Исследовательски-творческий проект «Читаем вместе» в старшей группе
проект (старшая группа)
Исследовательски-творческий проект «Читаем вместе»
в старшей группе
(приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок)
Вид проекта: исследовательски-творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год)
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Охватываемые образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность проекта:
Вряд ли кто-то возьмётся оспаривать утверждение, что сегодня становится всё меньше условий для воспитания любви к чтению художественной литературы. По данным Роспечати, в современной России читают мистическую литературу, любовные романы, детективы и мелодрамы; поэзия и серьёзная художественная литература практически не вызывают интереса. Утрата статуса самой читающей страны, отказ от чтения как способа освоения общечеловеческих смыслов и ценностей, отношение к чтению как форме потребления - все эти факты настолько очевидны, что не нуждаются в особых доказательствах. Определенно, приобщение к художественной литературе, необходимо начинать с детства.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе - усвоения языка.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый.
Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда. Тот, кто читает, много знает. Если ребенок понимает содержание прочитанного, значит, он думает, анализирует, рассуждает.
Цель проекта: развивать устойчивый интерес к художественной литературе.
Задачи проекта:
- познакомить с историей создания сказок;
- развивать у детей умение слушать;
- умение познавать;
- умение сравнивать, сопоставлять;
- умение мыслить словами;
- связную речь;
- мышление;
- внимание;
- память;
- воображение;
- отзывчивость и сопереживание;
- пользоваться интерактивным оборудованием;
- воспитывать любовь к сказкам;
- бережное отношение к книгам.
I этап. Организационный.
Цель этапа: Определение проблемы и разработка перспективного плана реализации проекта
Содержание этапа:
1.Анализ работы по художественно-этетическому развитию.
2.Анализ программных требований по разделу «Художественно-эстетическое развитие» - чтение художественной литературы с детьми старшего дошкольного возраста.
3.Анкетирование родителей «Как часто вы читаете детям книги. Есть ли у вас дома библиотека?».
4.Подбор литературы, методических рекомендаций.
II этап. Этап реализации проекта.
Перспективный план работы с детьми и родителями
Сентябрь
| 1. Опрос детей по темам «Моя любимая сказка» и «Мой любимый сказочный герой» 2. Встреча родительского клуба по теме «Чтение художественной литературы дома» 3. Выступление на педсовете с целью привлечь педагогов сада и воспитанников их групп к проекту. 4. Просмотр с детьми книг со сказками в группе. Беседа на тему «Бережное хранение книг». Проведение игры «Книжкина больница». 5.Знакомство с творчеством писателя С.Я.Маршака 6. Участие во всероссийской литературной викторине «По сказкам Маршака» 7. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД) 8. Индивидуальные презентации о посещении спектакля-сказки |
Октябрь | 1. Знакомство с историей создания сказок «Тетушкой рассказчицей» 2. Компьютерная презентация «Музей русских сказок в Москве» 3. Инсценировка сказки «Теремок» 4.Чтение сказок: русские народные «Теремок»и «Волк и лиса», «Заяц и еж» Братьев Гримм, «Маленькая Баба Яга» О. Пройслера. 5.Утренняя гимнастика и образовательная деятельность с героями (по неделям): Мышь, Лиса, Баба Яга, Еж 6. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД) 7. Индивидуальные презентации о посещении спектакля-сказки |
Ноябрь | 1. Встреча родительского клуба по теме «Роль сказок в жизни ребенка» 2. Литературная гостиная «Творчество Александра Пушкина» 3. Мастер-класс по мыловарению «Рукавичка» 4. Чтение сказок: русская народная «Заяц хвастун», украинская народная «Рукавичка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне» А. Пушкина 5. Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Заяц, Медведь, Царевна, Богатырь Гвидон. 6. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД) 7. Индивидуальные презентации о посещении спектакля-сказки |
Декабрь | 1. Знакомство с книгоиздательством – компьютерная презентация «Производство книг» 2. Компьютерная презентация «Музей «Поляна сказок»» 3. Инсценировка сказки «Три поросенка» 4. «Литературный зонтик» – просмотр мультфильмов по произведениям детских писателей 5. Чтение сказок: русские народные «Репка», «Заюшкина избушка», английская сказка «Три поросенка», «Дюймовочка» Х.-К. Андерсена 6. Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Бабка, Заяц, Поросенок, Дюймовочка 7. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД) 8. Индивидуальные презентации о посещении спектакля-сказки |
Январь | 1. Литературная гостиная «Творчество А. Линдгрен» 2. КВН с родителями «Мои любимые сказки» 3. Мастер-класс по мыловарению «Маша и медведь» 4. Чтение сказок: русская народная «Лисичка-сестричка и волк», «Маша и медведь», «Карлсон, который живет на крыше» и «Принцесса, не желающая играть в куклы» А. Линдгрен 5. Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Волк, Маша, Карлсон, Принцесса 6. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД) 7. Индивидуальные презентации о посещении спектакля-сказки |
Февраль | 1. Компьютерная презентация «Музей сказок Астрид Линдгрен» 2. Физкультурный досуг «Путешествие по сказкам» (совместно с физинструктором) 3. Инсценировка сказки «Царевна-лягушка» 4. Изготовление «Книжек-малышек со сказками» 5. Чтение сказок: русские народные «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», «Кот, петух и лиса», «Колобок» 6. Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Аленушка, Лягушка, Петух, Колобок 7. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД) 8. Индивидуальные презентации о посещении спектакля-сказки |
Март | 1. Литературная гостиная «Творчество Петра Ершова» 2. Мастер-класс по мыловарению «Перо Жар-птицы» 3. Проведение конкурса и оформление выставки совместного рисунка детей и родителей «Мой любимый сказочный герой» 4. Конкурс чтецов. 5. Чтение сказок: русские народные «Волк и семеро козлят», «По-щучьему велению», «Кощей бессмертный», «Конек-горбунок» П. Ершова 6. Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Волк, Емеля, Кощей, Иван 7. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД) 8. Индивидуальные презентации о посещении спектакля-сказки |
Апрель | 1. Литературная гостиная «Творчество Шарля Перро» 2. Инсценировка сказки «Красная шапочка» с участием родителей 3. Тематический день в детском саду «Международный день детской книги». (2 апреля) 4. Чтение сказок: русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко», «Золушка», «Красная шапочка», «Кот в сапогах» Ш. Перро 5. Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Петух, Золушка, Красная шапочка, Кот 6. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД) 7. Индивидуальные презентации о посещении спектакля-сказки |
Май | 1. Награждение победителей конкурса рисунков «Мой любимый сказочный герой» 2. Презентация проекта для родителей 3. Итоговое мероприятие – проект с использованием интерактивной доски «Путешествие по сказкам» 4. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД) 5. Индивидуальные презентации о посещении спектакля-сказки |
III этап. Контрольно-оценочный.
Содержание этапа:
1.Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОО по ознакомлению старших дошкольников с художественной литературой;
2.Открытие мини-музея «Моя любимая книга»
3.Оформление библиотеки в группе;
4.Выставка детских рисунков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chitaem_vmeste_v_starshey_gruppe.docx | 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательски-творческий проект «Читаем вместе»
в старшей группе
(приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок)
Вид проекта: исследовательски-творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год)
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Охватываемые образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность проекта:
Вряд ли кто-то возьмётся оспаривать утверждение, что сегодня становится всё меньше условий для воспитания любви к чтению художественной литературы. По данным Роспечати, в современной России читают мистическую литературу, любовные романы, детективы и мелодрамы; поэзия и серьёзная художественная литература практически не вызывают интереса. Утрата статуса самой читающей страны, отказ от чтения как способа освоения общечеловеческих смыслов и ценностей, отношение к чтению как форме потребления - все эти факты настолько очевидны, что не нуждаются в особых доказательствах. Определенно, приобщение к художественной литературе, необходимо начинать с детства.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе - усвоения языка.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый.
Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда. Тот, кто читает, много знает. Если ребенок понимает содержание прочитанного, значит, он думает, анализирует, рассуждает.
Цель проекта: развивать устойчивый интерес к художественной литературе.
Задачи проекта:
- познакомить с историей создания сказок;
- развивать у детей умение слушать;
- умение познавать;
- умение сравнивать, сопоставлять;
- умение мыслить словами;
- связную речь;
- мышление;
- внимание;
- память;
- воображение;
- отзывчивость и сопереживание;
- пользоваться интерактивным оборудованием;
- воспитывать любовь к сказкам;
- бережное отношение к книгам.
I этап. Организационный.
Цель этапа: Определение проблемы и разработка перспективного плана реализации проекта
Содержание этапа:
1.Анализ работы по художественно-этетическому развитию.
2.Анализ программных требований по разделу «Художественно-эстетическое развитие» - чтение художественной литературы с детьми старшего дошкольного возраста.
3.Анкетирование родителей «Как часто вы читаете детям книги. Есть ли у вас дома библиотека?».
4.Подбор литературы, методических рекомендаций.
II этап. Этап реализации проекта.
Перспективный план работы с детьми и родителями
Сентябрь
| 1. Опрос детей по темам «Моя любимая сказка» и «Мой любимый сказочный герой» 2. Встреча родительского клуба по теме «Чтение художественной литературы дома» 3. Выступление на педсовете с целью привлечь педагогов сада и воспитанников их групп к проекту. 4. Просмотр с детьми книг со сказками в группе. Беседа на тему «Бережное хранение книг». Проведение игры «Книжкина больница». 5.Знакомство с творчеством писателя С.Я.Маршака 6. Участие во всероссийской литературной викторине «По сказкам Маршака» 7. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД) 8. Индивидуальные презентации о посещении спектакля-сказки |
Октябрь | 1. Знакомство с историей создания сказок «Тетушкой рассказчицей» 2. Компьютерная презентация «Музей русских сказок в Москве» 3. Инсценировка сказки «Теремок» 4.Чтение сказок: русские народные «Теремок»и «Волк и лиса», «Заяц и еж» Братьев Гримм, «Маленькая Баба Яга» О. Пройслера. 5.Утренняя гимнастика и образовательная деятельность с героями (по неделям): Мышь, Лиса, Баба Яга, Еж 6. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД) 7. Индивидуальные презентации о посещении спектакля-сказки |
Ноябрь | 1. Встреча родительского клуба по теме «Роль сказок в жизни ребенка» 2. Литературная гостиная «Творчество Александра Пушкина» 3. Мастер-класс по мыловарению «Рукавичка» 4. Чтение сказок: русская народная «Заяц хвастун», украинская народная «Рукавичка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне» А. Пушкина 5. Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Заяц, Медведь, Царевна, Богатырь Гвидон. 6. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД) 7. Индивидуальные презентации о посещении спектакля-сказки |
Декабрь | 1. Знакомство с книгоиздательством – компьютерная презентация «Производство книг» 2. Компьютерная презентация «Музей «Поляна сказок»» 3. Инсценировка сказки «Три поросенка» 4. «Литературный зонтик» – просмотр мультфильмов по произведениям детских писателей 5. Чтение сказок: русские народные «Репка», «Заюшкина избушка», английская сказка «Три поросенка», «Дюймовочка» Х.-К. Андерсена 6. Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Бабка, Заяц, Поросенок, Дюймовочка 7. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД) 8. Индивидуальные презентации о посещении спектакля-сказки |
Январь | 1. Литературная гостиная «Творчество А. Линдгрен» 2. КВН с родителями «Мои любимые сказки» 3. Мастер-класс по мыловарению «Маша и медведь» 4. Чтение сказок: русская народная «Лисичка-сестричка и волк», «Маша и медведь», «Карлсон, который живет на крыше» и «Принцесса, не желающая играть в куклы» А. Линдгрен 5. Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Волк, Маша, Карлсон, Принцесса 6. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД) 7. Индивидуальные презентации о посещении спектакля-сказки |
Февраль | 1. Компьютерная презентация «Музей сказок Астрид Линдгрен» 2. Физкультурный досуг «Путешествие по сказкам» (совместно с физинструктором) 3. Инсценировка сказки «Царевна-лягушка» 4. Изготовление «Книжек-малышек со сказками» 5. Чтение сказок: русские народные «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», «Кот, петух и лиса», «Колобок» 6. Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Аленушка, Лягушка, Петух, Колобок 7. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД) 8. Индивидуальные презентации о посещении спектакля-сказки |
Март | 1. Литературная гостиная «Творчество Петра Ершова» 2. Мастер-класс по мыловарению «Перо Жар-птицы» 3. Проведение конкурса и оформление выставки совместного рисунка детей и родителей «Мой любимый сказочный герой» 4. Конкурс чтецов. 5. Чтение сказок: русские народные «Волк и семеро козлят», «По-щучьему велению», «Кощей бессмертный», «Конек-горбунок» П. Ершова 6. Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Волк, Емеля, Кощей, Иван 7. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД) 8. Индивидуальные презентации о посещении спектакля-сказки |
Апрель | 1. Литературная гостиная «Творчество Шарля Перро» 2. Инсценировка сказки «Красная шапочка» с участием родителей 3. Тематический день в детском саду «Международный день детской книги». (2 апреля) 4. Чтение сказок: русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко», «Золушка», «Красная шапочка», «Кот в сапогах» Ш. Перро 5. Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Петух, Золушка, Красная шапочка, Кот 6. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД) 7. Индивидуальные презентации о посещении спектакля-сказки |
Май | 1. Награждение победителей конкурса рисунков «Мой любимый сказочный герой» 2. Презентация проекта для родителей 3. Итоговое мероприятие – проект с использованием интерактивной доски «Путешествие по сказкам» 4. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД) 5. Индивидуальные презентации о посещении спектакля-сказки |
III этап. Контрольно-оценочный.
Содержание этапа:
1.Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОО по ознакомлению старших дошкольников с художественной литературой;
2.Открытие мини-музея «Моя любимая книга»
3.Оформление библиотеки в группе;
4.Выставка детских рисунков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательско - творческий проект « Вода-сокровище природы» в средней группе
Вид проекта:исследовательско – творческий.Продолжительность: средней длительности (ноябрь – февраль)Автор проекта: воспитатель Ветряк Н.В.Участники прое...
Исследовательский творческий краткосрочный проект «Волшебница-вода» в средней группе
Исследовательский творческий краткосрочный проект «Волшебница-вода»Составители: воспитатель первой квалификационной категории Туманова Л.И.Участники проекта: воспитатели группы, дети средней...
Исследовательски-творческий проект ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема: «Вода в доме»
Исследовательски - творческий проэкт...
Отчет о реализации проекта «Читаем всей семьей» в старшей группе
Особое значение для читательской судьбы ребенка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за...
Информационный, исследовательский творческий, среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста. "Я помню, я горжусь!"
Георгиевская лента — это не просто кусок ткани, который можно привязывать везде. Это символ, олицетворяющий подвиг русского воина на полях сражений, в кровавых рукопашных схватках, ...
Исследовательско-творческий проект «Покровская ярмарка» Для детей старшей группы
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"20216637","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"666","width":"1016"}}]]...
Познавательно-исследовательский творческий проект "Превращение гусеницы в бабочку". Старшая группа 5-6лет
Гусеницы всегда казались мне весьма неприятными существами. Как-то раз, я услышала по телевизору, что «противные гусеницы» превращаются в красивейших бабочек. Я очень удивился этому. Ведь ...