Проект "Юный иследователь"
проект
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 27 «РОДНИЧОК»
633010 Россия, Новосибирская область, г. Бердск, ул. Ленина 33 А т. (241) 2-25-56 ИНН 5445116506 КПП
544501001
ПРОЕКТ
«Юный исследователь»
Старшая группа № 5 «Лесная полянка»
Подготовили воспитатели высшей квалификационной категории:
Никитина Е.А. Губина Ю.В.
г. Бердск 2021г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта: исследовательско-творческий, групповой
Продолжительность реализации проекта: среднесрочный (сентябрь-ноябрь 2021г.)
Участники проекта: дети старшей возрастной группы, воспитатели группы, родители воспитанников старшей группы.
Авторы проекта: воспитатели старшей группы «Лесная полянка» Макаревич Екатерина Александровна
Губина Юля Владимировна
Актуальность.
Опытно-экспериментальная деятельность – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и является одной из актуальнейшей проблем современности.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Опытно-экспериментальная деятельность обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.
Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Опытно -экспериментальная деятельность тесно связанна со всеми видами деятельности, с такими, как наблюдение и труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование элементарных математических представлений.
Этапы реализации проекта
- ЭТАП – Аналитический.
Задачи этапа: анализ ситуации, определение основных его целей: расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность.
ЭТАП – Организационный.
Задачи этапа: скоординировать действия педагогов, детей, родителей по созданию предметно развивающей среды,
разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.
ЭТАП – Практический
Задачи этапа: осуществление экспериментальной деятельности детей для расширения знания об окружающем мире.
ЭТАП – Итоговый
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий.
Формы и методы организации проекта:
Экспериментальная деятельность, продуктивная деятельность, познавательное чтение, наблюдения.
Цель:
Развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность, любознательность и способность к самостоятельному экспериментированию
Задачи:
- Расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность,
- Развитие понимания взаимосвязей в природе.
- Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
- Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Для детей:
- расширение перспектив поисково- познавательной деятельности;
- сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;
- развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.
Для педагогов:
- повышения теоретического опыта и профессионализма;
- внедрение современных форм и методов работы по экспериментальной деятельности дошкольников;
- личностный и профессиональный рост;
- самореализация.
Для родителей:
- повышение уровня экологического сознания;
- расширение опыта взаимодействия с детьми.
Заключение
В ходе проекта дети учатся совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями и сотрудниками ДОУ, выступать с докладами. Все это в полной мере способствует саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения. У родителей непременно появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели. Следовательно, в школе эти дети, при определенной помощи родителей, способны достичь высоких результатов.
Начальный опыт работы по проекту позволяет сделать вывод об его эффективности и возможности использования в дальнейшей работе.
Таким образом, включение методов исследовательского обучения в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей, родителей способствуют качественной подготовке детей к обучению в школе.
Итак, мы пришли к выводу, что внедрение исследовательских методов в образовательный процесс детского сада - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.
Используемая литература.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В.Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
- Иванова И.А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128с.
- Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
- Большая энциклопедия для дошкольника. – В. Лаптева, И. Лебедева, перевод, 1998 – ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 27 «РОДНИЧОК»
633010 Россия, Новосибирская область, г. Бердск, ул. Ленина 33 А т. (241) 2-25-56 ИНН 5445116506 КПП
544501001
Итоговое мероприятие
«Город волшебства»
Старшая группа № 5 «Лесная полянка»
Подготовили воспитатели высшей квалификационной категории:
Никитина Е.А. Губина Ю.В.
г. Бердск 2021г.
Цель:
Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные:
Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.
Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.
Объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики (надувание шара, распускание цветов в воде).
Развивающие:
Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память. Познакомить со свойствами воды, подсолнечного масла.
Воспитательные:
Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.
Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.
Практические: физкультминутка, исследование предметов.
Словарная работа: воск, пар, крахмал,
Оборудование: набор бумажных цветов, мешочек с крупами, краски, кисти, бумага.
Ход занятия
Звучит музыка волшебства Волшебник:
- Здравствуйте, ребята. Добро пожаловать в Город волшебства. А вы знаете, кто творит волшебство?
Дети: (волшебники, феи).
Волшебник:
- Правильно, ребята, в нашем городе живут только добрые волшебники и феи. Они всегда помогают тем, кому нужна помощь. Я приглашаю Вас в путешествие. Начнем мы его с «Сада цветов». Она готова показать нам свое волшебство, но сначала надо отгадать загадки о цветах.
Загадки:
Я шариком пушистым Белею в поле чистом, А дунул ветерок - Остался стебелёк.
Ответ: Одуванчик.
Так маленького Васю называют И те цветы, что в поле собирают. Ответ: Василёк.
Звоночек синенький висел. Ни разу в жизни не звенел. Ответ. Колокольчик.
Золотая шапочка, белая рубашка. Как зовут цветок?
Ответ. Ромашка.
Кувшинчики и блюдца Не тонут и не бьются.
Ответ: Кувшинки.
Волшебник:
Ребята, а приходилось ли Вам наблюдать, как распускаются цветы? Давайте опустим подарки Феи в наш волшебный пруд и посмотрим, что произойдет маленькими цветочками.
Опыт «Цветок расцвел»
Фея опускает в воду бумажные цветы со сложенными лепестками. В воде волокна бумаги разбухают – цветы « распускаются».
Волшебник:
- Спасибо Фее цветов!
Что, ж продолжим путешествие. Ой, что это тут за мешочек. (Раскрывает, в нем смесь манки и гороха (риса). Я знаю, откуда он взялся. Это феечка,
крестная Золушки обронила. Помните, в сказке она помогла Золушке отправиться на бал, и ей не пришлось отделять разные крупы друг от друга. Давайте поможем фее разобрать крупы.
Выбираем фею.
Опыт «Поможем Золушке»
(Дети сначала пытаются вручную отобрать крупы.) Волшебник:
- Да работа идет очень медленно, а не воспользоваться ли нам волшебством (взмах палочки) и появляется сито. Знаете, что надо делать? Конечно,
просеять крупу. Почему так можно разделить крупы?
Горох крупный – не пройдет в ситечко, а мелкая манка высыпается в тарелку.
Дети просеивают крупы.
Волшебник:
- Ребята, молодцы! Крестная фея будет очень рада.
- А сейчас мы узнаем «Про силу бумаги» Как марля, приложенная к баночке, перевернутой вверх дном, удерживает воду.
Физкультминутка
Чок- чок, каблучок! (потопать ногами)
В танце кружится сверчок, (покружиться)
А кузнечик без ошибки (движения руками, как при игре на скрипке) Исполняет вальс на скрипке.
Крылья бабочки мелькают, (машем руками как крыльями) С муравьём она порхает, (покружиться на подскоках)
Под весёлый гопачок (танцевальные движения, как в гопаке) Лихо пляшет паучок.
Звонко хлопают ладошки! (похлопать в ладоши)
Всё! Устали наши ножки! (сесть или наклониться вперёд, руки свесить вниз) Волшебник:
- Волшебник Семен покажет нам опыт: «Синяя вода».
Волшебник:
- Ребята, а Вы умеете рисовать? Это очень просто, дети,
Все нарисовать на свете. Нам понадобится с вами Лист бумаги.
Ну и глазки, безусловно. Ведь они, дружок, помогут Увидать любой предмет, Форму рассмотреть и цвет, Круглый он или квадратный, Весь шершавый или гладкий, Он кривой или прямой, Маленький или большой.
Мы с тобою целый мир На бумаге создадим:
(Маргрет Реттих.)
Волшебник:
Теперь отправимся в гости к Фее рисования (Дети садятся за столы.)
- Ребята, у Феи рисования всегда все готово для творчества. Есть и бумаги, и кисти, и краски. Но Фея просила ответить Вас на вопросы:
- Чем еще кроме красок можно рисовать? Ответы (карандаши, мел, тушь).
- А почему простой карандаш рисует?
Грифель карандаша похож на слоеный пирог. Слои соединены между собой слабо. А сами слои очень крепкие. Когда мы ведем грифелем по бумаге, слой за слоем легко отрывается и оказывается на бумаге. Так появляется след от простого карандаша.
Пришло время начать рисовать!
Рисовать мы будем непростые рисунки, а волшебные. Даже у тех, кто только учиться рисовать получатся замечательные рисунки. Не верите? Вам только нужно взять кисть, набрать краску и закрасить лист краской.
Над бумажным над листом Машет кисточка хвостом. И не просто машет,
А бумагу мажет, Красит в разные цвета. Ах, какая красота!
Валентин Берестов
Опыт «Волшебные рисунки».
Дети проводят кисть по бумаге, на которой заранее парафином нанесены рисунки и на цветном фоне начинают проявляться различные картинки: домики, солнышко, цветы Волшебник вместе с детьми «рисует» свой рисунок на листе.
Объяснение волшебника: ребята, такой рисунок Вы можете подготовить
сами. Нужно только взять белый восковой карандаш, нарисовать что – то, а потом разукрасить лист бумаги краской. Можно подарить такой «волшебный рисунок» другу или родителям.
Волшебник:
- Какие Вы молодцы, у всех получились замечательные рисунки.
Ребята, у Феи рисования даже вода ведет себя необычно. Вода всегда стремится вниз: падает с водопада, устремляется с горы.
Вниз летит воды каскад! Это, милый, водопад!
Это место, где вода Вниз торопится всегда.
(Марина Андреева-Доглядная.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия по экологии: Маленькие иследователи
Маленькие иследователи...
Юные иследователи
«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – я пойму»...
Я иследователь
выяснить, почему «взрываются» зерна кукурузы....
конспект в логике по морям , по волнам(иследовател.деятельность)
Задачи:- Формировать представления об истории человечества. Обогащать представления о видах транспорта. Углублять представления о сферах человеческой деятельности, их значимости для общества. Поощрять...
фотоотчет мы иследователи
Фотография иследовательской деятельности в средней группе...