Проект " Моя малая Родина"
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития детей» муниципального образования «Островский район»
Проект « Моя малая Родина»
Автор: Вихрова И.М.
г. Остров
2023
Место реализации проекта: МБДОУ детский сад « Сказка»
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
В проекте представлена работа по патриотическому воспитанию дошкольников через организацию и проведение мероприятий, посвященных ознакомлению детей с родным городом Островом. Почему мною именно выбрана данная тема? Я считаю, что воспитывать в ребёнке любовь к малой Родине необходимо с ранних лет.
Цель проекта:
Создание условий для обогащения знаний детей о родном городе, развитие познавательных, творческих способностей воспитанников; сформировать у детей и родителей интерес к культурным ценностям прошлого и настоящего города Острова, воспитание любви к родному городу, уважение к традициям и обычаям.
Задачи проекта:
Образовательная:
1. Расширять представления детей о родном городе ( историческое прошлое, достопримечательности, традиции, ремесла)
2. Формировать представления о своем родном крае, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям.
Развивающая:
1. Побудить в детях познавательный интерес к родному городу.
2. Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения истории своего города.
Воспитательная:
1. Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к своей малой родине средствами эстетического воспитания: через музыку, изобразительную деятельность, художественное слово.
2. Способствовать укреплению семейных связей.
3. Формировать любовь к родному городу.
Сроки реализации проекта: учебный год
Ожидаемые результаты:
- Знать название окружающих улиц.
- Узнавать памятники и исторические места.
- Знать людей, прославивших город, народные промыслы.
-Находить свой город на карте Псковской области.
- Составлять связный рассказ с опорой на картинки и слайды о родном городе.
- Уважать историческое прошлое своего города и бережно относиться к его достопримечательностям.
- Составить вместе с родителями презентацию « Мой любимый город»
Методы проекта:
- игровые ( дидактические игры, подвижные игры)
- словесные ( беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, рассказ воспитателя, родителя, экскурсоводов, развлечения; чтение и рассказывание стихов, считалок, сказок, загадок; беседа, рассматривание иллюстраций)
- практические ( создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности; экскурсии и наблюдения, расширяющие кругозор ребенка)
- наглядные ( организация выставок, сбор фотоматериалов, рассматривание иллюстраций, показ слайдов)
Принципы:
Принцип личностно - ориентированного общения
В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом и родителями.
Принцип последовательности
Предполагает планирование изучаемого материала последовательно: от близкого к отдаленному, от малого к великому. Моя семья – моя улица- мой город – моя Псковщина – моя страна.
Принцип наглядности
Представление наглядности: иллюстрации, показ слайдов, фотографий, пейзажей, памятников, достопримечательностей с использованием компьютера и мультимедийной системы.
Принцип занимательности
Материал должен быть интересным, увлекательным для детей
Этапы работы над проектом:
1 этап – подготовительный
- сбор информации о городе;
-подбор иллюстративного материала;
-отбор художественной литературы, художественного материала.
2 этап – основной:
- работа с детьми;
- сотрудничество с родителями воспитанников;
- сотрудничество с педагогами и сотрудниками музея.
3 этап – итоговый. На этом этапе был проведен мониторинг детей о своей малой родине.
1 этап. Одним из составляющих направлений содержания проекта является развитие предметной среды группы, в частности « Уголок родного края».
В групповом помещении для организации самостоятельной деятельности детей подобраны куклы в национальных костюмах, флаг, герб, карта Псковской области, карта России, сувениры, игрушки быта псковского народа, книги по ознакомлению с декоративно – прикладным искусством Псковщины, а в уголке изобразительного творчества имеются образцы псковских узоров, образцы изделий псковских мастеров. В книжном уголке располагаются детские книжки со сказками и рассказами о Псковском крае.
2 этап
Работа с детьми:
Сентябрь
Тема: « Семья и семейные традиции»
Цели: Расширение представлений детей о родственных связях ( дядя, тетя, племянник и т.д.), закрепление знаний домашнего адреса, имен и отчеств родителей, формирование интереса к своей родословной, представления о семейных традициях, воспитание стремления радовать старших своими хорошими поступками, уважительно относиться к труду и обязанностям членов семьи»
Области | Форма | Цели |
Познавательное развитие | Беседа на тему « Мой дом, моя семья». Беседа с детьми о профессиях родителей. | Расширять представление детей об истории возникновения семьи, о семейном укладе и традициях. Расширять представления о семье, о родительских обязанностях. |
Художественно – эстетическое развитие | Лепка « Цветы в вазе для мамы» | Развивать умение использовать способы и приемы работы с пластилином, умение создавать композицию, развивать воображение, самостоятельность. |
Речевое развитие | Составление рассказа из опыта по фотографии « Моя семья» Предварительная работа: - чтение стихотворения Я. Акима « Мои родственники» - рассматривание альбома « Моя семья» - словарная работа - составление и рассказывание рассказов из личного опыта детей - пальчиковая гимнастика « Моя семья» | Воспитание любви и уважения к членам семьи, развитие умения составлять рассказ по картине, развивать навыки построения сложных распространенных предложений, согласовывать сущ. С прилагательными в роде, числе и падеже. |
Социально - коммуникативное | Беседа на тему « Этичные и неэтичные поступки» | Формирование навыков культурного поведения дома, в детском саду, в общественных местах. |
Физическое развитие | П/ и « Осьминог» | Формирование умения работать в команде, развитие ловкости, сообразительности, целеустремленности |
Октябрь
Тема: « Мой любимый детский сад. Моя улица».
Цели: Формировать представления о семье, как о людях, которые живут вместе, развивать чувство гордости за свою семью.
Области | Форма | Цели |
Познавательное развитие | Экскурсия в пожарную часть | Обратить внимание детей на адрес детского сада; познакомить с историей возникновения улицы. Познакомить с профессией пожарного. |
Художественно – эстетическое развитие | Рисование « Чистое небо» | Способствовать возникновению у детей желания передавать в рисунке мир на Земле. Закрепление умения рисовать фигуру человека. |
Познавательное развитие | Мини сообщение « Мой папа самый лучший» | Развитие у детей познавательных умений: анализ, сравнение, обобщение; активация и расширение словарного запаса детей, развитие умения составлять описательный рассказ о папе . |
Социально - коммуникативное | С/р игра « Пожарные». | Усложнение игровой ситуации за счет введения дополнительных ролей, действий в соответствии с сюжетом игры. Объединить с с/ р игрой « Семья» |
Ноябрь
Тема : « Мой город Остров»
Цели: Познакомить с историей возникновения города Острова, формировать представления о родном городе, познакомить с гербом города, воспитывать любовь к родному городу, к своей малой родине.
Области | Форма | Цели |
Познавательное развитие | ОД « 4 ноября – День народного Единства» Настольно – печатная игра « Собери герб» Целевая прогулка с родителями по близлежащим улицам города. | Познакомить детей с историей праздника, расширять представления о России как о многонациональном государстве, воспитывать уважение к народным героям. Расширять и углублять знания детей о городе Острове. Формировать представление о родном городе, своём районе; воспитывать гордость за то, ты житель своего города. |
Художественно – эстетическое развитие | Конструирование к Дню матери « Подарок для мамы» | Развивать у детей интерес к традициям, способствовать созданию теплых взаимоотношений в семье. Воспитывать уважительное отношение к мамам. Учить изготавливать « тюльпан» в технике оригами. Упражнять в составлении планов строительства. Совершенствовать конструкторские способности. Формировать совместную поисковую деятельность. |
Речевое развитие | Д/и « Найди знакомые места» Привлечь к рассматриванию альбома « Символика страны». | Рассматривание картинок, фотографий города, пейзажей. Предложить детям выбрать те из них, на которых изображён наш город, объяснить, как они догадались. Развивать связную речь. |
Социально - коммуникативное | Упражнение « Скажи хорошие слова о своем городе» | Создать положительный эмоциональный настрой. Учить детей искать выход из сложившейся ситуации. |
Декабрь.
Тема : «Моя Родина – Псковщина».
Области | Форма | Цели |
Познавательное развитие | Экскурсия в краеведческий музей г. Острова. 12 декабря – день памяти островских подпольщиков. Рассказ воспитателя о городах Псковщины, об их особенностях. ОД « Путешествие по городам Псковщины» | Знакомство с деятельностью комсомольской организации и её руководителем К.И.Назаровой. Знакомство с городами Псковщины, их особенностями. Закрепить знания детей о городах Псковщины, о людях, которые прославили Псковщину своими делами, подвигами и талантом; о символике города Острова( герб, флаг) , городов Псковщины. |
Художественно – эстетическое развитие | Раскрась герб и флаг Острова. Рассматривание репродукций, картин , слайдов, открыток. | Учить обращать внимание на особенности герба и флага, учитывать цветовое сочетание. |
Речевое развитие | Мини – рассказ: « Узнай и расскажи про свою малую родину. Где родились и росли мои родители, бабушки и дедушки» | Развивать связную речь детей. |
Январь
Тема: « Старый Остров»
Области | Форма | Цели |
Познавательное развитие | Беседа « Мой старый город». Демонстрация фотографий старого города Острова. Экскурсия в музей. | Расширение представления о родном городе. Познакомить детей со старым Островом и людьми, населяющими данное поселение. Показать и рассказать, чем отличается старинный город и современный. |
Художественно – эстетическое развитие | Рисование « Мой дом 100 лет тому назад» Беседы об изобразительном искусстве Псковщины: об орнаменте и декорах. | Развивать у детей способности эмоционально – эстетического восприятия окружающего мира, воспитание потребности узнавать о культурных ценностях родной страны. |
Речевое развитие | Беседа с детьми « История моего города». | Развитие связной речи. Использование устаревших слов, умение согласовывать прилагательные с существительными. |
Социально - коммуникативное | Сюжетно – ролевая игра « Мой город» | Закреплять знания детей о предприятиях города, о профессиях, развивать диалогическую речь, навыки коллективного общения. |
Февраль
Тема: « Памятные места нашего города».
Области | Форма | Цели |
Познавательное развитие | Экскурсии с родителями по памятным местам города Острова Демонстрация фотографий с памятными местами Псковщины ОД « Мой любимый город» | Привлечение родителей в педагогический процесс Прививать любовь и уважение к истории и памятным местам родного края Расширение представлений о родном городе и его достопримечательностях. |
Художественно – эстетическое развитие | Раскрашивание « Достопримечательности Псковщины» | Учить детей подмечать характерные особенности памятных мест Псковщины. |
Речевое развитие | Рассказы детей о посещении памятных мест с демонстрацией материала. | Развитие связной речи. |
Социально - коммуникативное | Экскурсия с родителями по памятным местам города Острова | Воспитание чувств признательности и любви к своей семье. |
Март
Тема: « Традиции и обычаи Псковщины»
Области | Форма | Цели |
Познавательное развитие | Экскурсии в ДК « Юбилейный», комнату изобразительных искусств: « Весёлая масленица» Презентация « Псковские промыслы» | Познакомить с масленичной неделей, с особенностями этого праздника. Познакомить с псковскими промыслами. |
Художественно – эстетическое развитие | Мастер – класс по изготовлению кукол – закруток Знакомство с художественно – продуктивной деятельностью: плетение из соломы, лозы, промыслы из бересты и др.материалов. | Познакомить детей с промыслами псковского народа, привлечь в изготовление оберегов. |
Речевое развитие | Мини – сообщение « Любимые традиции в нашей семье» | Развитие связной речи |
Социально - коммуникативное | Беседа « Традиции нашей семьи» | Углубить представления воспитанников о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких. |
Апрель
Тема: « Горжусь твоими людьми, Остров»
Области | Форма | Цели |
Речевое развитие | Чтение псковских сказок, легенд, пословиц, поговорок. | Познакомить детей с псковским фольклором. |
Социально - коммуникативное | Уроки Этики « Поведение в общественных местах» | Формировать обобщенные представления о нормах этикета принятых в общественных местах, семье, способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой деятельности. |
Физическое развитие | Экскурсия в музей спорта. Мини – сообщение « Остров – родина знаменитых лыжников» | Знакомство с известным спортсменом Острова – олимпийским чемпионом Михаилом Ивановым. Развивать чувство гордости за достижения островских спорсменов. |
Май.
Итоговое мероприятие, викторина: « Моя малая Родина»
Работа с родителями
- Консультация « Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
- Выставка методической и художественной литературы для родителей.
- Совместное посещение музея, обзорная экскурсия по городу, посещение памятников нашего города, возложение цветов.
-Участие родителей в подготовке мини – сообщений о наших соседях, о предприятиях города, о героях Псковщины.
- Анкетирование родителей.
- Организация предметной развивающей среды в группе.
3 этап.
Мониторинг полученных знаний.
Вопросы, выявляющие знания детей о городе Остров.
1. Ты родился в городе или в деревне?
2. Как называется город, в котором ты живёшь?
3. Как ты понимаешь слово « столица», какие города называются столицами?
4. У каждого города есть герб, а что изображено на гербе нашего города?
5. Как называется улица, на которой расположен наш детский сад?
6. Назовите главную улицу города?
7. Как называется остановка, находящаяся ближе всего к детскому саду?
8. Какие псковские блюда тебе знакомы?
9.Какие парки есть в Острове?
10. Расскажите о памятниках города.
11. Какие музеи ты бы посетил в Острове?
12. Ты бы познакомил гостей со своим любимым местом? Расскажи о нём.
13.В каком районе ты живёшь?
14. Назови свой домашний адрес.
Оценивание в баллах:
2 – отвечает уверенно,
1 – знает, но нуждается в подсказке,
0 – не знает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект " Моя малая Родина- Долматово"
Познавателно- исследовательский проект, направленный на ознакомление дошкольников с родным краем...
Проект " Моя малая Родина- Долматово"
Познавателно- исследовательский проект, направленный на ознакомление дошкольников с родным краем...
Проект "Моя малая Родина".
Закрепить знания детей о своей стране – России, о своём посёлке. Познакомить с историей возникновения посёлка Бачатского. Закрепить знания детей о достопримечательностях родного посёлка. Воспитывать в...
ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...
Материалы проекта Моя малая Родина Презентация Моя малая Родина
Презентация Моя малая Родина...
Конспект образовательной деятельности на тему: «Моя Родина» к инновационному проекту «Моя малая Родина»
Цель: Продолжить работу по формированию нравственно-патриотических чувств детей младшего дошкольного возраста через приобщение их к истории родного города.Задачи:Образовательные задачи:Продолжать форм...
Проект "Семейное древо" в рамках общесадовского проекта - "Моя Малая Родина" "
laquo;Человеку надо знать свои корни. Тогда и воздух, которым он дышит, будет целебен и вкусен, и земля, на которой стоят его ноги, будет дороже, и все, что будет выходить из его рук, будет овеяно ма...