Программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки»
рабочая программа
Программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsiokulturnye_istoki.docx | 106.84 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНА
на заседании педагогического совета от 30.08.2021 г №1
Приложение к ООП ДО МАДОУ д/с «Радуга» Приложение к АООП ДО МАДОУ д/с «Радуга»
УТВЕРЖДЕНА
приказ МАДОУ «Детский сад «Радуга»
от 31.08.2021г № 201
Программа
духовно-нравственного воспитания
«Социокультурные истоки»
г. Советский
Оглавление
Целевой раздел
- Пояснительная записка
«Радостно и свободно глядит душа ребенка на мир, не думая извлекать из него пользу прежде всего и больше всего любуясь им, радуясь тому прекрасному, что в нем находится». Поэтому и духовное развитие наиболее эффективно осуществ- ляется в дошкольном детстве, когда ребенок еще всецело открыт»
Педагог В. В. Зеньковский
Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.
Миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и даль- нейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активно- сти ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обще- стве.
Задача приобщения детей к жизни в современном социальном пространстве требует обновления не только содержания дошкольного обра- зования, но и способов взаимодействия между детьми и взрослыми, формирования базового доверия ребенка к миру, комфортного и безопасного образа жизни.
Программа «Социокультурные истоки», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоз- зренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает разви- тие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно- нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития чело- века, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Программа включена в образовательную программу дошкольного образо- вания как часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Программа «Социокультурные истоки»:
- Обеспечивает преемственность с основными образовательными программами начального общего образования;
- Опирается на педагогику сотрудничества и достоинства, педагогическую антропологию;
- Способствует решению задач социализации и индивидуализации личности ребенка-дошкольника;
- Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости.
- Направлена на взаимодействие с семьей в целях социокультурного и духовно нравственного развития и воспитания ребенка;
- Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- Основывается на принципах целостности и интеграции дошкольного образования;
- Обеспечивает совместную и самостоятельную деятельность детей (совместная деятельность предполагает сочетание индивидуальной, под- групповой и групповой форм организации работы с воспитанниками; под самостоятельной деятельностью детей понимается свободная деятель- ность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально).
Информация из окружающего мира для маленького ребенка эмоционально окрашена, детская память пронизана яркими ощущениями. Это позволяет развивать у детей способность к глубоким душевным переживаниям, содействует зарождению чувства сопричастности к истории, куль- туре и традициям родного народа. Данные особенности восприятия мира ребенком - дошкольником создают благоприятную почву для формиро- вания ценностных установок, образующих в будущем устойчивую индивидуальность человека.
Новизна программы:
- Создание системы категорий – ценностей, обеспечивающих социокультурное и духовно-нравственное развитие всех участников образова- тельных отношений;
- Использование принципиально новых технологий эффективного образования, способствующих приобретению всеми участниками образо- вательного процесса коммуникативных и управленческих навыков; важнейший инструментарий работы по программе – активные формы образо- вательной деятельности, связанные с передачей ребёнку и его семье системы ценностей;
- Создание условий для целостного развития личности, обладающей национальным самосознанием, способной к созидательному труду на благо семьи, общества и государства;
- Формирование у детей и молодежи позитивного личного социокультурного опыта как базовой категории;
- Обеспечение педагога необходимым социокультурным инструментарием (книги для развития детей дошкольного возраста, книги для раз- вития речи детей, книги для художественно- эстетического развития, альбомы для рисования и методические рекомендации к ним, методические пособия для работы с родителями, система активных форм воспитания и другое), эффективно развивающим внутренние ресурсы ребенка и роди- теля;
- Создание единого социокультурного контекста воспитания и развития в дошкольном образовательном учреждении и семье;
Соединение дошкольного образования, начальной, основной и профессиональной школы в единый образовательный процесс с приоритетом духовно-нравственных ценностей;
Программа имеет устойчивую тенденцию к развитию ценностных ориентаций детей, основанная на лучших духовных и культурных тради- циях многонационального народа России, дает подрастающему поколению питательную, из которой можно почерпнуть главное – любовь и ува- жение к своим родителям, родной земле, стране, богатому духовному и культурному наследию.
Программа является составляющей основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ «детский сад «Радуга» и обеспечивает вариативность образования.
- Цели и задачи реализации Программы
Цель Программы: формирование основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
- Воспитывать в детях: милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
- Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить про- щения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
- Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
- Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
- Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечно- сти, единения.
- Принципы формирования Программы
«Социокультурные истоки» - соединение интеллектуального и нравственного начала в развитии личности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом Программа построена на следующих принципах:
- Принцип активности, предусматривающий участие всех членов группы в практических занятиях. Предполагает, что каждый ребёнок вно- сит свой особый индивидуальный вклад, активно обменивается знаниями, идеями, способами деятельности, что крайне важно для успешной со- циализации.
- Принцип опоры на позитивный социокультурный опыт участников занятия.
- Принцип диалогового общения, позволяет участникам образовательной деятельности договариваться, приходить к согласию и единому мнению, но при этом принимается и другое мнение, отличное от мнения группы.
- Принцип положительного результата деятельности, означающий, что каждый, даже маленький результат социокультурного развития воспитанника и группы должен получить положительное подкрепление в виде похвалы, одобрения, вознаграждения взаимопониманием, довери- ем, любимой работой.
- Принцип психологической безопасности и доверия в группе. Его реализация способствует замене оценивающего поведения педагога на совместное решение проблем. В ходе тренинга дети испытывают эмоциональный подъем, у них снижается чувство тревоги и беспокойства, не- редко возникающее в условиях традиционных форм работы.
- Принцип творческой позиции участников образовательной деятельности. В ходе взаимодействия воспитателя с детьми создаётся среда, которая выводит детей на решение проблемных вопросов; педагогом и детьми принимаются различные точки зрения, суждения детей не оцени- ваются.
- Принцип культуросообразности. Учёт национально-культурных, региональных, климатических условий, в которых осуществляется обра- зовательный процесс. Присоединение ребёнка к ценностным смыслам родной культуры.
- Душевное запечатление (рефлексия).Рефлексия – получение обратной связи от воспитанников и подведение итогов занятия в соответ- ствии с поставленными целями. Каждое активное занятие заканчивается переосмыслением социокультурных категорий, на нем происходит пере- оценка опыта, имеющегося у ребенка, изменяется его восприятие, мышление, чувствование, появляется новый социокультурный опыт. Таким образом, происходят социокультурные изменения личности. Эти изменения педагог фиксирует и учитывает в дальнейшем развитии.
- Интегративности. Интеграция социокультурного, духовно- нравственного, познавательного, художественно – эстетического развития в целостный образовательный процесс. Предусматривает возможность реализации содержания образования в разных видах детских деятельностей (игровой, речевой, познавательной, коммуникативной, двигательной, театрализованной, элементарно - поисковой, конструктивной, изобразитель- ной и др.) и организационных формах (регламентированной и нерегламентированной), стимулирующих детей к познанию своего эмоционального мира и окружающих людей, для развития у ребенка таких сфер как: социально - коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, позна- вательное, физическое развитие. Данный принцип позволяет в последовательном освоении общечеловеческих ценностей культуры, где ведущей ценностью является человек, его неповторимый эмоциональный мир, раскрывать взаимосвязь человека с другими людьми, с природными объек- тами, явлениями ближайшего природного и социокультурного пространства
- Планируемые результаты освоения Программы
Результатами реализации программы являются:
- системы социокультурных категорий и ценностей;
- развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать вое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.);
- развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действо- вать и достигать результата);
- развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний);
- развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);
- создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что обусловлено единой системой социокультурных ценно- стей и универсальностью используемых педагогических технологий.
Система ценностей
- Ценности родной культуры: Ценности культуры, вечные ценности, передаваемые из поколения в поколение, обеспечивают устойчивость цивилизации и преемственность культуры прошлого-настоящего-будущего.
- Ценности деятельности человека: Дети начинают осваивать значение праведного труда на земле, верного служения людям и Отечеству, мастерство добрых рук и таланты человека. Именно эти ценности, возможно, обогатят мотивацию будущей деятельности воспитанников.
- Социокультурные ценности: Дети приобретают первичный социокультурный опыт, воспринимают традиции своего народа, получают ба- зовый опыт, на котором формируется характер и закладываются духовно - нравственные основы личности. Эти ценности весьма важны для стро- ительства гражданского общества и гражданского воспитания ребенка-дошкольника.
- Ценности внешнего мира, составляющие природно-культурное пространство России. Развивают у детей способность целостного восприя- тия мира, формируют такие качества, как понимание, сочувствие и сопереживание миру природы – одна из важнейших задач дошкольного обра- зования.
- Ценности красоты: красота кроется в мерности и гармонии, в почитании родителей, в привязанности к родному очагу, в любви к ближне- му, в послушании и сострадании.
- Нравственные ценности: способность к различению добра и зла, послушание, почитание родителей, забота о ближнем, терпение, доброта, сострадание. Постигая нравственные ценности своего народа, дети осваивают основы гражданской культуры.
- Ценности сохранения и укрепления родных православных традиций(Слова, образа, Дела, Праздника) являются важнейшим механизмом передачи от поколения к поколению базовых социокультурных и духовно-нравственных ценностей российской цивилизации.
Содержательный раздел
- Описание образовательной деятельности
Содержательная основа программы – система понятий и категорий, которые позволяю сформировать у детей целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются, подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего, будущего.
Образовательная программа разработана для четырех возрастных групп:
- Младшая (3-4 года);
- Средняя (4-5 лет);
- Старшая (5-6 лет);
- Подготовительная к школе группы (6-7 лет).
В младшей группе главными целями образовательной программы являются:
- Развитие у детей способности видеть Образ, слышать Слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему свое доброе отношение;
- Развитие доверия к взрослому, формирование ощущения собственной значимости;
- Развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному).
С целью духовно-нравственного развития детей 3-4 лет разработана серия книг: «Доброе слово», «Добрый мир», «Добрая книга». Книги выстроены в логике осваиваемых категорий курса.
В средней группе целями образовательной программы являются:
- Первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды и деятельности в ней человека;
- Развитие способности следовать нравственным нормам и правилам на основе формирующихся у детей потребностей в социальном соот- ветствии;
- Развитие способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми и внимательными к роди- телям и другим близким людям;
- Развитие навыков делового, познавательного и личностного общения со сверстниками и взрослыми. Для детей этого возраста разработа- ны книги для развития «Дружная семья», «Сказочный лес», «Добрая забота», «Любимая сказка».
В старшей группе целями образовательной программы являются:
- Первоначальное прочувствованное восприятие детьми ценностей внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость);
- Дальнейшее развитие опыта активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- Развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей;
- Создание условий для формирования правильной самооценки.
Для этого возраста разработаны книги для духовно-нравственного развития детей: «Верность родной земле», «Радость послушания»,
«Светлая надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово».
В подготовительной группе целями образовательной программы являются:
- Первоначальное освоение детьми отечественных традиций Слова, Образа, Дела, Праздника;
- Дальнейшее развитие умений и навыков деятельного, познавательного и личностного общения со сверстниками в ходе активных занятий (умение понять сверстника, встать на его точку зрения, поделиться своими знаниями, участвовать в общем деле);
- Создание условий для успешной адаптации ребенка в школе.
Для этого возраста разработана и вышла в свет серия книг для духовно-нравственного развития детей: «Сказочное слово», «Напутственное слово», «Светлый образ», «Мастера и рукодельницы», «Семейные традиции».
Также, дети осваивают систему жизненно-важных ценностей.
Логика развития основных коммуникативных умений выглядит следующим образом:
Младшая группа (3-4 года):
В возрасте 3-4 года определяющей потребностью в общении у детей является потребность самовыражения и потребность в доброжела- тельном внимании.
В процессе реализации программы в младшей группе детского сада ставятся задачи развития:
- Коммуникативных умений (умение слушать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному);
- Доверия к взрослому, формирование ощущения собственной значимости. Средняя группа (4-5 лет):
У детей 4-5 лет повышается значимость общения со сверстниками, а главной коммуникативной потребностью становится потребность в сотрудничестве с детьми и взрослыми и признании с их стороны.
В возрасте 4-5 лет ставятся задачи развития:
- Навыков познавательного и личностного общения со сверстниками и взрослыми;
- Способности следовать нравственным нормам и правилам на основе формирующихся у детей потребностей в социальном соответствии;
- Способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми и внимательными к родителям и другим близким людям;
- Умения устанавливать дружеские отношения со сверстниками. Старшая группа (5-6 лет):
У старших дошкольников основными личностными мотивами в общении со взрослыми и сверстниками является потребность в сопережи- вании и взаимопонимании. Для старшего дошкольника очень важным мотивом является познавательный аспект общения.
В старшей группе ставятся задачи развития:
- Монологической и диалогической речи;
- Способности понимать эмоциональное состояние других людей, сочувствовать и сопереживать, проявлять эмпатию;
- Умения выражать разные эмоциональные состояния в процессе общения;
- Умения вступать в диалоговое общение со сверстниками и взрослыми;
- Умения использование вербальные и невербальные средства общения;
- Взаимопонимания (умение понять сверстника и взрослого, принять точку зрения собеседника, быть терпимым к иному мнению);
- Умения делиться своими знаниями со сверстниками и взрослыми; А также решаются задачи:
- Актуализации опыта активного взаимодействия (проявление открытости и доверия к близким людям, умения присоединяться к обще-
нию);
- Формирования готовности к сотрудничеству (приходить к согласию, уметь слушать и слышать, уважительно общаться со всеми участни-
ками образовательного процесса, участвовать на равных в общем деле).
Подготовительная к школе группа (6-8 лет):
Первостепенной становится задача дальнейшего развития умений и навыков деятельностного, познавательного и личностного общения со сверстниками и взрослыми.
В возрасте 6-7 лет ставятся задачи развития умений:
- Понимать сверстников и взрослых;
- Принимать точку зрения собеседника;
- Делиться своими знаниями;
- Взаимодействовать в общем деле.
Показателями диагностики коммуникативного аспекта качества образования являются поведенческие показатели:
- Умение слушать, умение говорить, умение вступать в контакт, поддерживать и завершать общение;
- Видеть, слышать и чувствовать каждого, присоединяться к партнёру, выражать собственную оценку;
- Приходить к согласию, быть терпимым к иному мнению;
- Уважительно общаться со всеми участниками образовательного процесса;
- Выражать собственную оценку от прочитанного взрослым и услышанного в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
У ребёнка старшего дошкольного возраста в коммуникативном аспекте качества образования, кроме указанных выше показателей, просле- живаются развитые психологические умения:
- Преодолевать барьеры в общении;
- Проявлять эмпатию к сверстникам и взрослым;
- Снижать излишнее напряжение в общении;
-Использовать ситуативные нормы приветствия, нормы речевого этикета при высказывании своего мнения;
- Высказывать пожелание, просьбу, совет, предложение, сочувствие;
- Использовать невербальные средства общения.
- Описание вариативных форм, способов, методов и средств реаализации Программы.
Познавательное осмысление осваиваемых духовно-нравственных категорий и ценностей осуществляется в процессе различных видов дея- тельности самостоятельной и совместной деятельности взрослого (педагога и родителя) с детьми (игровой, коммуникативной, восприятия дет- ской литературы и фольклора, познавательной, музыкально- художественной, продуктивной ) через реализацию принципа интеграции на основе следующих особенностей программы «Социокультурные истоки:.
- Соединение воедино познавательных, нравственных, и социокультурных понятий, что позволяет объединять воспитание и развитие в це- лостный образовательный процесс;
- Освоение положительного социокультурного опыта родного народа и приобретение личностного социокультурного опыта, который осва- ивается детьми на основе прочувствованных знаний, развитие способности ориентироваться на будущее;
-Выход на целостное развитие ребёнка и успешный переход его с одной ступени на другую, что обеспечивает более высокий уровень по- знавательного развития;
-Внесение нового содержательного компонента познавательно развития дошкольников на основе базовых ценностей родного Отечества;
- Изменение взаимодействия педагога с детьми на основе субъектной позиции ребенка (он активен и самостоятелен в использовании осво- енных способов познания, свободен к принятию и обоснованию нестандартных решений);
-Формирование у детей интереса к будущей взрослой жизни, созданию семьи и выбору профессии;
Освоенные воспитанниками категории и ценности переводятся в практическую плоскость, дети получают возможность использовать полу- ченные знания в реальной жизненной ситуации.
Методологической основой данной программы является социокультурный системный подход профессора, члена-корреспондента РАЕН И. А. Кузьмина, направленный на развитие духовно- нравственного стержня личности, элементов управленческой культуры и эффективного обще- ния.
На основе методологии социокультурного системного подхода разработана и реализуется целостная система активных форм развития и воспитания дошкольников, а также методика их проведения. Методика отвечает современным достижениям в области психологии и психофизио- логии детей дошкольного возраста.
Система проведения активных форм образовательной деятельности дошкольников последовательно развивает пять аспектов качества обра- зования:
- Содержательный;
- Коммуникативный;
- Управленческий;
- Психологический;
- Социокультурный.
Активные формы развития и воспитания:
- Ресурсный круг;
- Работа в паре;
- Ресурсный круг с делегированием;
-Работа в микрогруппе с участием родителей (проводятся на основе уникальных педагогических технологий). Основной формой работы с детьми являются активные занятия.
Формы. Совместная деятельность взрослого и детей; работа в паре; работа в микрогруппе; микрогруппе с участием родителей; ресурсный круг; ресурсный круг с делегированием народные (обрядовые игры (семейные, сезонные, культовые), сюжетно-дидактические, подвижные, хоро- водные, настольно-печатные, речевые игры; игровое инсценированные, драматизация, продуктивная деятельность с переходом в сюжетно- ролевую игру, социально-педагогические проекты, праздники, оформление выставок детского творчества
Способы. Игровые действия разной степени сложности и обобщенности; эмоционально выразительные средства; речевые высказывания; разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений, чтение и обсужде- ние литературных произведений с точки зрения духовно-нравственного воспитания, просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов и те- лепередач духовно-нравственного содержания
Методы.
Создание ситуаций педагогических, морального выбора;
беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми.
Средства.
Социальная действительность, картинки, игровые пособия, дидактический материал, макеты, технические средства обучения, художе- ственная литература; мультимедийные презентации.
В течение учебного года предусмотрено проведение для каждой возрастной группы одного итогового занятия по программе (9 занятий на учебный год). Итоговые занятия направлены на освоение духовно-нравственных категорий и ценностей, развитие социокультурного опыта, фор- мирование коммуникативных и управленческих навыков у всех участников образовательного процесса.
Все занятия по программе позволяют эффективно решать задачи духовно-нравственного воспитания и речевого развития детей, что вклю- чает в себя обогащение и активизацию словарного запаса, развитие монологической, диалогической и доказательной форм речи и т.д.
Большинство занятий носит интегративный характер. Одна из важнейших образовательных задач программы «Социокультурные истоки» - соединение интеллектуального и нравственного начала в развитии личности. Интеграция предусматривает объединение возможностей и усилий воспитателей, педагогов-специалистов, родителей воспитанников в развитии личности по пути нравственного восхождения.
Инициативная личность развивается, как известно, в деятельности.
Развитие коммуникативной инициативы детей в процессе реализации программы «Социокультурные истоки» предполагает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками и взрослыми, где развиваются эмпатия и коммуникативная функция речи.
Программа формирует в детях разные виды коммуникативных умений: речевые, социально-психологические, психологические, нормы ре- чевого этикета, умение использовать невербальные средства общения.
Использование метода проектов, который позволяет формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию ребенка и под- держивать устойчивый познавательный интерес. Проектная деятельность как педагогов, так и дошкольников существенно изменяет межличност- ные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.
В проектном методе используются следующие формы поддержки детских инициатив:
- «Успех гарантирован» - любая инициатива ребенка, ради которой совершено усилие, сама по себе является успехом, замеченным и возна- гражденным участниками проекта.
- «Успех каждого - успех общего дела» - вклад в общее дело становится наградой за проявленные усилия, важным фактором непринужден- ной самореализации в детских инициативах.
- Поддержка гуманитарной инициативы по принципу: «Научился сам –научу другого» - стремления ребенка вовлечь младших или ровес- ников в работу над проектом, передать свои знания и умения, поддержать другого в деятельности.
- «Мы вместе» - мотивированная интеграция детей и взрослых – педагогов, воспитателей, специалистов ближайшего социума и родителей в едином процессе творчества.
- «Доброе дело для других» (социальная основа истоковских проектов) – направление естественной активности и инициативы ребёнка к социальному действию, получению социально значимого результата.
- «От знания – к доброму делу; от знания к сотрудничеству» - нравственно-познавательная основа деятельностных взаимоотношений всех участников проекта.
В основе проектного метода - проблемное образование, которое предполагает создание под руководством взрослого проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит формирование мотивации, системы социо- культурных ценностей, творческое овладение знаниями, навыками, умениям, развитие внутреннего мира ребёнка и его мыслительных способно- стей..
дость.
Факторы, мотивирующие инициативу ребёнка на работу в активных формах образовательной деятельности:
- Успех – успешное выполнение задания, возможность увидеть результаты своей работы и работы сверстника, испытать совместную ра-
- Одобрение, сопровождающееся моральным признание заслуг ребёнка (одобрение взглядом, словом, жестом).
- Обратная связь: наличие своевременной информации о результатах работы.
- Делегирование ответственности, доверие. Привлечение воспитанников к самому процессу организации занятия. (Ребёнок перестает быть объектом воздействия, становится активным участником – субъектом обучения).
- Вознаграждение взаимопониманием.
- Вознаграждение действием. Каждый ребёнок является активным участником образовательного процесса.
- Творческие возможности, представленные работой в образовательной деятельности.
- Взаимодействие взрослых с детьми
Воспитатель в работе с детьми использует несколько форм общения:
- Деятельностное общение, в которое вступает ребенок, стремясь научиться у взрослого чему-либо (сотрудничество со взрослыми развива- ет в ребенке ценные качества общественного поведения, способность принять общую цель, включиться в совместное планирование, взаимодей- ствовать в процессе работы, обсудить полученные результаты);
- Познавательное общение с воспитателем о волнующих ребенка познавательных проблемах (способствует углублению познавательных интересов и активности детей);
- Личностное общение, в которое вступает ребенок, чтобы обсудить со взрослым проблемы, связанные с эмоциональным, духовно- нравственным миром людей, с их поступками, переживаниями. Ребенок делится с воспитателем своими мыслями, впечатлениями. В этом обще- нии формируются социально-ценностные ориентации ребенка, осознается смысл событий, развивается готовность к новой в дальнейшем соци- альной позиции школьника.
- Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников.
Одним из важных принципов реализации Программы является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательную деятельность учреждения. В реализации Программы семья является равноправным субъектом образовательного процесса. Педагоги в тесном сотрудничестве с родителями осуществляют единый целостный процесс воспитания и развития дошкольников. Рабо- та с родителями является ключевым элементом в реализации данной Программы для дошкольного образования. Одна из главных задач програм- мы – организовать доверительное взаимодействие между родителями и детьми и следует помнить, что родители являются первыми педагогами своего ребенка.
Цель: взаимодействия с семьёй — сделать родителей активными участниками образовательного процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей
По взаимодействию дошкольной образовательной организации и семьи программа решает следующие задачи:
- Объединение усилий дошкольной образовательной организации и семьи с целью формирования у детей системы духовно-нравственных социокультурных ценностей;
-Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в социокультурном и духовно- нравственном развитии и воспитании детей дошкольного возраста;
- Обеспечение родителей социокультурным инструментарием, способствующим формированию духовно-нравственной основы личности ребенка.
Формы работы с семьями:
- занятие
- литературно-музыкальные досуги;
- музыкально-художественная драматизация;
- организация творческих выставок;
семейные гостиные, мастерские, конкурсы, пректы.
Занятия с родителями предваряют проведение итоговых занятий с детьми, заложенных по программе «Социокультурные истоки».
Базовым звеном формирования системы ценностей у детей и их родителей являются активные занятия – работа в паре. Эти занятия могут быть проведены в группе или в кругу семьи. Активные занятия носят обязательный характер, поэтому проводятся последовательно и системно, вся работа, проведенная совместно становится результатом сотворчества взрослых и детей. Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и кор- ректировать собственное поведение. Позитивный опыт общения с воспитателем, родителями и сверстниками, получаемый каждым ребенком на занятиях, создает условия для формирования адекватной самооценки, предотвращает появление эмоциональной отчужденности.
Таким образом, в Программой обеспечено социальное партнерство дошкольной организации и семьи, осуществляется открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников и непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, направленный в конечном итоге, на социокультурное и духовно-нравственное развитие детей и их успешную социализацию.
- Социальное партнерство
Очень важно педагогам дошкольной организации «распахнуть двери» для широкого социального партнёрства с учреждениями родного го- рода, края. Развивающая среда – это социокультурное пространство, в рамках которого происходит интеграция социальных институтов, направ- ленная на духовно- нравственное, эстетическое, патриотическое, физическое и т.д. развитие и воспитание дошкольников, и их социализацию. Именно взаимодействие социальных институтов оптимальным образом способствует процессам развития и саморазвития, духовно-нравственного становления личности, так как одной из целей программы «Социокультурные истоки» является «преобразование дошкольной организации в со- циальный институт, для которого важнейшей функцией становится гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохра- нять и приумножать социокультурный и духовно-нравственный опыт Отечества».
В своей работе д/с «Радуга» сотрудничает с различными общественными организациями, учреждениями культуры и спорта: Бюджетное учреждение профессионального образования ХМАО-Югры «Советский политехнический колледж»; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Советский»; Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Межпоселенческая библиотека Советского района»;
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Музей истории и ремёсел Советского района»; Муниципальное автономное учреждение физкультурно-оздоровительный комплекс «Олимп»;
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный природный заповедник «Малая Сосьва»; Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Советская детская школа искусств»; Бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Дом-интернат для престарелых и инвалидов «Дарина»;
Бюджетное учреждение «Советский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»; Бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Природный парк «Кондинские озера» им. Л.Ф. Сташкевича»;
МАДО "Центр "Созвездие" имени Героя Советского Союза генерал-полковника Гришина Ивана Тихоновича; Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п Агириш»; БУ ХМАО-Югры КЦ «Ирида» филиал п. Агириш;
Культурно-спортивный комплекс «Современник»;
Казённое учреждение ХМАО-Югры «Няксимвольский лесхоз»;
Муниципальное автономное учреждение физкультурно-оздоровительный комплекс «Олимп»;
Организационный раздел
На основе Программы на разных возрастных этапах развития и социализации дошкольников конструируется мотивирующая образователь- ная среда.
Образовательная среда обеспечивает единство воспитательных, развивающих и образовательных целей и задач деятельности детей и взрослых. Образовательная среда успешно решает задачи объединения обучения, воспитания и развития в единый образовательный процесс, со- здавая тем самым условия для целостного развития как ребенка, так и его родителей на основе общности целей, социокультурных и духовно- нравственных категорий – ценностей и эффективных педагогических технологий.
3.1 Описание материально-технического обеспечения Программы
Материально-техническое оснащение, оборудование, развивающая предметно-пространственная среда учреждения соответствуют сани- тарно-гигиеническим требованиям. Условия труда и жизнедеятельности детей созданы в соответствии с требованиями охраны труда. Материаль- ная база в учреждении и предметно-развивающая среда в групповых комнатах создана с учётом ФГОС ДО. Материальная база периодически пре- образовывается, трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. Все это поз- воляет педагогам организовывать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, созданию положительного психологического климата в детских коллективах, а также по всестороннему развитию каждого ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда.
Наименование помещения | Оснащение | |
1 | Групповые помещения с отдельными спальнями | Изолированные помещения, принадлежащие каждой детской группе. В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная для детей), групповая (игровая), спальня, буфетная, туалетная. Площади всех групповых ячеек соответствуют санитарным требованиям. Во всех группах созданы «Центры деятельности детей по интересам» (уголки творчества, экспериментирования, уединения, игровые, книжные, спортивные и т.д.). |
2 | Коридоры детского сада | Информационные стенды, стенды творческих работ детей |
3 | Музыкальный зал | Музыкальное оборудование, мультимедийное оборудование, музыкальные инструменты имеются музыкально – дидактические игры и пособия, музыкальные игрушки, костюмерная.( костюмы детские, костюмы взрослые) |
4 | Физкультурный зал | Стационарное оборудование (спортивный комплекс, гимнастические стенки); переносное оборудование (скамейки, маты, дорожки, канаты, дуги, гантели, кегли, мягкие кубы, доски для ходьбы, мячи массажные , мячи разных размеров, палки гимнастические, ска- калки, лыжи, обручи, щиты баскетбольные, мешочки с грузом).Спортинвентарь, массажные дорожки, сенсорные мячи, спортивный уголок, музыкальный центр. |
5 | Кабинет художественно- эстетического развития | Специальные столы, необходимые для работы материалы, шкафы, столы, стулья детские (регулируемые), мольберты, стойки для пособий, компьютер, интерактивная доска, проектор |
6 | Зимний сад | Проектор, экран, |
7 | Прогулочная веранда | Площадка ГИБДД оснащена по правилам дорожного движения, оснащённая большими макетами жилых домов, магазинов, школ, детского сада. Площадка оборудована комплектом дорожных знаков, набором игровых автомобилей. Спортивная площадка. Игровая зона оснащена мягкими модулями |
8 | Методический кабинет | Библиотека методической и детской литературы, видеотека, подшивка периодики, для педагогов и детей и дидактические пособия для занятий, архив документации, принтер, автоматизированные рабочие места, в локальной сети, сканер. |
9 | Зона игровой территории (уличная территория) | Прогулочные участки, индивидуальные для каждой группы, современное игровое оборудование: лесенки, скамеечки, домики, дере- вянные веранды, модульные конструкции. Спортивные площадки оснащены спортивным оборудованием. Для каждой группы отве- дено специальное место с целью выращивания огородных культур. Групповые площадки соединены кольцевой дорожкой, имеет разметку для изучения правил по ПДД. Покрытие прогулочных участков смешанное (травяное с утрамбованным грунтом). |
10 | Музеи | «Русская изба» «Космос» |
Таким образом, в МАДОУ д\с «Радуга» созданы достаточные материально-технические условия пребывания детей, которые способствуют развитию ребенка в соответствии с его возрастными особенностями
- Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, среда и воспитание. Среда — это окружающее челове- ка пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия.
Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребенка (враждебная в эмоциональном и физическом планах), или стиму- лировать его развитие (благоприятная, развивающая среда). Все это необходимо учитывать при создании обстановки в учреждении и при форми- ровании программ обучения и воспитания детей.
Развивающая предметно-пространственная среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления лич- ности. Таким образом, под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организо- ванную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включе- ние в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. В то же время определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея, цель, которой руководствуется педагог.
Образовательная среда должна обеспечивать единство воспитательных, развивающих и образовательных целей и задач деятельности детей и взрослых. Образовательная среда успешно решает задачи объединения обучения, воспитания и развития в единый образовательный процесс, создавая тем самым условия для целостного развития как ребенка, так и его родителей на основе общности целей, социокультурных и духовно- нравственных категорий – ценностей и эффективных педагогических технологий.
Программа «Социокультурные истоки» способствует формированию культуро-сообразного содержания, воссозданию в образовательных организациях культурных образцов и норм жизни. Это означает ориентацию педагогического процесса на традиционные культурные ценности России и национальную духовную культуру. Особое внимание в образовательном процессе дошкольной организации уделяется знакомству детей с традициями национальной культуры, несущими глубокий духовно-нравственный смысл.
На основе социокультурного системного подхода к истокам в образовании на разных возрастных этапах развития и социализации до- школьников конструируется социокультурная образовательная среда.
Образовательная среда представляет систему условий развития детей, включая:
- Пространственно-временные: гибкость, трансформируемость пространства и его предметного наполнения, гибкость планирования;
- Социальные: формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательных отношений, включая педагогов, детей, родителей (законных представителей), администрацию), условия детской активности (доступность и разнообразие ви- дов деятельности, соответствующих возрастно-психологическим особенностям дошкольников, задачам развития каждого ребенка);
- Материально-технические и другие условия образовательной деятельности.
Большую роль в целостном развитии детей играет создание развивающей предметно-пространственной среды.
Социокультурная развивающая предметно-пространственная среда является фактором естественного и специально-организованного про- цесса становления личности ребенка как человека культуры.
Содержательным компонентом развивающей предметно- пространственной среды являются: произведения изобразительного искусства, эстетические предметы быта, игры и игрушки, изобразительные материалы, детская литература, образцы этнических, культурных, конфессио- нальных особенностей региона и т.д.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде образовательной организации (группы), включают соблюдение следующих принципов: информативности, вариативности, культуросообразности, полифункциональности, трансформируемости, учета гендерной специфики, интеграции.
Базисные компоненты развивающей предметно-пространственной среды включают не только групповые помещения, но и другие функци- ональные пространства. Детское учреждение целиком должно принадлежать детям. Любая образовательная организация как социальный орга- низм современного общества сможет стать для ребёнка той адаптивной средой, нравственная атмосфера которой поможет ему устоять нравствен- но и обусловит его ценностные ориентиры в жизни.
В образовательном пространстве Учреждения, при реализации программы «Социокультурные истоки», исходя из имеющихся условий, (по выбору) целесообразно создать такие функциональные центры, как:
«Центр традиционной народной культуры «Горница»; «Галерея искусств»; «Мастерская народных ремесел»; «Музей родного края «Наши истоки»; «Уголок родной природы»; «Музей народной игрушки»; «Музей «История родной куклы»; «Музей воинской Славы «От былинных бога- тырей до современных защитников Отечества»»; «Центр краеведения»; «Центр народной игры «Золотые ворота»; «Выставочный центр детского рисунка»; «Центр Семьи»; «Центр «Ребячьи сказки»; и другие. Предметно-пространственная среда развития должна стать общим фоном жизнеде- ятельности детей. Она способствует диалогу культур прошлого и настоящего, позволяет ребёнку прикоснуться к родным культурным ценностям; обогащает духовно-нравственное, эмоционально-образное, познавательное, социальное и эстетическое начало личности в их единстве.
В групповых помещениях по программе «Социокультурные истоки» целесообразно (по выбору) создание центров развития:
Минимузеи родного края; Галереи художников; «Семь Я»; «Родная книга»; «Театр сказок»; Краеведения «Люби и знай свой край»; «Тра- диционной игры и игрушки»; Выставочный центр «Золотые руки»; «Я живу в России»; «Играйка» (все виды игр) и др.
Принципами отбора произведений искусства выступают:
- Принцип ценностный, заключающийся в раскрытии ценностей родной культуры специфическим для каждого искусства способом, в по- нимании значимости мира природы, людей, предметов, передаваемого в произведениях, для ребенка; определяющий отбор произведений искус- ства, содержащих в себе эстетическую ценность, и ориентирующем развитие эстетических эмоций как самоценности личности ребенка;
- Принцип эмоциональной насыщенности, определяющий яркую образность и выразительность знаков и символов искусства в предлагае- мых живописных, музыкальных, литературных произведениях, отображающих палитру чувств, вызывающих различные эмоциональные пережи- вания;
- Принцип региональности, обуславливающий подбор произведений искусства, отображающих колорит родной природы, музыкально- поэ- тического фольклора, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов региона, представляющих для ребенка особую эмоционально- жизненную ценность;
- Принцип активности, обуславливающий проявление ярких эстетических эмоций в процессе восприятия произведений искусства, и ставящий ребенка в активную позицию познания;
- Принцип многомерности, определяющий содержательность взаимодействия видов искусств на основе ценностного единства, заключен- ных в литературных, живописных и музыкальных произведениях, и позволяющий осуществлять разнообразные виды творческой деятельности, предполагающие различные способы выражения собственного эмоционального состояния;
- Принцип сотрудничества с родителями обуславливает создание среды взаимодействия детей и взрослых с целью освоения системы кате- горий-ценностей «Истоков».
Рекомендации моделирования развивающей предметно- пространственной среды
- Произведения изобразительного искусства. Репродукции картин известных русских художников-классиков по темам итоговых занятий по программе «Социокультурные истоки» по теме: «Детские забавы»; «Мать и дитя»; «Доброе слово сказки»; «Образ Солнца - образ Добра и Све- та»; «Добрый мир»; «Любимая книга»; «Дружная семья»; «Родные просторы»; «Братья меньшие»; «Труд земной»; «Маленькие помощники»;
«Былинные богатыри»; «Добрые друзья»; «Мудрые уроки»; «Бабушки (дедушки) и внуки»; «Сказки А.С. Пушкина»; «Мастера и рукодельницы»;
«Православные праздники года», «Художники-оформители русской сказки» и т.д.;
Наборы сюжетных открыток, комплекты тематических альбомов, иллюстраций по теме: «Семья», «Дом», «Русские богатыри», «Отку- да пошла Земля Русская» и др.; тематические проспекты по категориям Истоков.
- Эстетические предметы быта: семейные фотоальбомы детей группы; художественные альбомы с разными видами декоративно- при- кладного искусства, образами защитников Отечества и др.; образцы предметов декоративно-прикладного искусства; образцы народной куклы и народной игрушки; образцы предметов культуры и быта народа и др.;
- Игрушки и игровые атрибуты для организации всех видов игр: сюжетно-ролевые; режиссёрские; театрализованные; подвижные, включая народные; строительно-конструктивные; и др., по темам итоговых занятий, в зависимости от возраста детей;
- Игры: кубики-сказки; разрезные картинки по темам итоговых занятий; домино «Сказки», «Былины», «Наш дом» и др.; пазлы по темам из- вестных народных сказок, сказов и былин; настольно-печатные игры типа «Путешествие по сказкам», «Путешествие в историю родного города, края, России» и др.;
- Детская литература: комплекты книг для развития детей (в зависимости от возрастной группы); книги с народным фольклором и яркими образами; подборки книг нравственной направленности; поэтического слова русских писателей-поэтов классиков; познавательно-историческая литература; разнообразные тематические календари с крупными иллюстрациями; книги с народными и авторскими сказками; книги писателей- земляков; портреты отечественных писателей- классиков и поэтов-писателей своего региона, музыкантов, художников и др.
- Образцы этнических, культурных, конфессиональных особенностей региона: документы, ксерокопии (например, письма защитников Оте- чества, фотографии и др.); древние книги; семейные реликвии; макеты («Добрый мир»; «Дружная семья»; «Бабушкин двор»;
«Богатырская застава»; «Город чудный, город древний»; «Святыни нашего края»; «Ярмарка»; по темам сказок; по темам православных праздников; и др.); экспонаты традиционного быта, художественных ремёсел, народной игрушки, природы и культуры родного края; карты
России и родного края и др.
- Изобразительные материалы: альбомы для развития и рисования детей для каждой возрастной группы по программе «Социокультурные истоки»; все виды изобразительных материалов; природный и бросовый материал для творчества.
Организация развивающей среды построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Созданная нами развивающая предметно-пространственная среда:
- системная, отвечает целям и задачам Программы;
- инициирует деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой;
- учитывает специфику возрастных особенностей развития ребенка;
- имеет часто меняющиеся составляющие, которые побуждают детей к познанию через практическое экспериментирование с этими ком- понентами, а также к наделению новыми смыслами консервативных компонентов. Это порождает новые идеи, образы, способы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование), так и развитие детей в ней;
- требует для своей реализации сочетания традиционных и новых компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным, содержательным.
Состояние предметно-развивающей среды в ДОУ соответствует санитарным нормам и правилам и спроектировано на основе: реализуемой программы;
требований нормативных документов;
материальных и архитектурно-пространственных условий; предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
общих принципов построения предметно-развивающей среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетание привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, учета гендерных и воз- растных различий детей, уважение к потребностям и нуждам ребенка).
- Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно: игровые, сюжетные, интегрированные формы образо- вательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности. Праздники
Традиционными общими праздниками являются:
- три сезонных праздника на основе народных традиций и фольклорного материала: осенний праздник урожая, праздник встречи и (или) проводов зимы, праздник встречи весны;
- общегражданские праздники - Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День матери, День округа, День Победы.
Общекультурные традиции в жизни детского сада являются:
- выводить детей старшего дошкольного возраста за пределы детского сада на прогулки и экскурсии;
- создавать условия для интересного и приятного общения со старшими и младшими детьми в детском саду; показывать детям куколь-ные спектакли силами педагогов, родителей, профессиональных исполнителей (в соответствии с возможностями организации);
- организовывать праздники-сюрпризы;
- проводить музыкальные концерты, литературные вечера, художественные творческие мастер-классы с приглашением исполнителей и специалистов (в соответствии с возможностями организации).
Традиции-ритуалы: общегрупповые ритуалы утреннего приветствия; вечернего прощания; дни рождения. В Учреждении сложились устойчивые традиции:
Фольклорные мероприятия: "Колядки", "Масленица", «Вороний день»
Мероприятия в соотвевтии с календарем знаменательных дат и праздников: День матери; 23 февраля, 8 марта, День космонавтики День знаний (1 сентября), День Победы, День рождения округа, День флага и т.д
Спортивные мероприятия: дни здоровья, физкультурные праздники, досуги, развлечения, шахматный турнир
Творческие: музыкальные праздники, развлечения, досуги; конкурсы рисунков и творческих работ детей; конкурсы чтецов «Синяя птица»; Конкурс «Мистер и миссис Радуга», поздравительная открытка к 23 февраля
Мероприятия познавательной и социально-коммуникативной направленности: День открытых дверей (сентябрь), встреча с интересными людьми, экскурсии, выпускной (май), открытые занятия, конкурс «Огород на окне»
Семейные творческие конкурсы и выставки: «Будь звездой»; «Мастерская Деда Мороза», зимних построек, «Осенние фантазии», а так же приуроченные к различном праздниками и событиям
Участие в мероприятиях муниципального уровня неотъемлемая часть традиционных мероприятий. Муниципальные конкурсы: «Губерна- торские состязания»; Фестиваль детского творчества «Весеннее настроение»;Фестиваль художественного чтения «Синяя птица»; конкурс «Вол- шебная книга»; Спортивные соревнования «Веселые старты»; Шахматный турнир и т.д
Праздники (музыкальные и спортивные развлечения, концерты) в течение учебного года планируются в соответствии с планом работы учреждения на текущий год.
- Организация образовательной деятельности
Программа «Социокультурные истоки» рассчитана на три года обучения, реализуется в рамках свободной деятельности (занятие) 1 раз в не- делю, а так же через участие детей в различных мероприятиях (конкурсы, выставки, развлечения).
- Обеспечение методическими материалами и средствами обучения
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки № 1155 от 17.10. 2013 года);
- Программа «Истоки» в дошкольном образовании направлена на присоединение детей к базовым духовно-нравственным и социокуль- турным ценностям России. Книги для разви-тия детей являются составной частью комплекта «Истоки» и «воспитание на социокуль-турном опы- те» для дошкольного образования.
- Истоковедение. Том 5. Издание 5 – е, дополненное. - М.: Издательский дом «Истоки», 2014.-224 с.
- Истоковедение. Том 11. - М.: Издательский дом «Истоки», 2015.-320 с.
- Истоковедение. Том 15. - М.: Издательский дом «Истоки», 2015.-160 с.
- Доброе слово». Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (3-4 года);
- «Добрый мир». Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (3- 4 года);
- «Добрая книга». Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (3-4 года);
- «Дружная семья». Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет);
- «В добрый путь». Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет);
- «Добрая забота». Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет);
- «Благодарное слово». Книга 4 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет);
- «Верность родной земле». Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет);
- «Радость послушания». Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет);
- «Светлая надежда». Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет);
- «Добрые друзья». Книга 4 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет);
- «Мудрое слово». Книга 5 для развития детей дошкольного возраста(5-6 лет);
- «Сказочное слово». Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет);
- «Напутственное слово». Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет);
- «Светлый образ». Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет);
- «Мастера и рукодельницы». Книга 4 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет);
- «Семейные традиции». Книга 5 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет). Комплект альбомов для рисования и развития де- тей 3–8 лет:
- «Доброе слово». Альбом для развития детей дошкольного возраста (3-4 года);
- «Дружная семья». Альбом для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет);
- «Радость послушания». Альбом для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет);
- «Сказочное слово». Альбом для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет).
Примерное календарно-тематическое планирование (3-4 года)
Приложение 1
к программе «Социокультурные истоки»
№ п/п | Тема | Дата план | Дата факт | Обязательная часть содержания образования | Примерный план взаимодействия с родителями | Учебно – методическое обеспечение программы |
1. | «Любимое имя» | Занятие проводится совместно с родителями Задачи:
«Имя».
Примерный план:
| Активное занятие (развивающее)
Активное занятие. Ресурсный круг «Имя моего ребенка» | Литература: «Истокове- дение» том 5, стр.152 «Истоковедение» том 11, стр.71,92 книга 1 для развития детей 3-4 лет «Доброе слово» стр.3,17, 18, 19. | ||
2. | «Доброе слово» | Занятие проводится совместно с родителями Задачи:
«Слово»
Примерный план: 1. Работа в круге. Разговор с детьми о добром слове на основе | Активное занятие (развивающее)
«Любимое имя»
| Литература: «Истоковедение» том 5, стр. 153. «Истоковеде- ние» том 11, стр.72. книга 1 для развития детей 3-4 лет «Доброе слово» стр.3,15,21,22,23. |
№ п/п | Тема | Дата план | Дата факт | Обязательная часть содержания образования | Примерный план взаимодействия с родителями | Учебно – методическое обеспечение программы |
задания к русской народной сказке «Теремок» и личного опыта детей. Пересказ рассказа «Жила была Маша» по ролям. Чтение наизусть стихотворения «Я люблю, когда при встрече..»
| рое слово в семье» | |||||
3. | «Ласковая песня» | Задачи:
«Песня»
Примерный план:
Оформление страницы Альбома «Ласковая песня» |
«Ласковая песня». | Литература: «Истокове- дение» том 5, стр. 153 книга 1 для развития детей 3-4 лет «Доброе слово» стр. 24, 25,27 | ||
4. | «Празд- ничная песня» | Занятие проводится совместно с родителями Задачи:
Примерный план:
|
«Праздничная песня». | Литература: «Истоковедение» том 5, стр. 158 книга 1 для развития детей 3-4 лет «Доброе слово» стр. 28,29,30,31 | ||
5. | «Люби- мый об- раз» | Занятие проводится совместно с родителями Задачи:
«Образ».
| Активное занятие (развивающее)
| Литература: «Истокове- дение» том 5, стр.159 «Истоковедение» том 11, стр. 743, книга 2 для развития детей 3-4 лет «Добрый мир» стр. 12,13,14,15 |
№ п/п | Тема | Дата план | Дата факт | Обязательная часть содержания образования | Примерный план взаимодействия с родителями | Учебно – методическое обеспечение программы |
Примерный план:
| «Добрый мир». 4. Активное занятие. Ресурсный круг «За что я благодарен маме?» | |||||
6. | «Образ света» | Занятие проводится совместно с родителями Задачи:
Примерный план:
|
«Образ света». | Литература: «Истокове- дение» том 5, стр.160 книга 2 для развития детей 3-4 лет «Добрый мир» стр. 16, 17, 18, 19. | ||
7. | «Добрый мир» | Задачи:
| Активное занятие (развивающее)
«Добрый мир» (Что может сделать каждый из нас, чтобы мир для ребенка был добрым?) | Литература: «Истокове- дение» том 5, стр.161 «Истоковедение» том 11, стр.75 книга 2 для развития детей 3-4 лет «Добрый мир» стр. 10,11,20,22, 23. | ||
8. | «Добрая книга» | Задачи:
«Книга».
| Активное занятие (развивающее)
народным сказкам «Репка», «Маша и медведь». | Литература: «Истокове- дение» том 5, стр.162. «Истоковедение» том 11, стр.75-76 книга 2 для развития детей 3-4 лет «Добрая |
№ п/п | Тема | Дата план | Дата факт | Обязательная часть содержания образования | Примерный план взаимодействия с родителями | Учебно – методическое обеспечение программы |
Оформление страницы Альбома «Добрая книга». |
«Добрая книга».
«Добрая книга» (Какие добрые чувства могут пробудить в сердце ребенка книги?). Подведение итогов за год. | книга» стр. 5-10, 11, 12, 13, 14, 15. | ||||
9. | «Любимая книга» | Занятие проводится совместно с родителями Задачи:
«Золотое яичко».
|
«Любимая книга моего ребенка». | Литература: «Истокове- дение» том 5, стр.162. Книги для развития детей 3-4 лет «Доброе слово» стр. 5-14, «Добрый мир» стр. 5-9, «Добрая книга» стр. 4, 5-9, 11, 17-20, 22- 23. |
Примерное календарно-тематическое планирование (4-5 лет)
Приложение 2
к программе «Социокультурные истоки»
№ п/п | Тема | Дата план | Дата факт | Обязательная часть содержания образования | Примерный план взаимодействия с родителями | Учебно – методиче- ское обеспечение программы |
1. | «Дружная семья» | Занятие проводится совместно с родителями Задачи:
«Семья».
| Активное занятие (развивающее)
«Воспитание на социо-культурном опы- те» для детей 4-5 лет.
| Литература: «Исто- коведение» том 5, стр.163-165. Истоковедение» том 11, стр.76-77. |
№ п/п | Тема | Дата план | Дата факт | Обязательная часть содержания образования | Примерный план взаимодействия с родителями | Учебно – методиче- ское обеспечение программы |
дить к единому мнению. 4. Мотивация родителей на совместную деятельность с ребен- ком. Примерный план:
| ная семья».
детей. | Книга для развития детей 4-5 лет «Друж- ная семья» стр.3, 5-9, 11, 12-13, 14, 15, 16, 18, 19-20, 21. | ||||
2. | «Домаш- нее тепло» | Задачи:
Примерный план:
|
| Литература: «Исто- коведение» том 5, стр.165-166. Книга для развития детей 4-5 лет «Друж- ная семья» стр.3, 14, 24-25, 27. | ||
3. | «Дороги добра» | Задачи:
«Родные просторы».
Примерный план:
| Активное занятие (развивающее)
| Литература: «Исто- коведение» том 5, стр.167-168. Истоковедение» том 11, стр.78-79. Книга для развития детей 4-5 лет «В доб- рый путь» стр. 4, 5-7, 8, 9-14. |
№ п/п | Тема | Дата план | Дата факт | Обязательная часть содержания образования | Примерный план взаимодействия с родителями | Учебно – методиче- ское обеспечение программы |
ко».
| ||||||
4. | «Сказоч- ный лес» | Занятие проводится совместно с родителями Задачи:
Примерный план:
«Снегурушка и лиса», стихотворения Н.Токмаковой «Ели», пословиц.
|
«Петушок- золотой гребешок», «Снегу- рушка и лиса», стихотворения Н.Токмаковой «Ели», пословиц.
| Литература: «Исто- коведение» том 5, стр.168-171. Книга для развития детей 4-5 лет «В доб- рый путь» стр.16-25. | ||
5. | «Добрая забота» | Задачи:
Примерный план:
| Активное занятие (развивающее)
«Добрая забота» (Как книга поможет научить детей проявлять сострадание и милосердие?) | Литература: «Исто- коведение» том 5, стр.171 - 173. Истоковедение» том 11, стр.79-80 Книга для развития детей 4-5 лет «Добрая забота» стр.4, 5-8, 9, 11, 12, 12-14.. | ||
6. | «Правед- ный труд» | Занятие проводится совместно с родителями Задачи: 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд земной». |
ка кормит» на основе рассказов О. Аб- | Литература: «Исто- коведение» том 5, стр.173 - 174. Книга для развития |
№ п/п | Тема | Дата план | Дата факт | Обязательная часть содержания образования | Примерный план взаимодействия с родителями | Учебно – методиче- ское обеспечение программы |
Примерный план:
| рамовой «Семейный праздник», П. Засо- димского «Откуда взялся хлеб» стихо- творений Т. Шорыгиной 3.Оформление страницы Альбома «Пра- ведный труд». | детей 4-5 лет «Добрая забота» стр.17-25. | ||||
7. | «Любимая сказка» | Задачи:
«Труд души».
Примерный план:
|
««Благодарное слово».
«Крошечка-хаврошечка».
| Литература: «Исто- коведение» том 5, стр.174 - 175. Книга для развития детей 4-5 лет «Благо- дарное слово» стр.9- 12. | ||
8. | «Благо- дарное слово» | Занятие проводится совместно с родителями Задачи:
Примерный план:
| Активное занятие (развивающее)
«Благодарное слово». (Как благодарное слово помогает в жизни?) | Литература: «Исто- коведение» том 5, стр. 175. Истоковедение» том 11, стр.80. Книга для развития детей 4-5 лет «Благо- дарное слово» стр.14, 15-19, 20-22. |
№ п/п | Тема | Дата план | Дата факт | Обязательная часть содержания образования | Примерный план взаимодействия с родителями | Учебно – методиче- ское обеспечение программы |
ко?».
| ||||||
9. | «Светлый праздник» | Занятие проводится совместно с родителями Задачи:
Примерный план:
5.Оформление страницы Альбома «Светлый праздник». | Активное занятие (развивающее)
«Светлый праздник».
| Литература: «Исто- коведение» том 5, стр. 176-177.. Истоковедение» том 11, стр.81. Книга для развития детей 4-5 лет «Благо- дарное слово» стр.24, 27-30.. |
Примерное календарно-тематическое планирование (5-6 лет)
Приложение 3
к программе «Социокультурные истоки»
№ п/п | Тема | Дата план | Дата факт | Обязательная часть содержания образования | Примерный план взаимодействия с родителями | Учебно – методическое обеспечение программы |
1. | «Верность родной земле» (часть 1) | Занятие проводится совместно с родителями Задачи:
«Вера».
| Активное занятие (развивающее)
«Воспитание на социо-культурном опыте» для детей 5-6 лет.
| Литература: «Истокове- дение» том 5, стр. 177- 178. Истоковедение» том 11, стр.81-83. Книга для развития детей 5-6 лет «Верность родной |
№ п/п | Тема | Дата план | Дата факт | Обязательная часть содержания образования | Примерный план взаимодействия с родителями | Учебно – методическое обеспечение программы |
Примерный план:
тырь». | пересказе И.А. Кузьмина: «Илья Муро- мец», «Добрыня Никитич и Змей», «Алеша Попович и ТугаринЗмеевич» и др.
«Верность родной земле». | земле» стр.4-7, 8-11, 12- 13, 21, 19. | ||||
2. | «Верность родной земле» (часть 2) | Задачи:
«Вера».
Примерный план:
|
| Литература: «Истокове- дение» том 5, стр. 178- 180. Истоковедение» том 11, стр.81-83. Книга для развития детей 5-6 лет «Верность родной земле» стр.20, 14-15, 16- 18, 3, 23. | ||
3. | «Радость послуша- ния» | Занятие проводится совместно с родителями Задачи:
«Вера».
Примерный план:
| Активное занятие (развивающее)
«Радость послушания». | Литерату- ра:«Истоковедение» том 5, стр.180-181. Истоковедение» том 11, стр.83-84. Книга для развития детей 5-6 лет «Радость послу- шания» стр.4-6, 7-22, 24- 25, 3, 26, 27. | ||
4. | «Светлая Надежда» | Задачи:
| Активное занятие (развивающее) 1.Знакомство с книгой для развития детей 5-6 лет «Светлая Надежда». | Литература: «Истокове- дение» том 5, стр.181- 182. |
№ п/п | Тема | Дата план | Дата факт | Обязательная часть содержания образования | Примерный план взаимодействия с родителями | Учебно – методическое обеспечение программы |
3. Развитие целостного восприятия. Примерный план:
| 2. Выполнение заданий по фрагментам произведения И.С. Шмелева «Лето Гос- подне» («Рождество», «Счастье мое мин- дальное»), стихотворению Ф.М. Достоев- ского «Божий дар», рассказу Л.Нечаева «Саночки».
«Светлая Надежда». | Истоковедение» том 11, стр.84-85. Книга для развития детей 5-6 лет «Светлая Надеж- да» стр.5-8, 9-10, 12-14, 4, 11. Книга для развития детей 5-6 лет «Доброе слово» стр. 28. | ||||
5. | «Доброе согласие» | Задачи:
«Надежда».
Примерный план:
«Счастье мое миндальное»), стихотворению Ф.М. Достоев- ского «Божий дар», рассказу Л.Нечаева «Саночки».пословиц и личного опыта детей.
|
«Счастье мое миндальное»), стихотворе- нию Ф.М. Достоевского «Божий дар», рассказу Л.Нечаева «Саночки» и пословиц в книге «Светлая Надежда».
| Литература: «Истокове- дение» том 5, стр.182- 184. Истоковедение» том 11, стр.84-85. Книга для развития детей 5-6 лет «Светлая Надеж- да» стр.17-18, 20-21, 16, 26-27, 25. Книга для развития детей 5-6 лет «Дружная семья» стр. 15, 25. | ||
6. | «Добрые друзья» | Занятие проводится совместно с родителями Задачи:
Примерный план:
| Активное занятие (развивающее)
«Талант любви». | Литература: «Истокове- дение» том 5, стр.184- 185. Истоковедение» том 11, стр.85-86. Книга для развития детей 5-6 лет «Добрые друзья» стр.5-10, 12-14, 4, 10, 11.. |
№ п/п | Тема | Дата план | Дата факт | Обязательная часть содержания образования | Примерный план взаимодействия с родителями | Учебно – методическое обеспечение программы |
необходимо добрым друзьям?».
| ||||||
7. | «Добрые дела» | Задачи:
«Любовь».
Примерный план:
|
| Литература: «Истокове- дение» том 5, стр.185- 187. Книга для развития детей 5-6 лет «Добрые друзья» стр.17-32, 16, 32, 22-23, 34-35, 33. | ||
8. | «Мудрое слово» | Задачи:
Примерный план:
«Белая уточка», пословиц и личного опыта детей.
| Активное занятие (развивающее)
«Мудрое слово».
| Литература: «Истокове- дение» том 5, стр.187- 188. Истоковедение» том 11, стр.86. Книга для развития детей 5-6 лет «Мудрое слово» стр.5-7, 10-14, 4, 7, 8, 9. | ||
9. | «Мудрые люди» | Занятие проводится совместно с родителями Задачи:
«Мудрость».
|
«Пастушья дудочка», «Названный отец», работа с пословицами.
бома «Мудрые люди». | Литература: «Истокове- дение» том 5, стр.187- 188. Истоковедение» том 11, стр.86. |
№ п/п | Тема | Дата план | Дата факт | Обязательная часть содержания образования | Примерный план взаимодействия с родителями | Учебно – методическое обеспечение программы |
на примере жизни близких людей). Примерный план:
| Книга для развития детей 5-6 лет «Мудрое слово» стр.17-21, 22-26, 4, 7, 16, 26, 27. |
Примерное календарно-тематическое планирование (6-7 лет)
Приложение 4
к программе «Социокультурные истоки»
№ п/п | Тема | Дата план | Дата факт | Обязательная часть содержания образования | Примерный план взаимодействия с родите- лями | Учебно – методиче- ское обеспечение программы |
1. | «Сказочное слово» | Занятие проводится совместно с учителями школы. Задачи:
Примерный план:
5.Оформление страницы Альбома «Моя любимая сказка» | Активное занятие (развивающее)
«Мудрость сказочного слова». | Литература: «Исто- коведение» том 5, стр.189-190. Истоковедение» том 11, стр.87. Книга для развития детей 6-7 лет «Ска- зочное слово» стр.4- 10, 11-26, 27, 30-31, 29. | ||
2. | «Напутствен- ное слово» | Задачи: 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Традиции Слова». | Активное занятие (развивающее) 1.Знакомствос книгой для развития де- тей«Напутственное слово». | Литература: «Исто- коведение» том 5, стр.191-192. |
№ п/п | Тема | Дата план | Дата факт | Обязательная часть содержания образования | Примерный план взаимодействия с родите- лями | Учебно – методиче- ское обеспечение программы |
2. Развитие умения общаться в паре. 3.Приобщение к традиции напутственного слова. Примерный план:
«Ветер и солнце», русской народной сказки «Василиса Прекрасная», пословиц и личного опыта детей.
|
| Истоковедение» том 11, стр.88. Книга для развития детей 6-7 лет «Напут- ственное слово» стр.5, 6-14, 4, 16-17, 18, 15. | ||||
3. | «Жизненный путь» | Занятие проводится совместно с родителями Задачи:
Примерный план:
|
«Напутственное слово».
| Литература: «Исто- коведение» том 5, стр.193-194. Истоковедение» том 11, стр.88. Книга для развития детей 6-7 лет «Напут- ственное слово» стр.21-32, 33, 20, 34, 35. | ||
4. | «Светлый образ» | Задачи:
Примерный план: 1. Работа в круге. Беседа с детьми о Преподобном Сергии Радонежском на основе использования изображений Свя- | Активное занятие (развивающее)
фрагменту «Жития» («Посещение преподоб- | Литература: «Исто- коведение» том 5, стр.194 -195. Истоковедение» том 11, стр.88-89. Книга для развития |
№ п/п | Тема | Дата план | Дата факт | Обязательная часть содержания образования | Примерный план взаимодействия с родите- лями | Учебно – методиче- ское обеспечение программы |
то-троицкой Сергиевой Лавры, ауди записей колокольных звонов, произведения И.С. Шмелева «Богомолье» («Благо- словение»), фрагментов «Жития Преподобного Сергия Радонежского»: «Сын радости», «В пустыне преподобного Сергия», «Чудо об источнике».
гии Радонежском» | ного Сергия Пресвятой Богородицей»). 3. Активное занятие. Ресурсный круг «Свет- лый образ» | детей 6-7 лет «Свет- лый образ» стр.5-8, 9- 14, 14. | ||||
5. | «Чудотвор- ный образ» | Задачи:
Примерный план:
|
«Светлый образ».
| Литература: «Исто- коведение» том 5, стр.195 -197. Книга для развития детей 6-7 лет «Свет- лый образ» стр.19-23, 24-25, 26-27, 27. | ||
6. | «Мастера и рукодельни- цы» | Задачи:
«Традиции дела».
Примерный план:
| Активное занятие (развивающее)
«Каменный цветок» и русским народным сказкам «Морозко», «Иван-крестьянский сын» и «Чудо- юдо».
| Литература: «Исто- коведение» том 5, стр.197 -199. Истоковедение» том 11, стр.89-90. Книга для развития детей 6-7 лет «Ма- стера и рукодельни- цы» стр.5-12, 4, 14, 16, 17-18, 15. |
№ п/п | Тема | Дата план | Дата факт | Обязательная часть содержания образования | Примерный план взаимодействия с родите- лями | Учебно – методиче- ское обеспечение программы |
7. | «Старание и терпение» | Занятие проводится совместно с учителями школы. Задачи:
Примерный план:
|
«Мастера и рукодельницы».
| Литература: «Исто- коведение» том 5, стр.199 -200. Книга для развития детей 6-7 лет «Ма- стера и рукодельни- цы» стр.26-32, 20, 34- 35, 33. | ||
8. | «Семейные традиции» | Занятие проводится совместно с родителями. Задачи:
Примерный план:
| Активное занятие (развивающее)
П. Бажова «Живинка в деле» и сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
«Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» в дошкольном образовании. Присо- единение к Азбуке истоков для 1 класса обще- образовательной школы. | Литература: «Исто- коведение» том 5, стр.201 -202. Истоковедение» том 11, стр.90-91. Книга для развития детей 6-7 лет «Се- мейные традиции» стр.12-13, 6-11, 5, 4, 14, 16. | ||
9. | «Книга- праздник души» | Занятие проводится совместно с родителями и учителями. Задачи:
ваться, приходить к единому мнению. |
| Литература: «Исто- коведение» том 5, стр.202 -204. Истоковедение» том 11, стр.90-91. |
№ п/п | Тема | Дата план | Дата факт | Обязательная часть содержания образования | Примерный план взаимодействия с родите- лями | Учебно – методиче- ское обеспечение программы |
3. Подготовка детей к созданию Первой книги (начальная школа). Примерный план:
| развития детей. 4. Совместно с детьми: оформление страницы Альбома «Мои Истоки». | Книга для развития детей 6-7 лет «Се- мейные традиции» стр.51-52, 54-55, 53. | ||||
10. | «До свида- ния, детский сад! Школа, здравствуй!» | Итоговое. Занятие проводится совместно с родителями и учителями. Задачи:
Примерный план:
«Мои Истоки» (на основе книг для развития).
|
| Литература: «Исто- коведение» том 5, стр.204. Книги для развития детей 3-7 лет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДУШЕПОЛЕЗНОГО СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ (В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПО ДУХОВНО—НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»)
· Считаем, что совместные размышления по прочитанному– одна из сильных позиций книг для развития детей дошкольного возраста. Родители и дети осмысливая жизнен...
Использование книг для развития детей дошкольного возраста по программе духовно-нравственного воспитания "Социокультурные истоки"
Программа духовно-нравственного воспитания "Социокультурные истоки" в дошкольном образовании направлена на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России....
Методический комплекс программы духовно-нравственного воспитания "Социокультурные истоки"
Программа духовно-нравственного воспитания "Социокультурные истоки" в дошкольном образовании направлена на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России....
Советы родителям по духовно-нравственному воспитанию «Социокультурные истоки»
Советы родителям в рамках программы по духовно-нравственному воспитанию «Социокультурные истоки»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»
Рабочая программа духовно-нравственного воспитания "социокультурные истоки"...
Рабочая программа духовно-нравственного воспитания Социокультурные истоки
рабочая программа...
Программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки»
Программа «Социокультурные истоки»:- Обеспечивает преемственность с основными образовательными программами начального общего образования;- Опирается на педагогику сотрудничества и достоинс...