Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Русские богатыри»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа, Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе.
Выполнила: Воспитатель высшей квалификационной категории Куманяева Ю.Н.
Тема: «Русские богатыри»
Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа, Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
Задачи:
Образовательные: определение былины; познакомить с произведением устного народного творчества – былина «Илья Муромец»; учить давать характеристику героям и их поступкам; обобщить знания об истории Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как наши предки защищали свою Родину.
Развивающие: развивать интерес к чтению; умение внимательно, сосредоточенно слушать; зрительное внимание.
Воспитательные: воспитывать гражданско-патриотические чувства средствами устного народного творчества; чувство гордости и восхищения подвигами русских богатырей.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, В.М.Васнецова, А.П.Бородина. Репродукция картины В.М.Васнецова «Три богатыря»; разрезные картинки по сказкам А.С.Пушкина, презентация «Оружие богатыря», фрагменты из кинофильма «Илья Муромец», мультфильм «Илья Муромец»Иллюстрации с изображением современных видов оружия и оружия русских богатырей, деталей одежды русских богатырей.
Основная образовательная область: “Познание” (формирование целостной картины мира).
Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”, “Социализация”, «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое».
Предварительная работа: чтение былин «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Идолище», Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич» «Вольга Святославич», чтение сказок А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», пословицы и поговорки. Знакомство с творчеством В.М.Васнецова, презентация «Былинный живописец», рассматривание репродукции картины В.М.Васнецова «Три богатыря», слушание 2 симфонии Бородина А.П. «Богатырская»; иллюстрации оружия русских богатырей, их доспехов.
Лексическая работа:
Былина – русская эпическая песня о богатырях.
Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги.
Предки – это люди, которые жили на земле много-много веков назад.
Палица – старинное оружие – тяжелая дубинка с утолщенным концом.
Странники – человек, странствующий, путешествующий пешком.
Сказитель - Так называли человека, который рассказывал русские народные былины и сказки, играя на гуслях.
Кольчуга, булава, копье, щит, доспехи, шлем, лук, стрелы.
Ход занятия
Дети встают рядом с воспитателем.
Воспитатель: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Собрались мы не на честной пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир, да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавною. Так раньше говорили на Руси.
-А, вот о ком мы поговорим с вами, вы узнаете, отгадав загадку:
Загадка:
Ладно скроен, крепко сшит,
За землю русскую стоит.
Знают взрослые и дети,
Нет его сильней на свете
Одного напомню я – это Муромец Илья!
Дети: о богатырях, защитниках Земли Русской.
Воспитатель: Дети, я предлагаю вам поговорить о богатырях, о их подвигах.
Но сначала давайте вспомним, что предстояло выбрать русскому богатырю?
- Дорогу.
- Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой надо пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня.
( Показ слайда камня на распутье)
Вот преграда на пути
Её так просто не пройти.
Надо быстро вспоминать
И пословицы сказать!
(Дети вспоминают пословицы и поговорки о смелости, отваге и Родине)
#1058;от герой, кто за Родину горой. (Самир)
2. Не тот, герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет.(Марсель)
#1046;ить – Родине служить. (Валера)
#1042; бою побывать – цену жизни узнать. (Варя)
#1045;сли дружба велика, будет Родина крепка. (Жора)
#1057;ам погибай, а товарища выручай. (Ойша)
#1057;частье Родины – дороже жизни. (Рания)
Воспитатель: Молодцы. Дети, как мы узнали о русских богатырях, которые жили в старину и прославились своими подвигами?
Дети: Мы узнали о богатырях из былин, сказок.
Воспитатель: Правильно. А что такое былина? От какого слова произошло это название?
Дети. Слово «былина» произошло от слов «быль», «было». Былина - это произведение, рассказывающее о событиях, которые были на самом деле.
Воспитатель: Правильно. Былина – героическая песня о богатырях.
Создателем былин был народ.
Воспитатель: Дети, а знаете ли вы, кто рассказывал былины?
Дети: рассказывал былины сказитель. Так называли человека, который рассказывал русские народные былины и сказки.
Воспитатель: Как сказитель рассказывал былины?
Дети. Сказывал, как песню, и играл на гуслях.
(Показ слайда с изображением сказителя)
Воспитатель: Да, действительно, сказитель ходил из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, об их подвигах, о том, как они одолевали врагов, защищали родную землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.
Воспитатель:Дети, предлагаю вам послушать и посмотреть, как сказители играют на гуслях.
(Дети садятся на стулья )
(Просмотр – игра на гуслях )
Сказитель так и говорил (звучат гусли):
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!
Воспитатель: В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. Какие былины вы знаете?
Дети: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Идолище», Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич» «Вольга Святославич»…
Воспитатель: Так кто же такие богатыри?
Дети. Защитники Родины.
Воспитатель: А, с кем сражались богатыри?
Дети: Змеем Горынычем, Соловьем – Разбойником, Тугарин – Змеевич.
Воспитатель: Правильно, как с врагами земли русской, так и с темными силами.
Воспитатель: Вот так богатыри защищали Земли Русские. Дети, скажите, какими должны быть богатыри?
Дети: мужественными, смелыми, сильными, отважными, добрыми, умными.
Воспитатель: А, сейчас давайте и мы с вами немного разомнемся и свою силушку богатырскую покажем.
ФИЗМИНУТКА
Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, (Поворот вправо.)
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (Поворот влево.)
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще (Поворот вправо.)
Через левое плечо. (Поворот влево.)
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)
Воспитатель: Молодцы. Подвиги русских богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве русских писателей, композиторов, художников.
Воспитатель: какие вы знаете сказки, героями которых были богатыри?
Дети: А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре и, и о прекрасной царевне лебеди»
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Дети, вот следующее задание на внимание. Предлагаю вам игру: «Собери картинку».Найдите себе пару, подойдите к столам. Перед вами лежат конверты с картинкой, соберите ее .Будьте внимательны, помогайте друг другу.
Воспитатель: Дети, картинки все собрали, молодцы. Посмотрите, какие картинки получились. Вы узнали, из какой сказки? А, теперь соберите в файлы и положите в коробочку.
Воспитатель: Молодцы.
(Дети садятся на стулья или около мольберта)
Воспитатель: Посмотрите на картину. Скажите, пожалуйста, как она называется ?
Дети: Картина «Богатыри».
Воспитатель: Правильно. Кто автор картины?
Дети: Виктор Михайлович Васнецов.
Воспитатель: Посмотрите на картину. Кто изображен на ней?
Дети: Три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич Алеша Попович.
Воспитатель: Давайте послушаем, как создал образ богатыря композитор Александр Бородин.
(Показ портрета А.П.Бородина,звучит музыка Бородина «Богатырская»)
Воспитатель:Композитор Александр Бородин написал симфонию.Послушайте. Называется она «Богатырская».
Воспитатель: Вот, преграды покорились
Дальше в путь все пустились
(Назвать правильно оружие, которым пользовались богатыри)
Предлагаю отгадать загадки, а отгадки появятся на экране:
#1056;убашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
2. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
3. Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч…Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
4. Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
Какое оружие богатырей вы еще можете назвать?..
Воспитатель: Вот и последнее задание:
Д/И «Собери богатыря в дорогу»
Вам нужно обвести карандашом только те предметы, которые необходимы богатырю. Будьте внимательны. Кто выполнит задание, подходите ко мне.
Воспитатель: Правильно. А, вы хотите узнать о жизни одного из них богатырей?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда садитесь на стулья и смотрите внимательно.
Просмотр мультфильма «Илья Муромец»
Воспитатель: Так какой же был Илья Муромец?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Молодцы. Вы отлично справились с заданиями!
Наша беседа о русских богатырях подошла к концу.
Вам понравилось наше занятие? Что понравилось? Что узнали нового?
Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/28/picture-149666-1427559763.jpg)
Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему« История создания русской матрешки»
Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему « История создания русской матрешки»...
Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы на тему "С чего начинается Родина?"
Цель: воспитание патриотических чувств, любви к Родине.Образовательная область: познаниеИнтеграция образовательных областей:Познавательно-речевая;Художественно-эстетическая;физическая...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/02/picture-1224059-1583148012.jpg)
Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Наша Родина-Россия»
Это занятие для детей подготовительной группы воспитывает любовь к Родине , к родному краю....
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/11/picture-1393074-1646996814.jpg)
Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию. в подготовительной группе «Путешествие по Родине»
Формирование у дошкольников понятия Родина, расширение представлений о городах России....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/10/picture-1009720-1518259007.jpg)
Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему « История создания русской матрешки»
патриотическое воспитание...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/24/picture-1452483-1674563048.jpg)
Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе
Цели квест-игры:- Формирование чувства патриотизма у детей, гордость за свою армию и желание, став взрослым, встать на защиту своей страны.- Расширение представления детей о Российской армии (родах во...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/24/picture-1353937-1674584736.jpg)
Конспект открытого интегрированного занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе.
Тема: «Нет ничего краше Родины нашей»Цель: учить детей изображать Российский лаг нетрадиционным способом рисования, при помощи манки.Задачи: - расширять кругозор у детей в облас...