Значение развития представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста.
статья

С помощью геометрических фигур проводится анализ окружающего мира, удовлетворяется потребность в том, чтобы разобраться в многообразии форм, в том, «что на что похоже». В результате происходит уподобление одного предмета другому по форме (похож на огурчик, как окошечко).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение развития представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

С помощью геометрических фигур проводится анализ окружающего мира, удовлетворяется потребность в том, чтобы разобраться в многообразии форм, в том, «что на что похоже». В результате происходит уподобление одного предмета другому по форме (похож на огурчик, как окошечко).

  • Расширяются и углубляются знания об окружающей действительности.
  • Развиваются умственные операции:

- анализ («У квадрата 4 стороны и 4 угла»);

- синтез («Если соединить 2 треугольника, получится квадрат»);

- абстрагирование («Нарисуй машину из геометрических фигур»);

- обобщение («Квадрат, прямоугольник, ромб — это четырехугольники»);

- классификация («Раздели фигуры на группы по форме»).

  • Расширяется и обогащается словарь.
  • Развивается сенсорика и мелкая моторика.
  • Способствует развитию изобразительной, трудовой, игровой, проектно - исследовательской деятельности.
  • Подготавливает к успешному овладению в школе знаниями: математики, геометрии, физики, черчения и др.
  • Развивается логическое мышление, познавательный интерес, расширяется кругозор.

В старшем дошкольном возрасте обследование геометрических фигур становится еще более подробным и детальным. Важным элементом является измерение условной меркой. Работа по развитию представлений и понятий о геометрических фигурах строится на основе сопоставления и противопоставления геометрических фигур. Модели сначала сопоставляются попарно, затем сопоставляются сразу 3-4 фигуры каждого вида, например четырехугольники. Особое значение приобретает работа по изображению и воссозданию геометрических фигур: выкладывание из палочек, полосок бумаги. На основе выявления существенных признаков геометрических фигур детей подводят к обобщающему понятию «четырехугольники». В результате определенной работы овладевают способностью переносить усвоенные знания в незнакомую ситуацию, использовать их в самостоятельной деятельности, на занятиях по конструированию.

Дети старшего дошкольного возраста учатся расчленять сложный узор на составляющие его элементы, называть их форму и пространственное положение составлять узор сложной формы из геометрических фигур одного - двух видов, различных по величине (размеру).

Наряду с практическим и непосредственным сравнением известных геометрических фигур, накладыванием и прикладыванием, широко используется как прием измерения условной меркой. Вся работа по развитию представлений и понятий о геометрических фигурах строится на сравнении и сопоставлении их моделей.

Так, знакомя детей с прямоугольником, им показывают несколько прямоугольников, разных по размерам, изготовленных из разных материалов (бумаги, картона, пластмассы). «Дети, посмотрите на эти фигуры. Это прямоугольники». При этом обращается внимание на то, что форма не зависит от размеров. Детям предлагают взять в левую руку фигуру, а указательным пальцем правой руки обвести по контуру. Дети выявляют особенности этой фигуры: попарно равны стороны, углы тоже равны. Проверяют это сгибанием, накладыванием одной на другую и измеряют условной меркой. Считают количество сторон и углов. Потом сравнивают прямоугольник с квадратом, находят сходства и отличия в этих фигурах.

У квадрата и прямоугольника по четыре угла и стороны, все углы равны между собой. Однако прямоугольник отличается тем, что у квадрата все стороны равны, а прямоугольника равны только противоположные, попарно.

Особое внимание следует уделять изображению геометрических фигур; выкладыванию из палочек, полосок бумаги. Эта работа проводится как с демонстрационным материалом, так и с раздаточным.

В старшем дошкольном возрасте у детей развивается способность переносить добытые знания в незнакомую им ранее ситуацию, использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Знания о геометрических фигурах широко используются, уточняются, закрепляются на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию. Такие занятия позволяют детям приобретать умения в делении сложного рисунка на составные элементы, а также создавать рисунки сложной формы из одного – двух видов геометрических фигур разных размеров.

Дети учатся различать и называть многоугольник (треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник), называть и показывать их элементы (стороны, углы, вершины), делить геометрические фигуры на части, сравнивать между собой, классифицировать по размеру и форме.

На протяжении дошкольного возраста детей учат обследовать простую и сложную форму предметов, придерживаясь определенной последовательности: сначала выделяют общие контуры и основную часть, потом определяют форму, пространственное положение, относительный размер других частей. Дети учатся замечать не только сходство, но и отличия формы предмета от знакомой им геометрической фигуры. Это имеет большое значение для совершенствования изобразительной и других видов самостоятельной деятельности детей.

Таким образом, значение развития представлений о геометрических фигурах у детей в старшем дошкольном возрасте обследование геометрических фигур становится еще более подробным и детальным и работа по развитию представлений и понятий о геометрических фигурах строится на основе сопоставления и противопоставления геометрических фигур.

В старшем дошкольном возрасте у детей уже приходит осознание того, что фигуры, имеющие на первый взгляд одну и ту же форму, могут отличаться. У фигур могут быть разные стороны, разные углы, количество углов так же может отличаться. Первые представления о предметах, об их нахождении в пространстве формируют геометрические представления детей.

Список используемых источников:

  1. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с. - URL: #book_page_top
  2. Фрейлах Н. И. Методика математического развития развития. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006 — 208 с: ил. — (Профессиональное образование).
  3. Фрейлах Н. И. Математика для педагогических училищ. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2008. – 144 с. – (Профессиональное образование).
  4. Сорокина О. А. Формирование представлений старших дошкольников о форме предметов и геометрических фигурах с помощью развивающих игр.
  5. Лукаш В.А. Формирование геометрических представлений детей младшего дошкольного возраста / В.А.Лукаш. – Текст: непосредственный// Молодой ученый. – 2020. - №27 (317). – С. 2034-236 – URL:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве дети накапливают еще в дошкольный период. В процессе игры и практической деятельности они манипулируют предме...

Дидактическая игра как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическте игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей. В играх с предметами дети учатся ср...

Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста является важной задачей в дошкольном образовании. предлагаю вашему вниманию обобщение опыта работы по данной теме....

Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

Цель: развивать представления детей огеометрических фигурах: круге, квадрате,треугольнике.Задачи:1.Учить детей выделять особые признаки фигур (наличие или отсутствие углов и др.)2.Познакомить де...