Познавательный проект с детьми старшей группы «Ягодка» на тему: «Золотая осень»
проект

Петунова Надежда Алексеевна

Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zolotaya_osen.docx282.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР – д/с №11 «Буратино» г. Невеля Псковской области

Познавательный проект с детьми

старшей группы «Ягодка»

на тему: «Золотая осень»

river-autumn-est-in-the-fall-RoY0-1024x576-MM-90.jpg


                                                                             Воспитатели:  Петунова Н.А.

                                                                                                      Соловьёва Л.В.




г. Невель

2019 год

Тип проекта: обучающий, творческий, игровой.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Цель: расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.

Задачи:

  • углубить представления об изменениях в природе  осенью;
  • развивать  умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
  • привлечь  внимания к окружающим природным объектам;
  • развивать  умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  • пополнить  и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;
  • расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
  • воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

Мотив:

        Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши.  

Актуальность:

        Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства. Деревья, птицы, облака, лужицы после дождя, разноцветная радуга – все это привлекает внимание детей. В связи с этим, перед нами стоит ответственная задача – воспитывать малышей, а это значит, приобщать ребенка к миру человеческих ценностей – добра и красоты, истины, ориентируясь на «концепцию дошкольного воспитания». Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений дошкольники обращают внимания на многие признаки этого замечательного времен года, учатся прослеживать связь между ними, знакомятся с осенней природой. Знания в этой сфере ребята получают постепенно, циклично, пополняя их год

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап
  • составление плана совместной работы с детьми, родителями;
  • разработка конспектов НОД;
  • подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми;
  • подбор художественного материала;
  1. Основной этап
  1. Познавательное развитие

Беседы:

«Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья»,

«Осень. Что ты о ней знаешь?»

Цикл наблюдений:

- за изменениями природы осенью (солнце, небо, сила ветра, осенний дождь)

-за красотой и богатством осенних красок

- за цветником

- за перелетными птицами

- за насекомыми

- за деревьями, растущими на территории детского сада

Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада»,

«Ищем приметы осени»

Ситуативная беседа:

«Почему заяц меняет окрас?»

«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»

«Почему я люблю (не люблю) осень?»

  1. Речевое развитие

Чтение художественной литературы:

  • Пословицы, поговорки, загадки об осени
  • А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
  • А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»
  • А. Плещеев «Скучная картина»
  • К. Бальмонт «Осень»
  • Н. Сладков «Осень на пороге»
  • Е. Благинина «Улетают, улетели»
  • К.Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»
  • Г.Скребицкий «Белка готовится к зиме.
  1. Соцаильно - коммуникативное развитие

Дидактические игры: «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!»,

«С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию».

  1. Физическое развитие

Подвижные игры:

«Съедобное - несъедобное!»

«Вороны и собачка!»

«Перелёт птиц»

«Гуси – лебеди»

Игры – соревнования:

«Кто быстрее обежит лужи»

Физкультминутки:

«Клён»

- Ветер тихо клён качает,

Вправо-влево наклоняет:

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клён.

«Листопад»

- Мы – листики осенние

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели!

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели….

«Грибы»:

- Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли.

Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли!

На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята!

Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери!

Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех?

Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться!

Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили!

Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть!

Пальчиковая гимнастика:

«Листья»

Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами)

Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы)

Полетели, закружились (вращение кистями рук)

И на землю опустились (кладут пальцы на стол)

Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу)

Листья все насквозь побил.

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд,

назад)

Одеялом их накрыл (крепко прижать ладони к столу)

  1. Художественно – эстетическое развитие.

Аппликация:  «Листочки на окошке», «Осенний лес», «Грибы на полянке».

 

Рисование:

Загадки с грядки.

Осень в парке.

  • Ветка рябины.
  • Осенние листочки.
  •  «В саду поспели яблоки»

Лепка:

  • Грибочки
  • Фрукты и овощи
  • Осеннее дерево.

Работа с родителями:

  • Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной»;
  • Подготовить поделки на осеннюю тему
  1. Заключительный этап
  • Провидение праздника осени

Ожидаемые результаты:

  • закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;
  • расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики и придумывания детьми литературных произведений собственного сочинения;
  • применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
  • отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
  • заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.

Беседы с использованием презентаций:

  1. «Осень дивная пора».

Цель:

  1. Золотая осень»

Цель: Воспитывать интерес к окружающему миру, любовь к природе; закрепить знания об осени.

  1. «Приметы осени»

Подвижные игры:

  1. «Ветер - ветерок»
  2. «Дождь»
  3. « Улетайте, птицы»
  4. « Собираем яблоки»
  5. « Сорви осенний цветок»
  6. «Ветер и листочки»

Сюжетно – ролевые игры:

  1.  «Поездка в лес за грибами»

Задачи: Побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Закреплять название съедобных и не съедобных грибов и ягод.

  1. «Перелетные птицы.

Появление птенчиков в гнезде»

Задачи: Развитие у детей способности принять на себя роль птиц.

Закреплять умение детей драматизировать понравившиеся им сказки и истории.

Воспитывать бережное отношение к природе.

  1. «Путешествие в осенний лес»

Цели:

Формирование экологической культуры детей, через игровые технологии в виде сюжетно-ролевой игры.

  1. «Осенняя ярмарка»

Цель: Закреплять представления детей об окружающей жизни, продолжать знакомить с народными праздниками, с русским фольклоромСовершенствовать игровые навыки детей: играть в коллективе, брать на себя роль и выполнять соответствующие действия, показать характер героев, передавать интонацию. Воспитывать и развивать творчество, артистизм. Доставить детям радость, зарядить их положительными эмоциями. Закреплять знания об осени, овощах, фруктах, сельскохозяйственных работах.

  1. «Поход на лесную поляну»

Цель: воспитание патриотизма через любовь к природе, бережное отношение к животным и птицам, зеленым насаждениям.

Дидактические игры:

  1. «Запасы зверей»
  2. «С какого дерева лист?»
  3. «Какой лист?»
  4. «Осень»
  5. «Какой овощ пропустили?»

Чтение художественной литературы:

Цель: расширять и систематизировать знание детей об осени; учить детей чувствовать печаль осенней природы, отвечать на вопросы полным предложением; активизировать речь детей; развивать связную речь, умение употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру

  1. К. Ушинский «Четыре желания»
  2. В. Бианки «Синичкин календарь»
  3. И.С. Соколов – Митиков «Листопадничек»

Индивидуальная и групповая работа:

  1. Беседа: «Осень»
  2. Дидактическая игра «Домик для листочков»
  3. Слушание музыкального произведения «Осень» Чайковского «Времена года».

Итог:

  1. Осенний утренник: «Осенние фантазии»

Выводы по проекту:

  1.  В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем же интересна осень.
  2. В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, где выражали свои чувства, свое позитивное отношение к миру. Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.
  3. Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание: дети ознакомились с художественными произведениями осенней тематики, различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны.

Подвижные игры

«Ветер - ветерок».

Цель: закреплять умение ходить и бегать по кругу, бегать с увертыванием.

Ход игры:

Ветер в парке листья кружит , Дети бегут по кругу, руки на поясе.

В центре круга стоит ребенок «ветер».

В небе кружит, кружит в лужах, Кружатся на месте.

Их бросает нам под ножки, Опять бегут по кругу.

Нам под ножки, на дорожки.

Ну-ка, ветер- ветерок,

Запятнай скорей листок! Разбегаются после слова «листок».

«Ветер» пытается запятнать как можно

больше листиков.

«Дождь».

Цель: закреплять умение детей двигаться поскоками по кругу, быстро реагировать на сигнал, уварачиваться от водящего.

Ход игры:

Дождь по лужам звонко скачет, Дети двигаются поскоками по кругу,

руки на поясе.

Целый день сегодня плачет, В центре круга стоит ребенок « Дождь»

Наклонил цветы и травы, встают лицом вкруг, выполняют

наклоны вперед.

Стали полными канавы , Поднимают руки, тянутся в верх.

Намочил он всех подряд,

Ну-ка, дождь, пятнай ребят! На слово «ребят»разбегаются, Дождь

старается запятнать как можно

больше детей.

« Улетайте, птицы».

Цель: закреплять умение бегать в рассыпную, с увертыванием; быстро реагировать на сигнал.

Оборудование: маска-шапочка коршуна.

Ход игры:

В небе синем птичьи стаи, Дети свободно двигаются по площадке,

Птицы вольные летают. изображая полет птиц .В центре на

Черный коршун вдруг летит, корточках сидит « коршун».

Клюв как лезвие блестит. После слов « не попадайте» коршун

Быстро, птицы, улетайте, начинает ловить детей.

В этот клюв не попадайте!

« Собираем яблоки».

Цель: развивать внимание, координацию и четкость движений.

Оборудование: ведерки на подгруппу, мячи небольшого диаметра, 4 флажка.

Ход игры: в игре должно участвовать четное количество игроков .Дети делятся на две подгруппы, одни держат в руках ведерки и стараются поймать в них мячик, другие кидают мячик с расстояния 4 метра.

«Ветер и листочки».

Цель: закреплять умение двигаться по сигналу, бегать в разных направлениях не наталкиваться друг на друга

Оборудование: осенние листочки с разных деревьев, легкий шарф.

Ход игры: детям дается задание найти по два самых красивых листочка.

Наступила осень, Дети приседают

С деревьев опадают листья.

Подул слабый ветерок, Дети кружатся.

Закружил листочки.

Поиграл с листочками и затих. Дети приседают.

Подул сильный ветер. Дети с листочками разбегаются

И полетели листочки в разные стороны, кружатся,

В разные стороны. Выполняют прыжки с поворотами.

Дидактические игры

Дидактическая игра «Запасы зверей»

    Задачи:   совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду, развивать внимание, память, наблюдательность.
Атрибуты: картинки зверей, картинки с изображением растений и грибов.

 Ход игры: играют 2 ребёнка. По очереди берут карточку с изображением растений или грибов, называют, что это, и кладут к картинке определённого животного.

Примечание: игра может быть индивидуальной.

Дидактическая игра « С какого дерева лист? »

Задачи: совершенствовать умение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям, развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.

Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев, осенние листья этих деревьев.

Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны

разложить листья на своё дерево

Примечание: игра может проводиться в групповой и индивидуальной форме.

Дидактическая игра « Какой лист?»

Задачи: совершенствовать знания различать листья трёх деревьев, учить образовывать

прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Атрибуты: корзинка, осенние листья.

Ход игры: дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок,

говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с

берёзы- берёзовый лист.

Дидактическая игра. ОСЕНЬ

1. «Что бывает осенью?»

Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.

Ход игры: На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т. д

Дидактическая игра «Какой овощ пропустили?»

Цель: активизация словаря по теме, развитие внимания и зрительной памяти.

Оборудование: игрушка «Заяц», натуральные овощи или муляжи.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку зайца и объясняет, что у него сегодня день рождения. Приходили гости и принесли множество подарков. Взрослый раскладывает перед зайцем овощи-подарки, перечисляя их. Один овощ не называет. Ребенок должен отгадать какой. Он называет или показывает его в зависимости от уровня речевого развития.

Беседа «Осень»

Задачи: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы осени. Познакомить с народными названиями осенних месяцев.

Ход.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку и скажите о каком времени года пойдет речь.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это.» (осень)

Сегодня, дети, мы поговорим о золотой осени.

Воспитатель. Какие осенние месяцы вы знаете? ответы детей

Сейчас я предлагаю закрыть глаза и представить, что мы попали в осенний лес. Сейчас мы пройдёмся по лесным дорожкам и послушаем как шуршат листья под ногами. (Включается звукозапись-шуршание листьев).

Воспитатель. Почему сейчас в лесу далеко видно?

Воспитатель. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на голые деревья, засохшую траву? (Ответы детей).

Воспитатель. Много стихотворений написали поэты про осень. Я хочу вам прочитать рассказ про осень. А написал этот сказочный рассказ Г. А. Скребицкий. (Чтение рассказа Г. А. Скребицкого «Осень).

Воспитатель. Куда отправилась художник осень?

Воспитатель. Чем осень покрыла берёзы и клёны?.

Воспитатель. А листья осинок?

Воспитатель. Каким стал осинник?

Воспитатель. Во что подумала осень одеть дуб?

Воспитатель. Как разукрасила осень кусты и деревья?

Воспитатель. Что осень сделала с соснами и елями?

В.:Ребята, посмотрите, какой “осенний” мячик у меня есть. Давайте с ним поиграем. Вы будете к заданному слову добавлять слово “осенний” и передавать друг другу мячик”.

- Солнце “какое?” осеннее и т. д.

Итог: Скажите, пожалуйста, вы любите осень? Мы сегодня вспомнили разные периоды этого времени года. У вас есть смайлики настроения. Покажите то настроение, которое вызывает Сентябрь?

- А сейчас покажите, какое настроение вызывает Октябрь?

- А Ноябрь, какое у вас вызывает настроение?

- Из вашего настроения я поняла, что осень вам очень нравится.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе "Веснушки" по теме «Золотая осень».

Рисование нетрадиционным способом.Задачи:Обучающие:учить детей рисовать в нетрадиционной технике: спонж, самостоятельно выбирать нужные цвета.продолжать расширять словарный запас детей.закреплять знан...

Конспект занятия по развитию связной речи для детей подготовительной группы Рассказывание по теме «Золотая осень»

Систематизировать знания детей  об осени  и осенних явлениях;активизировать словарь по данной теме...

Конспект занятия в старшей группе нетрадиционное рисование тема «Золотая осень» техника монотипия

Конспект занятия в старшей группе нетрадиционное рисование тема «Золотая осень» техника монотипия Цель:  Познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной технико...

Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе по лексической теме «Золотая осень»

Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе по лексической теме «Золотая осень»...

ПРОЕКТ в старшей группе «Ягодка» по теме: « Я и моя семья»

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и лично...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Золотая осень!»

Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.Задачи:Образовательные:обобщить    представления детей   о грибах, об осени как времени года, ее признаках...

Паспорт краткосрочного познавательно-творческого проекта в подготовительной группе "Ягодки" по теме "Мама-слово дорогое"

Проблема нравственного воспитания на сегодня особенно актуальна. Дети с самого рождения привыкли к маминой заботе и не знают, не умеют выразить свою любовь к маме.Нужно формировать  у ребёнка уме...