Консультация для педагогов «Предметно-пространственная среда по трудовому воспитанию»
консультация

Хилкова Татьяна Владимировна

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, умением себя обслужить.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno-prostranstvennaya_sreda_po_trudovomu_vospitaniyu.docx181.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением художественно-эстетического развития воспитанников «Звездочка» п. Первомайский

Консультация для педагогов
«Предметно-пространственная среда по трудовому воспитанию»

Подготовила воспитатель:
Хилкова Т.В.

2024г.

Предметно-пространственная среда по трудовому воспитанию

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, умением себя обслужить.

Целью трудового воспитания является формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

Задачи

·         Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда.

·         Воспитание уважения к людям труда, бережного отношения к результатам труда.

·         Формирование трудовых навыков, положительных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками.

Виды труда дошкольников

·         Самообслуживание.

·         Хозяйственно-бытовой труд.

·         Труд в природе.

·         Ручной труд.

Формы организации труда

·         Поручения.

·         Дежурства.

·         Коллективный труд (общий, совместный).

Приобщение детей к трудовой деятельности начинается с 1-й младшей группы. Основной вид труда в этом возрасте — самообслуживание.

Во 2-й младшей группе продолжается формирование у детей желания к посильному труду.

Объем задач по трудовому воспитанию нарастает со средней группы, достигая максимума в старшей. Именно в средней группе дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно-бытового и самообслуживающего труда.

В старшей группе добавляется ручной труд. В старшей группе делается больший акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.

В подготовительной группе сформированные навыки и умения совершенствуются. Но базовая основа трудовых умений детей закладывается в старшей группе

Для обучения детей трудовым действиям необходима специальным образом выстроенная, пополняемая предметно-развивающая среда.

Уголок дежурства по столовой:

  • - фартучки, косынки, пилотки.
  • - стенд для фотографий или картинок детей;

 Уголок дежурств по уголку природы:

  • - стенд для картинок или фотографий;
  • - фартуки клеенчатые, тканевые,
  • - палочки-рыхлители,
  • - пульверизаторы мелкие и крупные;
  • - тряпочки для протирания крупных листьев;
  • - большая клеенка на стол для работы с цветами;
  • - перчатки тканевые на 2 младшую группу для протирания растений;

лейки на 2-3 ребенка;

  • - модели: в старшей и подготовительной группе каждого комнатного растения; последовательности ухода за растением, особенности ухода за светолюбивыми, влаголюбивыми, теневыносливыми растениями; модель посадки огорода на окне;
  • - дневники наблюдений на каждого ребенка в старшей и подготовительной группе; на группу в средней и 2 младшей;
  • - модель последовательности перевалки и пересадки растения;
  • -модель черенкования растения.

Уголок хозяйственно-бытового труда:

  • - фартуки на подгруппу детей тканевые и клеенчатые;
  • - клеенка большая на стол;
  • - тазик для протирания пыли и мытья игрушек;
  • - тряпочки для протирания пыли на подгруппу;
  • - модель последовательности работы в группе (хозяйственно-бытовой труд);
  • - модель трудового процесса: 5 этапов: планирование (что), последовательность (с чего начинаем и чем заканчиваем), способы (как), методы и средства (чем), результат (что получится).

Уголок дежурств по занятиям (старшая и подготовительная группа):

  • - стенд с фотографиями или картинками детей,
  • - модель оценивания качества работы дежурных (самооценка и оценка сверстников),
  • - модель или алгоритм последовательности подготовки столов к разным видам занятий,
  • - модели на дверцы шкафов с обозначением находящихся там предметов и дидактических наборов для занятий (эмблемы материала по экологии, изодеятельности, математике, грамоте и т.д.),
  • - алгоритм действий дежурного по уборке материалов после занятия по лепке, рисованию, математике.

Уголок ручного труда (старший дошкольный возраст):

  • · подборка сухих листьев и веток для изготовления;
  • · набор для рукоделия (для девочек),
  • · набор для столярных и плотницких работ (для мальчиков),
  • · наборы бумаги, картона, бросового материала для изготовления игрушек.

Какие требования предъявляются к организации предметно-развивающей среды?

  1. Разнообразие и доступность материалов для художественного ручного труда (бросовый, природный, художественный и др.), их соответствие педагогическим и гигиеническим требованиям.
  2. Разнообразие трудового инвентаря (для хозяйственно-бытового труда, труда в природе и на участке), соответствие его возрастным особенностям детей.
  3. Эстетизация и привлекательность трудового оборудования, наличие формы для труда, эстетически оформленного рабочего места для трудовой деятельности.
  4. Гигиенические условия для организации труда детей (приспособление орудий труда к физическим возможностям детей, регуляция освещения, проветривание, безопасность орудий труда).
  5. Наличие пособий, стимулирующих детскую трудовую активность ( модели обучения трудовым процессам, алгоритмы сервировки стола, технологические и пооперационные карты, памятки техники безопасности, выставки детских работ и др.).
  6. Наличие условий для самостоятельной трудовой деятельности детей, дежурств (уголки дежурных, памятки для дежурных).
  7. Наличие центров для различных видов труда (уголки ручного труда, кукольное ателье, уголок труда в природе и др.) с учётом полоролевой дифференциации и интересов детей.
  8. Создание условий для организации труда детей за пределами группы (цветник, огород, зимний сад).
  9. Постоянно обновляющаяся по мере ознакомления с трудовыми процессами игровая материальная среда (игрушки, предметы-заместители, детская бытовая техника, игровые уголки и др.).
  10. Привлечение детей к изготовлению моделей трудового процесса, моделей техники работы с различными орудиями труда, альбомов выкроек, чертежей и т.д.
  11. Привлечение детей к изготовлению пособий для группы, атрибутов для сюжетно-ролевых игр, элементов украшения к празднику, к выполнению «заданий» сотрудников детского сада (пришивание пуговиц к халатам, выжигание рисунка на разделочных досках и т.д.).

Таким образом, организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовывать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, доставлял радость, позволял ощущать себя значимым и компетентным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для педагогов "Предметно-пространственная развивающая среда"

Создание предметно-простраственной развивающей среды, комфортных и благоприятных условий для полноценного проживания детей...

Семинар-практикум для педагогов «Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ, в соответствии ФГОС»

в данном материале представлен материал с заданиями для воспитателей и  решением по РППС...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для педагогов «Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ, в соответствии ФГОС»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для педагогов        «Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ, в соответствии ФГОС»...

Выступление на РМО музыкальных руководителей на тему: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ.»

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования....

Консультация для педагогов предметно-пространственной среды в группе для развития изобразительной деятельности

Консультация для педагогов предметно-пространственной среды в группе для развития изобразительной деятельности...