Методическая разработка плана организации познавательно - исследовательской деятельности дошкольников
методическая разработка (подготовительная группа)

План работы с дошкольниками на неделю по познавательно - исследовательской деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическое задание 8 (самостоятельное задание)

Методическая разработка плана организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

в произвольно выбранной возрастной группе детского сада.

#1048;спользуя предложенную структуру, разработайте план организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в произвольно выбранной возрастной группе детского сада.
2. Выберите тему, формы, методы организации познавательно-исследовательской деятельности в соответствии ФОП

#1055;ри разработке плана учитывайте методические основы организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, возрастные особенности детей.

формы познавательно-исследовательской деятельности

  • экспериментирование (опыты),
  • наблюдения,
  • экскурсии,
  • коллекционирование,
  • моделирование,
  • познавательно-исследовательские проекты.
  • игровые задания
  • проблемные ситуации

Тема недели: «Здравствуй зимушка, зима

Возраст: 6-7 лет

Итоговое мероприятие: форма «Выставка рисунков»

День недели

дата

Занятие

(указать

по ФЭМП и окружающий мир)

Совместная деятельность

(познавательно-исследовательская деятельность)

в режимных моментах

Создание/организация развивающей

предметно-пространственной образовательной среды для самостоятельной деятельности детей и поддержки детской инициативы

Вовлечение семей в образовательную деятельность

Понедельник

Тема «Зима пришла»

Познавательно-исследовательская деятельность. Ознакомление с окружающим миром «Как узнать зиму?».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное».

Задачи:

Формировать представления детей о зимних явлениях, об особенностях существования растений, животных зимой («Познавательное развитие»)

Обогащать и активировать словарь, совершенствовать умение отвечать на вопросы («Речевое развитие»),

Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям, желание слушать произведения художественной литературы и слушать музыку («Художественно – эстетическое развитие»). Развивать умение качественно выполнять физкультурную минутку, играть в игру малой подвижности («Физическое развитие»). Формировать умение и желание взаимодействовать с воспитателем и сверстниками («Социально – коммуникативное развитие»).

Методы и приемы:

- практические: выполнение физкультурной минутки, игра в игру малой подвижности, в дидактическую игру

- наглядные: рассматривание сюжетной картины

- словесные: слушание стихотворения «Вы узнаете зиму?», беседа

Материалы и оборудование: сюжетная картина с изображением мамы и дочки на прогулке в зимнем парке, вырезанные из бумаги снежинки, музыка – вальс Г. Свиридова «Метель».

( Г.Н. Соломатина «Занятия по развитию речи детей 6-7 лет» с 72, Т.М. Бондаренко «Организация непосредственной образовательной деятельности» с 197.)

Утро. #1041;еседа на тему «К нам пришла зима». Цель: пополнять знания детей об изменениях в окружающей природе, закреплять знания о признаках зимы, уточнять высказывания детей, развивать мышление, воспитывать наблюдательность.

2. Предложить детям разрезные картинки. Цель: закреплять умение детей подбирать части и объединять их в единое изображение, рассказывать о том, что получилось, развивать мышление, внимание, разговорную речь.

3. Разучить с детьми физкультурную минутку «Зимушка – зима». Цель: закреплять знания детей о признаках зимы, умение соотносить движения с текстом физкультурной минутки.

Прогулка 1 1. Наблюдение за снежинками. Цель: обратить внимание детей на падающие снежинки, познакомить с красотой зимней природы, развивать внимание, речь, воспитывать наблюдательность.

2. Исследовательская деятельность «Поймай снежинку». Цель: закреплять знания детей о том, что на теплых руках снежинка растает и превратится в воду.

Вечер.1. Прочитать детям рассказ М Пляцковского «Какая бывает зима». Цель: развивать интерес к художественной литературе, обращать внимание детей на выразительные средства и выражения, закреплять знания детей о признаках зимы, развивать мышление, речь.

2. Экспериментальная деятельность «Белый, но не чистый снег». Цель: закреплять знания детей о том, что снег при таянии превращается в воду, о том, что в рот снег брать нельзя, воспитывать желание участвовать в экспериментах.

Прогулка 2. 1. Продолжать наблюдение детей за падающими снежинками, летящими с неба. Цель: углублять представления о зимних явлениях, формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

2. Вместе с детьми найти объяснение поговорке: «Не то снег, что метет, а то, что сверху идет». Цель: развивать логическое мышление, умение доказывать и рассуждать.

Иллюстрации с изображением зимы, зимних признаков, разрезные картинки

Выносные игрушки

Рассказ М. Пляцковского «Какая бывает зима», прозрачные формочки для снега

Выносные игрушки

Папка - передвижка

«Зимушка – зима»

Вторник

«Зима в лесу»

Познавательно – исследовательская деятельность. ФЭМП.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Задачи:

1. Познакомить с образованием числа 13 и с новой счетной единицей – десяток.

Учить записывать число 13. Продолжать учить решать примеры, читать запись, решать логическую задачу на установление закономерностей, рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетрадях в клетку.

Формировать умение понимать учебную задачу, выполнять ее самостоятельно («Познавательное развитие»).

Формировать умение детей отвечать на заданные вопросы понятно для окружающих, полным развернутым ответом («Речевое развитие»).

Формировать умение детей пользоваться карандашами, аккуратно закрашивать и писать цифры («Художественно – эстетическое развитие»). Развивать мелкую моторику пальцев рук, умение качественно выполнять физкультурную минутку («Физическое развитие»). Формировать умение и желание взаимодействовать с воспитателем и сверстниками («Социально – коммуникативное развитие»).

Методы и приемы:

- практические: выполнение заданий в тетрадях, физкультурных минуток

- наглядные: рассматривание образца

- словесные: объяснение, напоминание, поощрение

Материалы и оборудование: тетради в клетку, рабочие тетради по математике, простой и цветные карандаши, раздаточный и демонстрационный материал.

Логика образовательной деятельности

( Е.В. Колесникова «Математика для детей 6-7 лет, № 13).

Утро.1. Беседа на тему «Прогулка в зимний лес». Цель: закреплять знания детей о сезонных изменениях в жизни лесных обитателей, повторить правила поведения на природе, развивать интерес к миру природы, обогащать словарный запас, развивать связную речь.

2. Пластические этюды. Цель: закреплять умение детей изображать тех, кого можно встретить в зимнем лесу, развивать воображение, фантазию, речь, воспитывать наблюдательность.

3. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Цель: закреплять знания детей о жизни диких животных, зимующих птицах в зимнее время, развивать мышление, речь, умение обобщать.

Прогулка 1. #1053;аблюдение за следами птиц на снегу. Цель: расширять знания детей о зимующих птицах, развивать желание подкармливать их в зимний период, воспитывать наблюдательность и любознательность.

2. Вместе с детьми сгребать снег к стволам деревьев. Цель: воспитывать желание детей оказать посильную помощь, выяснить, помнят ли дети, что снег – это зимнее одеяло.

Вечер: 1. Просмотр мультипликационного фильма «Зимняя сказка». Цель: закреплять знания детей о жизни животных в лесу, о том, что всегда нужно приходить на помощь, пополнять знания детей о том, что холодный снег есть нельзя, потому что можно заболеть.

2. Игра – эксперимент «Цветной снег». Цель: формировать умение детей участвовать в проведении опыта, видеть причинно – следственные связи, делать выводы.

Прогулка 2: #1055;родолжать наблюдение детей за следами птиц на снегу. Цель: обратить внимание детей на то, что следы разные по размеру и по форме цепочек, вспомнить названия птиц, которые могли оставить следы и то, зачем они появляются рядом с жилищем людей.

2. Опыт «Таяние и замерзание воды». Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы о том, что на голых руках лед тает быстрее, а в рукавичках медленнее, потому что рукавички разъединяют тепло рук и холод льда.

Иллюстрации и картины по теме «Зима в лесу», карточки к дидактической игре

Выносные игрушки, лопаты

Мультипликационный фильм, снег в тазу. краски

Консультация по теме

«На прогулку в зимний парк»

Среда

«Зима в городе»

Утро. 1. Беседа «Зима в моем городе». Цель: закреплять представления детей о зиме, ее приметах, воспитывать интерес к изменениям в природе в родном городе в зимний период, развивать логическое мышление, память, разговорную речь воспитывать наблюдательность.

#1069;кспериментальная деятельность «Лед и соль». Цель: развивать внимание, наблюдательность, интеллектуальные способности детей, довести до понимания то, что если соль посыпать на улицах, то они не будут такими скользкими.

Прогулка 1: 1. Наблюдение за снегом. Цель: пополнять знания детей о приметах зимы, о защитных свойствах снега (защищает землю от промерзания), развивать мышление, связную речь детей, воспитывать любознательность.

2. Экспериментальная деятельность «Защитные свойства снега». Цель: познакомить детей со свойствами снега, с тем, что чем глубже будет баночка, тем теплее будет вода, развивать мышление, речь, воспитывать любознательность и наблюдательность.

Вечер:1. Выучить с детьми физкультурную минутку «Во дворе зимой». Цель: закреплять знания детей о том, чем можно заниматься во дворе зимой, умения выполнять движения руками по тексту.

2. Экспериментальная деятельность «Можно ли воду провести в решете». Цель: формировать знания детей о разных состояниях воды, развивать мышление, речь, воспитывать наблюдательность и любознательность.

Прогулка 2: Продолжать наблюдение детей за снегом. Цель: обратить внимание детей на то, что рыхлый слой снега лучше сохраняет тепло, так как там много воздуха, поэтому снег около деревьев не нужно утаптывать, развивать мышление, речь, воспитывать заботливое отношение к деревьям.

2. Подвижная игра «Снежная баба». Цель: развивать двигательный аппарат, ловкость, умение действовать по сигналу.

Иллюстрации (фото) родного города в зимний период, кусочки льда, тарелки, соль.

Выносные игрушки, баночки с водой, лопаты

Вода, лед, решето

Выносные игрушки

Рекомендовать посетить центральную площадь города, полюбоваться подготовкой к зиме

Четверг

«Зимние явления»

Утро.1. Беседа на тему «Зима и зимние явления». Цель: закреплять знания детей о зиме и зимних явлениях, о свойствах снега, развивать логическое мышление, память, воспитывать любовь к зимним явлениям.

2. Загадывание загадок о зимних явлениях. Цель: развивать рассудительность, умение анализировать и доказывать, находить зимнее явление в иллюстрациях.

3. Экспериментальная деятельность «Куда пропал снег?». Цель: формировать исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование со снегом.

Прогулка 1:Наблюдение за метелью. Цель: пополнять знания детей о метели – зимнем явлении, обратить внимание детей на ветер, который поднимает снег в воздух, кружит и переносит с места на место, наметает из него сугробы.

#1042;месте с детьми найти объяснение пословице: «Метель летит, крутит, на весь мир ворчит». Цель: развивать у детей логическое мышление, разговорную речь, наблюдательность.

Вечер: Прочитать стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Цель: закреплять знания детей о зимнем явлении – вьюге, о том, то во время вьюги ничего не видно, что это непредсказуемость природной стихии.

2. Экспериментальная деятельность «Тонет ли снег». Цель: формировать исследовательский и познавательный интерес, умение детей в ходе экспериментирования определять свойства снега, делать вывод.

Прогулка 2: 1. Продолжать наблюдение за метелью. Цель: обратить внимание детей на то, стала ли метель тише, предложить прислушаться к завыванию ветра во время метели, развивать разговорную речь, воспитывать наблюдательность.

2. Экспериментальная деятельность «Высота сугробов». Цель: продолжать формировать исследовательский и познавательный интерес, умение детей в ходе экспериментирования определять высоту сугробов, которые намела метель, делать вывод, где выше и почему.

Иллюстрации с изображением зимних явлений, тарелка со снегом.

Выносные игрушки

Стихотворение А. Пушкина «Зимнее утро», снег в тарелках, вода в стаканах

Выносные игрушки, линейки

Предложить посмотреть с ребенком мультипликационный фильм «Снежная королева»

Пятница

«Зимние забавы»

Утро: 1. Беседа с опорой на сюжетные картинки «Зимние забавы». Цель: закреплять знания детей о том, чем можно заниматься зимой, развивать мышление, разговорную речь, воспитывать интерес к окружающему миру.

2. Экспериментальная деятельность «Снежные игрушки». Цель: закреплять свойства снега, стимулировать поиск решения практической задачи.

2. Прогулка 1: Наблюдение за движением солнца. Цель: формировать элементарные представления об изменениях положения Земли относительно солнца, развивать разговорную речь, память, внимание, воспитывать наблюдательность.

#1069;кспериментальная деятельность «Слепи снежок». Цель: подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха (пластичность зависит от влажности, а влажность – от температуры воздуха), что в морозный день слепить снежок не получится.

Вечер: 1. Формирование представлений о человеке в истории и культуре «Катание с гор в древности». Цель: формировать представление детей о том, что всегда люди любили зимние развлечения, развивать внимание, мышление, воспитывать любознательность (И.В. Мулько «Развитие представлений о человек в истории и культуре»)

2. Сюжетно – ролевая игра «На катке». Цель: помочь в развитии сюжета, закреплять умение самостоятельно готовить атрибуты, воспитывать доброжелательные взаимоотношения.

Прогулка 2: 1. Наблюдение за работой дворника. Цель: обратить внимание детей на то, как старательно дворник убирает снег, посыпает дорожки песком, чтобы всем было удобно ходить, воспитывать уважительное отношение к труду дворника.

#1047;имняя забава «Мы - ловкие и быстрые». Цель: развивать коммуникативные навыки детей при катании друг друга на санках.

Сюжетные картинки. Снег в тазу, формочки из песочного набора, совочки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Творческая разработка

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессеорганизации познавательно-исследовательской деятельности дошкольниковТворческая разработка...

методическая разработка на тему: Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста с объектами неживой природы»

В системе дошкольного образования есть замечательный вид детской деятельности – элементарная поисковая деятельность. Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и...

Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности детей в детском саду

Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности детей  в детском саду...

Статья. Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддерка детской инициативы, формирование познавательной активности.

Публикация статьи в сборнике Серовского педагогического колледжа на тему: «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддержка детской инициативы и ф...

План проведения тематического контроля по теме: «Эффективность работы ДОУ по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

План проведения тематического контроля по теме:«Эффективность работы ДОУ по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»...

СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ «МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»

Правильное питание наших детей – залог их драгоценного здоровья, именно от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья взрослого, поэтому главная за...

Методическая разработка плана организации познавательно-исследовательской деятельности

Методическая разработка плана организации познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе детского сада....