой и показали весь процесс в видеоролике. В итоге данные видео были посланы на конкурс «Родные рецепты», проводимый Центром социальных инициатив «Спектр» г. Курска. Семьи были награждены благодарственными письмами, а их ролики были опубликованы на сайте «Спектра».
Культурно-художественная или историческая экскурсия – это наглядное ознакомление с вещественными памятниками истории и культуры, расположенными в исторически сложившейся или искусственной (музейная экспозиция) среде, в целях изучения прошлого человеческого общества.
В нашем детском саду мы каждый год традиционно празднуем День народного единства. Выступив его организатором, для того чтобы дети лучше усвоили историю возникновения праздника, я провела для них виртуальную фото – экскурсию, из которой ребята узнали о том, кто такие Минин и Пожарский и почему памятник им установлен на Красной площади в Москве?!
Или, как еще один пример, виртуальная экскурсия «Как появился спорт?» об истории возникновения и развития спорта, а также открытое мероприятие «Дети войны», темой которого стала жизнь детей в нелегкие годы ВОВ и в ходе которого наши ребята узнали, как жили дети в то страшное время, что ели, во что играли…
Обзорная экскурсия– это совокупность нескольких виртуальных экскурсии в рамках одной темы.
К Всемирному Дню моря я использовала короткие видео из семейных архивов воспитанников Яковлевой Ульяны, Лукьяновой Елизаветы и Лавриненко Артема из путешествий к морю, а также познавательное видео «Обитатели морского дна».
В День полиции фото – экскурсию о своей работе в Беловском РОВД подготовил для нас папа Саши Симакова, Александр Дмитриевич, а о службе собак в полиции ребята узнали из видео «Четвероногие на службе».
В День Рождения Деда Мороза мы с ребятами совершили обзорную экскурсию в Терем Деда Мороза в Великом Устюге, побывали в многочисленных комнатах терема, и каждый из нас выбрал ту, которая понравилась больше других.
Во Всемирный День Инвалида я обратила внимание детей на особенных людей среди нас, которым нужны наши понимание и поддержка. Свой рассказ сопроводила видео и фотографиями, из которых дети узнали, как непросто живётся таким людям и каких высот достигают они, благодаря своим упорству и воле к жизни.
В конце 2023года нашим президентом Владимиром Владимировичем Путиным наступивший 2024год был объявлен Годом Семьи. Мы открыли Год Семьи в своей группе виртуальным участием в телепередаче 'Моя семья», в ходе которой много узнали о разных сторонах жизни семей наших воспитанников из фото и видеорепортажей. К примеру, мама Миши Ельникова Ельникова, в День Мамоуправления, проводила физкультурное занятие с детьми в группе, а из семейного видеорепортажа мы узнали, что Миша постигает азы каратэ, посещая спортивную секцию вместе со своим старшим братом.
Виртуальные экскурсии необходимо разбавлять гимнастикой для глаз, что способствует улучшению зрения и снимает напряжение, усталость. Экскурсия не должна быть длительной и утомлять детей.
Длительность виртуальных экскурсий в моей группе не превышает 5 минут!
Содержание и структуру виртуальной экскурсии мне помогали разнообразить такие формы, методы и приемы работы как викторины, игры, конкурсы, соревнования. Это позволило сделать экскурсии интересными, увлекательными и незабываемыми.
К примеру, виртуальную экскурсию к морю дополнили эстафета «Побежали плавать» (С плавательными кругами» и дидактическая игра «Волшебный фонарик» на закрепление знаний детей о морских обитателях.
Активизации в словаре названий хлебобулочных изделий в День хлеба способствовали круги Луллия. Также в этот день на занятии лепкой ребята лепили из соленого теста изделия для игровой зоны «Хлебный магазин».
Для переключения внимания детей от экрана на занятии «День полиции» были использованы веселые игры и эстафеты «Кинологи на задание!», «Кому что нужно для работы», «Сигналы светофора».
В День рождения Деда Мороза для активизации мышления и двигательной деятельности детей были организованы игры «Отгадай праздник», «Украсим елочку», «Зимняя хороводная», «Снежки».
При подготовке к этому тематическому мероприятию семьям воспитанников было поручено написать Дедушке Морозу поздравительную телеграмму. Писем набралось много. В них дети поздравили Деда Мороза с Днем Рождения, рассказали о себе и попросили заветные подарки на Новый год. Все телеграммы были опубликованы на официальном сайте российского Деда Мороза в Великом Устюге.
Хоть немного понять, как трудно приходится людям – инвалидам, мы с ребятами пытались в игровой форме: выполнить простые указания с закрытыми глазами, поиграть в футбол с перевязанными ногами. Дети, увидев на экране любимый мультфильм без звука, возмутились «Нам ничего не слышно!» Этим приемом я показала ребятам, как нелегко жить людям с проблемами со слухом.
Виртуальная экскурсия «История возникновения спорта» предшествовала ставшим также уже традиционными в нашем детском саду, Зимним Олимпийским Играм, во время которых дети, как настоящие спортсмены, попробовали себя в разных видах спорта.
Мероприятие «Дети войны» проходило в музее. Повествование ведущего по теме встречи сопровождалось фотографиями военных лет. Также дети с интересом рассмотрели экспозицию «Игрушки детей войны» и выслушали реальный рассказ гостьи Горяйновой Т. П., детство которой выпало на годы войны. Чтобы избежать переутомления детей, я использовала физминутку «Солдаты». Также дети читали стихи и выступили для всех присутствующих, исполнив песню «Солнечный круг». По завершению мероприятия мы с ребятами почтили память павших героев у Вечного огня, возложив живые цветы к Могиле Неизвестного солдата.
В течении полутора лет работы над проектом при содействии родителей был оформлен патриотический уголок, папки – передвижки» «Символы России», «Летние семейные приключения группы «Непоседы», «Учимся быть здоровыми»(к семинару по здоровьесберегающим технологиям),к которому совместно с семьями воспитанников были изготовлены пособия «Здоровье без лекарств» и «Книга рецептов вкусной и здоровой пищи», тематическая выставка «Золотые руки наших мам», стенгазеты «Я и мой питомец», «День Победы», стенд «Когда семья вместе – и душа на месте!»; изготовлены дидактические игры и пособия: «Собери матрешку», «Что такое хорошо, а что такое плохо», круги Луллия «Русские матрёшки», «Крашенки»; оформлены альбомы «А как было раньше», «Русский народный костюм», картотека бесед с детьми на тему: «Моя Родина – Россия».
Были подготовлены поздравительные видео к праздникам «День матери», «День отца», «День бабушек и дедушек»; проведены праздники «День семьи, любви и верности», «День России», «День народного единства», ставший традиционным «День Мамоуправления».
Какие формы работы с родителями я использую в своей работе:
-Родительские собрания;
- Индивидуальные беседы и консультации;
- Мастер – классы для родителей;
А также совместные праздники.
Наш детский сад активно взаимодействует с социумом.
Схема: Дом культуры(совместные праздники и тематические мероприятия, музей(семейный мастер – класс по изготовлению глиняной свистульки) , библиотека(открытое мероприятие «Бобравские сказки», дом творчества.
Мы с ребятами стараемся заботиться о пернатых.По инициативе Районного Дома Творчества в группе традиционно каждый год отмечается «Синичкин день» и периодически проводится акция «Покормите птиц» Папы, дедушки и старшие братья моих воспитанников помогают нам, изготавливая кормушки. Также с их помощью в прошедшем году были обновлены игровые зоны на прогулочной площадке группы.
Каждый год мы в детском саду обязательно празднуем День Победы, участвуем в акциях «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Окна Победы» и в возложении цветов к могиле Неизвестного солдата». Книга памяти детского сада ежегодно пополняется новыми историями о военных подвигах прадедов во время Великой Отечественной Войны. В этом году, по моей инициативе, в книге появился новый раздел «Дети Войны».
Группа «Непоседы» активно участвует в конкурсах разных уровней, о чем свидетельствуют многочисленные дипломы и грамоты! Это конкурсы поделок и рисунков к различным праздникам, выполненные ребятами совместно с их родителями.
Мои воспитанники активно приняли участие в Курском областном турнире способностей для детей дошкольного возраста «Соловушка в кругу семьи», где, показав высокий уровень знаний, заняли первые и вторые места!
В преддверии Дня Защитника Отечества центром социальных инициатив «Спектр» г. Курска был организован фотоконкурс «Хочу на папу быть похожим!» Все юные участники конкурса были отмечены дипломами, а их фото размещены на сайте «Спектра». Приятно, что среди них есть и ребята из нашей группы.
Наш детский сад долгие годы ведёт активную работу по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников. Педагоги на своём примере стараются привить детям чувства любви к Родине, истинного патриотизма, гордости за свою страну.
Мы живем в непростое время, когда Россия ведет специальную военную операцию по защите своих граждан на Донбассе. Всё это время детский сад активно участвует в сборе гуманитарной помощи военным. И группа «Непоседы – не исключение. Родители вносят посильный материальный вклад, а дети радуют наших защитников письмами и рисунками. Очередную партию помощи солдатам передали к Дню Защитника Отечества. Было очень трогательно и волнительно услышать ответные слова от ребят в адрес наших маленьких воспитанников!
Приятно видеть, когда труд, которому ты отдаешь всего себя, даёт плоды!
Недавно АО «Беловское» был объявлен конкурс, приуроченный Дню Защитника Отечества, где наш детский сад достойно представлял Лавриненко Артём. Во время исполнения мальчиком Гимна Россиийской Федерации встал весь зал!
Неравнодушие и отзывчивость родителей и участие детей, сплоченность на благо важного общего дела показала, что вся работа над проектом была проделана не зря!
Мы на собственном примере показали, что ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ!
Семья – любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья – опора государства,
Страны моей, моей России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Устное народное творчество и произведения татарских писателей как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников в рамках УМК"
Опыт работы"Устное народное творчество и произведения татарских писателей как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников в рамках УМК"...
Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках реализации Рабочей программы воспитания и планов воспитательной работы в ГБДОУ (из опыта работы)
Консультация для воспитателей раскрывает необходимость правильного планирования деятельности для осуществления нравственно-патриотического воспитания в рамках Рабочей программы ГБДОУ....
Педагогический совет "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках Программы воспитания"
Повысить качество нравственно-патриотического воспитания дошкольников через обновление содержания и технологий работы по данному направлению, совершенствование профессиональной компетентности пед...
Информация к педагогическому совету на тему: Организация работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников в рамках реализации программы «Школа юных патриотов» в старшей группе компенсирующей направленности № 5.
Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач:- способствова...
методические разработка по использованию виртуальной экскурсии, как формы работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников
На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Одна из важнейших характеристик патриотизма - его социальное содержание. Любовь к родине включает: заб...
Педагогический совет Тема: «Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в рамках реализации рабочей программы воспитания»
Педагогический советТема: «Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитаниюдошкольников в рамках реализации рабочей программы воспитания»Цель: Повышение про...
Консультация для воспитателей на тему:" Кейс-технология как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО"
Консультация для воспитателей на тему:" Кейс-технология как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО"...