План организации познавательно-исследовательской деятельности
методическая разработка (подготовительная группа)

Лапина Наталья Владимировна

Педагогом представлена методическая разработка плана на неделю организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в подготовительной к школе группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx31.2 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области  средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр»

имени 21 армии Вооруженных сил СССР  п.г.т.  Стройкерамика

муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Методическая разработка плана организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в подготовительной к школе группе

 (практический материал для педагогов)

        

                                                                                   Воспитатель: Лапина

Наталья Владимировна

                                                                         

2024 г

Тема недели: «Животный мир полярных районов Земли»

Возраст: подготовительная к школе группа

Итоговое мероприятие: Интеллектуальная викторина «Зов Арктики»

День недели

дата

НОД

Совместная деятельность

(познавательно-исследовательская деятельность)

в режимных моментах

Создание/организация развивающей

 предметно-пространственной  образовательной среды для самостоятельной деятельности детей и поддержки детской инициативы

Вовлечение семей в образовательную деятельность

Понедельник

16.01.2023 г.

Тема: «Природа Арктики и Антарктики»

1.Ознакомление с окружающим миром Тема: «Животные Северного полюса и Антарктиды»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»

Задачи:

1Познакомить детей с животными полярных районов Земли (полярным медведем, пингвином, тюленем, оленем, моржом…), систематизировать знания об этих животных; закрепить умение собирать из частей целую картинку; совершенствовать навыки классификации предметов («Познавательное развитие»).

2. Закрепить умение выделять первый звук в слове, соотносить его с буквой; обогащать словарь по теме (Арктика и Антарктика, крайний север, полярные районы, лишайник, ягель, чайки-поморники, вечная мерзлота). Активизировать словарь детей (полярный медведь, полярная сова, пингвин, тюлень, олень, морж («Речевое развитие»).

3. Совершенствовать навыки общения, приучать детей не перебивать друг друга. («Социально-коммуникативное развитие»)

Методы и приемы:

- практические: дидактические игры «Собери картинку», «Какое слово спрятано?», «Четвертый лишний» с использованием ИКТ, физминутка «Мы пингвины»;

- наглядные: рассматривание картин «Северный полюс», «Антарктида»;

- словесные: решение проблемной ситуации «Как пингвины спасаются от белых медведей?», беседа, чтение стихов о животных

Материалы и оборудование.

мультимедийное оборудование, набор букв для каждого, карточки с зашифрованными словами, д/и «Собери картинку», картины картин «Северный полюс», «Антарктида».

Логика образовательной деятельности:

(План-конспект НОД.- ГБОУ СОШ №1 СП «Детский сад «Солнышко». Конспект № 17)

Утро

- Беседа «Путешествие на Северный полюс и в Антарктиду»

Цель. Формирование знаний у детей об особенностях природных условиях Крайнего Севра и Антарктиды.

-Д/и «Найди отличия» («Северный полюс» и «Антарктида»)

Цель. Развитие внимания, наблюдательности

Прогулка 1

Наблюдение за снегирем

Задачи:

- расширять представления о перелетных птицах;

- развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

- Познавательно-исследовательская деятельность 

Рассмотреть следы птиц на снегу. По следам определить птицу.

- Д/и «Опиши, а мы отгадаем» 

Задачи: Закреплять умение словесно описывать птицу, указывая на её характерные особенности.

- Трудовая деятельность.

Предложить детям насыпать корм для птиц в кормушки.

Цель. Воспитание заботливого отношения к птицам.

Вечер

- Чтение рассказа Н. Сладкова «Во льдах»

Цель. Познакомить детей с природой Северного полюса через художественное произведение.

-Опытно-экспериментальная деятельность «Северное сияние»

Прогулка 2

- Наблюдение за ветром

Цель. Закрепить знания детей о движении воздуха.

- Познавательно-исследовательская деятельность. «Что такое поземка, метель?»

Взять в ладошку снег и подуть на него с разной силой.

 

Иллюстрации, изображающие различные полярные пейзажи, полярных животных; небольшие игрушки, изображающие полярных животных, глобус, пазлы по теме; художественная литература по теме.

художественная литература по теме,

фломастеры, бумажные полотенца, тазик с водой

- Порекомендовать образовательный маршрут в сети Интернет для дошкольников                                «Увлекательное путешествие в Арктику и Антарктику»

Вторник

17.01.2023 г.

Тема: «Животные Арктики»

ФЭМП «Умка ищет друзей»

Задачи.

1.Повторить прием сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар.

2. Закрепить представления о составе числа 8, взаимосвязи целого и частей, их схематическом изображении с помощью отрезка.

3. Развивать логическое мышление: операции анализа и синтеза пути решения логических таблиц.

Методы и приемы:

- практические: игровая ситуация, игровые упр. «Пришло письмо», «Рассели цифры в домике», «Разложи на группы»;

наглядные: рассматривание логической таблицы;

- словесные: вопросы, пояснения.

Демонстрационный материал: «письмо» из страны геометрических фигур, «домик» числа 8, цифры 1-8, геометрические фигуры: 1 большой желтый треугольник, 2 маленьких желтых круга, 4 маленьких голубых треугольников, 1 голубой маленький круг; логические таблицы.

Раздаточный: математические наборы.

Логика образовательной деятельности: Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз ступенька, два – ступенька. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Занятие 17, стр. 183

Утро

- Беседа «Какие животные живут в Арктике?

Цель. Систематизировать знания о животном мире в Арктике.

- Проблемная ситуация: «Почему белый медведь не живет в лесу»;

Цель: Закрепить знания об образе жизни белого медведя; развитие умения решать проблемные ситуации; развитие мышления, воображения.

Прогулка 1

Наблюдение

«Следы птиц на снегу»

Цель. Закреплять умение распознавать птичьи следы н снегу.

Предложить рассмотреть птичьи следы на снегу возле кормушки.

Как ы думаете, что можно узнать о птице по ее следу?

Исследовательская деятельность.

Предложить утрамбовать на небольшом участке снег и зарисовать палочкой увиденные следы птиц.

Построить из снега снежный городок.

Вечер

- Чтение рассказ Н. Сладков «Птичий базар»

Цель. Формировать представления о приспособлении птиц к суровым условиям Северного полюса.

-Опыт «Почему полярным животным не холодно в ледяной воде?»

- Индивидуальная работа с Сашей графический диктант на Игровизоре «Белый медведь»

Цель. Закреплять умение под диктовку ориентироваться на листе.

Прогулка 2

-Наблюдение «Силуэты деревьев»

Цель. Упражнять в определении деревьев по силуэтам. Учить определять дерево по цвету и поверхности коры. Воспитывать бережное отношение к деревьям.

-Исследовательская деятельность «Иней». Вынести на мороз горячую воду, подержать над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Что это?  (Иней)

Бумага для изготовления белого медведя методом оригами, кусочки пенопласта для изготовления макета Северный полюс

Д/и «Узнай чей след»,

силуэты

животных для вырезывания

- Предложить родителям найти интересные факты об одном из полярных животных и подготовить с ребенком небольшой рассказ.

Среда

18.01.2023 г.

Тема: «Животные Антарктиды»

Утро

- Проблемная ситуация «В Антарктиде потеплело»

Цель. Закрепить знания детей о животном мире Антарктики; развивать логическое мышление.

- Д/и «Четвертый лишний»

Цель. Закреплять навыки классификации.

Прогулка 1

-Наблюдение «Деревья и кустарники»

Цель. Закреплять умение отличать дерево от кустарника.

-Исследовательская деятельность «Под снегом тепло». Вынести на улицу одинаковое количество воды в 3-х бутылках и зарыть в снег на разную глубину.

- Построить из снега снежные фигуры и украсить их цветными льдинками.

Вечер

- Просмотр мультфильма «Приключение пингвиненка Лоло». 1 часть. Беседа по содержанию.

Цель. Закрепить знания детей о животных Антарктиды

- Строительная игра «Арктическая исследовательская станция»

Цель. Закреплять навыки работы с различными видам конструкторов»

Прогулка 2

Наблюдение «Закат»

Цель. Дать представление о том, как происходит смена дня и ночи.

Макет «Арктики и Антарктиды», игрушки полярных животных,

Расскраски

Цветные льдинки

Разные виды конструкторов, д/и «Разрезные картинки», пластилин

- Порекомендовать родителям провести дома с детьми опыт

Четверг

19.01.2023 г.

Тема: «Северный олень»

ФЭМП «День рождения у Лоло»

Задачи.

1.Сформировать представления об объеме (вместимости), сравнении сосудов по объему с помощью переливания.

2. Закрепить счетные умения в пределах 8, взаимосвязь целого и частей

3. Развивать пространственное мышление, навыки изменения взаимного расположения фигур для нахождения рационального решения («Крестики» Воскобович)

Методы и приемы:

- практические: игровая ситуация, игровые упр. «В каком кувшине больше воды?», «Рассади гостей Лоло», «Угощения»; «Крестики» Воскобович;

наглядные: рассматривание схемы «Крестики»;

- словесные: вопросы, пояснения.

Демонстрационный материал: 2 кувшина одинаковые по объему, один больше, цифры 1-8, геометрические фигуры, схемы к игре «Крестики».

Раздаточный: по 2 стаканчика разных по объему на 2 человека, математические наборы, «Крестики».

Логика образовательной деятельности: Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз ступенька, два – ступенька. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Занятие 18, стр. 186

Утро

- Дети делятся своими сообщениями о полярных животных, которые они подготовили дома.

Цель. Поддерживать познавательный интерес у детей.

- Презентация «Северный

олень»

Цель: показать какую пользу

приносят одомашненные

виды северных оленей

Прогулка 1

- Наблюдение «Ель и сосна»

Цель. Систематизировать знания детей о хвойных деревьях (ели и сосны), их характерных особенностях (шишки, хвоя, расположение веток, цвет коры)

Исследовательская деятельность. С помощью шишки на метеоплощадке определить влажность воздуха.

Предложить детям засыпать снегом корни деревьев.

Цель. Закрепить знания о свойстве снега; воспитывать бережное отношение к природе.

Вечер

- Чтение рассказа Н. Емельяновой, В. Челинцовой «Окся-труженица»

Цел. Познакомить детей бытом народа крайнего севера.

- Проблемная ситуация «День рождение у Лоло»

Цель: Развитие мышления, воображения, умения находить пути решения в создавшейся ситуации.

Мама пингвененка Лоло решила устроить праздник в честь дня рождения Лоло. «Гвоздем программы» должно было стать печенье разной формы. Мама обошла все магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего она сможет изготовить печенье разной формы?

Прогулка 2

- Наблюдение за снежинками

Цель. Обратить внимание на то, что снежинки разные по форме, учить сравнивать, развивать познавательную активность.

- Исследовательская деятельность. «Где быстрее тает снег?» Предложить взять немного снега на ладонь и на ладонь в варежке.

иллюстрации «Северный

олень», Восковые мелки, цветные карандаши, бумага для рисования

Сенсорная коробка «Антарктида», «сухой снег», емкости разного объема,

Цветня бумага, клей

-Предложить родителям вместе с ребенком сравнить сосуды по объему с помощью переливания.

Пятница

20.01.2023 г.

Тема: «Кто работает за полярным кругом»

Утро

- Презентация « Полярные исследователи»

Цель: познакомить детей с

профессиями людей,

работающих за Полярным

кругом; объяснить важность

их работы.

- Проблемная ситуация «Как вы думаете, почему снег красный?» (по произведению Н. Сладкова «Красный снег»)

Цель: развитие умения высказывать свои предположения, внимательно высушивать других, устанавливать причинно-следственные связи; развитие мышления, воображения.

Прогулка 1

- Наблюдение за вороной и сорокой.

Цель. Упражнять детей сравнивать сороку и ворону, находить отличительные признаки (внешний вид, голос, повадки).

-Исследовательская деятельность. Поискать на участке следы птиц. С помощью лупы определить: чьи следы?

- Лепим снежную бабу

Цель. Закрепить свойства снега.

Вечер

Интеллектуальная викторина «Зов Арктики»

Цель. Систематизация знаний у детей о животном мире полярных районов Земли.

- Индивидуальная работа.

Упражнять Машу в складывании способом оригами песца

Прогулка 2

- Наблюдение за легковым автомобилем.

Цель. Закреплять знания об автомобилях, уметь различать их по назначению.

- Д/и «Живое – неживое»

Цель. Закреплять представления о том, что растения – живые существа.

«Сухой снег», камешки, лупа, весы, компас

Д/и «Пищевая цепочка»

Цель: Способствование формированию представлений детей о животном мире. Закрепление знаний о простейших цепях питания рыб, птиц, животных; о среде их обитания. Формирование понятия, что в природе все взаимосвязано.

- Порекомендовать родителям почитать детям рассказы Г. Снегирева, Н. Сладкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

План проведения тематического контроля по теме: «Эффективность работы ДОУ по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

План проведения тематического контроля по теме:«Эффективность работы ДОУ по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»...

Методическая разработка плана организации познавательно-исследовательской деятельности

Методическая разработка плана организации познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе детского сада....

План по самообразованию "Развитие сенсорных представлений у детей дошкольного возраста (4-5 лет) посредством организации познавательно-исследовательской деятельности"

План по самообразованию "Развитие сенсорных представлений у детей дошкольного возраста (4-5 лет) посредством организации познавательно-исследовательской деятельности"...

Методическая разработка плана организации познавательно - исследовательской деятельности дошкольников

План работы с дошкольниками на неделю по познавательно - исследовательской деятельности...

Карта анализа календарного плана по организации познавательно- исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей

Карта анализа календарного плана по организации познавательно- исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей...