Формирование двигательных навыков у детей с расстройством аутистического спектра
консультация

Боболович Ирина Александровна

Формирование двигательных навыков у детей

с расстройством аутистического спектра

Занятия физическими упражнениями необходимы каждому из нас. Они заряжают нас энергией, помогают успокоиться, улучшают сон, стабилизируют состояние организма, расширяют наши возможности и делают нас сильнее. Большинство из нас не занимаются физическими упражнениями.

Показано, что аэробная физическая активность способствует улучшению концентрации внимания и учебного поведения у детей с аутизмом. Аэробная физическая активность оказывает положительный эффект на способность контролировать многие типы нежелательного поведения, характерные для детей с аутизмом. У детей с расстройством аутистического спектра существует взаимосвязь между развитием навыков: моторных, речевых и навыков социального взаимодействия — и академической успеваемостью. Нужно отметить, что использование аэробных физических упражнений в работе с детьми способствует уменьшению непродуктивного, агрессивного, стереотипного, самоповреждающего, разрушительного, а также полевого поведения. Детям необходимо движение, чтобы удовлетворять их потребности в сенсорных ощущениях, помочь им поддерживать здоровый вес тела и вести подвижный образ жизни. Движение необходимо им и для того, чтобы иметь дополнительную возможность взаимодействовать с окружающими. Привлечь детей с РАС к занятиям физическими упражнениями, как и к любой другой новой деятельности, может быть чрезвычайно сложным делом. Однако подобные ситуации можно преодолеть, если оттолкнуться от мотивации ребенка или его актуальных интересов.

Так же у детей с аутизмом задерживается формирование навыков как крупной, так и мелкой моторики, навыков бытовой адаптации, освоение обычных, необходимых для жизни действий с предметами. В развитии основных движений у таких детей следует отметить тяжёлую порывистую походку, импульсивный бег с особым ритмом, со стереотипными перемещениями, застыванием, с широким размахом рук, ходьбой на цыпочках. Движения детей могут быть вялы или, напротив, напряжённо скованны, механистичны, с отсутствием пластичности, действия рук и ног плохо скоординированы. Недостаточная координация движений присутствует и в прыжках, что проявляется в невозможности одновременного отталкивания двумя ногами. Для детей также трудными являются упражнения, связанные с сохранением равновесия и с пространственной ориентировкой.

Своеобразие двигательной сферы детей с аутизмом заключается в обилии стереотипных движений: раскачиваний, однообразных поворотов головы, ритмичных сгибаний и разгибаний пальцев рук, в кружениях, беге по кругу, машущих движениях пальцами или кистями. Ещё одна сложность у детей с аутизмом - проблемы с имитацией. Так как при занятиях спортом требуется наблюдение и копирование действий другого человека. А для аутистов, сосредоточить внимание и повторить действия - большая проблема.

Занятия, направленные на развитие физической активности ребенка с РАС, должны строиться из следующих упражнений:

1. Упражнения на коррекцию и развитие общей и мелкой моторики, активизацию межполушарного взаимодействия (пальчиковые игры, игры с различными фактурными поверхностями).

2. Упражнения, включающие лазания, залезания, перелезания, ползания различными способами (можно использовать различные спортивные модули, комплексы, либо выстроить полосу препятствий из подручных материалов с учетом техники безопасности).

3. Упражнения на освоение телесного и окружающего пространства (задания можно выполнять в различных исходных положениях).

В конце занятия, а также между заданиями и упражнениями необходимо использовать самомассаж и дыхательные упражнения. Возможно использование на занятии музыкального сопровождения

Детей с аутизмом сначала рекомендуется обучать восприятию и воспроизведению движений в пространстве собственного тела – начиная с движений головой, руками, кистями и пальцами рук, а затем переходя к движениям туловищем и ногами.

Когда мы начнём устанавливать регулярный режим тренировок, крайне важно придерживаться определённой структуры занятий. Что бы помочь ребёнку в достижении успеха на занятиях можно разработать визуальную поддержку. Так же будет полезно, если ребёнок будет видеть на вашем примере, как выполнять то или иное упражнение или вид деятельности.

Для того что бы ребёнок мог достичь поставленных вами целей, необходимо правильно организовать пространство для тренировок. Скорее всего вам понадобятся некоторые или даже все из перечисленных вещей: таймеры (секундомер, таймер обратного отсчёта, песочные часы), маркерные доски, визуальные расписания, наглядные схемы упражнений, сенсорные игрушки, планшеты «сначала-потом», музыка

Очень важно иметь в наличии как можно больше вспомогательных средств поддержки для ребёнка, поскольку в момент раздражения или избыточной стимуляции такие средства будут полезны для того, чтобы ребёнок сумел завершить упражнение или комплекс упражнений.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование двигательных навыков у детей

с расстройством аутистического спектра

Занятия физическими упражнениями необходимы каждому из нас. Они заряжают нас энергией, помогают успокоиться, улучшают сон, стабилизируют состояние организма, расширяют наши возможности и делают нас сильнее. Большинство из нас не занимаются физическими упражнениями.

Показано, что аэробная физическая активность способствует улучшению концентрации внимания и учебного поведения у детей с аутизмом. Аэробная физическая активность оказывает положительный эффект на способность контролировать многие типы нежелательного поведения, характерные для детей с аутизмом. У детей с расстройством аутистического спектра существует взаимосвязь между развитием навыков: моторных, речевых и навыков социального взаимодействия — и академической успеваемостью. Нужно отметить, что использование аэробных физических упражнений в работе с детьми способствует уменьшению непродуктивного, агрессивного, стереотипного, самоповреждающего, разрушительного, а также полевого поведения. Детям необходимо движение, чтобы удовлетворять их потребности в сенсорных ощущениях, помочь им поддерживать здоровый вес тела и вести подвижный образ жизни. Движение необходимо им и для того, чтобы иметь дополнительную возможность взаимодействовать с окружающими. Привлечь детей с РАС к занятиям физическими упражнениями, как и к любой другой новой деятельности, может быть чрезвычайно сложным делом. Однако подобные ситуации можно преодолеть, если оттолкнуться от мотивации ребенка или его актуальных интересов.

Так же у детей с аутизмом задерживается формирование навыков как крупной, так и мелкой моторики, навыков бытовой адаптации, освоение обычных, необходимых для жизни действий с предметами. В развитии основных движений у таких детей следует отметить тяжёлую порывистую походку, импульсивный бег с особым ритмом, со стереотипными перемещениями, застыванием, с широким размахом рук, ходьбой на цыпочках. Движения детей могут быть вялы или, напротив, напряжённо скованны, механистичны, с отсутствием пластичности, действия рук и ног плохо скоординированы. Недостаточная координация движений присутствует и в прыжках, что проявляется в невозможности одновременного отталкивания двумя ногами. Для детей также трудными являются упражнения, связанные с сохранением равновесия и с пространственной ориентировкой.

Своеобразие двигательной сферы детей с аутизмом заключается в обилии стереотипных движений: раскачиваний, однообразных поворотов головы, ритмичных сгибаний и разгибаний пальцев рук, в кружениях, беге по кругу, машущих движениях пальцами или кистями. Ещё одна сложность у детей с аутизмом - проблемы с имитацией. Так как при занятиях спортом требуется наблюдение и копирование действий другого человека. А для аутистов, сосредоточить внимание и повторить действия - большая проблема.

Занятия, направленные на развитие физической активности ребенка с РАС, должны строиться из следующих упражнений:

  1. Упражнения на коррекцию и развитие общей и мелкой моторики, активизацию межполушарного взаимодействия (пальчиковые игры, игры с различными фактурными поверхностями).
  2. Упражнения, включающие лазания, залезания, перелезания, ползания различными способами (можно использовать различные спортивные модули, комплексы, либо выстроить полосу препятствий из подручных материалов с учетом техники безопасности).
  3. Упражнения на освоение телесного и окружающего пространства (задания можно выполнять в различных исходных положениях).

В конце занятия, а также между заданиями и упражнениями необходимо использовать самомассаж и дыхательные упражнения. Возможно использование на занятии музыкального сопровождения

Детей с аутизмом сначала рекомендуется обучать восприятию и воспроизведению движений в пространстве собственного тела – начиная с движений головой, руками, кистями и пальцами рук, а затем переходя к движениям туловищем и ногами.

Когда мы начнём устанавливать регулярный режим тренировок, крайне важно придерживаться определённой структуры занятий. Что бы помочь ребёнку в достижении успеха на занятиях можно разработать визуальную поддержку. Так же будет полезно, если ребёнок будет видеть на вашем примере, как выполнять то или иное упражнение или вид деятельности.

Для того что бы ребёнок мог достичь поставленных вами целей, необходимо правильно организовать пространство для тренировок. Скорее всего вам понадобятся некоторые или даже все из перечисленных вещей: таймеры (секундомер, таймер обратного отсчёта, песочные часы), маркерные доски, визуальные расписания, наглядные схемы упражнений, сенсорные игрушки, планшеты «сначала-потом», музыка

Очень важно иметь в наличии как можно больше вспомогательных средств поддержки для ребёнка, поскольку в момент раздражения или избыточной стимуляции такие средства будут полезны для того, чтобы ребёнок сумел завершить упражнение или комплекс упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации работы по развитию речевых навыков у детей с расстройством аутистического спектра в условиях детского сада.

Педагоги-дефектологи,учителя логопеды в ходе своей работы нередко встречаются с детьми, которые не используют активную речь как средством общения....

Система оценки коммуникативных умений и навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

В материале представлен материал по оценке развития коммуникативных умений и навыков у детей с расстройствами аутистического спектра...

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра.

Источник: Касаткин В.Н., Хаустов А.В. Опыт организации работы специализированного центра для детей с расстройствами аутистического спектра // Детский аутизм: исследования и практика....

Формирование навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

Формирование навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков у детей с аутизмом – одна из необходимых составляющих социальной адаптации. Овладение навыками самообслуживания является важн...

Консультация "Формирование социально-бытовых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра"

Консультация знакомит с  особенностями формирования социально-бытовых навыков у детей с РАС. Также перечислены уровни помощи и раскрыты этапы формирования некоторых навыков....

Картотека игр-занятий по формированию и развитию коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

Картотека подготовлена по учебно-методическому пособию Хаустова А.В. «Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра». Учебно-методическое пособи...

Консультация для родителей: "Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)"

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) является важным аспектом их развития. Эти навыки необходимы для полноценного взаимодействия с окружающими и у...