«Наши пальчики играют». Кружковая работа в группе раннего возраста по теме "Развитие мелкой моторики".
методическая разработка (младшая группа)
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Перспективный план кружковой работы по мелкой моторике "Наши пальчики играют" | 48.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Ласточка».
Г. Мегион.
Кружковая работа в группе «Сказочная страна»
«Наши пальчики играют».
Тема: Развитие мелкой моторики.
Выполнила: воспитатель
Группы раннего возраста
Дьякова Наталья Григорьевна
2023-2024год.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Учитывая актуальность данной проблемы, было решено активизировать работу по сенсорному воспитанию детей в нашей группе. Был организован кружок «Наши пальчики играют».
Цель кружка:
Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей. Укреплять и развивать руки, координацию, ритмику, общую и артикуляционную моторику. Формировать и воспитывать нравственно-волевые качества: целеустремленность, сосредоточенность, настойчивость, контроль и оценку собственной деятельности, речь.
Основные задачи.
Обучающие:
Обогащать детей новыми знаниями, умениями, навыками и закреплять их.
Формировать произвольных координированных движений пальцев рук, глаз, гибкости рук, ритмичности, развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев);
Формирование практических умений и навыков; обучение различным навыкам работы с бумагой и пластилином.
Развивающие:
Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно-двигательную координацию движений, мелкую моторику пальцев, кистей рук, познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память; умение соотносить предметы в пространстве; развитие речи детей.
Воспитательные:
Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и др.); художественный вкус, целенаправленность. Способствовать объединению детей в группы по интересам, их умению сотрудничать; взаимодействовать между собой и педагогом.
Для решения данных задач выработаны следующие принципы:
- принцип системности (простого к сложному, от частого к общему);
- принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию;
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
- принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
- принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.
Формы работы:
- пальчиковые игры;
- самомассаж рук;
- игры-экспериментирования с предметами и материалами;
- дидактические игры.
Организация работы кружка:
- Возраст детей участвующих в реализации данной программы 2-3 года.
- Программа рассчитана на 1 год обучения.
- Проводится кружок 1 раз в неделю (во второй половине дня продолжительностью по 10-12 минут).
- Занятия проводятся с октября по май.
- Формы организации образовательной деятельности – фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия.
Необходимые материалы и оборудования:
- картотека пальчиковых игр:
- резиновые игрушки;
- массажные мячики;
- шнуровки, прищепки;
- бумага, карандаши;
- фасоли, гороха;
- крупные бусинки;
Прогнозируемый результат:
Дети:
- Развитие у детей познавательной активности, любознательности;
- Стремление к самостоятельному познанию и размышлению;
- Развитие умственных способностей и речи детей;
- Способность устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах;
- Проявление нравственного отношения к окружающему миру;
- Развитие гибкости и ловкости рук.
Литература:
1. «Играем пальчиками и развиваем речь» В. В. Цвынтарный. Санкт – Петербург 1997г.
2. «Игры с пальчиками» Т. Н. Щербакова журнал «Карапуз» 02.1998г.
3. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» Н. В. Нищева. Санкт – Петербург 2008г.
4. «Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников» Т. Б. Полянская Санкт – Петербург ДЕТСТВО –ПРЕСС 2011г.
5. Интернет-ресурсы
Время проведения | Тема | Задачи | Содержание | ||
Октябрь 1 неделя | Массаж пальцев. Игра «Кулачок». | Цель: формировать у ребёнка положительный эмоциональный настрой на совместную работу, развивать ощущение собственных движений. | Сжали ручку в кулачок. Положили на бочок: Чок-чок, кулачок. Чок-чок, на бочок! Руки положить на стол: ладони прижать к столу; одновременно сжать два кулачка; разжать пальцы одной руки и прижать к столу ребром ладони. | ||
2 неделя | Пальчиковая игра. «Моя семья» | Цель: развивать мелкую моторику пальцев. | Поочередно пригибать пальчики к ладошке начиная с большого. Вот дедушка. Вот бабушка, Вот папочка. Вот мамочка. Вот деточка моя, (после слов) «А вот и вся моя семья» второй рукой охватывать весь кулачок. | ||
3 неделя | Чтение потешки «сорока белобока». | Цель: познакомить детей с потешкой. Формировать у детей способность понимать содержание потешки. Развивать мелкую моторику пальцев рук, активную речь детей. Вызвать положительные эмоции. | Сорока-белобока. Кашу варила, Деток кормила! Этому дала. Этому дала, тому дала, Этому дала. А этому не дала: «Ты воды не носил. Ты дров не рубил, Ты печь не топил, Ты чашки не мыл! Кашу сами мы съедим, А лентяю не дадим!» | ||
4 неделя | Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять» | Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. | Раз, два, три, четыре, пять вышли пальчики гулять. | ||
Время проведения | Тема | Задачи | Содержание | ||
Ноябрь 1 Неделя |
| Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. | Все движения выполняются в соответствии с текстом. Игра- кисточка. Мягкой кисточкой покрашу, Стульчик, стол и кошку Машу. Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево. Вправо — пальцы раздвигать. Влево — мягко соединять подушечки пальцев. Лист бумаги, цветные краски. | ||
2 Неделя |
| Цель: развивать мелкую моторику пальцев. Развитие познавательной и мелкой моторики через дидактические игры с пуговицами. | «Веер» Солнце светит очень ярко, И ребятам стало жарко. Достаем красивый веер — Пусть прохладою повеет. Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком. | ||
3 Неделя |
| Цель: активизация тактильного восприятия и различение предметов; развитие мелкой моторики пальцев рук | Перебирать горох руками с рассказыванием потешки «Переполох». «Белка» сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого. | ||
4 Неделя |
| Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. | Катание карандаша ладошками. «Елочка» «Перед нами елочка: сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку» Шишечки, показывают кулачки Иголочки, указательные пальцы Шарики, пальцы сжимают в круг Фонарики, показывают «фонарики» Зайчики, показывают «ушки зайца» И свечки, прижимают ладони и пальчики друг к другу Звезды, прижимают ладони с раздвинутыми пальцами Человечки». Ставят средний и указательный пальцы на колени. Лист бумаги с нарисованной елочкой, пальчиковые краски. | ||
Декабрь 1 неделя |
| Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Цель: Продолжать Развивать силу рук. | «Встали пальчики» Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик — прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики — «Ура!» В детский сад идти пора! Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны. Снежные комочки. Рассказать детям, что снежные комочки можно сделать не только из холодного снега, а еще из бумажных салфеток. Сминаем мягкие белые салфетки в комочки. | ||
2 неделя |
| Цель: развивать мелкую моторику пальцев. | Поглаживание пальчиков ладошками «На работу» Большой палец встал один. Указательный — за ним. Средний будит безымянный. Тот поднял мизинчик малый. Встали братцы все — «Ура!» На работу им пора. Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все» — широко расставить пальцы в стороны. | ||
3 неделя |
«Катаем карандаши».
| Цель: развивать мелкую моторику пальцев, обогащать детский словарный запас, развивать воображение и активизировать речь. | Катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков. «Пальчики здороваются» Я здороваюсь везде — Дома и на улице. Даже «здравствуй!» говорю Я соседской курице. Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой. «Ладушки, ладушки» – Где были? – У бабушки! – Что ели? – Кашку – Что пили? – Бражку! Кашка масленька, бражка сладенька, Бабушка добренька. Попили, поели, полетели, полетели, полетели! На головочку сели! Сели, посидели. И опять полетели! Кто куда! | ||
4 неделя |
| Цель: развитие мелкой моторики, пальцев рук. | Надеваем и снимаем колечко с пальчика. «Мы делили апельсин» Мы делили апельсин, Много нас, а он один. Эта долька для ежат, (Поочередно загибают пальцы на правой руке) Эта долька для стрижа, Эта долька для утят, Эта долька для котят, Эта долька для бобра, А для волка - кожура. (Разводят руки.) Он сердит на нас, беда! Разбегайтесь кто куда. (Имитируют бег пальцами по столу) Предложить детям песок для рисования. | ||
Январь 3 неделя |
| Цель: развитие мелкой моторики, пальцев рук. | Катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков. «Капуста» Мы капусту рубим-рубим. (Двигают прямыми ладонями вверх-вниз) Мы капусту солим-солим. (Поочередно поглаживают подушечки пальцев) Мы капусту трем-трем, (Потирают кулачок о кулачок) Мы капусту жмем-жмем. (Сжимают и разжимают кулачок) Предложить детям игру «Волшебный мешочек» | ||
4 неделя |
| Цель: развитие мелкой моторики, пальцев рук, развивать координация, ориентироваться в пространстве. | Я здороваюсь везде — Дома и на улице. Даже «здравствуй!» говорю Я соседской курице. Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой. Игра раздувайся пузырь | ||
Февраль 1 неделя |
| Цель: развивать мелкую моторику пальцев и рук. | Катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков. Прикрепляем бельевые прищепки к горизонтально натянутой веревке. Предложить детям палочки разных цветов. (Сложить по цвету) | ||
2 неделя |
| Цель: развивать мелкую моторику рук, ручную умелость; Формировать навыки выразительности, пластичности движений. | (Мячик еж, по количеству детей). Клубочки цветных ниток для скатывания. Крышки цветные по количеству детей. | ||
3 неделя |
| Цель: стимулировать активные точки пальцев и ладоней, развивать мелкую мускулатуру пальцев рук. | Катание теннисных шариков по столу. Предложить детям крупные пазлы. Предложить детям д\игру «застежки с пуговицами». | ||
4 неделя |
| Цель: развивать мелкую моторику рук, ручную умелость. | Сжали ручку в кулачок. Положили на бочок: Чок-чок, кулачок. Чок-чок, на бочок! Руки положить на стол: ладони прижать к столу; одновременно сжать два кулачка; разжать пальцы одной руки и прижать к столу ребром ладони. Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями домашних птиц. Предложить детям шнуровки. | ||
Март 1 неделя |
| Цель: развивать мелкую моторику пальцев. | Крупные цветные бусины. Коробочки. Предложить детям раскраску с изображением цветка для раскрашивания. Выложить из счетных палочек солнечные лучи вокруг желтого кружка. | ||
2 неделя |
| Цель: развивать моторику обеих рук. | Надеваем и снимаем колечко с пальчика. Ребёнку предложить скомкать лист бумаги, сделав из него бумажный мячик (нагрузка даётся попеременно на каждую руку). Учить вкладывать шнурок в дырочку. | ||
3 неделя |
| Цель: развивать мелкую моторику пальцев и рук | Катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков. Раскатываем пластилин двумя ручками. Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображениями контуров птиц. | ||
4 неделя |
| Цель: развивать мелкую моторику пальцев и рук. | Катание теннисных шариков по столу. Поочерёдно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжимать, Широко расставив пальцы в стороны. Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать. Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики – «Ура!» В детский сад идти пора! Чтение потешки Ладушки, ладушки, Испечём оладушки. На окно поставим. Остывать заставим. Немного погодим, Всем оладушек дадим. | ||
Апрель 1 неделя |
|
| «Мы погладим наши пальчики». Паучок бежал по ветке, (Скрестите руки на уровне груди. Пальчики правой руки бегут по предплечью левой, а затем наоборот) А за ним бежали детки. Хлынул дождик: ой – е – ей! (Прижмите ладошки к лицу и сокрушенно покачайте головой) Смыло паучков водой. (Помашите руками, словно стряхивая паучков и водичку) Рисование пальчиковыми красками паучка. | ||
2 неделя |
| Цель: развивать мелкую моторику пальцев и рук | Сжимание и разжимание кулачков. Игра «Детки» Раз- два- три- четыре- пять! Будем пальчики считать — Крепкие, дружные, Все такие нужные. Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого. Предложить детям цветные шнуровки. | ||
3 неделя |
(Ежик).
| Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и рук | Катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков. Предложить ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ёжика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Ребенок прикрепляет к спинке ежика прищепки. Ёжик, ёжик, где гулял? Где колючки потерял? Ты беги скорее к нам, ёжик. Мы сейчас тебе поможем. Лист бумаги с изображением домика. Цветные карандаши. | ||
4 неделя |
В сухом бассейне». | Цель: развивать мелкую моторику пальцев и рук | Катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков. Маленьким массажным мячиком водить по манке, на подносе, оставляя следы. Ребенку предлагается найти в сухом бассейне спрятанные игрушки. | ||
Май 1 неделя |
«По грибы».
| Цель: развивать мелкую моторику пальцев и рук Учить сминать бумагу в комочки | -Катание шариков ладошками. -Раз, два, три, четыре, пять, Мы идём грибы искать! Этот пальчик в лес пошёл, Этот пальчик гриб нашёл. Оттого и потолстел. (Попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца) -Закручивание пробок на пластмассовых бутылках. | ||
2 неделя |
| Цель: разучивание потешки с помощью поочередного разгибания пальцев, сжатых в кулак. | Каждый пальчик мы возьмём И сожмём, сожмём, сожмём. Этот - всех красивей Этот пальчик - всех длинней, Этот пальчик – всех умней, Вместе – это пять друзей. «Семья» Этот пальчик – дедушка, (С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого) Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – я. | ||
3 неделя |
«Кот на печи»
| Катание шариков ладошками. Кошка в окошке показывают, как шьют иголкой Полотенце шьет. Маленькие котята поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз На печке сидят, и качают головой вправо-влево На печке сидят Да на котика глядят, показывают руками «очки» Все на котика глядят И сухарики едет, щелкают зубками Кот на печи стучат кулачком о кулачок Сухари толчет, Котя, котенька-коток, Котя — серенький хвосток! Приди, котик, ночевать, Мои детоньку качать, прибаюкивать. | |||
4 неделя |
| Катаем в ладошках мячик (самомассаж) Курочка – рубашечка. По двору гуляла, не спеша «проходятся» указательным и средним пальцем по бедрам. По двору гуляла, Цыпляток считала. - Раз, два, три, четыре, пять! загибают пальчики на одной руке Посчитаю их опять: грозят указательным пальцем Раз, два, три, четыре, пять!» загибают пальчики на другой руке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в группе раннего возраста на развитие мелкой моторики
Конспект занятия в группе раннего возраста на развитие мелкой моторики...
ГМО творческой группы воспитателя раннего возраста «Карапус» «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики».
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо всё хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого по...
"Использование малых фольклорных жанров в работе с детьми раннего возраста по развитию мелкой моторики"
В статье рассматривается использование малых фольклорных жанров в целях развития мелкой моторики у детей. Раскрывается значение мелкой моторики для образовательного процесса. Приводятся...
Развитие речи во второй группе раннего возраста посредством развития мелкой моторики
«Истоки способностей и дарования детей -на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки,которые питают источник творческой мысли.Другими словами, чем больше мастерства в ...
Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Игры для детей раннего возраста по развитию мелкой моторики»
Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с сам...
Обобщение опыта работы " Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук"
Обобщение опыта работы по развитию речи детей раннего возраста путём использования различных технологий, где ведущее место отводится развитию мелкой моторики....