Познавательный проект с детьми старшей группы «Ягодка» на тему: «Золотая осень»
проект
Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zolotaya_osen.docx | 282.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР – д/с №11 «Буратино» г. Невеля Псковской области
Познавательный проект с детьми
старшей группы «Ягодка»
на тему: «Золотая осень»
Воспитатели: Петунова Н.А.
Соловьёва Л.В.
г. Невель
2019 год
Тип проекта: обучающий, творческий, игровой.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Цель: расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.
Задачи:
- углубить представления об изменениях в природе осенью;
- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- привлечь внимания к окружающим природным объектам;
- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;
- расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Мотив:
Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши.
Актуальность:
Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства. Деревья, птицы, облака, лужицы после дождя, разноцветная радуга – все это привлекает внимание детей. В связи с этим, перед нами стоит ответственная задача – воспитывать малышей, а это значит, приобщать ребенка к миру человеческих ценностей – добра и красоты, истины, ориентируясь на «концепцию дошкольного воспитания». Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений дошкольники обращают внимания на многие признаки этого замечательного времен года, учатся прослеживать связь между ними, знакомятся с осенней природой. Знания в этой сфере ребята получают постепенно, циклично, пополняя их год
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап
- составление плана совместной работы с детьми, родителями;
- разработка конспектов НОД;
- подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми;
- подбор художественного материала;
- Основной этап
- Познавательное развитие
Беседы:
«Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья»,
«Осень. Что ты о ней знаешь?»
Цикл наблюдений:
- за изменениями природы осенью (солнце, небо, сила ветра, осенний дождь)
-за красотой и богатством осенних красок
- за цветником
- за перелетными птицами
- за насекомыми
- за деревьями, растущими на территории детского сада
Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада»,
«Ищем приметы осени»
Ситуативная беседа:
«Почему заяц меняет окрас?»
«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»
«Почему я люблю (не люблю) осень?»
- Речевое развитие
Чтение художественной литературы:
- Пословицы, поговорки, загадки об осени
- А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
- А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»
- А. Плещеев «Скучная картина»
- К. Бальмонт «Осень»
- Н. Сладков «Осень на пороге»
- Е. Благинина «Улетают, улетели»
- К.Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»
- Г.Скребицкий «Белка готовится к зиме.
- Соцаильно - коммуникативное развитие
Дидактические игры: «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!»,
«С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию».
- Физическое развитие
Подвижные игры:
«Съедобное - несъедобное!»
«Вороны и собачка!»
«Перелёт птиц»
«Гуси – лебеди»
Игры – соревнования:
«Кто быстрее обежит лужи»
Физкультминутки:
«Клён»
- Ветер тихо клён качает,
Вправо-влево наклоняет:
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клён.
«Листопад»
- Мы – листики осенние
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели!
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели….
«Грибы»:
- Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли.
Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли!
На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята!
Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери!
Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех?
Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться!
Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили!
Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть!
Пальчиковая гимнастика:
«Листья»
Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами)
Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы)
Полетели, закружились (вращение кистями рук)
И на землю опустились (кладут пальцы на стол)
Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу)
Листья все насквозь побил.
Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд,
назад)
Одеялом их накрыл (крепко прижать ладони к столу)
- Художественно – эстетическое развитие.
Аппликация: «Листочки на окошке», «Осенний лес», «Грибы на полянке».
Рисование:
Загадки с грядки.
Осень в парке.
- Ветка рябины.
- Осенние листочки.
- «В саду поспели яблоки»
Лепка:
- Грибочки
- Фрукты и овощи
- Осеннее дерево.
Работа с родителями:
- Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной»;
- Подготовить поделки на осеннюю тему
- Заключительный этап
- Провидение праздника осени
Ожидаемые результаты:
- закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;
- расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики и придумывания детьми литературных произведений собственного сочинения;
- применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
- отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
- заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
Беседы с использованием презентаций:
- «Осень дивная пора».
Цель:
- Золотая осень»
Цель: Воспитывать интерес к окружающему миру, любовь к природе; закрепить знания об осени.
- «Приметы осени»
Подвижные игры:
- «Ветер - ветерок»
- «Дождь»
- « Улетайте, птицы»
- « Собираем яблоки»
- « Сорви осенний цветок»
- «Ветер и листочки»
Сюжетно – ролевые игры:
- «Поездка в лес за грибами»
Задачи: Побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Закреплять название съедобных и не съедобных грибов и ягод.
- «Перелетные птицы.
Появление птенчиков в гнезде»
Задачи: Развитие у детей способности принять на себя роль птиц.
Закреплять умение детей драматизировать понравившиеся им сказки и истории.
Воспитывать бережное отношение к природе.
- «Путешествие в осенний лес»
Цели:
Формирование экологической культуры детей, через игровые технологии в виде сюжетно-ролевой игры.
- «Осенняя ярмарка»
Цель: Закреплять представления детей об окружающей жизни, продолжать знакомить с народными праздниками, с русским фольклором. Совершенствовать игровые навыки детей: играть в коллективе, брать на себя роль и выполнять соответствующие действия, показать характер героев, передавать интонацию. Воспитывать и развивать творчество, артистизм. Доставить детям радость, зарядить их положительными эмоциями. Закреплять знания об осени, овощах, фруктах, сельскохозяйственных работах.
- «Поход на лесную поляну»
Цель: воспитание патриотизма через любовь к природе, бережное отношение к животным и птицам, зеленым насаждениям.
Дидактические игры:
- «Запасы зверей»
- «С какого дерева лист?»
- «Какой лист?»
- «Осень»
- «Какой овощ пропустили?»
Чтение художественной литературы:
Цель: расширять и систематизировать знание детей об осени; учить детей чувствовать печаль осенней природы, отвечать на вопросы полным предложением; активизировать речь детей; развивать связную речь, умение употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру
- К. Ушинский «Четыре желания»
- В. Бианки «Синичкин календарь»
- И.С. Соколов – Митиков «Листопадничек»
Индивидуальная и групповая работа:
- Беседа: «Осень»
- Дидактическая игра «Домик для листочков»
- Слушание музыкального произведения «Осень» Чайковского «Времена года».
Итог:
- Осенний утренник: «Осенние фантазии»
Выводы по проекту:
- В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем же интересна осень.
- В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, где выражали свои чувства, свое позитивное отношение к миру. Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.
- Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание: дети ознакомились с художественными произведениями осенней тематики, различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны.
Подвижные игры
«Ветер - ветерок».
Цель: закреплять умение ходить и бегать по кругу, бегать с увертыванием.
Ход игры:
Ветер в парке листья кружит , Дети бегут по кругу, руки на поясе.
В центре круга стоит ребенок «ветер».
В небе кружит, кружит в лужах, Кружатся на месте.
Их бросает нам под ножки, Опять бегут по кругу.
Нам под ножки, на дорожки.
Ну-ка, ветер- ветерок,
Запятнай скорей листок! Разбегаются после слова «листок».
«Ветер» пытается запятнать как можно
больше листиков.
«Дождь».
Цель: закреплять умение детей двигаться поскоками по кругу, быстро реагировать на сигнал, уварачиваться от водящего.
Ход игры:
Дождь по лужам звонко скачет, Дети двигаются поскоками по кругу,
руки на поясе.
Целый день сегодня плачет, В центре круга стоит ребенок « Дождь»
Наклонил цветы и травы, встают лицом вкруг, выполняют
наклоны вперед.
Стали полными канавы , Поднимают руки, тянутся в верх.
Намочил он всех подряд,
Ну-ка, дождь, пятнай ребят! На слово «ребят»разбегаются, Дождь
старается запятнать как можно
больше детей.
« Улетайте, птицы».
Цель: закреплять умение бегать в рассыпную, с увертыванием; быстро реагировать на сигнал.
Оборудование: маска-шапочка коршуна.
Ход игры:
В небе синем птичьи стаи, Дети свободно двигаются по площадке,
Птицы вольные летают. изображая полет птиц .В центре на
Черный коршун вдруг летит, корточках сидит « коршун».
Клюв как лезвие блестит. После слов « не попадайте» коршун
Быстро, птицы, улетайте, начинает ловить детей.
В этот клюв не попадайте!
« Собираем яблоки».
Цель: развивать внимание, координацию и четкость движений.
Оборудование: ведерки на подгруппу, мячи небольшого диаметра, 4 флажка.
Ход игры: в игре должно участвовать четное количество игроков .Дети делятся на две подгруппы, одни держат в руках ведерки и стараются поймать в них мячик, другие кидают мячик с расстояния 4 метра.
«Ветер и листочки».
Цель: закреплять умение двигаться по сигналу, бегать в разных направлениях не наталкиваться друг на друга
Оборудование: осенние листочки с разных деревьев, легкий шарф.
Ход игры: детям дается задание найти по два самых красивых листочка.
Наступила осень, Дети приседают
С деревьев опадают листья.
Подул слабый ветерок, Дети кружатся.
Закружил листочки.
Поиграл с листочками и затих. Дети приседают.
Подул сильный ветер. Дети с листочками разбегаются
И полетели листочки в разные стороны, кружатся,
В разные стороны. Выполняют прыжки с поворотами.
Дидактические игры
Дидактическая игра «Запасы зверей»
Задачи: совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду, развивать внимание, память, наблюдательность.
Атрибуты: картинки зверей, картинки с изображением растений и грибов.
Ход игры: играют 2 ребёнка. По очереди берут карточку с изображением растений или грибов, называют, что это, и кладут к картинке определённого животного.
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Дидактическая игра « С какого дерева лист? »
Задачи: совершенствовать умение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям, развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.
Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев, осенние листья этих деревьев.
Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны
разложить листья на своё дерево
Примечание: игра может проводиться в групповой и индивидуальной форме.
Дидактическая игра « Какой лист?»
Задачи: совершенствовать знания различать листья трёх деревьев, учить образовывать
прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: корзинка, осенние листья.
Ход игры: дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок,
говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с
берёзы- берёзовый лист.
Дидактическая игра. ОСЕНЬ
1. «Что бывает осенью?»
Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.
Ход игры: На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т. д
Дидактическая игра «Какой овощ пропустили?»
Цель: активизация словаря по теме, развитие внимания и зрительной памяти.
Оборудование: игрушка «Заяц», натуральные овощи или муляжи.
Ход игры: Взрослый показывает ребенку зайца и объясняет, что у него сегодня день рождения. Приходили гости и принесли множество подарков. Взрослый раскладывает перед зайцем овощи-подарки, перечисляя их. Один овощ не называет. Ребенок должен отгадать какой. Он называет или показывает его в зависимости от уровня речевого развития.
Беседа «Осень»
Задачи: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы осени. Познакомить с народными названиями осенних месяцев.
Ход.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку и скажите о каком времени года пойдет речь.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это.» (осень)
Сегодня, дети, мы поговорим о золотой осени.
Воспитатель. Какие осенние месяцы вы знаете? ответы детей
Сейчас я предлагаю закрыть глаза и представить, что мы попали в осенний лес. Сейчас мы пройдёмся по лесным дорожкам и послушаем как шуршат листья под ногами. (Включается звукозапись-шуршание листьев).
Воспитатель. Почему сейчас в лесу далеко видно?
Воспитатель. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на голые деревья, засохшую траву? (Ответы детей).
Воспитатель. Много стихотворений написали поэты про осень. Я хочу вам прочитать рассказ про осень. А написал этот сказочный рассказ Г. А. Скребицкий. (Чтение рассказа Г. А. Скребицкого «Осень).
Воспитатель. Куда отправилась художник осень?
Воспитатель. Чем осень покрыла берёзы и клёны?.
Воспитатель. А листья осинок?
Воспитатель. Каким стал осинник?
Воспитатель. Во что подумала осень одеть дуб?
Воспитатель. Как разукрасила осень кусты и деревья?
Воспитатель. Что осень сделала с соснами и елями?
В.:Ребята, посмотрите, какой “осенний” мячик у меня есть. Давайте с ним поиграем. Вы будете к заданному слову добавлять слово “осенний” и передавать друг другу мячик”.
- Солнце “какое?” осеннее и т. д.
Итог: Скажите, пожалуйста, вы любите осень? Мы сегодня вспомнили разные периоды этого времени года. У вас есть смайлики настроения. Покажите то настроение, которое вызывает Сентябрь?
- А сейчас покажите, какое настроение вызывает Октябрь?
- А Ноябрь, какое у вас вызывает настроение?
- Из вашего настроения я поняла, что осень вам очень нравится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе "Веснушки" по теме «Золотая осень».
Рисование нетрадиционным способом.Задачи:Обучающие:учить детей рисовать в нетрадиционной технике: спонж, самостоятельно выбирать нужные цвета.продолжать расширять словарный запас детей.закреплять знан...
Конспект занятия по развитию связной речи для детей подготовительной группы Рассказывание по теме «Золотая осень»
Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;активизировать словарь по данной теме...
Конспект занятия в старшей группе нетрадиционное рисование тема «Золотая осень» техника монотипия
Конспект занятия в старшей группе нетрадиционное рисование тема «Золотая осень» техника монотипия Цель: Познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной технико...
Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе по лексической теме «Золотая осень»
Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе по лексической теме «Золотая осень»...
ПРОЕКТ в старшей группе «Ягодка» по теме: « Я и моя семья»
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и лично...
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Золотая осень!»
Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.Задачи:Образовательные:обобщить представления детей о грибах, об осени как времени года, ее признаках...
Паспорт краткосрочного познавательно-творческого проекта в подготовительной группе "Ягодки" по теме "Мама-слово дорогое"
Проблема нравственного воспитания на сегодня особенно актуальна. Дети с самого рождения привыкли к маминой заботе и не знают, не умеют выразить свою любовь к маме.Нужно формировать у ребёнка уме...