Консультация "Формирование социально-бытовых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра"
консультация
Консультация знакомит с особенностями формирования социально-бытовых навыков у детей с РАС. Также перечислены уровни помощи и раскрыты этапы формирования некоторых навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_sotsialno-bytovyh_navykov_u_detey_s_ras.docx | 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование социально-бытовых навыков
у детей с расстройствами аутистического спектра.
Учитель-дефектолог Макарова О.В.
Ребёнок овладевает социально-бытовыми навыками и элементарными бытовыми умениями, наблюдая за поведением родных и других окружающих его людей в повседневной жизни, подражая им и действуя путем проб и ошибок.
Дети с расстройствами аутистического спектра воспринимают мир иначе, чем другие люди, поэтому у них возникают сложности с освоением простых элементарных действий, производимых в быту, которые без проблем осваивают их сверстники
Детям с расстройствами аутистического спектра требуются специально организованные условия обучения и многократное, совместное со взрослым «проигрывание» повседневных социальных и бытовых ситуаций. Важно организовать ситуацию успеха, не спешить с усложнением задачи, обеспечить поддержку и постепенное предоставление самостоятельности, чтобы у него возникло ощущение безопасности и уверенности в собственных силах. Приобретая определённые умения и навыки, детям с расстройствами аутистического спектра необходимо как можно чаще пользоваться ими для их сохранения – иначе может возникнуть деавтоматизация.
Обучение ребенка с РАС усвоению социально-бытовых навыков следует начинать с полной физической помощи взрослого – «рука в руке».
Уровни помощи взрослого при формировании у ребенка с расстройством аутистического спектра социально-бытовых навыков:
∙ совместные действия взрослого и ребенка – «рука в руке», которые нужно сопровождать пошаговой инструкцией или комментарием действий;
∙ частичная помощь действием (заключительное действие ребенок выполняет самостоятельно);
∙ ребенок выполняет действие под контролем взрослого;
∙ ребенок выполняет действие самостоятельно, опираясь на пошаговую речевую инструкцию взрослого;
∙ ребенок выполняет действие самостоятельно, по программе действий, выведенной на наглядный уровень (например, при надевании одежды – все предметы должны лежать в заданной последовательности или ребенку предлагают предметные схемы действий);
∙ ребенок выполняет действие в полном объёме самостоятельно.
Этапы формирования некоторых навыков с использованием
физической помощи взрослого.
Навык | Этапы |
Повторять все пункты до окончания процесса, сопровождая каждое действие словесным комментарием (кратким и чётким). Постепенно сокращайте свою помощь. Всегда поощряйте ребенка. | |
1. Умение пользоваться ложкой. | 1. Встаньте за спиной ребёнка, вложите ложку в руку ребёнка, а другую руку положите сбоку от тарелки. |
2.Умение пользоваться вилкой | 1. Встаньте за спиной ребенка, вложите вилку в руку ребенка. 2. Держите руку ребенка с вилкой своей рукой. 3. Наколите кусочек пищи на острые зубчики вилки. 4. Поднесите вилку с наколотым кусочком в рот ребенка и дайте ему возможность есть пищу. 5. Опустите вилку в тарелку и дайте ребенку возможность проглотить пищу. |
3. Умение пользоваться ножом. | Подобрать подходящий (легкий, неострый, удобный для намазывания). в правой - нож. |
4. Умение мыть руки. | 1. Встаньте позади ребёнка и возьмите своими руками его руки. 9. Закройте кран. |
Одновременно с формированием социально-бытовых навыков педагоги и родители ребенка с расстройством аутистического спектра проводят работу по развитию внимания, памяти, речи, мышления, коммуникативных навыков, организуют работу по коррекции нежелательного поведения.
Формирование и закрепление социально-бытовых навыков происходит постепенно, изо дня в день, повторяя одни и те же рутинные дела. При этом важно не количество затраченного времени на повторение определённого навыка, а регулярностью повторяющейся деятельности, то есть приобретение ребёнком практического выполнения данного навыка. Повторяя одну и ту же череду дел каждый день, ребенок сможет запомнить их последовательность. Обучающий постепенно займёт роль наблюдающего и должен постепенно снижать количество подсказок, сводя их до минимума. Важно, чтобы сформированный навык был функционально востребован.
Для успешного формирования и закрепления социально-бытовых навыков необходимо:
• соблюдать чёткий режим дня;
• рационально организовывать окружающую обстановку;
• осуществлять постоянное руководство взрослыми, включающее: личный пример взрослых; показ, объяснение, пояснение, поощрение детей во время процесса обучения; закрепление навыков при проведении упражнений в действиях, игровых приёмов; постоянный повтор выученных действий; проведение беседы и консультаций для семьи ребенка, обучение родителей выполнению ребёнком алгоритмов действий. Отработкой навыка является его перенос в реальную жизнь. Навыки следует закреплять постоянно и в разных условиях – дома, в образовательной организации, в гостях и пр.
Также важно проговаривать со всеми людьми с кем встречается ребенок во дворе, детском саду, с родственниками о тех проблемах, с которыми они могут столкнуться при взаимодействии с ребёнком это позволит избежать негативных эмоций с обеих сторон. Сформированные санитарно-гигиенические навыки являются основой успешной адаптации ребенка с расстройством аутистического спектра в обществе.
Литература.
- Формирование социально-бытовых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра: Методические рекомендации/Авт.-сост. О.Ф. Богатая, 2019. – Сургут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации работы по развитию речевых навыков у детей с расстройством аутистического спектра в условиях детского сада.
Педагоги-дефектологи,учителя логопеды в ходе своей работы нередко встречаются с детьми, которые не используют активную речь как средством общения....
Система оценки коммуникативных умений и навыков у детей с расстройствами аутистического спектра
В материале представлен материал по оценке развития коммуникативных умений и навыков у детей с расстройствами аутистического спектра...
Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра.
Источник: Касаткин В.Н., Хаустов А.В. Опыт организации работы специализированного центра для детей с расстройствами аутистического спектра // Детский аутизм: исследования и практика....
Формирование навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра
Формирование навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков у детей с аутизмом – одна из необходимых составляющих социальной адаптации. Овладение навыками самообслуживания является важн...
Картотека игр-занятий по формированию и развитию коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра
Картотека подготовлена по учебно-методическому пособию Хаустова А.В. «Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра». Учебно-методическое пособи...
Формирование двигательных навыков у детей с расстройством аутистического спектра
Формирование двигательных навыков у детей с расстройством аутистического спектраЗанятия физическими упражнениями необходимы каждому из нас. Они заряжают нас энергией, помогают успокоиться, улучшают со...
Консультация для родителей: "Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)"
Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) является важным аспектом их развития. Эти навыки необходимы для полноценного взаимодействия с окружающими и у...