Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста
методическая разработка по математике по теме
Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве дети накапливают еще в дошкольный период. В процессе игры и практической деятельности они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму.
Формирование представлений о геометрических фигурах в дошкольном возрасте одна из сложных задач в интеллектуальном развитии ребенка. Предложенный материал поможет педагогам выстроить систему работы по формированию представлений о геометрических фигурах у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_predstavleniy_o_geometricheskih_figurah.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11 «Катюша» г. Воркуты
Формирование представлений
о геометрических фигурах
у детей дошкольного возраста.
старший воспитатель I кв. категории
Шарабаева Татьяна Владимировна
Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве дети накапливают еще в дошкольный период. В процессе игры и практической деятельности они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму.
Формирование представлений о геометрических фигурах в дошкольном возрасте одна из сложных задач в интеллектуальном развитии ребенка.
Программа «Детство», по которой работает наше образовательное учреждение подробно прописывает, какие геометрические фигуры дети должны знать в каждой возрастной группе. На 4-ом году жизни детей мы знакомим их с кругом, квадратом, треугольником, шаром, кубом. На 5-ом году жизни детей добавляются новые фигуры – прямоугольник, овал и цилиндр. А в старшем дошкольном возрасте знакомим детей с трапецией, ромбом и пятиугольником, даем понятие «многоугольник».
Задачи по формированию представлений о геометрических фигурах.
2 младшая группа.
- Освоение геометрических фигур и форм предметов (круглая, квадратная, треугольная), группировка их по цвету, величине, форме.
- Различение геометрических фигур и правильное называние круга, квадрата, треугольника, куба.
- Группировка и воссоздание из элементов плоских и объемных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, шар, куб).
Средняя группа.
- Различение геометрических фигур по характерным признакам (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, цилиндр).
- Обобщение геометрических фигур, предметов по форме, размеру, цвету. Выделение одновременно трех свойств геометрических фигур (форма, цвет, размер).
- Решение задач на геометрические построения и перестроения при помощи палочек. Обследование фигур, выделение их основных признаков, структуры, связей (наличие углов, вершин); умение словесно описывать фигуру.
Старшая группа.
- Преобразование геометрических фигур, воссоздание их из частей. Анализ предметов окружения, выявления сходства и различий их по сравнению с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и др.).
- Выделение сходных и отличительных признаков геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, пятиугольник, трапеция, ромб).
- Изображение отдельных элементов геометрически фигур (отрезок, точка).
- Определение формы реальных предметов, сравнение их с геометрическими фигурами.
- Составление, преобразование геометрических фигур, составление их из палочек.
Подготовительная группа.
- Зрительное распознавание и преобразование геометрических фигур, воссоздание их по представлению, описанию.
- Классификация геометрических фигур по наличию (отсутствию) признаков.
- Самостоятельное воссоздание силуэтов из геометрических фигур.
- Подбор по образцу и по названию предметов определенной формы. Преобразование геометрических фигур по условиям с использованием линейки, циркуля, шаблонов, трафаретов.
К 6-7 годам многие дошкольники правильно показывают форму предметов, имеющие форму круга, прямоугольника и т.д. Однако уровень обобщения понятий еще невысок: дети могут не узнавать знакомую им форму предмета, если сам предмет не встречался в их опыте. Ребенка приводят в замешательство непривычные соотношения сторон или углов фигур: иное, чем всегда, расположение на плоскости и даже очень большие или маленькие размеры фигур. Название фигур дети, часто смешивают или заменяют их.
Из опыта своей работы я могу сказать, что на первоначальном этапе детям трудно запоминать названия геометрических фигур и их представление. Возникла проблема, как можно помочь детям легче усваивать материал о геометрических фигурах. На помощь пришли любимые детьми сказки, но не простые, а геометрические. Так при знакомстве с треугольником я рассказываю детям сказку. В тридевятом царстве, далеком государстве жил-был король. Король был очень добрым, и звали его Круг. У короля был сын – прекрасный принц Квадрат. Жили они хорошо и дружно. Но однажды налетел ураган и унес принца в свое королевство. Король Круг кликнул клич: «Кто спасет принца Квадрата, тот получит полцарства в награду!» Согласился один из слуг. Нашел волшебного коня и тот вмиг домчал его до королевства ветров. Прошептал слуга заклинание, стена темницы раздвинулась и принц Квадрат был свободен.
- Как тебя зовут, мой спаситель?» - спросил Квадрат.
- Меня все зовут Треугольником, потому что у меня три угла – ответил слуга.
- Какой ты смелый, Треугольник – сказал Квадрат – Я приглашаю тебя жить к нам во дворец и быть мне названным братом.
После рассказывания сказки мы с детьми исследуем фигуру, проводим пальцем по сторонам и считаем углы.
А на закрепление уже известных фигур мы вместе с детьми придумываем сказку, выкладываем фигуры и с ребятами составляем сюжет. Вот какая незатейливая сказка получилась у нас. Жил был на свете Квадрат. Он жил один и поэтому был всегда грустным. Невдалеке жил Треугольник, у него не было друзей и ему было одиноко. Однажды в лесу появился Круг и стал искать себе жилье. Сначала он увидел Квадрата и поинтересовался, почему он такой грустный, Круг предложил пойти вдвоем искать жилье. На своем пути они повстречали Треугольника, и тот рассказал как ему одиноко. И тогда Круг предложил построить домик. Прыгнул Треугольник на самый верх Квадрата и получился чудесный домик. Круг стал жить в этом домике, и больше никто никогда не грустил.
А при знакомстве с многоугольником я детям рассказываю стихотворение
Треугольник и квадрат.
Жили-были два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
«Почему ты злишься, брат?»
Тот кричит ему: «Смотри:
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре».
Но Квадрат ответил: «Брат!
Я же старше, я – Квадрат».
И сказал ему нежней:
«Неизвестно, что нужней!»
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на стволы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: «Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился – был Квадратом,
А проснешься – без углов!»
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет Квадрата.
Онемел…Стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
После прослушивания стихотворения мы с детьми квадрат превращаем в многоугольник.
Такое изложение в виде сказки помогает детям легче запомнить название геометрических фигур и возможность преобразования и сочетания этих фигур.
При знакомстве с новой фигурой известные геометрические герои встречаются с фигурой, получается как бы продолжение уже знакомой детям сказки (например, прямоугольник может быть и мостом и рекой, многоугольник может быть озером, круг – солнцем, овал – облаком, лужей и т.д.).
Во время моего рассказывания дети на столе выкладывают сюжетную картину из индивидуальных наборов геометрических фигур.
Таким образом, сказочные сюжеты помогают формировать представление о геометрических фигурах.
Большое внимание в своей работе по формированию представлений о геометрических фигурах я уделяю дидактическим играм, игровым задачам. В игре можно создать такие ситуации, в которых различение формы и восприятие предмета становятся важными для ребенка. Во время игры ребенок очень легко овладевает рациональными приемами исследования формы как глазами, так и руками, при этом он не только изучает, но и активно использует эти приемы, совершенствуя их в самостоятельном использовании. В игре дети изучают геометрические фигуры, знакомятся с формой предметов – объемных и плоскостных. Игра – основное и любимое занятие детей, их работа. В игре часто сложное становится доступным. Дидактическая игра помогает познакомить с новыми геометрическими фигурами, закрепить уже пройденный материал, развить мелкую моторику во время исследования геометрической фигуры, и конечно развивает память, мышление, речь, воображение.
В дидактические игры по формированию представлений о геометрических фигурах ребенок может играть один, с друзьями и совместно с взрослыми. Понятно, что с каждой возрастной группой игры усложняются, соответственно возрасту. Но, к сожалению, игр на формирование представлений о геометрических фигурах в готовом варианте не так уж много, поэтому мною были сделаны такие игры как, игра для детей 4-го года жизни «На что похоже?» помогает различению и называнию геометрических фигур.
- «Составь квадрат» учит составлять квадрат из частей.
- «Продолжи ряд» помогает закрепить знания о геометрических фигурах, развивает логическое мышление.
Для детей средней группы предлагаются такие игры, как «Волшебные фигуры». Детям надо составить различные силуэты из геометрических фигур. Эта игра помогает закреплению названий геометрических фигур и развитию сообразительности.
- Игра «Найди лишнюю» учит находить отличие и сходство между фигурами, развивает логическое мышление.
В старшем дошкольном возрасте детям очень нравятся игры из палочек и пластилина (вместо палочек можно использовать спички или зубочистки). Эти игры помогают запомнить объемные геометрические фигуры и лучше развить пространственное мышление. Также предлагаются детям игры на развитие логического мышления, умение сравнивать и обобщать, такие как «Заполни пустые клетки», «Найди пару», «Домик для фигуры» и др.
Вашему вниманию хочу предложить игры, которые продается в готовом варианте и также способствуют формированию представлений о геометрических фигурах.
- Конструктор геометрический «Малыш-Гео» помогает закрепить знания о свойствах геометрических фигур.
- «Квадратные забавы» или «Квадраты Воскобовича». Эта игра помогает закрепить представление о геометрических фигурах и развивает воображение.
- «Чудо-головоломка» Эта игра направлена на знакомство с формами, на развитие навыков конструирования из деталей заданных геометрических фигур.
Все эти игры помогают детям познать свойства и характерные особенности геометрических фигур, увидеть их многообразие.
При систематическом использовании дидактических игр на занятиях и в свободной деятельности у детей не возникает трудностей по формированию представлений о геометрических фигурах. Дети легко ориентируются в названиях фигур и свободно могут их составлять и преобразовывать.
Для закрепления знаний о геометрических фигурах на занятиях или в свободной деятельности я использую игровые задачи, например, «Найди отличия», «Соедини фигуры одного вида по степени увеличения их размера» и т.д.
Одним из важных методических принципов изучения геометрического материала, а в данном случае формирование представлений о геометрических фигурах является связь с продуктивной деятельностью (рисованием, ручным трудом).
Занятия продуктивной деятельностью тесно связаны с формированием представлений о геометрических фигурах. Эта связь носит действенный характер. В процессе работы с материалом (бумагой, картоном, пластилином) мы моделируем геометрические фигуры и тела, познаем их свойства. Здесь главную роль играют осязание, зрительное восприятие, ощущения при движении рук (работа с ножницами). Создавая поделку или детали к ней, составляя узоры или украшения, дети сталкиваются с большим разнообразием форм.
Итак, с помощью геометрических сказок, дидактических игр, игровых задач и связи с продуктивной деятельностью идет формирование геометрических представлений о формах предмета, об их взаимном расположении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Методические приемы формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста"
Обучение детей сравнению формы предметов с геометрическими фигурами как эталонами предметной формы является важной задачей при подготовке детей к школе.. У ребенка необходимо развивать умение ви...
Дидактическая игра как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста
Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическте игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей. В играх с предметами дети учатся ср...
Формирование представлений о форме, геометрических фигурах у детей дошкольного возраста
Формирование представлений о форме, геометрических фигурах у детей дошкольного возраста ...
Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста
Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста является важной задачей в дошкольном образовании. предлагаю вашему вниманию обобщение опыта работы по данной теме....
"Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста"
Семинар- практикум для педагогов ДОУ...
Значение развития представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста.
С помощью геометрических фигур проводится анализ окружающего мира, удовлетворяется потребность в том, чтобы разобраться в многообразии форм, в том, «что на что похоже». В результате происх...
Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста
Цель: развивать представления детей огеометрических фигурах: круге, квадрате,треугольнике.Задачи:1.Учить детей выделять особые признаки фигур (наличие или отсутствие углов и др.)2.Познакомить де...