План организации познавательно-исследовательской деятельности
методическая разработка (подготовительная группа)
Педагогом представлена методическая разработка плана на неделю организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в подготовительной к школе группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 31.2 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр»
имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика
муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
Методическая разработка плана организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в подготовительной к школе группе
(практический материал для педагогов)
Воспитатель: Лапина
Наталья Владимировна
2024 г
Тема недели: «Животный мир полярных районов Земли»
Возраст: подготовительная к школе группа
Итоговое мероприятие: Интеллектуальная викторина «Зов Арктики»
День недели дата | НОД | Совместная деятельность (познавательно-исследовательская деятельность) в режимных моментах | Создание/организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для самостоятельной деятельности детей и поддержки детской инициативы | Вовлечение семей в образовательную деятельность |
Понедельник 16.01.2023 г. Тема: «Природа Арктики и Антарктики» | 1.Ознакомление с окружающим миром Тема: «Животные Северного полюса и Антарктиды» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие» Задачи: 1Познакомить детей с животными полярных районов Земли (полярным медведем, пингвином, тюленем, оленем, моржом…), систематизировать знания об этих животных; закрепить умение собирать из частей целую картинку; совершенствовать навыки классификации предметов («Познавательное развитие»). 2. Закрепить умение выделять первый звук в слове, соотносить его с буквой; обогащать словарь по теме (Арктика и Антарктика, крайний север, полярные районы, лишайник, ягель, чайки-поморники, вечная мерзлота). Активизировать словарь детей (полярный медведь, полярная сова, пингвин, тюлень, олень, морж («Речевое развитие»). 3. Совершенствовать навыки общения, приучать детей не перебивать друг друга. («Социально-коммуникативное развитие») Методы и приемы: - практические: дидактические игры «Собери картинку», «Какое слово спрятано?», «Четвертый лишний» с использованием ИКТ, физминутка «Мы пингвины»; - наглядные: рассматривание картин «Северный полюс», «Антарктида»; - словесные: решение проблемной ситуации «Как пингвины спасаются от белых медведей?», беседа, чтение стихов о животных Материалы и оборудование. мультимедийное оборудование, набор букв для каждого, карточки с зашифрованными словами, д/и «Собери картинку», картины картин «Северный полюс», «Антарктида». Логика образовательной деятельности: (План-конспект НОД.- ГБОУ СОШ №1 СП «Детский сад «Солнышко». Конспект № 17) | Утро - Беседа «Путешествие на Северный полюс и в Антарктиду» Цель. Формирование знаний у детей об особенностях природных условиях Крайнего Севра и Антарктиды. -Д/и «Найди отличия» («Северный полюс» и «Антарктида») Цель. Развитие внимания, наблюдательности Прогулка 1 Наблюдение за снегирем Задачи: - расширять представления о перелетных птицах; - развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы. - Познавательно-исследовательская деятельность Рассмотреть следы птиц на снегу. По следам определить птицу. - Д/и «Опиши, а мы отгадаем» Задачи: Закреплять умение словесно описывать птицу, указывая на её характерные особенности. - Трудовая деятельность. Предложить детям насыпать корм для птиц в кормушки. Цель. Воспитание заботливого отношения к птицам. Вечер - Чтение рассказа Н. Сладкова «Во льдах» Цель. Познакомить детей с природой Северного полюса через художественное произведение. -Опытно-экспериментальная деятельность «Северное сияние» Прогулка 2 - Наблюдение за ветром Цель. Закрепить знания детей о движении воздуха. - Познавательно-исследовательская деятельность. «Что такое поземка, метель?» Взять в ладошку снег и подуть на него с разной силой. |
Иллюстрации, изображающие различные полярные пейзажи, полярных животных; небольшие игрушки, изображающие полярных животных, глобус, пазлы по теме; художественная литература по теме. художественная литература по теме, фломастеры, бумажные полотенца, тазик с водой | - Порекомендовать образовательный маршрут в сети Интернет для дошкольников «Увлекательное путешествие в Арктику и Антарктику» |
Вторник 17.01.2023 г. Тема: «Животные Арктики» | ФЭМП «Умка ищет друзей» Задачи. 1.Повторить прием сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар. 2. Закрепить представления о составе числа 8, взаимосвязи целого и частей, их схематическом изображении с помощью отрезка. 3. Развивать логическое мышление: операции анализа и синтеза пути решения логических таблиц. Методы и приемы: - практические: игровая ситуация, игровые упр. «Пришло письмо», «Рассели цифры в домике», «Разложи на группы»; наглядные: рассматривание логической таблицы; - словесные: вопросы, пояснения. Демонстрационный материал: «письмо» из страны геометрических фигур, «домик» числа 8, цифры 1-8, геометрические фигуры: 1 большой желтый треугольник, 2 маленьких желтых круга, 4 маленьких голубых треугольников, 1 голубой маленький круг; логические таблицы. Раздаточный: математические наборы. Логика образовательной деятельности: Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз ступенька, два – ступенька. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Занятие 17, стр. 183 | Утро - Беседа «Какие животные живут в Арктике? Цель. Систематизировать знания о животном мире в Арктике. - Проблемная ситуация: «Почему белый медведь не живет в лесу»; Цель: Закрепить знания об образе жизни белого медведя; развитие умения решать проблемные ситуации; развитие мышления, воображения. Прогулка 1 Наблюдение «Следы птиц на снегу» Цель. Закреплять умение распознавать птичьи следы н снегу. Предложить рассмотреть птичьи следы на снегу возле кормушки. Как ы думаете, что можно узнать о птице по ее следу? Исследовательская деятельность. Предложить утрамбовать на небольшом участке снег и зарисовать палочкой увиденные следы птиц. Построить из снега снежный городок. Вечер - Чтение рассказ Н. Сладков «Птичий базар» Цель. Формировать представления о приспособлении птиц к суровым условиям Северного полюса. -Опыт «Почему полярным животным не холодно в ледяной воде?» - Индивидуальная работа с Сашей графический диктант на Игровизоре «Белый медведь» Цель. Закреплять умение под диктовку ориентироваться на листе. Прогулка 2 -Наблюдение «Силуэты деревьев» Цель. Упражнять в определении деревьев по силуэтам. Учить определять дерево по цвету и поверхности коры. Воспитывать бережное отношение к деревьям. -Исследовательская деятельность «Иней». Вынести на мороз горячую воду, подержать над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Что это? (Иней) | Бумага для изготовления белого медведя методом оригами, кусочки пенопласта для изготовления макета Северный полюс Д/и «Узнай чей след», силуэты животных для вырезывания | - Предложить родителям найти интересные факты об одном из полярных животных и подготовить с ребенком небольшой рассказ. |
Среда 18.01.2023 г. Тема: «Животные Антарктиды» | Утро - Проблемная ситуация «В Антарктиде потеплело» Цель. Закрепить знания детей о животном мире Антарктики; развивать логическое мышление. - Д/и «Четвертый лишний» Цель. Закреплять навыки классификации. Прогулка 1 -Наблюдение «Деревья и кустарники» Цель. Закреплять умение отличать дерево от кустарника. -Исследовательская деятельность «Под снегом тепло». Вынести на улицу одинаковое количество воды в 3-х бутылках и зарыть в снег на разную глубину. - Построить из снега снежные фигуры и украсить их цветными льдинками. Вечер - Просмотр мультфильма «Приключение пингвиненка Лоло». 1 часть. Беседа по содержанию. Цель. Закрепить знания детей о животных Антарктиды - Строительная игра «Арктическая исследовательская станция» Цель. Закреплять навыки работы с различными видам конструкторов» Прогулка 2 Наблюдение «Закат» Цель. Дать представление о том, как происходит смена дня и ночи. | Макет «Арктики и Антарктиды», игрушки полярных животных, Расскраски Цветные льдинки Разные виды конструкторов, д/и «Разрезные картинки», пластилин | - Порекомендовать родителям провести дома с детьми опыт | |
Четверг 19.01.2023 г. Тема: «Северный олень» | ФЭМП «День рождения у Лоло» Задачи. 1.Сформировать представления об объеме (вместимости), сравнении сосудов по объему с помощью переливания. 2. Закрепить счетные умения в пределах 8, взаимосвязь целого и частей 3. Развивать пространственное мышление, навыки изменения взаимного расположения фигур для нахождения рационального решения («Крестики» Воскобович) Методы и приемы: - практические: игровая ситуация, игровые упр. «В каком кувшине больше воды?», «Рассади гостей Лоло», «Угощения»; «Крестики» Воскобович; наглядные: рассматривание схемы «Крестики»; - словесные: вопросы, пояснения. Демонстрационный материал: 2 кувшина одинаковые по объему, один больше, цифры 1-8, геометрические фигуры, схемы к игре «Крестики». Раздаточный: по 2 стаканчика разных по объему на 2 человека, математические наборы, «Крестики». Логика образовательной деятельности: Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз ступенька, два – ступенька. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Занятие 18, стр. 186 | Утро - Дети делятся своими сообщениями о полярных животных, которые они подготовили дома. Цель. Поддерживать познавательный интерес у детей. - Презентация «Северный олень» Цель: показать какую пользу приносят одомашненные виды северных оленей Прогулка 1 - Наблюдение «Ель и сосна» Цель. Систематизировать знания детей о хвойных деревьях (ели и сосны), их характерных особенностях (шишки, хвоя, расположение веток, цвет коры) Исследовательская деятельность. С помощью шишки на метеоплощадке определить влажность воздуха. Предложить детям засыпать снегом корни деревьев. Цель. Закрепить знания о свойстве снега; воспитывать бережное отношение к природе. Вечер - Чтение рассказа Н. Емельяновой, В. Челинцовой «Окся-труженица» Цел. Познакомить детей бытом народа крайнего севера. - Проблемная ситуация «День рождение у Лоло» Цель: Развитие мышления, воображения, умения находить пути решения в создавшейся ситуации. Мама пингвененка Лоло решила устроить праздник в честь дня рождения Лоло. «Гвоздем программы» должно было стать печенье разной формы. Мама обошла все магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего она сможет изготовить печенье разной формы? Прогулка 2 - Наблюдение за снежинками Цель. Обратить внимание на то, что снежинки разные по форме, учить сравнивать, развивать познавательную активность. - Исследовательская деятельность. «Где быстрее тает снег?» Предложить взять немного снега на ладонь и на ладонь в варежке. | иллюстрации «Северный олень», Восковые мелки, цветные карандаши, бумага для рисования Сенсорная коробка «Антарктида», «сухой снег», емкости разного объема, Цветня бумага, клей | -Предложить родителям вместе с ребенком сравнить сосуды по объему с помощью переливания. |
Пятница 20.01.2023 г. Тема: «Кто работает за полярным кругом» | Утро - Презентация « Полярные исследователи» Цель: познакомить детей с профессиями людей, работающих за Полярным кругом; объяснить важность их работы. - Проблемная ситуация «Как вы думаете, почему снег красный?» (по произведению Н. Сладкова «Красный снег») Цель: развитие умения высказывать свои предположения, внимательно высушивать других, устанавливать причинно-следственные связи; развитие мышления, воображения. Прогулка 1 - Наблюдение за вороной и сорокой. Цель. Упражнять детей сравнивать сороку и ворону, находить отличительные признаки (внешний вид, голос, повадки). -Исследовательская деятельность. Поискать на участке следы птиц. С помощью лупы определить: чьи следы? - Лепим снежную бабу Цель. Закрепить свойства снега. Вечер Интеллектуальная викторина «Зов Арктики» Цель. Систематизация знаний у детей о животном мире полярных районов Земли. - Индивидуальная работа. Упражнять Машу в складывании способом оригами песца Прогулка 2 - Наблюдение за легковым автомобилем. Цель. Закреплять знания об автомобилях, уметь различать их по назначению. - Д/и «Живое – неживое» Цель. Закреплять представления о том, что растения – живые существа. | «Сухой снег», камешки, лупа, весы, компас Д/и «Пищевая цепочка» Цель: Способствование формированию представлений детей о животном мире. Закрепление знаний о простейших цепях питания рыб, птиц, животных; о среде их обитания. Формирование понятия, что в природе все взаимосвязано. | - Порекомендовать родителям почитать детям рассказы Г. Снегирева, Н. Сладкова |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
Консультация для воспитателей «Организация познавательно- исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. Организация самостоятельной поисковой деятельности дошкольников».
Как правильно организовать поисковую деятельностьдошкольников....
План проведения тематического контроля по теме: «Эффективность работы ДОУ по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
План проведения тематического контроля по теме:«Эффективность работы ДОУ по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»...
Методическая разработка плана организации познавательно-исследовательской деятельности
Методическая разработка плана организации познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе детского сада....
План по самообразованию "Развитие сенсорных представлений у детей дошкольного возраста (4-5 лет) посредством организации познавательно-исследовательской деятельности"
План по самообразованию "Развитие сенсорных представлений у детей дошкольного возраста (4-5 лет) посредством организации познавательно-исследовательской деятельности"...
Методическая разработка плана организации познавательно - исследовательской деятельности дошкольников
План работы с дошкольниками на неделю по познавательно - исследовательской деятельности...
Карта анализа календарного плана по организации познавательно- исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей
Карта анализа календарного плана по организации познавательно- исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей...