Консультация для педагогов «Предметно-пространственная среда по трудовому воспитанию»
консультация
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, умением себя обслужить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno-prostranstvennaya_sreda_po_trudovomu_vospitaniyu.docx | 181.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением художественно-эстетического развития воспитанников «Звездочка» п. Первомайский
Консультация для педагогов
«Предметно-пространственная среда по трудовому воспитанию»
Подготовила воспитатель:
Хилкова Т.В.
2024г.
Предметно-пространственная среда по трудовому воспитанию
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, умением себя обслужить.
Целью трудового воспитания является формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.
Задачи
· Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда.
· Воспитание уважения к людям труда, бережного отношения к результатам труда.
· Формирование трудовых навыков, положительных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками.
Виды труда дошкольников
· Самообслуживание.
· Хозяйственно-бытовой труд.
· Труд в природе.
· Ручной труд.
Формы организации труда
· Поручения.
· Дежурства.
· Коллективный труд (общий, совместный).
Приобщение детей к трудовой деятельности начинается с 1-й младшей группы. Основной вид труда в этом возрасте — самообслуживание.
Во 2-й младшей группе продолжается формирование у детей желания к посильному труду.
Объем задач по трудовому воспитанию нарастает со средней группы, достигая максимума в старшей. Именно в средней группе дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно-бытового и самообслуживающего труда.
В старшей группе добавляется ручной труд. В старшей группе делается больший акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.
В подготовительной группе сформированные навыки и умения совершенствуются. Но базовая основа трудовых умений детей закладывается в старшей группе
Для обучения детей трудовым действиям необходима специальным образом выстроенная, пополняемая предметно-развивающая среда.
Уголок дежурства по столовой:
- - фартучки, косынки, пилотки.
- - стенд для фотографий или картинок детей;
Уголок дежурств по уголку природы:
- - стенд для картинок или фотографий;
- - фартуки клеенчатые, тканевые,
- - палочки-рыхлители,
- - пульверизаторы мелкие и крупные;
- - тряпочки для протирания крупных листьев;
- - большая клеенка на стол для работы с цветами;
- - перчатки тканевые на 2 младшую группу для протирания растений;
лейки на 2-3 ребенка;
- - модели: в старшей и подготовительной группе каждого комнатного растения; последовательности ухода за растением, особенности ухода за светолюбивыми, влаголюбивыми, теневыносливыми растениями; модель посадки огорода на окне;
- - дневники наблюдений на каждого ребенка в старшей и подготовительной группе; на группу в средней и 2 младшей;
- - модель последовательности перевалки и пересадки растения;
- -модель черенкования растения.
Уголок хозяйственно-бытового труда:
- - фартуки на подгруппу детей тканевые и клеенчатые;
- - клеенка большая на стол;
- - тазик для протирания пыли и мытья игрушек;
- - тряпочки для протирания пыли на подгруппу;
- - модель последовательности работы в группе (хозяйственно-бытовой труд);
- - модель трудового процесса: 5 этапов: планирование (что), последовательность (с чего начинаем и чем заканчиваем), способы (как), методы и средства (чем), результат (что получится).
Уголок дежурств по занятиям (старшая и подготовительная группа):
- - стенд с фотографиями или картинками детей,
- - модель оценивания качества работы дежурных (самооценка и оценка сверстников),
- - модель или алгоритм последовательности подготовки столов к разным видам занятий,
- - модели на дверцы шкафов с обозначением находящихся там предметов и дидактических наборов для занятий (эмблемы материала по экологии, изодеятельности, математике, грамоте и т.д.),
- - алгоритм действий дежурного по уборке материалов после занятия по лепке, рисованию, математике.
Уголок ручного труда (старший дошкольный возраст):
- · подборка сухих листьев и веток для изготовления;
- · набор для рукоделия (для девочек),
- · набор для столярных и плотницких работ (для мальчиков),
- · наборы бумаги, картона, бросового материала для изготовления игрушек.
Какие требования предъявляются к организации предметно-развивающей среды?
- Разнообразие и доступность материалов для художественного ручного труда (бросовый, природный, художественный и др.), их соответствие педагогическим и гигиеническим требованиям.
- Разнообразие трудового инвентаря (для хозяйственно-бытового труда, труда в природе и на участке), соответствие его возрастным особенностям детей.
- Эстетизация и привлекательность трудового оборудования, наличие формы для труда, эстетически оформленного рабочего места для трудовой деятельности.
- Гигиенические условия для организации труда детей (приспособление орудий труда к физическим возможностям детей, регуляция освещения, проветривание, безопасность орудий труда).
- Наличие пособий, стимулирующих детскую трудовую активность ( модели обучения трудовым процессам, алгоритмы сервировки стола, технологические и пооперационные карты, памятки техники безопасности, выставки детских работ и др.).
- Наличие условий для самостоятельной трудовой деятельности детей, дежурств (уголки дежурных, памятки для дежурных).
- Наличие центров для различных видов труда (уголки ручного труда, кукольное ателье, уголок труда в природе и др.) с учётом полоролевой дифференциации и интересов детей.
- Создание условий для организации труда детей за пределами группы (цветник, огород, зимний сад).
- Постоянно обновляющаяся по мере ознакомления с трудовыми процессами игровая материальная среда (игрушки, предметы-заместители, детская бытовая техника, игровые уголки и др.).
- Привлечение детей к изготовлению моделей трудового процесса, моделей техники работы с различными орудиями труда, альбомов выкроек, чертежей и т.д.
- Привлечение детей к изготовлению пособий для группы, атрибутов для сюжетно-ролевых игр, элементов украшения к празднику, к выполнению «заданий» сотрудников детского сада (пришивание пуговиц к халатам, выжигание рисунка на разделочных досках и т.д.).
Таким образом, организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовывать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, доставлял радость, позволял ощущать себя значимым и компетентным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для педагогов "Предметно-пространственная развивающая среда"
Создание предметно-простраственной развивающей среды, комфортных и благоприятных условий для полноценного проживания детей...
Семинар-практикум для педагогов «Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ, в соответствии ФГОС»
в данном материале представлен материал с заданиями для воспитателей и решением по РППС...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для педагогов «Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ, в соответствии ФГОС»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для педагогов «Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ, в соответствии ФГОС»...
Выступление на РМО музыкальных руководителей на тему: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ.»
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования....
Консультация для педагогов " Предметно - пространственная среда в группе раннего возраста по ФГОС” тема: «Предметно – пространственная среда в группе раннего возраста по ФГОС ДО»
laquo;Предметно – пространственная среда в группе раннего возраста по ФГОС ДО» (уголок конструирования и математики)...
Консультация для педагогов "Предметно-пространственная среда группового помещения в ДОУ"
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов предметно-пространственной среды в группе для развития изобразительной деятельности
Консультация для педагогов предметно-пространственной среды в группе для развития изобразительной деятельности...