Выступление на педсовете на тему: «Речевые игры как средство развития правильной речи у дошкольников»
материал

Софронова Елена Ивановна

Выступление на педсовете на тему:

«Речевые игры как средство развития правильной речи у дошкольников»

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, при планировании и обсуждении деятельности, наблюдении на прогулке и т.д. зависит успешность ребёнка. Богатая словарным составом речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Формирование правильной речи является одной из актуальных задач дошкольного образования. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. А начинать работу над развитием речи детей надо уже с самых ранних лет.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, того, что в нём заложено и проявлено. Благодаря дидактическим играм воспитательно-образовательный процесс проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Дидактическая игра развивает речь детей, обогащает и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Несмотря на преимущества дидактических игр в развитии речи детей, они не в должной мере применяются в педагогическом процессе дошкольных учреждений.

Игра выполняет множество функций в плане развития речи:

- формирование мотивации к процессу говорения;

- воспитание внимания к речевому оформлению мыслей и волеизъявлений;

 - развитие звуковой культуры речи: артикуляционной моторики, речевого дыхания, правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, интонационной выразительности речи;

- пополнение и активизация словаря;

- совершенствование грамматического строя речи;

- закрепление навыка использования прямой и косвенной речи;

- совершенствование монологической и диалогической форм речи;

- развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики кистей и пальцев рук, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;

- усвоение способов невербального общения: мимики, пантомимы, жестов, использование их в практике общения;

- воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_ns_portal.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете на тему:

«Речевые игры как средство развития правильной речи у дошкольников»

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, при планировании и обсуждении деятельности, наблюдении на прогулке и т.д. зависит успешность ребёнка. Богатая словарным составом речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Формирование правильной речи является одной из актуальных задач дошкольного образования. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. А начинать работу над развитием речи детей надо уже с самых ранних лет.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, того, что в нём заложено и проявлено. Благодаря дидактическим играм воспитательно-образовательный процесс проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Дидактическая игра развивает речь детей, обогащает и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Несмотря на преимущества дидактических игр в развитии речи детей, они не в должной мере применяются в педагогическом процессе дошкольных учреждений.

Игра выполняет множество функций в плане развития речи:

- формирование мотивации к процессу говорения;

- воспитание внимания к речевому оформлению мыслей и волеизъявлений;

 - развитие звуковой культуры речи: артикуляционной моторики, речевого дыхания, правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, интонационной выразительности речи;

- пополнение и активизация словаря;

- совершенствование грамматического строя речи;

- закрепление навыка использования прямой и косвенной речи;

- совершенствование монологической и диалогической форм речи;

- развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики кистей и пальцев рук, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;

- усвоение способов невербального общения: мимики, пантомимы, жестов, использование их в практике общения;

- воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.

1. Игры на развитие дыхания.
Важно следить, чтобы у детей не надувались щёки, а воздух идёт через губы.
Игры «Сдуй снежинку», «Птички», «Рыбки», «Бабочки» и др. привлекают детей своей красочностью.
«Часы с маятником». Исходное положение: ноги на ширине плеч, поднятые руки сцеплены пальцами над головой. Вдох, на выдохе наклон в сторону и протяжный звук «Бомм». Повторить в другую сторону.

Основные правила выполнения гимнастики
Заниматься артикуляционной гимнастикой можно и в 2, и в 4 года. Начинать занятия можно уже с 8 месяцев. До 5 лет она работает как вспомогательная гимнастика для развития речи, а в 5 — 6 лет с ее помощью можно наладить уже возникшие недостатки звукопроизношения. Залог эффективности гимнастики — в ее регулярности. Выполнять упражнения желательно каждый день, в среднем по 6 минут. Начинают с 2 — 3 минут в день, постепенно доводя в более старшем возрасте до 10 минут на одно занятие

2. Упражнения для артикуляционной гимнастики

Предлагаем ряд упражнений, которые рекомендованы логопедами для развития звукопроизношения и развития речи ребенка.

“Окошко”. Скажите ребенку, что его ротик — это окно. Когда вы говорите “жарко”, “окошко” должно широко открыться, когда “холодно” — закрыться. Чередовать несколько раз.

“Лопатка”. Расслабить язык, чтобы он в широком положении свободно лежал на нижней губе.

“Почистим зубы”. Растянуть губы в улыбке, затем широко открыть ротик. Представить, что язык — это зубная щетка. Кончиком язычка “вычистить” с внутренней стороны нижние и верхние зубки.

“Трубадур”. Вытягивать губы вперед, сложив их в “дудочку”.

“Хронометр”. Улыбнуться, широко раскрыть рот. Представить, что язык — это стрелка часов. Поднять его вверх и водить от одного уголка рта к другому.

“Я маляр”. Представить, что кончик языка — это кисть. Гладить им небо, представляя, что красите потолок.

“Ем орехи”. Закрыть рот, кончиком языка упираться поочередно в щечки изнутри, чтобы снаружи выглядело, будто во рту круглые орехи.

3. Пальчиковые игры

«Избушка на лужочке»

Цель: Активизировать движения пальцев рук.        
Избушка на лужочке,
(Делаем «домик» из обеих рук, соединяя их подушечками пальцев и основаниями ладоней.)
Двери на замочке. (Соединяем пальцы в замок)
Ключик быстро подберём (Выполняем вращение большими пальцами обеих рук)
И избушку отопрём. (один вокруг другого, не размыкая замка.)
Отряхнём ладошки,
(Размыкаем пальцы, расслабляем ладони и лёгкими движениями встряхиваем их)
Отдохнём немножко.

«Вымыли мы ручки»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Вымыли мы ручки,
(Имитируем мытьё рук, наклоняемся и растираем руками щиколотки)
Вымыли мы ножки,
Поиграли в ладушки, (Хлопаем в ладоши)
Ладушки – ладошки!
Во дворе цыплятам
(Пальцами, собранными в щепоть, как будто крошим хлеб)
Накрошили крошек,
Поиграли снова (Хлопаем в ладоши)
В ладушки – ладошки

4. Игры на развитие общих речевых навыко

Игра «Вьюга

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ. Оборудование: сюжетная картинка «Вьюга».
Ход игры
Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу воспитателя «Вьюга начинается» тихо говорят: у-у-у..., по сигналу «Сильная вьюга» громко говорят: у-у-у по сигналу «Вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «Вьюга кончилась» замолкают. Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох вверх - дети говорят громче, плавное движение руки вниз – дети говорят тише.

Игра «Волшебное зеркало

Цель игры: развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений

Оборудование: специального оборудования не требуется
Ход игры
Дети стоят в кругу или сидят на стульчиках. Водящий подходит к одному из ребят и говорит: Ну-ка, зеркальце, смотри! Все нам верно повтори! Встану я перед тобой, Повторяй-ка все за мной! Водящий произносит любую фразу, сопровождая ее какими- либо движениями. Тот, к кому он обратился, должен точно повторить и фразу, и движение. Если ребенок допустил ошибку, он выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто все выполнит без ошибок. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз и фразовой речи детей.

Игра «Повтори за мной»

Цель игры: овладение умением подражать, проявлять выразительность речи и мимики.

Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры
В эту игру можно играть как вдвоем, так и разбившись на пары. Взрослый изображает поочередно сначала веселого, потом грустного, сердитого и удивленного человека, при этом произнося с определенной интонацией «ах-ах-ах», «ай-ай-ай», «о-го-го», «ох-ох-ох», «ой-ой-ой» и выражая эмоции мимикой. Задача ребенка — догадаться какое настроение передает взрослый, а потом попробовать повторить слова с той же интонацией.

5. Игры на развитие речевого и фонематического слуха

Игра «Кто так говорит?»

Цель игры: овладение умением отличать животных по голосам и подражать им.
Оборудование: мяч.
Ход игры
В игре может участвовать 4–5 человек. Дети встают полукругом, в центре которого становится воспитатель с мячом в руках. Он бросает мяч кому-нибудь из детей и называет любое животное. Ребенок должен поймать мяч, вспомнить, как «разговаривает» названное животное, и изобразить его. Эту же игру можно проводить и по-другому: воспитатель бросает мяч ребенку и говорит: «Покажи, как гавкает собака (или мяукает кошка)».

6. Игры на расширение словарного запаса

Игра «Что это такое?»

Цель игры: пополнение словарного запаса ребенка словами, которые обозначают предметы, их признаки и действия.
Оборудование: игрушки и различные предметы, знакомые ребенку, картинки, на которых изображены действия с предметами.
Ход игры
В эту игру можно играть вдвоем или группой. Взрослый показывает ребенку разные игрушки и предметы и задает вопросы: кто это или что это? В ответ ребенок должен назвать предмет. Потом взрослый показывает ребенку картинки и опять задает вопросы: кто это или что это? Что он (она) делает? Какого это цвета?

Игра «Разложи правильно

Цель игры: овладение умением сравнивать.
Оборудование: картинки из лото, известные ребенку, например: игрушки, посуда, мебель, одежда и т. п.
Ход игры
Взрослый показывает и называет маленькую карточку с изображением, если она подходит ребенку он берет ее себе. Игра ведется до тех пор, пока не закроются карты. Ход игры. Игру можно проводить как соревнование. В таком случае, выбираются двое детей: мальчик и девочка. Девочке нужно выбирать картинки с мужской одеждой, а мальчику – с женской.

Игра «Животные»

Цель игры: овладение умением различать диких и домашних животных.
Оборудование: карточки, на которых изображены животные, две картинки большего размера с изображениями леса и дома.
Ход игры
Взрослый раскладывает карточки перед ребенком и просит отложить картинки с домашними животными к картинке с домом, а диких — к картинке с лесом. В эту игру можно играть и с группой детей.

7. Игры на развитие слоговой структуры слов

Игра «Повтори по порядку»
Цель игры: овладение умением запоминать и повторять звуки в той последовательности, в которой он их услышал.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры
Взрослый называет ребенку в определенной последовательности 2–3 гласных звука, например, [у-и-а] или [а-о-у]. Задача ребенка заключается в том, чтобы запомнить в каком порядке произносились звуки и повторить их.

Игра «Повтори по слогам»
Цель игры: овладение умением проговаривать слова по слогам.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры
Взрослый называет ребенку слова, которые он знает и звуки в которых произносит правильно. Малыш должен повторить названные слова, соблюдая при этом деление на слоги. Например, ок-но (2 слога), кош-ка (2 слога), дом (1 слог) и т. д

8. Игры на формирование грамматического строя реч

Игра «Назови предметы»
Цель игры: овладение умением согласовывать прилагательные с существительными.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры
Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей. Игроки договариваются называть предметы одного цвета или размера, которые находятся вокруг, но не рядом. Предметы нужно называть вместе с их признаком, например, желтый цветок, зеленый мяч и т. д.

Игра «Какого это цвета»
Цель игры: овладение умением различать цвета, оттенки; согласовывать существительные и прилагательные.
Оборудование: карточки с изображением знакомых ребенку предметов и квадратиков (кружочков) разных цветов, которые соответствуют количеству предметов.
Ход игры
Картинки или квадратики взрослый распределяет между собой и ребенком поровну. После чего он называет предмет, а малыш находит квадратик подходящего цвета и вместе с взрослым проговаривает словосочетания, например, красная ягода, зеленый лист, синий мяч и т. д.

Игра «Кто что делает

Цель игры: овладение умением правильно использовать в речи глаголы 3 лица, единственного числа, настоящего времени.
Оборудование: мяч.
Ход игр

В игру можно играть как вдвоем, так и с группой детей. Игроки становятся в круг, взрослый, находящийся в его центре, бросает мяч любому ребенку и называет животное или имя. Ребенок, который поймал мяч, называет действие, которое соответствует животному или имени. Например: кошка – мяукает; собака – гавкает; Петя – играет; Света – рисует и т. п.

В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.

По выражению С. Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности». Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым.

Единство и взаимодействие проявляются по-разному в разных видах игр.

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.

Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. Недаром известный советский педагог и врач Е.А. Аркин называл их психическим витамином. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.

Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам советских людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.

Следовательно, игра является неотъемлемой частью жизни ребенка-дошкольника. И главное в этом участие родителей и воспитателей, которые могут правильно организовать игры детей, подсказать. Также было раскрыто значение игр для детей дошкольного возраста, их роль в развитии детей.

Таким образом, игровая деятельность связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Речевые игры как средство развития коммуникативной культуры у дошкольников"

Презентация освещает пробемы в речевом развитии детей, основные цели и задачи речевого воспитания....

Выступление на педсовете по теме «Речевые игры в процессе обучения детей»

Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаи...

Презентация по теме: "Речевые игры как средство развития связной речи."

Презентация по теме: "Речевые игры как средство развития связной речи."...

Методический час на тему: «Речевые игры как средство развития речи у дошкольников и профилактики нарушений звукопроизношения»

С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Ребенок с хорошо развитой речью легко ...

Выступление на педагогическом совете Тема: «Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников»

Речь - своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом.Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей....

Презентация на тему "Речевые игры как средство развития речи дошкольников"

Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности познания окружающего мира, тем акт...