Доклад на тему: "Воспитание экологической культуры дошкольников на музыкальных занятиях"
материал
Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_ekologicheskoy_kultury_po_sredstvam_muzyki.docx | 20.64 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Дошкольный возраст – важный этап развития экологической культуры человека. Одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира является музыка. Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживанием, вести к преобразованию окружающего мира.
Задачи, стоящие перед педагогом в воспитании экологической культуры дошкольника через музыкальную деятельность состоят в следующем:
формирование системы элементарных музыкально - экологических занятий, доступных пониманию ребенка — дошкольника;
развивать эстетические чувства детей, чувство прекрасного в жизни и в искусстве, составляя образы природы, выраженные различными видами искусств (живописью, поэзией, музыкальной);
знакомство детей с окружающими звуками природы, передавать не только голоса животных и птиц но и подражать тембрам музыкальных инструментов и игрушек;
углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки: различать звукоподражания некоторым явлениям природы, выражение настроений, созвучных той или иной картине природы, времени года;
формирование активной позиции родителей в экологическом образовании детей.
Тема экологии в повседневной жизни всегда рядом с детьми в любых видах музыкальной деятельности.
Слушание музыки сопровождает все виды музыкальной деятельности, потому что без восприятия музыки невозможно осуществить другие виды музыкальной деятельности. Слушая, например, пьесу П.Чайковского «Песня жаворонка» и, увидев изображение птицы на картинке, не каждый ребёнок сможет оценить и понять красивый образ поющего жаворонка, если не провести с детьми беседу о музыкальной выразительности произведения. Слушая музыкальные произведения, дети отмечают, как композитор может посредством музыкальных звуков представлять природные явления: образ падающих листочков, завывание ветра, шум дождя, услышать в музыке пение птиц, плеск волн, значит мысленно увидеть и лес, и речку, и цветы, ощутить дуновение ветерка.
Пение является ведущим видом музыкальной деятельности в детском саду, формирующей экологическую культуру дошкольника. Как остаться равнодушным, когда дети поют песни о том, как красив наш край, о солнце, о листве – обо всем, что нас окружает. В программу музыкального воспитания входят песни о березке, красоте яблоньки, расцветающей весной, о листочках, которые падают с деревьев, отчего становится грустно. Из песен, дети начинают понимать, что все вокруг живое, что и природу, и животных и птиц, нельзя обижать, а нужно любить, защищать и помогать.
Уже в раннем возрасте дети воспринимают образы животных в игрушках, а взрослые, обыгрывая их, напевают потешки, песенки-прибаутки, считалочки, песенки-небылицы («Кисонька-Мурысонька», «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая» и т. д.)
Дети постарше с удовольствием слушают и поют песенки про животных, птиц и насекомых («Песенка про кисоньку» Б. Брянского, «В траве сидел кузнечик» Н. Носова, «Птичка» Д. Тухманова и т. д.)
Дети сопереживают зайке, который заболел («Зайка болеет» В. Сидоров, кормят зернышками птичку, поют песенки собачкам и кошечкам. Дети подражают в песенках крику и пению животных.
Из дидактических музыкальных игр они узнают, что кошка – это мама котят, а курочка – мама цыплят, как нельзя обижать своих мам, так и нельзя обижать животных.
У детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им.
В процессе занятий формируется и любовь к растительному миру. Как остаться равнодушным, когда дети поют песни о березке, красоте яблоньки, расцветающей весной, о листочках, которые падают с деревьев, отчего становится грустно, про грибочки, поясняя заодно про съедобные и несъедобные, про овощи, выращенные на своем огороде и т. д.
Дети выполняют музыкальные этюды, изображая деревья, цветы и животных, слушают и поют песни о том, как красив наш край, о солнце, о листве – обо всем, что нас окружает.
Выполняя музыкально-ритмические движения, малыши из младших групп представляют себя ежиком «Ежик» муз. Д. Кабалевского, птичкой («Птички летают» А Серова), зайчиком («Зайчики», муз. Т. Попатенко), мишкой («Медведь» Т. Попатенко), собачкой («Жучка» муз. Н. Кукловской). В программу включены и другие музыкальные миниатюры, пластические этюды, музыкально-образные движения, с помощью которых ребёнок в пластике ещё раз переживает состояние образа, знакомиться с повадками животных, птиц, насекомых, с особенностями их образа жизни (например, березка, склонившей веточки, хомячок, набивший зерном щечки, котенка, свернувшийся клубочком и др.). Музыка помогает передать эмоциональную окраску образа и ярче передать его в движении.
Одной из самых любимых детьми видов деятельности является игра на музыкальных инструментах. Импровизируя на них дети находят различные способы передачи звуков окружающей природы (голоса птиц можно озвучить на треугольнике; жужжание пчелы – обыграть на бубне; стук дятла – кастаньеты, песню соловья изобразить колокольчиком и т. д.). Благодаря этому опыту, дети смогут проявить свое творчество в музыке, создав шумовой оркестр.
Одним из средств формирования экологической и музыкальной культуры ребенка является музыкально-дидактическая игра. Игра является важным видом детской деятельности и имеет большое значение для формирования творческой личности.
Ценность музыкально-дидактических игр и музыкально-ритмических игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и вызывают у ребенка интерес, желание участвовать в ней, а также приобщают к музыке. Дидактическая игра – это игра обучающая, в ней одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. На первом плане для играющего главным мотивом становится стремление ребенка играть. ( «Кто по лесу идет?», «Три медведя», «Определи песенку», «Я здесь», «Чудесный мешочек», «Волшебный сундучок», «Сильный и частый дождик», «Угадай-ка», «К нам гости пришли», «Музыкальный домик», «Волшебный Волчек», рассказать правила игры. Музыкально-ритмические игры: «Зайчики и лисичка», «Ворон», «Теремок».
Практическая часть.
- Слушание музыки А.Вивальди «Весна» из цикла «Времена года».
Задание: прослушав музыкальное произведение нарисовать свои эмоции, картины и ассоциации.
- Шумовой оркестр.
Задание: с помощью как музыкальных так и не традиционных шумовых инструментов импровизировать под музыку Ф.Мендельсона «Весенний паводок» из цикла «Малыш у реки».
- Пластическое интонирование.
Задание: с помощью танцевальных движений показать как растет цветок под композицию П.И.Чайковского «Вальс цветов».
В результате последовательной работы в воспитании экологической культуры дошкольников посредством музыкальной деятельности мы получаем следующие результаты:
- с первых лет жизни дети учатся бережному отношению к природе, учатся через музыкальные образы любить и понимать окружающий мир;
- ребёнок осознаёт себя частью природы;
- через образы музыкальных произведений воспитывается уважительное отношение ко всему живому: насекомым, животным, растениям;
- формируются навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Музыка оказывает большое влияние на чувства взрослых и детей: учит любить, ценить, сострадать, восхищаться окружающим миром. Поэтому, чем раньше ребенок соприкоснется с музыкой, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное
Учреждение Поныровский детский сад «Ромашка»
Доклад на тему: «Воспитание экологической культуры по средствам музыки».
Подготовила: музыкальный руководитель
Анпилогова М.А
п.Поныри, 2024г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание экологической культуры дошкольников через музыкальную деятельность
Воспитание ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В нашем детском саду экологическое направление является приоритетным, поэтому формирование экологической культ...
Опыт работы по теме "Воспитание начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста"
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам жи...
Презентация.Тема «Воспитание основ экологической культуры детей раннего возраста»
Воспитание основ экологической культуры детей раннего возраста....
Сообщение из опыта работы " Воспитание экологической культуры дошкольников через музыкальную деятельность"
Экологическое воспитание дошкольников без "воспитания сердца" невозможно. На помощь прихоит музыка. Она помогает увидеть красоту природы, развивает желание оберегать её. Приобщение детей к в...
«Формирование музыкальной культуры дошкольников на музыкальных занятиях»
Как можно изучать правила поведения на музыкальных занятиях?...
Консультация для родителей "Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание"
Принципы формирования экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание....
Консультация для родителей "Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание"
Использование музыки в экологическом воспитании – даёт возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется...